Направления позитивистской философии.

Тема 7. Неклассическая философия.

Общие черты и основные направления неклассической философии.

Экзистенциализм

Основные направления позитивизма.

Прагматизм

1.

Общие черты неклассической философии

Переосмысление ценностных установок классической философии, вызванное социально-экономическими и культурными изменениями, произошедшими в обществе.

    2. Смена причинности и детерминизма вероятностью и случайностью под влиянием второй научной революции в конце XIX века («Кризис физики», квантовая физика, теория вероятности, математическая логика, информатика, синергетика).

    3. Отношения философии с наукой определяет либо сциентизм – возвышение роли и значения науки, либо критика, отрицание её роли (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм и постмодернизм) – неклассический тип философии.

Основные направления неклассической философии

· философия жизни;

· экзистенциализм;

· позитивизм;

· прагматизм,

· герменевтика,

· структурализм,

· постмодернизм.

 

2.

Экзистенция – индивидуальное человеческое существование.

    Экзистенциализм (лат. existential – существование) – «философия существования».

Основная черта экзистенциализма – обращенность к отдельной личности, возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Основное внимание экзистенциалисты уделяли таким состояниям и чувствам человека как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п. Страх – это отношение человека с миром: страх перед возмездием за содеянное, страх за собственное несовершенство, боязнь греха и ощущение его неизбежности. Отчаяние – это отношение человека с самим собой, это состояние внутреннего неприятия себя, состояние вины.

    Одним из основателей экзистенциализма был немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969 гг.). «Психология мировоззрений» - первая публикация по философии экзистенциализма в Германии. Из более ранних философских идей Ясперса наибольшую известность приобрела идея о пограничных ситуациях. В особых, критических ситуациях, любой человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность своей экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое отсутствие этого смысла. Человечество в ХХ веке оказывается в пограничной ситуации – на грани атомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы, или перед угрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс видит выход из этих ситуаций в гуманистическом сотрудничестве людей всех национальностей и религиозных верований.

Для пояснения своих идей Ясперс использует понятия философская вера и понятием философская коммуникация. Философская вера – это вера людей в свои возможности, это источник энергии, помогающий человеку работать ради повсеместного распространения нравственных ценностей. Философская коммуникация – это движение к взаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через выделение в них нравственной общедуховной стороны.

Еще один основоположник экзистенциализма – немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.). Хайдеггер различал два предмета философии – целостное бытие и человеческое существование.

Знаменитый афоризм Декарта «мыслю, следовательно, существую», Хайдеггер перевернул по-своему, поставив на первое место существование: «Существую, следовательно, мыслю». Даже не зная, что значит быть, человек может сказать «Я есть».

Экзистенцию Хайдеггер осмысливает как «выход за пределы себя». Человек – единственное существо, осознающее свою конечность. Человек всегда «забегает вперед», проектирует самого себя. Человек осознает свое бытие как «бытие-к-смерти». Экзистенциальный страх рождает «решимость» воплотить уникальную ситуацию собственной «конечности» в уникальность сознательно проектируемой жизни.Хайдеггер считает, что лишь разрыв с надеждой обостряет осознание неповторимости времени жизни и вызывает чувство ответственности за себя.

    Основной предмет размышлений французского философа-экзистенциалиста Жана Поля Сартра(1905-1980 гг.) – «бытие человеческой реальности». Бытие «в себе», внешний мир противостоит человеческому существованию, бытию «для себя». Внешний мир представляется сознанию как нечто абсолютно бессмысленное, случайное. Осознание ограниченности собственного существования рождает мечту «в себе для себя» бытия. Человек стремится стать Богом, разрушив темницу своего «для себя» существования, изменив мир. Но это бесполезная надежда, вечное поражение стремящегося стать Богом, преодолеть собственную ограниченность человека.

Человеческая экзистенция – это серия выборов-проектов, человек постоянно проектирует себя. Тем самым он полностью отвечает за свои поступки.

    Альбер Камю(1913-1960 гг.) вводит понятие «абсурд существования», обращаясь к образу Сизифа, занятого бесполезным трудом – вкатыванием камня на гору, который затем летит вниз. В жизни нет духовной цели, а стало быть, она нелогична, абсурдна.

«Абсурд» имеет два значения: разлад человека с миром и «чувство абсурда» (Камю называет его «ясным сознанием»). Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, в мире нет смысла, который человек может «извлечь» из него. Решение вопроса о смысле нашего существования зависит только от наших собственных устремлений.

Ни растворение в мире, ни игнорирование его не решают проблему человеческого существования. Наоборот, «не согласие» с ним, борьба и всеобщая ответственность позволяют удержать человеческое начало в мире. Самоубийство как добровольный уход из жизни есть «затмение ясности», примирение с абсурдом.

Бунт как «борьба интеллекта с превосходящей его реальностью» утверждает человеческую индивидуальность, утверждает свободу, равенство и достоинство каждого. Камю обосновывает необходимость перманентного бунта, вырастающего из стремления людей к порядку и гармонии.

 

Направления позитивистской философии.

 

    Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – это направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин «позитивизм» введен французским социологом и философом О. Контом.

Особенности позитивизма:

1) высокая оценка науки, которая считается главным источником знания;

 2) критика классической философии, отвержение ее проблем и понятий;

3) в гносеологии – приверженность сенсуализму и эмпиризму;

4) разработка методологии для всех наук;

5) религиозный критицизм, теория «двух истин» (научное и теологическое знание).

Выделяют три стадии позитивизма:

    1) Первая, начальная стадия XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Джон Стюарт Милль). Философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации познания, способов выявления общих для всех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

    2) Вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Рихард Авенариус, Эрнст Мах. Ал-др Богданов и др.), оформилась в конце XIX – начале XX в.; Задача философии - в установлении принципов упорядочивания явлений, «опыта» в сознании исследователя. Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи). Принцип наименьшей траты сил («экономии мышления» по Маху) – основной принцип, которым должна руководствоваться философия.

    3) Третья стадия – логический позитивизм, или неопозитивизм – возникает в начале XX в. и существует в наши дни. (Бертран Рассел (1872-1970 гг.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.), члены так называемого «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк) и др. Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. Однако логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

    Опыт – совокупность фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа «это – красное»), – является единой эмпирической основой науки. Если мы можем сравнить предложение с эмпирическими данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, значит, научно.

    Принцип верификации– критерий науки, согласно которому суждение должно «поддаваться проверке», чтобы быть принятым в качестве научного.

    Принцип редукционизма сведение науки к проверяемому на опыте знанию.

    Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд, Стивет Эделстон Тулмин и др.). Отсутствует редукционизм, признается автономное существование теоретического знания. Эмпирический базис науки теряет свою безусловность, поскольку не существует «протокольных предложений», абсолютно «чистых» от всех человеческих ожиданий, оценок.

    Философия получает в постпозитивизме право на существование как элемент теоретического знания, существующего автономно по отношению к эмпирическому. Привлечение внимания к взаимодействию философии с постоянно меняющимся массивом научных знаний, «открытость» постпозитивизма, способность ассимилировать самые разнообразные элементы культуры есть свидетельство принадлежности постпозитивизма к «постклассическому мышлению».

        

4.

    Прагматизм(греч. pragma – действие, практика) – основным критерием оценки познания и культуры является соответствие их жизненной практике, опыту.

    Прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения проблем, которые встают перед людьми в жизни.

Основатель Чарльз Сандерс Пирс(1839-1814 гг.), предложил совершенно новый тип философского мышления. Человеческое действие рассматривается как основная форма жизнедеятельности человека, сознательная и целесообразная. Он не рассматривает деятельность в ее отношении к объективной реальности, а переносит все внимание на чисто внутренние, психологические процессы.

Пирс выдвинул принцип «прагматическую максиму» - «Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практической значение». Другими словами, Пирс ставит определение понятий в прямую зависимость от процесса и результатов практического взаимодействия с предметами познания.

Рассуждая в контексте прагматической максимы, Пирс выражает отрицательное отношение к применению чисто логических методов для решения проблемы получения нового знания. Он называет свой метод абдукцией или догадкой. Пытаясь показать, что движением к истине во многом руководит инстинкт, он пишет: «если сознание человека развивалось под влиянием естественных законов, то следует предположить, что оно обладает естественным светом, или светом природы, или внутренним зрением, обуславливающими правильность или приблизительную правильность наших догадок об этих законах». Таким образом, об истине, согласно его взглядам, можно и «догадаться».

В центре философии Уильяма Джеймса (1842-1910 гг.) – личность с ее переживаниями, интересами и заботами. Он выдвинул концепцию«радикального эмпиризма», согласно которой опыт и реальность составляют одно и тоже. Джеймс рассматривал прагматизм как некоторый метод и как особую теорию истины.

Джон Дьюи (1859-1952 гг.). выделял две стороны опыта: с одной стороны, опыт – это многообразные отношения человека с природой, с другой стороны, есть социальный опыт выражающийся в морально-политическом аспекте. Опыт охватывает всю человеческую жизнь и деятельность. Он назвал свою философию «радикальным эмпиризмом» в том смысле, что опыт для него является универсальным и включает в себя чувственный опыт, сверхчувственный (спиритический), религиозный и моральный.

Основные черты прагматизма

1) Прагматизм отождествляет окружающую человека реальность с «опытом», который не сводится к чувственным восприятиям, а понимается как «все, что переживается в опыте». Опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач.

2) Знание рассматривается не как отражение или воспроизведение действительности в мысли некоторой объективной ситуации (реальности), но как умение действовать в той или иной ситуации. Мышление рассматривается как средство приспособления человека к среде с целью успешного действия.

3) Понимание истины состоит в отождествлении ее с успехом, с полезностью идей, теорий и пр. Истина полезна не вообще, а для решения данной конкретной ситуации. Удовлетворение, доставляемое ею, не есть личное удовлетворение того или иного лица, но удовлетворение требований самой проблемы.

4) Познание изменяет существование самого предмета. Это означает, как показал, например, Дьюи, что в результате процесса познания или исследования сам предмет познания претерпевает существенные изменения. До исследования была только проблема, после - новая реальность.

Т.о. прагматизм не дает ответов на философские вопросы, он – лишь метод познания действительности, готовый впитывать все продуктивные идеи, помогающие достижению личного, а из этого и общественного процветания. В этом его пластичность и ценность. Прагматизм повлиял на все дальнейшее развитие американской философии.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема 7. Современная западная философия ХХ столетия.

1.Общие черты и основные направления западной философии.

2.Философия жизни и экзистенциализм (Анри Бергсон, Карл Ясперс, Жан – Поль Сартр, Альберт Камю)

3. Основные направления позитивизма.

4. Американский прагматизм

5. Герменевтика

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

 

1. Философия А. Шопенгауэра. - Горбачев

2. Философские идеи Ф. Ницше. – Горбачев

3. Философия жизни Анри Бергсона – Горбачев

4. Философия культуры Освальда Шпенглера - Горбачев

5. С. Кьеркегор – три формы человеческого существования. - Кохановский

6. Критический рационализм К. Поппера и Т. Куна Горбачев

7. Фрейдизм – Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер- Горбачев Кохановский

8. Неофрейдизм – Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Карл Густав Юнг- Горбачев Кохановскийлл

 

Литература

1. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: «Курсив», 1998. – 336с. – С. 82-112

2. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736с. – С. 237-269

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!