Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

ТЕМА 10: Художественные направления и стили в искусстве

Тема урока: Понятия: «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль художника».

Домашнее задание: описать один из портретов написанный И. Репиным с точки зрения художественного образа, стиля, языка искусства. Учить конспект.

Анализ произведения живописи.

1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

2. Художественный образ. Особенности композиции.

3. Основные средства создания художественного образа (язык искусства): колорит, рисунок, светотень, манера письма.

Пример:

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.

Другое название картины «Иван Грозный убивает своего сына». Картина написана русским художником И. Репиным в 1885 году, в стиле русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Художественный образ:

Сюжетом к этой драматическому произведению великого художника послужили исторически действительный факт 1581 года 16 ноября Иван Грозный убил своего сына.

Посередине сидит обезумевший старик с убитым сыном на коленях. Секундное помутнение рассудка заставило отца насмерть ударить жезлом в висок собственного сына. Тут же осознав произошедшее, старик бросается к своему любимому наследнику, панически пытается зажать кровавую рану рукой, прижимает к себе и целует сына в лоб, глядя вдаль полными ужаса и отчаяния глазами. Он уже понял, что случилось ужасное и непоправимое… Жертва на картине, сын Иван, вызывает у зрителя сострадание и жалость: его лицо выражает спокойную обреченность, а поза – полное отсутствие жизненных сил.

Добавляет напряженности: тона картины либо кричащие кроваво-красные, либо темные и мрачные; орудие убийства – жезл с острым наконечником, запачкано кровью; кресло упало, ковер сбился.

Произведение поражает, пугает и увлекает зрителя своей яркой выразительностью и сюжетом.

 

 

Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.

В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.

Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства, можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Чтобы приблизиться к искусству, не обойтись без понимания таких категорий, как образ, стиль, язык.

Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Художественный образ часто понимается как часть произведения искусства. Например, образ главного героя, образ природы и т.п. В музыке (опере, балете, программной музыке) образ выражается какой-либо музыкальной темой, лейтмотивом, являющимся образной характеристикой персонажа.

Художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на зрителя, слушателя, читателя.

Рассмотрим некоторые образы произведений.

Вот каменный сфинкс – хранитель вечности. Смотрит на зрителя величественно и бесстрастно. Ему недоступны смятение и тревоги. С давних времен образ сфинкса воплощал загадочность, мудрость, непостижимость.

Портрет юноши в золотом венце написан неизвестным египетским художником ещё в начале 2 века. Этот образ обладает огромной притягательной силой. В нём всё прекрасно: большие выразительные глаза, прямой нос, лёгкие завитки волос, едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет золотые пластины венка и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, направленный на зрителя взгляд юноши.

Французский скульптор Огюст Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные граждане города Кале в 14 веке. Во время осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с верёвками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, духовной напряжённостью. Главная мысль композиции - можно быть побежденным – но не сломленным.

Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

Рассматривая произведение искусства в стилевом отношении мы должны учитывать эпоху, направление или исторический стиль (можно назвать как угодно) во время которой было создано это произведение. У каждого направления имеются свои неповторимые черты. Также мы учитываем личные, индивидуальные приёмы присущие каждому автору и национальную принадлежность.

Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что стиль – это эпоха, в других видах искусства – живописи, литературе, музыке – о том, что стиль – это человек.

 

Стиль — это производная эпохи. Эпоха -определенный временной период в искусстве. Сколько эпох - столько и стилей. Всё взаимосвязано.
Стиль — это человек. В любом творчестве автор показывает свой стиль, свою изюминку, то, что выделяет его из массы.

Го́тика, готический стиль - период в развитии средневекового искусства, развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Хотя термин «готический стиль» чащевсего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Основные черты (в архитектуре):

1. Высотность

2. Заострённые арки и башни

3. Ассиметричность и т.д.

 

Произведения в индивидуальном стиле

Стиль Ван Гога – короткие, иногда кажется беспорядочные мазки. Некоторые картины написаны равными мазками-штрихами, некоторые волнистыми мазками, в зависимости от содержания картины, от образа, который воплощён на полотне.

Картины Сергея Совкова написаны в оригинальном живописном стиле, похожем на витраж или мозаику, через который передается индивидуальность работ художника.

Совков Сергей Михайлович – замечательный художник из города Тольятти. Член Творческого Союза художников России с 2006 года..

ХУДОЖНИК ОЛЕГ БЕСЕДИН. Олег Беседин в своем творчестве сочетает современные цифровые технологии с традиционной импровизационной графикой, продолжая поиск нового, современного, актуального языка в искусстве.

Василий Кандинский один из основателей стиля Абстракционизм. Одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движения мысли и эмоциональные сопереживания.

Нельзя назвать ни точного времени возникновения абстракционизма, ни его основоположника. Признанными вдохновителями абстракционизма считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Модриан, Франтишек Купка, Робер Делоне, изложившие основные положения этого направления в своих теоретических трудах и программных заявлениях.

Национальный стиль

Язык искусства – это система изобразительно-выразительных средств, используемых определенным видом искусства. Художественный язык каждого вида искусства обладает неповторимыми качествами.

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.

Общие средства выразительности в языке искусств - композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность. Всё это обеспечивает выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца.

Конспект.

Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

Язык искусства – это система изобразительно-выразительных средств, используемых определенным видом искусства. Художественный язык каждого вида искусства обладает неповторимыми качествами.

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.

Общие средства выразительности в языке искусств - композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!