Головокружение». 1958 год. Альфред Хичкок

Альфред Хичкок. «Головокружение», 1958.

– Биография Хичкока. Его роль для американской культуры. Отзывы современников, тех, кто с ним взаимодействовал. Режиссерский почерк.

– Фильм «Головокружение»: художественные особенности, композиция, визуальное новаторство, в том числе титры. Музыка, использование мотивов из «Тристана и Изольды» Вагнера. Реакция на фильм, интерпретации.

Альфред Хикок. Головокружение, 1958 год.

 

Альфред Хичкок

 

 

Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 г. в тихом английской городе Лейтонстоун, вскоре ставшем ближайшим пригородом Лондона. 

Его отец, Уильям Хичкок владел овощной лавкой в том же доме и вполне преуспевал в своем деле. Альфред Хичкок рассказывал впоследствии: «Я помню, что отец ходил на работу в темном костюме, ослепительно-белой крахмальной рубашке и темном галстуке».

Мать будущего кинорежиссера, Эмма Хичкок также отличалась элегантностью; кроме того, она была очень хорошей хозяйкой. По словам Альфреда Хичкока, его мать рассказывала ему о том, что в детстве он никогда не плакал, но при этом вспоминал о перенесенном им ужасе, когда одна из родственниц склонилась над ним, лежавшим в колыбели и стала агукать. Кроме того, по воспоминаниям маэстро, в трехмесячном возрасте его мать пугала его, по-видимому, к вящему удовольствию обоих.

Когда Хичкоку исполнилось шесть или семь лет, его семья переехала в лононский Ист-Энд, в район Лаймхаус, вся жизнь которого была связана с рекой: там находилось крупное судостроительносе производство, дававшее рабочие места жителям округи. После переезда отец Альфреда Хичкока начал бизнес по торговле рыбой; запахи рыбы и грязной речной воды были неотъемлемой частью жизни бедного района.

По берегам проходящей через него реки Ли находились производства, которым не нашлось места в городе: красильни, клееварни и химические заводы. Сотней лет ранее британский писатель Томас Де Квинси описывал Лаймхаус как «чрезвычайно опасный квартал», «гибельный район», изобилующий «всевозможной жестокостью».

Хичкок рассказывал, что однажды его отец договорился с местным полицейским, чтобы тот на короткое время запер сына в тюремной камере за мелкую провинность. Вероятно, это событие стало причиной того, что в созданных Хичкоком образах города зачастую присутствуют перекрещенные на манер решеток прутья, которые, равно, как и направленные лучи света и полосы тени, создают мрачную тюремную атмосферу.

Возможно, что сцена с заключением в камере была и вымышленной, но, как бы то ни было, страхи были знакомы Хичкоку с раннего детства и преследовали его до конца жизни.

С раннего возраста Хичкок был увлечен путешествиями и транспортом, это увлечение впоследствии проявилось в его первых немых фильмах, затем в фильме «Незнакомцы в поезде» и последующих.

Хичкока воспитывали в строгих традициях католической веры. В юном возрасте он был служкой в алтаре, в возрасте десяти лет Хичкок поступил в иеуитский колледж Святого Игнатия – это была уже третья по счету католическая школа, в которой учился Хичкок.

Хичкок вспоминал: «Я боялся полиции, отцов-иезуитов, телесного наказания и еще многих вещей. В этом истоки моей работы». И добавлял: «Я провел три года в школе иезуитов. Они пугали меня до смерти буквально всем, а теперь я мщу, пугая других людей».

Одной из особенностей Хичкока была склонность наблюдать. Он наблюдал за за одноклассниками во время уроков и игр, наблюдал и за членами семьи. «Когда собиралась вся семья, – рассказывал Хичкок одному из интервьюеров, – я тихо сидел в углу и молчал. Смотрел и все подмечал. Я всегда был и остаюсь таким».

С раннего детства Хичкок интересовался кино: читал посвященные кино газеты; стал постоянным посетителем кинотеатров. Во времена его детства фильмы были короткими, всего три или четыре минуты -  «Поездка на несущемся поезде» или «Кругосветные путешествия Хейла». В подростковом возрасте видел фильмы с участием прославленных актеров тех лет - Д. У. Гриффита, Дугласа Фербенкса-старшего, Гарольда Ллойда и Мэри Пикфорд, а чуть позднее – Чарли Чаплин. В районе, где жил Хичкок, было несколько кинотеатров, и по своей популярности они уже могли соперничать с мюзик-холлами. Этот же район со временем стал и первым домом британской кинопромышленности: съемки на реке подходили для приключенческих сюжетов, готовые постройки вполне годились для размещения в них киностудий.  

Одним из увлечений Хичкока стали судебные процессы над убийцами. «Меня всегда завораживали преступления, – писал он. Судебный процесс над убийцей, которого Хичкок назвал «этим восхитительным Кристи», особенно сильно впечатлил  режиссера, и в 1972 г. его история легла в основу фильма «Исступление» .

В семье Хичкока увлекались и театром: вместе с родителями он ездил в Уэст-Энд, чтобы увидеть постановки новейших пьес. Впоследствии глубокая театральность стала одной из черт творчества Хичкока. В основу некоторых фильмов, например «Веревка» и «Убийство!», легли театральные пьесы, а главные сцены многих других в буквальном смысле поставлены на сцене, когда камера просто движется за авансценой.

В тринадцать лет, согласно существующей тогда традиции, Хичкок оставил школу, заявив родителям о намерении стать инженером. Его определили в Лондонскую инженерно-навигационную школу, там подросток изучал механику и акустику и изготавливал чертежи механизмов. Позже он перешел на работу в контору по производству телеграфных проводов.

Во время Первой мировой войны лондонские предместья, где жили Хичкоки, подвергались бомбардировкам. В начале 1915 г. в небе можно было увидеть немецкие дирижабли. Главной целью немецкой авиации стали берега реки с находящимися на ней верфями и доками. Становилось все более неспокойно: город полнился слухами о подводных лодках и прочих угрозах. Эта атмосфера паники и даже истерии отражена в ряде фильмов Хичкока. В частности, воспоминания о первых ночных бомбардировках воплощены в работе над фильмом «Птицы», в эпизоде, когда птицы атакуют осажденный дом с находящимися там людьми.

В возрасте шестнадцати лет Хичкок познакомился с жизнью и творчеством писателя Эдгара По. Сорок пять лет спустя Хичкок писал: «Я невольно сравниваю то, что пытался выразить в фильмах, с тем, что Эдгар Аллан По выразил в своих рассказах».

В семнадцать лет Хичкок записался на вечерние курсы факультета искусств Голдсмитского колледжа при Лондонском университете. Ему поручали рисовать людей и зданийя, обращая особое внимание на свет и тени. Позже он объяснял своему коллеге, режиссеру Франсуа Трюффо: «Первое, что я уяснил себе в Школе искусств, – это то, что не существует линий, есть только свет и тень».

Благодаря знаниям, полученным в художественной школе, Хичкок сменил род деятельности в фирме Henley’s, где он работал. Отныне он разрабатывал рекламные макеты и иллюстрировал брошюры; также он создал печатное издание для сотрудников Henley’s Telegraph, в котором сам был основным автором.

 В 1919 году Хичкок увидел в газете объявление: компания Famous Players-Lasky (поставщик фильмов для Paramount Pictures) ищет «дизайнеров титров» - человека, который пишет и иллюстрирует титры к немым фильмам. Альфред Хичкок быстро и талантливо выполнил предложенное ему задание, и был взят на студию внештатным сотрудником. В 1921 году его приняли на работу официально.

Players-Lasky была американской кинокомпанией и Хичкок в ходе совместной работы научился работать со сценаристами-американцами. Поначалу ему поручали разрабатывать для титров снимавшихся фильмов карточки, которые поясняли зрителям действия персонажей. В процессе работы Хичкок понял, что можно изменить атмосферу или смысл фильма при помощи новых карточек с титрами и таким способом спасти даже провальную картину.

Вскоре он познакомился с Альмой Ревиль, которая уже давно работала в киноиндустрии и была профессионалом в данной области. Она пришла на студию почти одновременно с Хичкоком, в 1921 году, в качестве монтажера и второго помощника режиссера.

Альма Ревиль

 

Студия просуществовала недолго. Англо-американские фильмы не пользовались популярностью у английского зрителя; его по-прежнему привлекала настоящая американская продукция из Голливуда.

Хичкок стремился и к самостоятельной работе. Еще в студии в Ислингтоне, Хичкок написал сценарий для комедии «Спокойной ночи, медсестра!», которая, впрочем, так и не была снята; в конце 1922 г. на взятые в долг средства он попытался снять собственный фильм под названием «Миссис Пибоди» или «Номер 13». Это была драма, действие которой разворачивалось среди низов среднего класса Лондона. Съемки закончились одновременно с пленкой. Хичкока это событие не сокрушило, напротив, он охарактеризовал создавшуюся ситуацию, как «довольно полезный опыт», который научил его следить за финансовой стороной кинопроизводства.

В 1923 г. Альфред Хичкок пригласил Альму Ревиль работать вместе с ним в качестве монтажера. С тех пор они всегда работали вместе.

В начале 1923 г. Хичкока пригласили работать над ремейком старой комедии «Всегда рассказывай своей жене» с тем, чтобы встать на место заболевшего режиссера. В итоге фильм был хорошо принят публикой.

Вскоре произошло знакомство Хичкока с продюсером Майклом Бэлконом, режиссером Грэмом Каттсом, на счету которого уже было три снятых фильма, и Виктором Сэвиллом, работавшим с Бэлконом в качестве сопродюсера. Надо сказать, что Бэлкон впоследствии стал главой Ealing Studios и одним из влиятельнейших людей в британской киноиндустрии. Хичкок впоминал об их совместной работе так: «Мне разрешили экспериментировать. Этим я обязан одному человеку, Майклу Бэлкону… Именно он позволил мне следовать моим целлулоидным капризам».

Майкл Бэлкон

Их сотрудничество началось с фильма «Женщина женщине», режиссером которой стал Грэм Каттс. Хичкок выступал здесь и в качестве сценариста, и художника-постановщика, рисовал карточки титров, а также создавал декорации и руководил изготовлением костюмов. Именно в этот период он и пригласил к совместной работе Альму Ревиль.

Фильм рассказывал о танцовщице из «Мулен Руж», которая, вступив в отношения с английским солдатом, родила ребенка, но солдат, получив на фронте контузию, утратил память об этом и женился на другой.

Фильм вышел на экраны весной 1923 г. и с большим успехом демонстрировался в Германии, Англии и Соединенных Штатах. Газета Daily Express назвала его «лучшей американской картиной, снятой в Англии. Альфред Хичкок, несмотря на свой вклад в создание фильма, в титрах указан не был.

В следующем году Бэлкон и его компаньоны выкупили Islington Studios у компании Paramount, которая была рада избавиться от неудачного проекта. Во время работы в Islington Studios (которую тут же переименовали в Gainsborough Pictures) Альфред Хичкок участвовал в создании нескольких фильмов в качестве ассистента режиссера.

Немецкий кинематограф, а отличие от британского, в те годы высоко ценился, и в 1924 году Бэлкон заключил с одной из влиятельных немецких кинокомпаний соглашение о совместном производстве. Хичкок вместе с Альмой и Грэмом Каттсом отправились в студию UFA (Universum Film-Aktiengesellschaft) в окрестностях Берлина, где они планировали завершить работу над двумя кинолентами. В «Грехопадении ханжи»  и «Мерзавце» в главной роли снималась высокооплачиваемая американская актриса Джейн Новак, а съемки проходили в экзотических уголках Европы.

В этой поездке и Хичкок и Альма познакомились с Фридрихом Мурнау -  на соседней площадке немецкий режиссер снимал немую кинокартину «Последний человек», ставшую триумфом экспрессионистского кино. Мурнау проникся симпатией к талантливому англичанину. Хичкок впоследствии вспоминал: «У Мурнау я научился, как рассказывать без слов». Немецкое экспрессионистское кино разбудило воображение Хичкока. Также у Мурнау он обучился технике подвижной камеры, которая перемещается вместе с персонажем.

Рабочие обязанности Альфреда Хичкова и Альмы не ограничивались непосредственно сферой кино: нередко они бывали вынуждены прикрывать похождения режиссера Грэма Каттса в его романе с некоей эстонской актрисой, выдумывая для него алиби и нейтрализуя его неожиданные выходки.

В конечном итоге Каттс покинул студию вместе со своей любовницей и больше не вернулся. Последние сцены «Мерзавца» пришлось снимать Хичкоку самому. И «Мерзавец», и «Грехопадение ханжи» провалились в прокате. Публика освистала «Грехопадение ханжи», а пресс назвала его «киномусором».

Каттс обвинил в неудаче всех, включая Хичкока, и заявил, что больше не может работать с этим «всезнающим сукиным сыном».

Уроки немецкого кинематографа Хичкок усваивал не только в киностудиях. Вернувшись в Англию, они с Альмой присоединились к Лондонскому обществу кино, занимавшемуся прокатом иностранных фильмов. Спонсором общества был Айвор Монтегю, поклонник Советской России, с энтузиазмом воспринявший фильмы Эйзенштейна и Пудовкина. Такие фильмы, как «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна и «Мать» Пудовкина, познакомили Хичкока с искусством монтажа, которое стало ключевым элементом его кинематографического стиля.

Хичкок и его единомышленники основали маленький Hate Club, в котором устраивались «вечеринки ненависти», где обсуждались последние английские фильмы, в то время действительно очень скверные. Весной 1925 г. Хичкок с Альмой отправились в Мюнхен на съемки нового совместного фильма, который запустил в производство Майкл Бэлкон. «Сад наслаждений» стал режиссерским дебютом Хичкока.

Съемки закончили к концу августа. В фильме уже проступает характерный стиль Хичкока. В первых кадрах вереница танцовщиц спускается по винтовой лестнице на сцену, где предстает перед восхищенными и похотливыми взглядами пожилых мужчин, сидящих в первом ряду. Далее идет рассказ о судьбе двух танцовщиц, снятый в стиле, который станет визитной карточкой Хичкока, – это сплав комедии и саспенса.

Здесь также впервые появляется другой аспект фильмов Хичкока – безразличие и жестокость мужчин в отношении женщин – это стало непременными мотивами в творчестве режиссера. Здесь же были реализованы искусные приемы операторской работы. Бэлкону картина понравилась. Реакция прессы на выход фильма тоже была благожелательной, а самого Хичкока называли «молодым человеком с задатками мастера».

Неоценимую помощь ему также оказал опытный сценарист Элиот Станнард, с которым Хичкока познакомила та же Альма. Станнард был известным и уважаемым профессионалом и уже написал несколько эссе о киноискусстве; этого оказалось вполне достаточно, чтобы расположить к нему Хичкока. В результате Станнард сочинил или адаптировал сценарии восьми или девяти фильмов, которые Хичкок снял с 1925 по 1929 г.

После успеха «Сада наслаждений» в ноябре 1925 г. «команда» вернулась на студию для съемок не сохранившегося фильма «Горный орел», который признали неудачным и быстро забыли.

 

Альфред Хичкок и Альма Ревиль на съемках фильма «Горный орел»

 

Пока Хичкок работал в Германии, студия объявила о съемках нового фильма, режиссером которого должен был стать он. Фильм получил название «Жилец: история лондонского тумана», и в его основу легла история Джека-потрошителя, серийного убийцы, орудовавшего на улицах Уайтчепела тридцать семь лет назад. Сценарий был написан по роману Мари Беллок Лаундес и пьесе «Кто он?», которую уже ставили на сцене лондонских театров.

В начале 1926 г. Элиот Станнард уже приступил к работе над сценарием, а Хичкок начал работу над «раскадровкой». Эту технику Хичкок время от времени использовал на протяжении всей жизни. Хичкок говорил кинооператорам, что они должны идти в художественные галереи и учиться у великих мастеров; они обязаны изучать Рембрандта и Вермеера, чтобы научиться использовать тени и отражение.

В феврале 1926 г. компания Gainsborough Pictures объявила, что главную роль в фильме «Жилец» будет исполнять Айвор Новелло, чей образ героя музыкальных комедий совершенно не соответствовал роли серийного убийцы, хоть бы в конце фильма и оказалось, что он невиновен. Однако Хичкок был способен к компромиссу.

 

Айвор Новелло в фильме «Жилец»

 

В марте режиссер приступил к съемкам, как он сам говорил, «первого настоящего фильма Хичкока», сочетавшего викторианскую мелодраму и технику экспрессионизма. Фильму свойственно чередование света и густой тени, неожиданные кадры и головокружительные лестницы. Сюжет фильма таков: в Лондоне происходит серия убийств, и в то же время в доме Бантингов появляется незнакомец, желающий снять квартиру. Камера проводит нас по всему дому, словно в поисках привидения, но этим действием тщательно создается атмосфера тревожного ожидания. Один из первых кадров фильма – лицо кричащей женщины. Этот прием Хичкок будет использовать снова и снова.

    В одной из самых сложных с технической точки зрения сцен, которая длится не более десяти секунд, Хичкок делает потолок прозрачным, так что хозяева могут видеть ноги расхаживающего по комнате жильца. Этот прием приводил в шок тогдашнего зрителя. В конце фильма жилец, которого принимают за преступника, бежит от разъяренной лондонской толпы и повисает на ограде.

Съемки заняли шесть недель, но Хичкок предчувствовал неприятности еще до первого дубля.  Фильм «Жилец» признали неудачным, сочтя его слишком «претенциозным» и «заумным». Но на помощь Хичкоку пришел Майкл Бэлкон. Он обратился к Айвору Монтегю, который перемонтировал иностранные фильмы и переводил титры. Ему поручили привести фильм в более приемлемый вид. «Жилец» Монтегю понравился, и он хотел лишь укоротить некоторые сцены и уменьшить число интертитров, чтобы действие получилось более естественным. Хичкок, как всегда, проявил необыкновенную гибкость. Число интертитров сократилось с трехсот до восьмидесяти, но это был тот же фильм, сохранивший все свои важные элементы; сохранилась и концепция Хичкока.

В середине сентября состоялся показ для прессы и представителей кинобизнеса. Стало ясно, что изначальная уверенность Хичкока в успехе «Жильца» была обоснованной. Кинокритик из Daily Mail назвал фильм «блестящим», а журнал The Bioscope отозвался о нем как о «лучшем фильме за всю историю британского кино». Журнал Picturegoer уже назвал его Альфредом Великим.

Погруженный в тень город, атмосфера сомнений и напряженного ожидания вокруг предполагаемого убийцы, картины семейной жизни лондонцев – все это станет визитной карточкой Хичкока.

На протяжении всей карьеры Хичкок стремился попробовать себя в новых формах киноискусства – снять картины о саботаже на верфи, об аварии на руднике, о скандале в Сити, повествующие о жизни реальных людей. Но студии и цензоры не желали идти в этом направлении.

В «Жильце» Хичкок впервые появился в эпизодической роли редактора новостей, сидящего спиной к камере в коротком эпизоде. Впоследствии Хичкок неоднократно появлялся в кратких эпизодах своих фильмов. Таким образом он обозначал свое присутствие для зрителя.

2 декабря 1926 г. Хичкок и Альма поженились. Они прожили вместе до самой смерти Хичкока; Альма пережила его на два года. Ее жизнерадостность очень помогала мужу бороться с нервным страхом, ее поддержка позволила великому режиссеру достигнуть таких успехов. Альма безошибочно определяла шарлатанов и дилетантов, и он всегда следовал ее советам. Она присутствовала в звуковых студиях, в монтажных и на съемочных площадках; она первой смотрела оконченную картину и последней высказывала свое мнение.

 

 

Альфред Хичкок и Альма Ревиль-Хичкок

 

Супруги поселились в западной части города, где занимали два верхних этажа скромного викторианского особняка. Чтобы добраться до своей двери, им приходилось преодолевать девяносто шесть ступенек, что помогало Хичкоку сохранять форму. Супруги ели и работали за обеденным столом. Тут же были задуманы последние сцены фильма «По наклонной», который последовал за «Жильцом» и должен был продолжить его успех. По сюжету фильма ученик частной школы был ложно обвинен в соблазнении официантки. Как и в «Жильце», главный герой – «не тот человек», бродящий по улицам ночного Лондона, расчерченным полосами неоновой рекламы, столь свойственного фильмам Хичкока. Картины бреда молодого человека очень четкие, поскольку, как говорил Хичкок, «я пытался воплотить фантазии в реальность, в четкие материальные образы». Театральный по форме, этот фильм стал успешным примером погружения в атмосферу жестокости и обмана; интерьеры, прорезанные полосами света, напоминают тюремные камеры.

Скорость производства и потребность в новых фильмах была такова, что Хичкок начал следующий проект еще до окончания работы над фильмом «По наклонной». А когда заболел оператор следующего фильма, он с готовностью заменил его. «Легкое поведение» – это рассказ о женщине, чья испорченная репутация настигает ее после того, как она выходит замуж за богатого и респектабельного молодого человека. Съемки внутри помещения изобилуют зеркалами и отражениями, и образ камеры занимает центральное место. Фотокорреспондент газеты раскрывает прошлое главной героини. «Спускайте затвор, – говорит она фотографам в самой известной реплике фильма, – убивать уже нечего!»

Фильм «Легкое поведение» стал последним, который Хичкок снял для Gainsborough Pictures. Его пригласили на студию Elstree кинокомпании British International Pictures (BIP); новое место работы обещало лучшие условия для съемок, увеличение творческой свободы и оплаты труда. Хичкоку предлагали 13 000 фунтов в год, что в три раза превышало его привычные гонорары; в середине 1927 г. он стал самым высокооплачиваемым режиссером в Англии.

В течение следующих пяти лет он снял десять фильмов. Следующие два года почти полностью были посвящены переносу на экран театральных пьес, что гарантировало теплый прием английской публики. Однако первый фильм, снятый на студии Elstree, «Ринг», придумал сам Хичкок.

 

     

Афиша к фильму «Ринг»

Впервые в карьере он был представлен как «автор сценария и режиссер». «Ринг» – это история двух боксеров, добивающихся руки одной и той же девушки. В самом названии заключена игра слов; «ring» – это и боксерский ринг, и обручальное кольцо, и намек на карусели ярмарки. В «Ринге» создана комедийная атмосфера, хотя и пронизанная ощущением тревоги и ожидания, в конструировании которого Хичкок стал настоящим мастером.

Для съемок была воссоздана ярмарка, и газетная статья свидетельствовала, что «режиссер, мистер Альфред Хичкок, пробирается сквозь толпу, отдавая указания оператору… одетый как хозяин аттракциона, в традиционном сюртуке, с красным шелковым платком и в экстравагантной шелковой шляпе». Премьера «Ринга» осенью 1927 г. была успешной; публика аплодировала приемам монтажа, которым Хичкок научился у русских режиссеров. Фильм стал настоящим откровением, и газета Daily Mail назвала его «величайшей картиной из всех, что были сняты в этой стране», а Daily News писала, что это «сокрушительный ответ тем, кто не верил в возможности британского кино».      

Таким образом, двадцативосьмилетний Хичкок был объявлен спасителем британского кино.

Когда «Ринг» вышел на экраны, Хичкок уехал в Девоншир для работы над фильмом «Жена фермера». Это пасторальная комедия о тщетных попытках овдовевшего фермера жениться вновь: каждая новая невеста хуже предыдущей, но все так же отвечает фермеру отказом.

Фермерский дом построили в павильоне; камера имела возможность исследовать каждую комнату дома, что позволяло отслеживать путь героев, переходящих из комнаты в комнату: из гостиной в кухню, из кухни в спальню на втором этаже. Это был эксперимент, и Хичкок сомневался в успехе нового кинематографического приема. Но надежды оправдались. Результат получился впечатляющим, и кто-то из критиков заметил, что «Альфреду Хичкоку было суждено перенести Англию на экран».

На вечеринку по случаю окончания съемок Хичкок пригласил весь рабочий коллектив в ресторан в Уэст-Энде, арендовав для этого самый маленький зал, неспособный вместить более двенадцати гостей. Сорок человек с большим трудом разместились в этом помещении. Втайне нанятые Хичкоком актеры изображали грубых и неуклюжих официантов. Это был один из тех розыгрышей, которыми славился Хичкок.

Английское кино больше не считалось низкоросортным продуктом, и в конце 1927 году парламент принял закон о кинематографе, согласно которому завершалась эра монополии американского кино на большом экране: к 1935 г. пятая часть всех демонстрируемых в кинотеатрах фильмов должна была быть произведена в Англии.

В 1927 году время было объявлено о съемках следующего фильма с простым названием «Шампанское». Этот фильм не подходил на роль продукта, способного конкурировать с американским кинематографом. Это была легкомысленная история, в которой актриса в роли главной героини изо всех сил изображала легкомысленность, но так и  не смогла заинтересовать зрителя. Это была неудача. О фильме писали: «шампанское, которое оставили под дождем на всю ночь».

Следующий опыт Хичкока в области кино состоялся на побережье Корнуолла, где выбранного для съемок мелодрамы  «Человек с острова Мэн» по роману Холла Кейна. Фильм был гораздо серьезнее своего предшественника, а дикая суровая природа Корнуолла стала сценой для всепоглощающей страсти, вины и утраты – простой истории без счастливого конца. «Человек с острова Мэн» считается одним из лучших произведений английского немого кино. Он стал последним немым фильмом в истории британского кинематографа.

 

Кадр из фильма «Человек с острова Мэн»

 

Хичкок внимательно следил за новинками в искусстве кино и к концу 1928 году, после завершения съемок «Человека с острова Мэн», был готов воспользоваться преимуществами такого новшества, как синхронный звук. Одновременно он отказался от сотрудничества с Элиотом Станнардом, автором сценариев его немых фильмов.

Хичкок согласился снимать триллер под названием «Шантаж». Этот фильм снимался уже как звуковая лента, хотя, по некоторым данным, она была начата в качестве немого кино. Хичкок сразу же почувствовал возможности звукового кино. В статье для газеты News Chronicle Хичкок признавался: «Я снимал множество сцен, где звук можно было добавить позже, а также множество других сцен, которые отсутствовали в сценарии, со звуком. После того как их все собрали, получилась полностью озвученная картина». Первая часть осталась по преимуществу немой, но в остальной картине в полной мере используются возможности звуковых эффектов. Самые первые сцены, с арестом вора, сняты в старой традиции немой мелодрамы; оформив подозреваемого, два детектива идут по коридору Скотленд-Ярда. Потом начинают проступать их голоса, медленно и постепенно, – так зрителей вводят в мир звукового кино. Этот момент, вне всякого сомнения, был обескураживающим и волнующим.

По сюжету, продавщица из простонародья убивает мужчину, который пытался ее изнасиловать, но ее приятель, детектив, ухитряется повесить убийство на мелкого воришку; девушка все время мучается угрызениями совести и не в силах скрывать свою тайну. Она не успевает признаться, поскольку во время преследования преступник погибает – и чувство вины девушки остается неразрешенным.

Хичкок уже демонстрировал мастерское обращение со звуком. Один из первых таких эпизодов – сцена, в которой героиня в смятении возвращается в семейный магазин после убийства. Сосед, уже слышал новость об ужасном преступлении. «Что за жуткий способ убийства. Ножом! Я бы предпочел кирпич. Нож – никогда! Нож – ужасная вещь. Нож такой грубый и страшный». Звук искажается таким образом, что слово «нож» становится похожим на звук трубы, усиливая страх героини.

    «Шантаж» считается первым британским звуковым фильмом.

По свидетельству To-day’s Cinema, на публичном просмотре в кинотеатре Regal летом 1929 г. демонстрация «прерывалась взрывами аплодисментов», один из которых длился семь минут.

    Несмотря на растущую славу, Хичкок оставался наемным работником компании, обязанным заниматься тем, что выбрало руководство.

Летом 1929 г. он встретился с драматургом Шоном О’Кейси, чтобы обсудить экранизацию пьесы «Юнона и павлин», которая, в итоге стала удачной реализацией звукового кино с тщательно продуманными и последовательными диалогами.

Успех «Юноны и павлина» определил характер следующих фильмов Хичкока. Теперь они с Альмой стали главными сценаристами четырех фильмов подряд, каждый из которых был экранизацией успешного романа или пьесы.

Практически сразу же режиссер приступил к работе над детективным триллером «Убийство!» Впоследствии Хичкок пренебрежительно отзывался детективе, как жанре, основанном на элементах головоломки, а не на тревожном ожидании или страхе, однако он внес в него определенную долю остроумия и изобретательности. Согласно сюжету, ведущую актрису театра обвиняют в убийстве своей коллеги, но один из присяжных, известный актер сэр Джон Меньер, не согласен с вердиктом. Он должен найти настоящего убийцу.

В финальной сцене раскрывается, что вся рассказанная нам история – спектакль, разыгрываемый на сцене лондонского театра.

Осенью 1930 года, после окончания работы над фильмом «Убийство!», Хичкок приступил к экранизации еще одной пьесы. Он начал переговоры с Джоном Голсуорси, чья пьеса «Нечестная игра» пользовалась успехом у публики десять лет назад. В ней описывается эпизод классовой борьбы, когда промышленник хочет выкупить землю, прилегающую к поместью «потомственной денежной аристократии», как ее тогда называли. Съемки заняли три месяца, и фильм, вышедший в январе 1931 года, имел успех как у критиков, так и у публики. После «Нечестной игры» Хичкоки отправились в морское путешествие. Он говорил: главный урок, вынесенный им из круиза, состоит в том, что пассажиры «начинают ненавидеть друг друга, пробыв какое-то время в замкнутом пространстве на борту корабля».

Во время путешествия Хичкок задумал свой следующий фильм. «Богатые и странные»– это рассказ об опасных приключениях супругов, для которых путешествие оборачивается неприятностями. Судно тонет, и их подбирает китайская пиратская джонка. Потом супруги едят кошатину, в чем убеждаются лишь после того, как обнаруживают растянутую для просушки шкурку животного. Оба они попадают в фантастический мир воплощения их худших страхов. Цель режиссера не была понята никем. Режиссер защищал фильм, утверждая, что он «должен был иметь больший успех». Английский зритель не оценил этой работы, что не в лучшую сторону повлияло на отношения Хичкока с компанией British International Pictures.

Еще во время монтажа «Богатых и странных» Хичкоку поступило предложение снять для студии Elstree так называемый «квотный» фильм, поспешно выпускаемый с целью заполнить квоту, установленную законом 1927 года для английских фильмов. Предложенная картина, «Номер семнадцать», пришлась ему не по вкусу. Сумбурный рассказ о похитителях бриллиантов не был воспринят Хичкоком всерьез, и он приложил все усилия, чтобы передать свое видение зрителю. Фильм стал пародией на приключенческий триллер, разыгранный в заброшенном доме, похожем на «дом с привидениями». Зловещие интерьеры стали ареной для самых дешевых трюков с неожиданными тенями, запертыми комнатами, исчезающими трупами и звуком шагов в отсутствие самих ног. «Как в кино, правда?» – спрашивает один из персонажей. «На мой вкус, это перебор», – отвечает другой. Кульминация фильма - сцена погони - снята с использованием игрушечных моделей автомобилей и поездов, что усилило атмосферу фарса.

 

Кадр из фильма «Номер семнадцать»

Вскоре контракт Хичкока с British International Pictures был расторгнут и режиссер получил от студии Gaumont British, которой теперь руководил Майкл Бэлкон, предложение снять музыкальную комедию «Венские вальсы», рассказывающую о профессиональных взаимоотношениях отца и сына Штрауса - и Хичкок принял это предложение. Этот фильм оказался довольно успешным даже для мюзикла.

Следующей успешной работой Хичкока стал «Человек, который слишком много знал». Хичкок и Беннет ходили по улицам и ездили на автобусе в поисках мест для съемок; Хичкоку особенно нравились окрестности Альберт-Холла.

В конечном счете Беннет написал сценарии к четырем фильмам Хичкока, а Бэлкон стал их продюсером. Оба они внесли огромный вклад в первый период великих английских триллеров Хичкока. Двадцать два года спустя Хичкок снял новую версию этого фильма с Дорис Дэй и Джеймсом Стюартом, причем разница между этими двумя версиями гораздо интереснее, чем их сходство. Американский фильм более совершенен с технической точки зрения и тщательнее проработан, тогда как английский – более забавен, быстр и легок.

Хичкок снял триллер, который придумал сам и который оказал глубокое влияние на характер всех его следующих фильмов. Еще один прием, использованный в фильме «Человек, который слишком много знал», – так называемый «макгаффин» - событие, которое запускает сюжет и определяет действия героев, но само, будучи абсурдной деталью, остается неинтересным для публики.

Афиша к фильму «Человек, который слишком много знал»

 

Фильм вышел на экраны в декабре 1934 г. и имел огромный успех. Обозреватель Daily Express писал: «Хичкок снова запрыгивает в первый ряд британских режиссеров». Хичкок согласился с этой точкой зрения, однажды заметив: «Думаю, что настоящим началом моей карьеры был «Человек, который слишком много знал». Впоследствии он также сказал, что популярность фильма «восстановила мой творческий престиж». В начале 1935 года Хичкок получил золотую медаль Института кинолюбителей за лучший английский фильм последних двенадцати месяцев.

Так родился «хичкоковский триллер». Однажды он сказал, что, если бы снимал «Золушку», из золоченой кареты вываливался бы труп. Этот жанр стал основой его успеха.

После успешной работы над фильмом «Человек, который слишком много знал», Хичкок сразу же приступил к работе над триллером Джона Бакена «Тридцать девять ступеней». Над сценарием он снова работал вместе с Чарльзом Беннетом; Хичкок хотел использовать сильные стороны своего предыдущего фильма, в быстром темпе чередуя юмор и саспенс и обрисовывая картину опасностей мира, в котором нарушился порядок. Сцены следуют одна за другой, кульминация сменяется кульминацией. Главный герой, Ричард Хэнни, случайно оказывается замешан в убийстве странной женщины и краже государственных тайн группой иностранных шпионов. Ему нужно снять с себя подозрение в убийстве и помешать шпионам.

 «Переключения» следуют друг за другом с такой скоростью, что зритель чувствует только панику и волнение. Хичкок воспользовался техникой переключения на второго персонажа, в то время как первый продолжает говорить; он объяснял, что это «один из приемов, который позволяет звуковому фильму рассказывать историю быстрее, чем это может сделать немой». Начавшись, повествование уже не останавливается ни на секунду. Это и есть музыка Альфреда Хичкока.

Хичкок так же умело, как и со звуком, управлялся и с цветом - начиная еще с черно-белого кино. Например, один из эпизодов фильма «Страх сцены» содержит монолог Марлен Дитрих, в котором она описывает цвета своего наряда. Впоследствии, с приходом цветного кино, Хичкок по-своему использует новый инструмент, то противопоставляя блондинок и брюнеток, то создавая при помощи цвета атмосферу напряжения, тревоги, паники или покоя. Эти приемы ярко выражены в фильмах «На север через северо-запад» и «Головокружение». Первый цветной фильм Альфреда Хичкока «Веревка» вышел в 1948 году, но более, нежели цветом, он знаменит техникой оператора: 81-минутный фильм будто бы снят одним кадром, однако в нем содержится 9 замаскированных монтажных склеек.

Хичкок всегда говорил, что зритель должен смотреть его фильмы как минимум дважды просто потому, что в первый раз они тонут в бредовом нагромождении образов и сцен, сюрпризов и катастроф.

Хичкоку присущ целый ряд образных инструментов, понятных зрителю: съемка с верхней точки передает ощущение рока или проклятия, быстрый монтаж предполагает субъективную точку зрения, туннель сигнализирует о тревоге и панике, камера становится составляющей экранного действия и помогает или мешает актерам в выражении задуманного.

В 1938 году по приглашению Дэвида Селзника Хичкок переезжает в США, где в 1940 году на голливудской студии снимает знаменитый фильм «Ребекка», позднее удостоенный премию «Оскар». «Ребекка» считается первой классической кинолентой в жанре «хоррор». Фильм имел огромный успех; с этого момента начинается новый этап в творческой жизни режиссера. В течение 1940-50-х годов Альфред Хичкок снимает не менее одной кинокартины в год. В эти годы появляются такие фильмы, как «Мистер и миссис Смит», «Окно во двор», «Человек, который слишком много знал» (римейк английской версии фильма), «Головокружение», «К северу через северо-запад» и другие. За 80 лет жизни Альфред Хичкок снял около семидесяти фильмов; однако часть раннего его творчества утрачена. Целый ряд фильмов Хичкока включены в золотой фонд мирового кино. Самыми известными и значительными его фильмами считаются такие картины, как «Головокружение», «Психо», «Исступление», «Семейный заговор», «Птицы».

Альфред Хичкок был удостоен премиями Оскар и Сатурн, получил Орден Британской империи и звание Кавалера ордена искусств и литературы. Кроме того, в качестве награды за заслуги перед мировым кинематографом британская королева Елизавета II произвела Альфреда Хичкока в рыцари.

Альфред Хичкок скончался от почечной недостаточности 29 апреля 1980 года в собственном доме в Лос-Анджелесе. Его прах был развеян над Тихим океаном, как того хотел сам маэстро. На доме в районе Бель-Эйр, где он жил и умер, установлена памятная табличка. Влияние Хичкока прослеживается в творчестве многих современных режиссеров – Стивена Спилберга, Брайана де Пальмы и других.

 

Головокружение». 1958 год. Альфред Хичкок

  

    Согласно опросу одного из крупных киноизданий «Sight&Sound», «Головокружение» Хичкока признан одним из лучших фильмов в истории кино за эксперименты с драматургией, поэзию Сан-Франциско и создание эффекта долли-зум.

     Изначально Хичкок планировал экранизацию романа Пьера Буало и Тома Нарсежака «Та, которой не стало». Погруженный в мистичекий флер сюжет романа повествует о человеке, задумавшем убийство жены ради страховой выплаты. Однако замыслу Хичкока не суждено было сбыться – в этом его опередил французский режиссер Анри-Жорж Клузо (которого нередко называют «французским Хичкоком»), снявший по сюжету романа фильм «Дьяволицы». Хичкок выбрал другое произведение Буало-Нарсежака — «Из мира мертвых». Этот роман привлек режиссера, по его словам, попыткой героя «воссоздать образ мертвой женщины с помощью другой, живой». Кинокомпания Paramount приобрела права на произведение специально для Хичкока.

Новаторским драматургическим ходом режиссера стало смещение развязки. Согласно сюжету романа, бывший детектив, одержимый боязнью высоты, получает от своего бывшего коллеги просьбу проследить за его женой, которая ведет себя необъяснимо, и, вероятно, склонна к самоубийству. В романе читатель узнает лишь в финале о том, что самоубийство главной героини было постановкой. Хичкок же сообщает об этом зрителю гораздо раньше - после двух третей повествования — через неотправленное письмо героини, что позволило режиссеру в третьем акте глубже раскрыть внутренние сомнения героини и ключевую, интересную мастеру, тему страсти мужчины к женщине, которую он считает мертвой. Режиссер считал, что таким образом можно усилить напряжение: зрителю известно больше, чем главному герою; Хичкок придерживался формулы «саспенс (состояние тревожного ожидания, беспокойства) вместо сюрприза».

Съемки фильма начались осенью 1957 года в Сан-Франциско и закончились в декабре в павильоне в Лос-Анджелесе.
За время, прошедшее между поиском мест для съемок и началом съемочного процесса, на территории миссии была снесена колокольня. Воссоздали ее при помощи эффекта «блуждающей маски». То есть, сначала были отсняты кадры, на которых необходимые участки скрывались за светонепроницаемой заслонкой, затем был снят макет колокольни, после чего два кадра объединялись.
На натурные сцены ушло шестнадцать смен, а в павильоне Paramount группа провела два месяца. Хичкок предпочитал работать в студии, поскольку так чувствовал больший контроль над ситуацией.

Роль главного героя фильма, полицейского в отставке Скотти, досталась Джеймсу Стюарту, до этого уже снимавшемуся в фильмах «Веревка», «Окно во двор» и «Человек, который слишком много знал». Хичкок ценил в Стюарте образ простого американца, с которым зрителю легко было себя ассоциировать. Критики встретили картину, и у зрителей также не вызвала большого интереса. Американская киноакадемия отметила картину только двумя номинациями на «Оскар».

Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, заявив, что актер исчерпал себя. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах. «Головокружение» — четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.

Изначально в роли главной героини фильма Альфред Хичкок видел актрису Веру Майлз, с которой уже работал в фильме «Не тот человек», и которая впоследствии примет участие в съемках знаменитого фильма «Психо». Подготовка к съемкам уже шла, когда от этих планов пришлось отказаться, поскольку Вера Майлз заявила о своей беременности и вышла из проекта. Выбор режиссера пал на актрису Ким Новак. Существует мнение, что режиссер сожалел о такой замене: рабочие отношения с Новак оставались натянутыми на протяжение всех съемок, кроме того, по мнению самой Новак, эту роль режиссер создавал, уже имея в виду Веру Майлз, и новая актриса неизбежно рушила ожидаемый образ.

 

Ким Новак в роли Мэделин

Французский режиссер Франсуа Трюффо, однако, находил, что такая коллизия перекликается с сюжетом фильма, а потому только наполняет его особым смыслом: «Актриса, которую мы видим на экране — явная заместительница, но сам акт замены усиливает звучание фильма, ибо составляет и его основную тему: мужчина, все еще влюбленный в женщину, которую считает умершей, пытается возродить ее облик в похожей на нее девушке».
В фильме Новак практически исполняет две роли: Джуди в третьем акте и снова Джуди в роли Мэделин — в первых двух актах. Вера Майлз все-же появляется в фильме – с нее написан портрет, на который завороженно смотрит героиня, как для поклонения раз за разом приходящая в картинную галерею.

 

Кадр из фильма «Головокружение»

 

    «Головокружение» стал шестым по счету цветным фильмом Хичкока. Цвет в нем служит для создания атмосферы, образов персонажей и их состояния. Впервые появившись в фильме, Мэделин одета в зеленое; позднее уже Джуди появляется в зеленом, что подчеркивает их общую природу. Для некоторых сцен были использованы зеленые фильтры, создававшие эффект легкого тумана, чтобы, словами Хичкока, придать главной героине «романтическое очарование».
Эпизод, в котором Джуди находится в комнате, освещенной зеленым неоном, где свет и тень делят ее лицо пополам, также наталкивает на зловещую мысль о дуализме образа. Подобный прием используется в мизансценах с зеркалами. Эпизод погони, где главный герой преследует зеленый автомобиль, который начинает мешаться с другими  - тоже зелеными - автомобилями, способен вызвать у зрителя ощущение головокружения.
    Другим способом подчеркнуть романтическое восприятие героем возлюбленной стала рир-проекция. Она использовалась в сцене поцелуя Мэделин и Скотти, где героев окружал фон с меняющимся изображением (от комнаты Мэделин к двору церкви). Чтобы создать эффект кружения, актеров располагали на круговую вращающуюся платформу. Сложность состояла в том, чтобы скоординировать движение камеры и движение платформы. При этом нужно было учитывать, что актеры долго кружиться не могли — естественным образом начиналось головокружение.

В съемках фильма Хичкок использует такой прием, как субъективная камера. Режиссер преследует цель максимально погрузить нас во внутренний опыт героев, поэтому то и дело выстраивает кадр так, словно мы видим происходящее как бы от лица персонажа. С этим подходом связано первое в истории кино использование приема долли-зум, который также известен, как Vertigo Effect (от англоязычного названия фильма) или Hitchcock Zoom.
Эта операторская техника создает эффект, при котором точка зрения остается неизменной, но меняется перспектива. Хичкок таким способом хотел передать эффект головокружения, которое главный герой испытывал из-за боязни высоты, глядя сверху вниз на винтовую лестницу. Реализация этого приема требовала подъемника, что на момент съемок было невозможно – сдудия не была готова выделять дополнительные средства на неожиданные расходы, а использование подъемника стоило дорого. «Почему бы не сделать макет лестницы, положить её на бок и снимать, отъезжая от неё? Можно обойтись без всякого подъемника», — рассуждал Хичкок.

 

 

Кадр из фильма «Головокружение»


    Другая известнейшая сцена фильма — кошмарный сон Скотти. Последние части эпизода создавались тоже с помощью эффекта «блуждающей маски», позволившей совместить крупный план Стюарта с абстрактным фоном, а также падающий силуэт и крышу церкви.

Революционным решением в киноискусстве в «Головокружении» оказались вступительные титры, которые не только создают атмосферу, но и вводят ключевые символические мотивы фильма: спираль, глаза, ощущение падения, одержимость женщиной. Позже графический дизайнер Сол Басс, работавший над титрами фильма, использовал схожую стилистику титр для ряда других картин, к примеру, для «Казино» Мартина Скорсезе.

 

Начальная заставка фильма «Головокружение»

 

 

Музыку для «Головокружения» писал Бернард Херрманн, находясь под впечатлением от «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Выбор источника вдохновения был неслучайным. Композитор говорил, что «это тоже история об обреченной любви». Ключевая тема, построенная на зацикливании в различных вариациях одного мотива, идеально подчеркнула главную для фильма тему одержимости. В остальном в фильме перемежаются гнетущие и романтичные оркестровки и темы, явно созданные под влиянием испанской традиции. Музыкальное решение с использованием высоких диссонансных аккордов, используемое в моменты приступов головокружения главного героя, оказалось столь примечательным в истории киномузыки, что даже получило особое название Vertigo Chord. ​​​​«Первый великий сюрреалистический фильм», — писал о «Головокружении» кубинский журналист Кабреро Инфанте.

Хичкок выкупил права на фильм и впоследствии оставил их в наследство его дочери. Повторная премьера «Головокружения» состоялась в середине 80-х годов. Мартин Скорсезе охарактеризовал этот фильм как как один из самых лучших, когда-либо снятых в Голливуде – и на этот раз кинокритики с ним согласились. В 1996 году оригинальный негатив фильма был восстановлен и снова выпущен в прокат в кинотеатрах.

 

1. http://book-face.ru/personage/alfred-hichkok

2. https://diletant.media/articles/40634845/

3. https://esquire.ru/movies-and-shows/199683-smert-reshaet-devyat-ulik-k-fenomenu-alfreda-hichkoka/#part9

4. https://tvkinoradio.ru/article/article13688-kak-eto-snyato-golovokruzhenie

5. Питер Акройд. Альфред Хичкок.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!