VІ . Систематизация и обобщение

ТЕМА. История Луганского края в период раннего средневековья

ЦЕЛЬ. Ознакомить учащихся с историей народов на территории нашего края, проживавших в период раннего средневековья, рассмотреть их основные занятия, повседневную жизнь и духовный мир; развивать умения характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические периоды, работать с иллюстративным материалом, читать историческую карту; воспитывать интерес к изучению истории родного края

Обучение дистанционное

 

ОБОРУДОВАНИЕ. Учебник «Мой родной край – Луганщина» 7 класс, видеофрагменты «История Хазарского каганата», карты, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся

- Вспомните из всемирной истории, что такое Великое переселение народов?

- Какой период времени оно охватывает?

ІІІ . Мотивация познавательной деятельности учащихся

Какова роль степей нашего края в эпоху Великого переселения народов?

ІV . Сообщение темы целей задач урока

V. Восприятие и осознание нового материала

План

1. Великое переселение народов в истории нашего края

2. Тюркский каганат

3. Хазарский каганат

4. Волжская Булгария

5. Кочевые народы Степи

 

1. Великое переселение народов в истории нашего края

Рассказ руководителя кружка:  

  Период Средних веков начинается в V веке, после падения Западной Римской империи и самого Рима. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался несокрушимым и божественным. Государство погибло под мечами варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на центр цивилизации — Средиземноморье. Крах Рима означал уход античной культуры с исторической арены. На долгие века были за-
быты творения античных художников и философов, разрушены величайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.

Существует мнение, что Средние века — это период варварства, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничтожена римская культура, велись междоусобные войны. Многие называют Средние века «темными веками», «средневековой ночью». Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его душа и ум обратятся к искусству, науке и философии. Этот период Средневековья известен как эпоха Возрождения. Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оставили свой след в истории за этот период времени: одни красивый и яркий, другие — кровавый и страшный; от одних нам достались великие произведения искусства и литературы, от других — ужасы инквизиции.

В Средние века образовались государства, которые существуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и стала развиваться современная демократия. В европейских странах возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) —
выборные представительные учреждения.

В Византии было записано римское право: оно являлось основой для законов средневековых государств. Возник суд присяжных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.

Многие современные города Европы и Востока возникли еще в Средние века. Сформировались языки европейских народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский.

В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии: христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.

Нельзя забывать и о том, что и в Средние века человечество продвигалось вперед в своем хозяйственном, политическом и культурном развитии. Люди стали пользоваться предметами первой необходимости, соблюдать гигиену, появились механические часы. В военном
деле стали применять порох и огнестрельное оружие. Средневековые люди научились строить корабли, применять компас, стали открывать и исследовать новые части света. В Средние века люди узнали и убедились, что Земля — круглая.

 

Рук.кр .: Эпоха средних веков для нашего края началась с Великого переселения народов.

В раннем средневековье территория Подонцовья более чем когда-либо раньше, напоминала  огромный широкий коридор, по которому с IV по VII в н.э. в Европу

систематически двигались племена.

 

 

 


Работа с картой.

Определите по карте, какие племена проходили по территории нашей области с IV по VII в н.э.

Рассказ учителя с демонстрацией карты.

Образ жизни и хозяйство этих народов не были одинаковыми. Одни из них только воевали (гунны, авары), другие были больше склонны к хозяйствованию - скотоводству, третьи - к оседлости, появлению поселений и даже городов. Наконец, у части кочевых племен возникали недолговременные протогосударства - тюркские каганаты.

Донецким степям всегда был присущ этнокультурный динамизм, но особенно интенсивным он стал с IV в., и связано это с вторжением гуннов. Вслед за гуннами в V - VI вв. в степях остановились кутригуры, оногуры, утигуры, которые в древних источниках называются гуннами (на самом деле это отколовшиеся от гуннов группы тюрко язычных протоболгар (праболгар)).

В VI в. в центральную Европу через этот же степной коридор из Средней Азии прошла аварская орда. В VII в. (635 г.) в Приазовье возникает первое "государство" кочевников  Приазовская Булгария, со столицей в бывшем античном городе Фанагория.

В раннем средневековье около середины IX в. по степям Подонцовья, по пути к Дунаю, месту обретения будущей родины, прокатилась волна еще одной группы кочевников. Это были угры (мадьяры), выходцы из Южного Урала; теперь мы их знаем как венгров. Их путь на современную родину из древней прародины, Приуралья, был длительным, и проходил он по степным и лесостепным территориям юга Восточной Европы.

Таким образом, на протяжении 300 лет в степном регионе Северского Донца одни кочевые народы сменяли другие. Историческое значение нашего края состоит в том, что он объединял азиатские и европейские племена и народы, которые в нем проживали, способствовал взаимному обогащению их культур.

 

Тюркский каганат

Учитель. С VII в. из Азии стали вторгаться тюркоязычные племена (авары, тюрки, булгары, хазары). Руководимые ханами (каганами) союзы племен стали превращаться в воинственные ранние государства – «кочевые империи». В VI- VII веках евразийская степь была педелена между темя «кочевыми империями»: Аварским, Западно-Тюркским и Восточно-Тюркским каганатами.

Тюркоязычные народы оставили после себя поселения салтаво-маяцкой культуры.

Раскопки территории Луганской области показали, что в ІХ-Х вв. наш край был крупным сельско-хозяйственным регионом и входил в состав новой культуры, получившей название салтово-маяцкой по двум памятникам :Маяцкому городищу и Салтовскому могильнику. Культура включала в себя два народа - тюркоязычных праболгар и ираноязычных алан, названных учеными салтовцами. В нашем степном крае проживали в основном праболгары, аланы расселились в верхнем течении реки Северский Донец.

- Представьте, что вы журналист, который ведет репортаж из поселения праболгар. Ознакомьтесь с текстом учебника § 3-4 стр. 16-19. Составьте текст своего выступления, используя иллюстрации и тест учебника.

 

 

Реконструкция поселения Болгарский набор

 

 

 

Болгарская кружка

 

 

Амулет человек

 

 

Хазарский каганат.

Учитель. В VII-X вв. на смену кочевьям приходят обширные селища, городища и даже настоящие города. В этот период территория долин рек бассейна Северского Донца входит в состав Хазарского каганата – мощного государства, простиравшегося от Волги до Днепра, захватывая территорию Северного Кавказа и Крыма.

Просмотр видео «История Хазарского каганата».

1. Покажите на карте расположение Хазарского каганата.

2. Заполните пропуски в тексте.

Хазарский каганат существовал с (650—969 Это было мощное государство, простиравшееся от Волги до Днепра, захватывая территорию Северного Кавказа и Крыма. Главой государства был Джебукаган.С начала VIII века столицей Хазарии был _ Беленджер  в устье Волги. Хазарская цивилизация внесла перерыв в господство кочевых племен на территории нашего края.Снова развивается земледелие и скотоводство, осуществляется выплавка различных металлов, широко используется камень, глина, кость, дерево, применяется тюркская письменность. Однако могущество Хазарского каганата к Х в. сильно пошатнулось. Общество погрязло в раздорах знати. Войны с соседями подорвали экономику государства и боеспособность армии. Решающий удар по Хазарии нанесли полки великого князя Святослава 965 г.

 

Волжская Булгария

Учитель. Хазарское государство распалось в конце Х века под ударами воинственных соседей. Бывшие подданные хазар создали свои государства. Наибольшую известность получила Волжская Булгария на Средней Волге.

(Уч-ся получили предварительное задание, подготовить сообщение о греческих городах государствах в северном Причерноморье)

(Выступление уч-ся).

(Предполагаемый ответ). Еще в VII веке часть тюркоязычных булгар, отступая перед натиском Хазарского каганата, ушла из Причерноморья на север – на плодородные земли у слияния Волги и Камы.

Здесь, в лесной полосе, булгары сменили кочевую жизнь на оседлую и перемешались с местными племенами финно-угров. Слияние обычаев и опыта земледельцев и скотоводов привело к расцвету хозяйства. Племена – предки современных татар и чувашей – объединились в единое государство во главе с ханом.

С Х века в Булгарии среди сел и полей растут многолюдные города, обнесенные рвами, валами и деревянными стенами. Вдоль мощенных щебенкой улиц ставятся глинобитные, деревянные и каменные дома, строятся дворцы знати, бани, действуют водопроводы из керамических труб. Ремесленники изготавливают на продажу железные орудия труда, боевые топоры, кинжалы, кольчуги из мелких колечек. Из золота и серебра делаются украшения для знати.

С помощью гончарного круга производят фигурные глиняные

кувшины, разнообразную посуду. По сухопутным и водным путям движутся купеческие караваны от Балтийского моря до Персии, Кавказа, Средней Азии.

В ІХ-Х веках Волжская Булгария устанавливает тесные связи с Арабским халифатом и принимает исламскую религию. В стране распространяется арабская письменность, переписываются книги. Города украшаются высокими минаретами, в мечетях собираются многочисленные верующие. Так Волжская Булгария - государство, просуществовавшее до середины XIII века, - стала одним из центров исламского мира в Восточной Европе.

Кочевые народы Степи

Руководитель кружка 

Хазарская цивилизация не исчезла бесследно, она имела позитивное влияние на судьбу нашего края и его население. Период ее 250-летнего правления был перерывом в полутора тысячелетнем господстве кочевников с их постоянными войнами, примитивными формами общественных отношений. Древние болгары и аланы своим трудом создали в бескрайней степи островки земледелия, домашнего скотоводства, промыслов, ремесла.

Благодаря миграционной политике в степях Луганщины появляются переселенцы из Хорезма – древнего государства средней Азии. Влившись в состав местных народов, они передавали свои технические новшества, традиции, образ жизни. С появлением среднеазиатских народов в наших степях наряду с языческими верованиями мирно сосуществует мировая религия – ислам, пропагандирующая новые духовные ценности и неукоснительное соблюдение определенных правил поведения в обществе.

К началу Средневековья территорию нашего края заселяло множество народов с разными языками, культурой, традициями ведения хозяйства. Каждый находил свой путь к цивилизации.

Славяне

Еще во времена готов и гуннов были известны славянские племена венедов и склавинов, а позднее стали известны словены, дуребы, кривичи, вятичи, древляне.

В 8-10 ст. русские (под этим именем объединилась часть славян) подчинились хазарам, позднее находились под их влиянием. В 10 ст., когда хазары ослабели в борьбе с печенегами, русские славяне стали сами нападать на хазар и способствовали их упадку. С развитием торговли на землях славян начали образовываться княжества. Появление городов, развитие торговли, создание военных дружин способствовало распаду родовых отношений и созданию устройства, объединения людей не по родственным связям, а по совместному труду и роду профессии. Объединение же княжеств под одной властью являло собой государство. Таким государством в 9 веке стала Киевская Русь.

Половцы

А в степях в это время жили и враждовали между собой три разных тюркских народа: печенеги, торки и половцы (куманы). Последние кочевали в степях между Доном и Северским Донцом. Половцы настроили городов и укрепленных городищ, они были хорошими конниками и воинами. Набеги на соседние народы, войны, кочевое скотоводство были основным занятием половцев. Вопреки официальной историографии, половцы часто терпели поражения от славян, заключали с ними союзы для борьбы с общими врагами. За всю историю войн со славянами половцам не удалось взять ни одного славянского города, крепости, поэтому их набеги носили чисто потребительский характер.

Памятник древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве" повествует о походе Новгород-Северского князя Игоря на половецкие степи, рисует образы половцев и русских, половецких женщин. Много версий существует о месте битвы князя Игоря с половцами в 1185 г. Одна из таких версий предполагает, что битва произошла на берегу речки Каменки, что в Краснодонском районе нашей области. Однако до сих пор место битвы не подлежало ни письменным (за исключением "Слова"), ни материальным источникам. Возможно это и не случайно. Ведь военно-политическая обстановка в 1185 г. для Киевской Руси исключала необходимость такого похода. С 1092 по 1117 гг. война против половцев, начатая по инициативе Святополка II, принесла ожидаемые результаты. Западные кочевья были покорены Владимиром Мономахом, восточные половцы добровольно вступили в союз с суздальскими князьями. С 1116 по 1236 гг. (120 лет) история зафиксировала пять половецких набегов на Русь, столько же было совершено походов русичей на степь, 16 случаев участия половцев в междоусобных войнах. Покоренные раньше печенеги, торки, черные клобуки (каракалпаки) были покорены киевскими князьями раньше и не представляли военной угрозы для Руси.

Сомнения в реальности похода князя Игоря на половцев базируются на пяти реалиях.

Первая: князь Игорь в 1180 г. заключил союз с половцами, в 1184 г. он отказался от участия в походе, что его замыслил двоюродный брат Игоря Святослав Всеволодович. Сомнительно, чтобы Новгород-Северский князь, не объединившись с другими князьями, сломя голову бросился бы завоевывать степи, простирающиеся от Черного до Каспийского морей.

Вторая: со времен падения Хазарского каганата (965 г.) до создания Золотой Орды (1241 г.) в степях не было союза кочевников, способных угрожать Руси.

Третья: в "Слове" трижды упоминается наименование "хин" и утверждается, что хины - соседи Руси. Единым вариантом толкования этого слова является наименование Джурдженской империи Кин (современное прочтение: дзинь - золотая; 115-1234 гг.). Замена "к" на "х" говорит о том, что это слово было занесено на Русь монголо-татарами, в речи которых не было буквы "к". Но тогда "Слово..." рассказывает не о событии 12, а 13 столетия и под хинами нужно понимать татаро-монголов.

 

Четвертая: для автора "Слова..." хиновые стрелы (читай монгольские) как, очевидно, и для читателей тех времен, явление обычное и четкое. Стрелы восточных народов, в отличие от других, были отравлены и татаро-монголы хранили их секрет.

Пятая: почему с известных пяти походов на половецкую степь автор обратил внимание на неудачный поход Игоря, почему "Слово..." пронизано призывом к единению? Наверное, потому, что битва на р. Каяла - это битва на р. Калке в 1238 году, где татаро-монголы впервые разгромили русские полки. И это не случайно. В это время Киевская Русь была раздроблена на множество соперничающих княжеств.

Донецкие степи почти до наших времен сохранили памятники поздних кочевников, в т.ч. и половецких. В первую очередь это курганные погребения, маяками которых были каменные изваяния - идолы (каменные бабы), назначение которых до конца не установлено. Впрочем, можно предположить следующее.

Коллекция таких памятников на Луганщине достигает нескольких десятков (среди них скифские и половецкие). Все они представляют собой скульптурное изображение женщины, что можно трактовать как символ материнства, продолжения рода. Можно также предположить, что в половецком обществе главенствующую роль занимали женщины - хранительницы рода. Возможно, что половцы, веря в загробную жизнь, ставили на захоронения идолов соответственно бытовавшей мифологии, которые отвечали за продолжение семьи, рода, охраняли их.

Однако есть и редкое исключение из правил. В Луганском областном краеведческом музее хранится скульптурное изображение головы половецкого юноши, что дает нам редкую возможность увидеть черты половца. Что же относительно половчанок, то известна их красота, ведь тот факт, что многие русские князья (в т.ч. и Александр Невский) брали в жены именно половчанок, подтверждает это.

Исследованные курганные могильники (захоронения в с. Провалье Свердловского района, с. Безгиновое Новоайдарского района, с. Вишневый Дол Краснодонского района) дали множество разнообразных материалов, характеризующих жизнь, быт, культуру и религию поздних кочевников донецких степей.

Среди находок, датируемых 10-11 ст., большое место занимает конская сбруя, украшения для лошадей, а также многочисленное оружие: мечи, сабли, ножи, луки, стрелы. Во всех перечисленных захоронениях найдены эти предметы, что дает основание утверждать, что половцы были кочевниками, воинами, всадниками. В захоронениях у с. Смелое Славяносербского района найдены чудесные серебряные и бронзовые женские украшения: подвески, браслеты, пряжки, бляшки, костяные и металлические мониста.

Татаро-монголы и Русь

С исчезновением половцев, их мест обитания и кочевий в Донецких степях наш край получает наименование "Дикая степь". Уничтожение половцев, их миграция и смешение с другими завоевателями связано с военными успехами татаро-монголов, покоривших многие народы в 13 ст., включая славян.

Среди памятников эпохи монголо-татарского господства над лесом и степью, над городами и городищами нет сколько-нибудь достоверного свидетельства о хотя бы кратковременном пребывании монголов на территории нашего края. На протяжении двух столетий в Донецких степях замерла жизнь, связанная с последней кочевнической этнокультурой - половецкой. В борьбе с татаро-монголами половцы выступали совместно с русичами и были жестоко наказаны, ибо кочевники-завоеватели не стали терпеть соперников - кочевников-половцев. Что же касается славян, то их участь была лучшей, т.к. завоеватели не уничтожали городов, сдавшихся победителям, а таковых было немало. Не бесчисленные полчища татаро-монгольских воинов, а их военное мастерство, разобщенность русских князей, выступавших на борьбу с завоевателями разрозненно, а часто и примкнувших к татарам, явилось основной причиной поражения Руси и других государств. Причины позднего заселения края оседлыми народами вряд ли следует искать в татаро-монгольском господстве. Достаточно вспомнить то положение, что в Донецких степях и до нашествия татаро-монголов существовали культуры кочевников, и первенство в заселении края принадлежало казакам.

VІ . Систематизация и обобщение

1. Какова роль степей нашего края в эпоху Великого переселения народов?

2. С какими народами связана их история в это время?

3. Чем объясняется переход народов, населявших наш край, от кочевого образа жизни к оседлому?

4. Каковы позитивные последствия влияния Хазарии на историческую судьбу нашего края?

VІІ . Подведение итогов

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!