Объективный идеализм Платона.

Лекция II . АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия.

2. Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа.

3. Объективный идеализм Платона.

4. Философские идеи Аристотеля.

5. Эллинистический период

 

Античная философия досократовского периода.

Поиск первоначала бытия.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VIII-VII вв. до н.э. ).

 

Периоды античной философии:

 

1) натуралистический(проблемы космоса и поиска первоначала бытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

2) гуманистическийили классический (софисты, Сократ) – пытались определить сущность человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали.

3) период большого синтезаПлатона и Аристотеля – открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.

4) эллинистические школыэпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры – кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Основной темой античной философии была тема первоначала (основы), или субстанции окружающего мира.

Первый милетский философ Фале/сполагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды.

Анаксименпервовеществом называет воздух. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха.

Согласно Гераклиту, первовещество природы – «огонь».Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь.

Эмпедоклполагал, что основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей – их соединение, «гибель» - разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы – любовь и вражда.

Анаксимандрв качестве первоначала называет «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается.

Атомисты(материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп)) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы, «складываясь и сплетаясь … рождают вещи». Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы.

Классический период античной философии.

Софисты. Этический рационализм Сократа.

Софисты.Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты – учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо – вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм «Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решили запутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у тебя собака?» - «Есть и очень злая», - отвечал Ктисипп. «А есть ли у нее щенята?» -«Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака?» - «Да» - «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец – твой, следовательно, твой отец – собака и ты – брат щенят». Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или напротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику было трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д. Несомненный плюс софистики в истории философии заключается в выявлении противоречивостипознавательного процесса

Особое место в античном просвещении занимает Сократ. Являлся победителем олимпийских игр. Он сам выбрал себе профессию: «Вести этические беседы с гражданами полиса, побуждая их к самосовершенствованию». Сократ не оставил трудов. Он высказывался против записи своих слов, считал, что все написанное делает знание внешним, мешающим внутреннему сосредоточению. Высшая добродетель – знание (этический рационализм). Главное требование – познать самого себя. «Я знаю, что ничего не знаю». Главная ценность – знание – определяется делом, а дело определяет ценность знания. Сократ разделяет этический релятивизм софистов, а живет по нормам этического догматизма.

Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии – помочь человеку прийти к правильному пониманию – предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всего на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к смерти и вынужден был принять чашу с ядом – цикутой.

 

Объективный идеализм Платона.

Платонсчитается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона охватывает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д.

Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея – это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы.Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первиченименно мир идей, мир вещей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы.

Платон выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела – быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда, попадая в тело, она это забывает. Души вселяются как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной части души удалось победить низшие. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее.

Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Он предлагает свой образец совершенного государства. Подобно тому как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Сословие правителей – философов; Сословие воинов, воспитанных в дисциплине; Сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону. Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему благу, выразителем которого является государство. Философ пытается предложить модель не только справедливого, но и гармоничного общества. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

 

Философские идеи Аристотеля.

Преодолеть дуализм Платона пытается его ученик Аристотель. Он создает учение о единстве материи и формы, которые реализуются в отдельных вещах. Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов – растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля – совершенный Ум, источник всякого движения – Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог – как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Научное наследие Аристотеля очень велико и может быть разделено на 8 частей: логика, философия, физика, биология, психология, этика, экономика, искусствоведение. Наибольший интерес представляет логика – учение о закономерностях мышления. Центральная проблема – человек как единство души и тела. Человек – это разумное, деятельное, социальное, политическое, владеющее языком и мышлением существо. Человек – существо самосозидающееся.

Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком(«ничего слишком»).

В отличие от Платона, Аристотель – защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.

 

Эллинистический период

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура. Так же представителем был Лукреций Кар и Гораций.

Основные положения эпикуреизма:

1.Реальность поддается осмыслению че6ловеческим разумом.

2.В реальности есть место для счастья.

3. Счастье – это вытеснение страданий или спокойствие.

4.Для достижения счастья и спокойствия человек нуждается только в самом себе.

5.Для достижения счастья излишне богатство и даже боги.

Представители Эпикуреизма считают, что любому ощущению должна предшествовать ощутимость, как некое первосвойство. Этим первосвойством являются атомы, которые являются мыслительными конструкциями, воплощающими ощутимость бытия. Источник движения атомов находится в них самих.

Согласно философу, критерий счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа (т.о. эпикуреизм– это воздержанность и аскетизм, а отнюдь не безудержное увлечение материальными удовольствиями!) Безмятежному состоянию души препятствуют: во-первых, страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем мире, а в промежутке между мирами. Загробного мира не существует:

1) душа смертна и есть лишь временное соединение атомов; 2), смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни.

Киники– название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данного одному из ее представителей. Основатель кинической школы – Антисфен. Согласно философу счастье – цель человеческой жизнии заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, он находится в зависимости от материальных и социальных потребностей. Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делает человека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины и т.д. Прославил же киническую школу эпатировавший людей своим поведением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский. Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до крайности потребности, закалял себя, подвергая свое тело и разум испытаниям. Жил он в большой круглой глиняной бочке (пифосе). Приучал он себя и к нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от людей и их мнений. Философ просил подаяния у статуй, чтобы приучить себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным фонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил Александру Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «не заслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание.

Скептицизм . Основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности – атара /ксии. Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже проявление атара /ксии.

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций Родосский, Марк Аврелий, Се/нека. Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости (року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и непротивлении злу.

 

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Периоды античной философии.

2. Античный атомизм.

3. Софисты. Этический рационализм Сократа.

4. Учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

5. «Идеальное государство» Платона – первая утопия

6. Философские идеи Аристотеля.

7. Философия киников.

8. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!