Словесный, информативно – рецептивный (потрогать), репродуктивный, исследовательский.

Использование элементов технологии деятельностного подхода на уроках ИЗО

 

Самоздра С.А., руководитель ГМК учителей ИЗО

 

Произошедшие серьезные изменения в сфере образования, принятие нового стандарта в начальной школе и среднего звена, повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Задача учителей изобразительного искусства, как и других учителей предметников, не дать объем знаний, а научить учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия (способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений). Чтобы решить эту проблему, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие ученика.

Главной целью уроков ИЗО при системно - деятельностном обучении – это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

А основные задачи это: создание атмосферы увлеченности и творчества на каждом уроке, развитие компетентной личности путем включения ее в различные виды ценностной человеческой деятельности, формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, поэтому он в полной мере отвечает всем общедидактическим закономерностям, но имеет и свои характерные особенности: содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках уроков ИЗО базируется на следующих принципах:

1. позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

2. позиция ученика: за познание мира путем решения проблемы.

3. учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

4. учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

5. учебное действие – действие по созданию образа.

6. образ – слово, рисунок, схема, план.

7. оценочное действие – Я умею! У меня получится!

8. эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…

Основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как с органичной частью окружающей жизни. И наша главная задача, как учителя, донести до учащихся представление о том, что искусство - это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.

В своей работе мы применяем различные методы обучения в зависимости от темы, возраста, целей и задач урока:

· Традиционные (объяснительно - иллюстративный)

· Репродуктивные (проблемный, исследовательский, групповой) методы.

Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

· Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

· Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

· Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

При организации работы по формированию творческих способностей нужно уделять внимание социально - эмоциональному развитию учеников. Важно стимулировать проявление учащимися самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами этой работы станут:

· активность и самостоятельность;

· умение находить новые способы для художественного изображения;

· умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

При системно - деятельностном подходе нам помогут следующие методы обучения:

словесный, информативно – рецептивный (потрогать), репродуктивный, исследовательский.

· В словесном методе используем: художественное слово, рассказ, объяснение, беседу.

· В информативно - рецептивный метод включим следующие приемы: рассматривание; наблюдение; образец; показ.

· А репродуктивный метод позволит закрепить навыки детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора; работу на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

При использовании этих методов необходимо придерживаться следующих принципов:

· принципа поэтапности, с учетом возрастных особенностей ребенка.

· принципа динамичности (каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от простого к сложному.)

Итогом работы станут прекрасные, творческие, порой даже фантастически непредсказуемые рисунки детей .

Например, коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотипия и другие технологии нетрадиционного рисования будут способствовать развитию у учащихся творчества, пробудят в них фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, разовьют ручные умения, чувства формы и цветоощущение, поспособствуют воспитанию художественного вкуса.

В итоге мы можем получить следующие результаты :

во-первых - творческую работу, созданную учеником;

во-вторых - опыт самостоятельной творческой работы, новые знания и умения.

в-третьих - улучшение результатов способностей детей (умение экспериментировать с изобразительными материалами; самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображение на листе; проявлять фантазию и художественное творчество).

Большое внимание должно уделяться интегрированному подходу в обучении ИЗО, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором так организована деятельность учащихся, что педагог лишь направляет и дает рекомендации, заставляя их мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного формирования духовно-творческой личности.

Ученик получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждения о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу.

Но какие бы новшества не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: это учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально .

Четко выстроенная система непрерывного художественного образования позволит повысить мотивацию к занятиям художественно-творческой деятельностью всех детей на разных ступенях обучения.

Я не стремлюсь к цели сделать из учащихся специалистов в какой-либо области изобразительного искусства, но надеюсь на то, что кем бы ни стали наши ученики в дальнейшем, это все обязательно пригодиться им в жизни.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!