Рецензия имеет следующие содержательные элементы :

Лекция № 5. Рецензия. Речевая структура рецензии.

Рецензия – просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-то. Жанр, получивший это      название, – обозначает критический анализ, оценку отражения действительности в произведениях    литературы, искусства и науки.

       Рецензия - это жанр аналитической журналистики, так как предметом исследования является внешняя и внутренняя наполненность любого произведения интеллектуально-творческого труда.

Цель рецензии - создать у аудитории четкое представление о рецензируемом объекте в рамках параметров, лежащих в основе анализа. Параметры: тема, содержание, исполнение, проблематика. Л.Е. Кройчик в пособии "Основы творческой деятельности журналиста" говорит о том, что всего 3-4% информации об искусстве и культуре находит отклик у читателя. Однако каждое общественно-политическое или развлекательное СМИ имеет раздел, в котором помещаются рецензии на различные события культурной жизни общества.

       Качество рецензий зависит от типа издания. С возросшим количеством рецензий качество распределяется неравномерно. Предмет рецензий: выдающиеся спектакли, книги, фильмы (скандальные). Рецензия должна преследовать цель - рассказать о действительно социально- значимом явлении культуры и искусства, а также помочь аудитории разобраться в нем.

Чтобы ясно и чётко объяснить суть произведения искусства, рецензент должен быть экспертом в выбранной области. Публицист обязан глубоко изучить произведение, учитывая принципы и правила, которыми руководствовался автор произведения. Публицист должен владеть различными методами анализа, синтеза, диахронического (исторического) и синхронического сравнения. Он должен свободно владеть языком (терминологией) рецензируемого произведения, но писать так, чтобы текст был понятен широкой аудитории. Исключения составляют профессиональные специализированные журналы.

       Помимо выбора объекта рецензии, журналист обязан увидеть в нем нечто новое и актуальное для читателя. Такое произведение может стать центром дальнейших дискуссий в обществе. Пересказ не должен быть главной темой. Нужно исследовать идею, проблему и качество её реализации.

Задачи рецензии:

• Выбрать наиболее заметное событие из области искусства и культуры.

• Глубоко изучить выбранную тему.

• Избегать обычного пересказа, уметь анализировать его в контексте культурных изменений и современном контек

• Использовать язык, доступный для целевой аудитории.

Рецензия в современных жанровых теориях причисляется или к литературно-критическим жанр (Н.Ф. Бельчиков, А.Г. Бочаров, Т.А. Курышева и др.), или к жанрам журналистики (В.М. Горохов, Л.Е.                     Кройчик, Т.Н. Прохорова, А.А. Тертычный и М.С. Черепахов др.). Исследователи указывают, что      специфика рецензии как жанра журналистики заключается в следующем: рецензия нацелена на            отраженную, уже запечатленную в произведении действительность; обязательным элементом жанра является отзыв, базирующийся на оценке, которая в свою очередь предопределяет способы       аргументации и стилистику текста; рецензия имеет подвижные жанровые границы, что способствует включению в текст рецензии иножанровых элементов (интервью, аналитическая корреспонденция, портрет, зарисовка, очерк, репортаж, обозрение, обзор, эссе).

Рецензия – это не вторичный жанр, а вторичный текст, то есть «текст, созданный на базе   другого текста и сохраняющий его основное содержание » (Культура русской речи, 2003).

Автор рецензии строит текст как реализацию двух целей: оценить продукт культуры на    основе определенной иерархии ценностей, которые предлагает рецензент согласно своей     гипотезе адресата, и воздействовать на ментально-волевую сферу адресата, чтобы          побудить его к определенному действию. Потенциал жанра располагает четырьмя           целеустановками: информировать      (ответить на основные вопросы: кто, что, где,                когда), оценивать (высказывать суждение согласно    определенной шкале ценностей,    самого реципиента и/или потенциальной аудитории), аргументировать   (аргументировано    доказать правомерность высказанной оценки на основе анализа рецензируемого     произведения), воздействовать на поведение реципиента (открытыми призывами или          скрытыми интенциями стимулировать к определенным действиям).

         Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё          отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных            произведением, на основе подробного анализа произведения. Читатель может сказать о           прочитанной книге или просмотренном    фильме «нравится – не нравится» без                         доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и                 аргументированным анализом. Качество анализа зависит от теоретической и                     профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения           анализировать    объективно. Отношения между рецензентом и автором – творческий   диалог при равном положении сторон. Авторское «я» проявляется открыто, чтобы                    рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя.

 Журналист вглядывается вслед за автором в изображаемые им явления, пытаясь   разобраться, насколько глубоко осмыслена действительность. Он высказывает        суждение о степени понимания писателем сути отображаемого предмета, а также рассуждает о позиции автора. Если художественное произведение и научный труд осмысливают саму действительность, обнаруживая в ней закономерности и типические черты, то журналист в рецензии анализирует верность в интерпретации отражения фактов.

Рецензия – это жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или      научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных        постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций.

Рецензент вбирает в себя часть опыта общества и опирается на него в своем анализе. В     рецензии сочетаются объективные и субъективные факторы восприятия. Объективность может достигаться в     блочной подаче двух или несколько   разнонаправленных рецензий на одно и то же произведение.     Читатели могут   выбрать собственный поход, сопоставляя оценки.

Критик в рецензии опирается не только на свои мнения и оценки, он стремится к достоверности     и объективности. Его работа направлена на то, чтобы сформировать общественное   отношение к данному предмету. Журналист     является не ученым, а публицистом.

Для оценки произведения используются определенные критерии, условно       разделим на три группы:

1. Критерии, характеризующие содержание материала.

2. Критерии, характеризующие методику изложения.

3. Критерии мастерства речи.

1 вид рецензии – рецензии, которые оценивают общественно-политические,    публицистические и научные произведения. В таких произведениях современная       действительность отражается средствами теоретического знания. Журналист     обязан говорить с рецензируемым автором на одном языке. Это     язык теоретического      исследования. При этом он должен профессионально разбираться в сути предмета.

2 вид – рецензии, оценивающие произведения искусства. Здесь возникает       необходимость объяснения образа творчества. Единство рассудочного и чувственного,      абстрактного и конкретного. Журналист, помимо специальных       эстетических и    теоретических знаний, должен обладать способностью к   сопереживанию.

Рецензия имеет следующие содержательные элементы :

• Информация о содержании произведения. О ключевых моментах, важных для рецензента. Она может касаться предмета анализа, оценки, которая не имеет текстового выражения. Анализируется замысел, идея.

• Явное или неявное соотнесение объекта рецензирования с другими, сходными по тематике и проблематике. Таким образом автор показывает, чем выделяется данное произведение из ряда подобных.

• Автор рецензии обязан дать характеристику произведения с точки зрения места в творчестве автора. И с точки зрения места в творческом контенте истории.

• Оценки и мнения самого рецензента.

Виды рецензий

1. По объёму: большие и маленькие.

• Гранд-рецензия - центральная в газете, журнале, на специализированных сайтах. Она позволяет автору глубоко и всесторонне исследовать тему. Их заказывают признанным критикам, имеющим устойчивые взгляды. Автор проявляется здесь как личность.

• Мини-рецензии больше распространены. Объём - не больше половины газетной полосы. Тяготеет к информационным жанрам,  к аннотации. Авторы дают неаргументированный отзыв о впечатлениях от увиденного без анализа. Может представлять собой сжатый насыщенный анализ, тогда это аналитический жанр.

2. По числу анализируемых произведений

• Монорецензия - обзор книги, фильма.

• Полирецензия - обзор ряда однотипных произведений в рамках какого-либо проекта, выставки. Обычно новое произведение сравнивается со старым.

3. По тематике. Необходимо владеть терминологией, в том числе и профессиональным жаргоном.

• Литуратурная рецензия или литературно-критическая статья.

• Театральная.

• Музыкальная.

• Балетная.

• Кинорецензия — один из самых распространенных видов этого жанра в современных медиа.

 • Телевизионная. 

• Рецензии на премии.

Каждый вид критического произведения имеет свои особенности, обусловленные спецификой вида искусства или культуры. Если познания критика широки, то аргументация его тезисов будет сильной. Оценка будет звучать наиболее авторитетно.

 Перед автором стоит трудная задача. С одной стороны, описать и проанализировать авторский и режиссерский замысел. А с другой стороны, он должен дать оценку и характеристику этого творческого воплощения. Особо трудная задача стоит перед критиком, если он сравнивает первоисточник с экранизацией или театральной инсценировкой. В этом случае рецензия может быть многослойной.

Создание хорошей рецензии предполагает синтетичность этого жанра. Для рецензента требуется знание многих семиотических систем.:игра актёра, работа оператора и т.д.

Рецензия может иметь разную форму и композиции. Рецензия-статья, рецензия-интервью (диалог с автором), рецензия-фельетон, рецензия-очерк (биография), заметка.

Обязательные элементы

• Название произведения, его автор, выходные данные (где, когда состоялось).

• Выделяется важный для аудитории элемент (культурная ценность, скандальность).

• Глубокий анализ произведения (ключевые содержательные моменты).

• Интерпретация авторской рецензии.

В роли аргументов рецензии могут быть: мнения уважаемых критиков, режиссеров, общественных деятелей, мнение которых интересно. Избегая пересказа, рецензент должен объяснить оригинальность авторской идеи, её ценность.

Оценки автора должны быть взвешенными, лишенными вкусовщины. Следует избегать оценок      интересно, красиво, самобытно. Нужно показать, что это       оригинально и в чем состоит    эта оригинальность.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!