ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



1. Немецкая классическая философия – основные черты и характеристика эпохи

2. Субъективный идеализм И. Фихте

3. Объективный идеализм Ф. Шеллинга

4. Предпосылки формирования философии марксизма

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: «Курсив», 1998. – 336с. – С. 172-236

2. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736с. – С. 216-258; 291-308.

3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.) - 1995 – Электронный ресурс – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/index.shtml или  http://filosof.historic.ru

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ

1.

    НКФ представляет собой влиятельное течение философской мысли. Сюда относятся: И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Л.А.Фейербах. Философия 17 века, являясь эпохой становления философии нового времени, была представлена эмпиризмом, рационализмом, просвещением, но исключала идеализм. НКФ 18-19 веков при всем разнообразии философских концепций взяла за основу модель философского подхода к миру, именуемую идеализмом. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Представители Немецкой классической философии пошли вслед за французскими просветителями 18 века, провозгласившими человека господином природы и духа. Утверждали могущество разума и одновременно выражали социально-экономическую, политическую и духовную атмосферу, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающийся буржуазии на различные компромиссы, желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

 

Характерные черты Немецкой классической философии:

1. Особое внимание уделяется пониманию роли философии в истории человечества и в развитии мировой культуры. Философия призвана быть критической совестью культуры, душой культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3. Все представители Немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских идей.

4. Немецкая классическая философия разработала целостную картину диалектики.

5. Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытку осмыслить человеческую деятельность.

 

2.

    Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) на протяжении всей своей философской деятельности выступал с работами социально-исторического и этического характера, в которых излагалась, как он сам это определял, практическая философия. В них прямо определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе. Однако в условиях нараставшего выявления и усиливавшейся критики положений кантовской теоретической философии Фихте пришел к выводу о необходимости ее существенной переработки с целью адекватного теоретического обоснования возможности эффективного практического действования. Он отказывается от кантовского дуализма рассудка и разума, свободы и необходимости, сознания и «вещи в себе», и становится на позицию идеализма. Фихте пришел к мысли, что с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира, и потому революционное преобразование социальных отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим обусловленность этого существования человеческим сознанием. Он стремится устранить идею предметов самих по себе и вывести все содержание сознания из деятельности нашего «Я». Речь идет о «чистом», общечеловеческом «Я».

     Если кантовский анализ мышления направлялся на такие его проявления, как математические, естественнонаучные и философские теории, то внимание Фихте направлено, прежде всего, на живой процесс индивидуального мышления, обращенного на самые обыденные вещи окружающего мира. Фихте придавал кардинальное значение осознаваемому при этом факту, что мышление, являющееся субъективной деятельностью, может делать своими объектами также собственные акты. Необоснованно стирая грань между такого рода объектами и объектами как внешними вещами, Фихте утверждал, что ему удалось показать «очевидность» перехода мыслительной субъективности в принципиально любую объективность и что это именно переход мышления в бытие. В действительности же Фихте идеалистически сводил бытие к мышлению и только за счет произведенной дезобъективации бытия создавал видимость его порождения мышлением субъекта. По словам Фихте, человеку противостоит мир – «Я» противостоит «не-Я». «Не-Я» существует не субстанционально, не само по себе, но лишь в той мере и тогда, когда «Я» бездействует. Признание первичности деятельности субъекта является доминантой наукоучения Фихте. «Я» должно в конце концов понять, что произведенное им «не-Я», то есть объект, есть продукт его собственной деятельности; когда мы мыслим, то при этом творим себе свой собственный мир.

    Фихте считает, что воображаемое сознанием событие и реально существующее – это одинаково реальные события. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя – отсюда определение действительности: то, что отрывает человека от самого себя. Получается два ряда действительности: одна создает сама себя (реальность), другая возникает в результате творческого акта сознания.

    Средоточием интересов Фихте была этика. Для мыслителя природа, объект есть всего лишь средства для реализации целей, заложенных в нравственном сознании. Человек как разумное существо должен сам себя определять. Чтобы «Я» оставалось самими собой, оно должно видоизменить воздействующее на него «не-Я». Процесс согласования неизменно разумного «Я» с миром чувственного Фихте называет культурой. В культуре нет ничего, что было бы просто дано: все есть результат деятельности субъекта. Разумное «Я» осуществляет посредством «не-Я» свою цель – движение к «высшему человеку», вокруг которого облагораживаются души. «В Я, – пишет Фихте, – лежит верное ручательство, что от него будут распространяться в бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет, что одновременно с подвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной. Все, что теперь еще бесформенно и беспорядочно, разрешится через человека в прекраснейший порядок, а то, что теперь уже гармонично, будет, согласно законам, доселе еще не развитым, становиться все гармоничнее. Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него самое тление будет строить и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни».

    Особое место в концепции Фихте занимает искусство, художественная деятельность. Согласно мыслителю, наука развивает разум, мораль – сердце, а искусство – всего человека. И если философ достигает высших потенций духа сознательной работой собственной мысли, то художник находится на их вершинах совершенно бессознательно. Точка зрения Фихте послужила обоснованием романтической концепции творческой субъективности художника, наделенного даром претворять хаос в космос, организовывать, формировать действительность, а, следовательно, пристрастия, вкусы, идеалы большинства.

 

3.

    Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) стал посредствующим звеном между Фихте и Гегелем. Его взгляды на протяжении жизни претерпевали постоянную эволюцию. В философской эволюции Шеллинга выделяют несколько периодов: период «философии природы», трансцендентальный идеализм, философию тождества и философию откровения.

    Поскольку по Шеллингу сознание есть продукт развития природы, то для него природа – ступень, предшествующая духу (в отличие от Канта и Фихте, у которых природа противостоит человеку). Для Шеллинга природа – единый организм, целостность которого обосновывается с помощью «мировой души», характерного для неоплатонической философской традиции. Природа – динамическое единство противоположностей, развивающееся по определенным ступеням, на одной из которых появляется человек, наделенный сознанием.

    Шеллинг исследует проблему: как субъективное становится объективным, как сознание становится объектом, который существует вне субъекта, и с которым согласуются действия субъекта. Поскольку акт, порождающий сознание, является бессознательным, постольку зависимость сознательной жизни от бессознательной дает начало теоретическому процессу познания: ощущение – логическое мышление – разум, постигающий предмет целостно в акте интеллектуальной интуиции.

    Практический и теоретический разум встречаются у Шеллинга в «Я» художника, создающего эстетическую реальность – мир, в котором уравновешены влечения мышления и влечения воли. Само произведение искусства есть воплощение гармонии. Оно всегда содержит больше того, что художник намеревался сказать, поэтому само произведение приобретает характер «чуда», которое «даже однажды совершившись, должно было бы уверить нас в абсолютной реальности высшего бытия». Из этой особенности гения-художника Шеллинг выводит отличительное свойство произведений искусства – «бесконечность бессознательности». Искусство для Шеллинга становится первоосновой и завершением мировой жизни, а эстетика – не только заверением философии, но и вершиной знания вообще. Т.о., у Шеллинга развивается «эстетический» идеализм. Учение Шеллинга стало фундаментом романтических и неоромантических теорий XIX-XX вв.

    По Шеллингу объективное и субъективное слиты в Абсолюте. То, что в Абсолюте тождественно, в мире вещей, напротив, множественно, раздельно. Целесообразное развитие Абсолюта на одном полюсе дает материю, на другом – истину познания. Поскольку целое, Единое возникает раньше своих частей, постольку абсолютное тождество предшествует природе и мыслящему сознанию. Мир – совпадение идеи и явления, истины и красоты.

    Построения Шеллинга завершаются «Философией откровения», где он наряду с историко-критическим анализом религии все более уходит в мистику как «особый опыт», недоступный разуму.

4.

    В середине XIX века немецкая классическая философия подвергается критике, в новых исторических условиях формируется неклассическая философия, которая складывается как реакция на ограниченность классики. Примером критического отношения к классике не разрушающего его является философия марксизма.

Предпосылки возникновения марксизма:

    1) Исторические предпосылки.

    а) Исторические условия: быстрый рост капиталистического производства, как следствие резкое обострение противоречий капитализма (кризис перепроизводства), как следствие обострение классовой борьбы (восстание коллегий ткачей и луддитов).

    б) Особое место Германии, отсталая страна, с двойной эксплуатацией: буржуазной и феодальной.

    в) Специфическое положение немецкого пролетариата. Более организованы. Более образованы. Более развиты и единственно заинтересованы в революции.

    г) Рост активности выступлений пролетариата носящий пока стихийный характер, как следствие нуждающийся в теории.

    2) Естественнонаучные предпосылки.

Великие научные открытия XIX века: закон сохранения и превращение энергии (Джоуль Ленца), теория клеточного строения живого вещества, эволюционна теория (Дарвин). Новые научные открытия, как следствие новая научная картина мира, как следствие новая философская картина мира.

    3) Теоретические предпосылки.

    а) Вся предшествующая философия.

    б) Диалектический метод Гегеля.

    в) Метафизический материализм Фейербаха. На этих основах возникает новое философское учение, философия марксизма.

Основные положения философии марксизма:

1) Новое понимание человека и его место в мире, а именно человек как субъект истории, активно творческая личность, единство биологического и социального (возможны искажения). Отсюда биологизаторство и социологизаторство в понимании человека.

2) Материалистическое понимание истории, а именно общественное бытие определяет общественное сознание, возможны нарушения равновесия, когда бытие подчиняет себе сознание, отсюда недооценка духовности.

3) Используя Гегелевское учение о диалектике, Маркс распространяет его на понимание природы, а также общества и мышления. В результате складывается диалектический материализм и материалистическая диалектика.

4) Марксизм предлагает новое понимание соотношение философии и частных наук, а именно их отношение есть единство и имманентное взаимодействие. Нарушение этого принципа приводит к подчиненным отношениям.

5) Создание научной теории–практики, что завершает теорию познания. Таким образом марксизм как учение становится не просто распространенным, а распространенным в соотношении с религией(по влиятельности и привлекательности, его можно сравнить с христианством).

 

Основой жизни Фейербах считал взаимосвязь организма со средой, а потому нельзя разрывать органическую и неорганическую природу, отрывать сознание от материи. Фейербах, однако, признает во взаимодействиях людей чувственно-эмоциональную основу. Эгоизм естественен, но человек не может быть счастлив в одиночку. Из этого следует, что человек реализует все способности сообща, из этого же происходит потребность в общении, в любви. Именно любовь, считает Фейербах, объединяет людей, делает их счастливыми. Любовь – это отношение к человеку как к высшей ценности. Вот почему он предлагает заменить традиционную религию религией любви, в любви человек становится свободным и уподобляется Богу.

    Фейербах по существу наметил контуры нового стиля философствования, но в своей аргументации безнадежно отстал от поставленных им же самим проблем. Человек у Фейербаха уже вошел в тот трагический круг, из которого нет выхода: вера, любовь, долг. Фейербах открыл философию как сферу личностного знания, как бесконечный поиск смысла, как искание Бога, но сам «опознал» свое открытие как возвращение к природной цельности человека.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!