Глава 2. Скульптура Ближнего и Среднего Востока



Введение

 

За последние десятилетия открытия мировой и в первую очередь советской исторической науки сделали известными замечательные памятники искусства, созданные в Средней Азии, Азербайджане и Афганистане в рабовладельческий и феодальный периоды. Новые научные данные окончательно опровергли до сих пор еще существующую в буржуазной науке точку зрения, согласно которой Эти страны в историко-художественном отношении были лишь провинциями древнего и средневекового Ирана.

Сейчас уже не может быть сомнения в том, что искусство каждого из народов Среднего Востока начиная с глубокой древности занимало в истории мировой культуры свое особое и важное место.

Вместе с тем история средневекового искусства Азербайджана, Ирана, Средней Азии и Афганистана, несмотря на характерную для феодализма неразвитость Экономических связей и постоянные войны, изобилует фактами культурного общения. Достижения в искусстве одного народа воспринимались и творчески обогащались другими; нередко в зависимости от исторических условий ведущая роль в развитии отдельных видов искусства переходила от одной страны к художественным центрам другой. Тесная взаимосвязь художественных культур на Среднем Востоке, особенно в период развитого феодализма (10-15 вв.), привела к тому, что многие выдающиеся явления литературы и искусства стали общим наследием ряда народов. Такова, например, созданная в 10 в. величественная эпическая поэма Фирдоуси, вошедшая в сокровищницу классической литературы таджиков и иранцев. Не менее яркий пример - деятельность крупнейшего художника конца 15-начала 10 в. Бехзада, работавшего часть своей жизни в Герате (Афганистан), а часть в Тебризе (Азербайджан). Его искусство имело огромное значение для развития миниатюры у всех народов Среднего Востока.

Глава 1. Архитектура Ближнего и Среднего Востока

 

Скульптура Передней Азии - круглая и рельефная - во многом отличалась от египетской. По сравнению с Египтом переднеазиатские памятники пластики кажутся грубоватыми и менее пропорциональными. Но в них всегда много от наблюдательности и характерности. Изображения на рельефах менее условны и более объемны. Свойственная Египту техника «ан крё» здесь отсутствует. Поздние ассирийские рельефы, в частности с изображением военных сцен, поражают верной передачей фигур, аксессуаров, динамики действия. Материалами скульптур были - алебастр, различные породы камня, в том числе и ценные - базальт, диорит и другие.

Большое развитие получают художественные ремесла, изделия которых применялись во внутреннем убранстве домов. Производились керамические, медные, бронзовые, каменные сосуды очень простых форм. Бытовая утварь выполнялась и из стекла, белого и цветного - голубоватого, красного. В ювелирных мастерских создавались различные изделия - украшения, имевшие не только художественное, но и символическое значение, из бронзы, золота, серебра, иногда с применением драгоценных и полудрагоценных камней, а также из слоновой кости с тонкой плоскостной орнаментацией.

Замечательны были сооружения города Вавилона - столицы одноименного государства времени его расцвета (первая половина 1 тысячелетия до н. э.). Огромный город на реке Евфрат, делившийся ею на две неравные части, был опоясан двумя рядами крепостных стен с башнями, причем вдоль Евфрата, в пределах города, также тянулись стены. Центральная часть города располагалась на левом берегу реки. Главные городские ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар, находились в пределах северного фронта оборонительных стен. Они фланкировались башнями из обожженного кирпича. На поверхности башен ритмически размещены были, одно над другим, рельефные, покрытые поливой изображения звероподобных грифонов.

От ворот Иштар, параллельно берегу Евфрата, шла прямая прецессионная дорога. С двух сторон она ограничивалась огромными фризами из поливной майолики, на которых изображены были львы и грифоны с охристыми телами на сине-голубом фоне. Они как бы сопутствовали участникам процессии, двигавшейся от ворот Иштар к центральной площади, по периметру которой размещались самые крупные, наиболее чтимые храмы и около них - главная храмовая башня Этеменанки. Это был самый крупный зиккурат в Двуречье, вошедший в историю под названием Вавилонской башни. Как установлено на основании обмеров котлована, размеры башни по горизонтали составляли примерно 90x90 метров, высота ее также не превышала 90 метров. Реконструкции рисуют нам ее в виде ступенчатого сооружения с высокими лестницами и пандусами.

Дворец царя Навуходоносора находился рядом с воротами Иштар. Хотя его план был своеобразен, членения его были те же, что и в других дворцовых зданиях.

В архитектуре Двуречья вообще преобладали плоские балочные перекрытия. Если применялись своды, то они имели небольшие пролеты.

Дворец в Хорсабаде, как и другие переднеазиатские монументальные сооружения, был оформлен скульптурой. Основные пластические средства группировались в нижних частях стен, по периметру здания, главным образом около входного арочного портала, ограниченного но сторонам высокими башнями. На больших угловых блоках камня, по обе стороны от арки, высекались изображения ламассу - крылатых сфинксов, охранителей входов. Объемное изображение ламассу как бы распадалось на две перпендикулярные друг другу плоскости: фронтально направленную, где тело сфинкса передавалось в фас, и боковую, где оно изображалось в профиль. При рассмотрении его в трехчетвертном ракурсе создавалось ощущение объемной формы. Остальные участки фасадных стен опоясывались внизу лентой каменных ортостатных плит, которые покрывались рельефными изображениями культового и военного содержания.

На сравнительно ограниченных территориях жили и развивались многие народы, отсюда - соперничество и борьба между ними. Столкновения и войны обусловили строительство всех зданий с планами и конструкциями, рассчитанными на оборону. Эти оборонительные функции проявляются в планах и композиции как храмов и дворцов, так и жилых домов. Главное заключалось в том, чтобы создать компактный план, преимущественно квадратный, с одним или несколькими внутренними дворами, окруженными различными помещениями.

В период с 1369 по 1406 год на территории Ирана, Афганистана и части Средней Азии существовало могущественное государство Тимура со столицей в Самарканде. Часть этой территории ныне - в пределах советской Средней Азии (Узбекская и Таджикская ССР). И застройке этого города принимали участие наряду с местными мастерами зодчие Ирана и Афганистана. В пределах Самарканда, Бухары и других городов этого региона сохраняется большое число первоклассных сооружений. Особенно известны прямоугольная площадь Регистан в Самарканде, ограниченная тремя монументальными зданиями медресе с порталами - ништаками и расположенными по углам минаретами, а также мавзолей Тимура, известный под названием Гур-Эмир.

Характерной особенностью сооружений Средней Азии того времени является активное введение цвета в виде сплошных покрытий куполов, ништаков, минаретов керамической поливной облицовкой с преобладанием небесно-голубого цвета, инкрустированной мозаичными вкраплениями синего, зеленого, белого и черного цветов, что создает на общем фоне желтовато-серых кирпичных стен совершенно особый, своеобразный декоративно-колористический эффект.

Мечеть Амра имеет план в виде большого двора, обрамленного параллельными галереями - нефами, разделяемыми рядами стрельчатых арок на колонках античного происхождения. В центре, в сторону священ ной ниши - михраба, глубина перекрытой части здания значительно воз растает.

Известная мечеть Ибн-Тулун в Каире (IX в.) развивает тот же тип дворовой мечети. Особенностью ее является замена колонн, поддерживающих арки, прямоугольными в сечении пилонами.

Важнейшим районом распространения культуры был Сасанидским Иран. Государство это вобрало в свои пределы современный Иран Афганистан, часть Закавказья - Армению и Грузию. Сасанидская эно ха в области архитектуры, как уже отмечено, явилась тем основанием откуда арабы, овладевшие этими территориями, черпали многие строи тельные и художественные приемы; именно отсюда арабы воспринял» совершенную систему купольных конструкций, распространившуюся затек в различных вариантах но всему арабскому Востоку.

Основным строительным материалом архитектуры арабов являло обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира.

Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича Нередко на них опирались распространенные в мусульманской архитектуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытия, которые обрабатывались орнаментом.

Основные приемы в области архитектуры арабов - наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

К VII веку н. э. относится возникновение культуры арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями мусульманской религии - ислама, вызванная перенаселением, недостатком пастбищ для скота и социальным кризисом, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Apa6ы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области.

Созданное арабами государство - халифат,- простиравшееся на огромные районы - от границ Индии до Пиренеев, прошло два период своего существования: 1) халифат династии Омейядов (VII -нерва половина VIII в.) с центром в городе Дамаске и 2) халифат династии Абассидов (вторая половина VIJI - IX вв.) с главным городом Багдада.

Культура арабов в каждой из стран преломилась сквозь призму местных народных традиций, учтены были местные особенности - социальные, материальные и другие. Строительство, которое начало осуществляться арабами, в значительной мере основывалось на опыте и формах архитектуры того или иного региона. Архитектура арабов была очень разнообразна, в каждой из стран существовали свои особые композиции и применялись особые детали, но черты общности стиля все же преобладали над чертами отличия. Особое значение имело строительство мечетей и мавзолеев, учитывая определяющую роль религии. Но наряду с ними возводились и другие здания - дворцы, торговые ряды, инженерные сооружения, жилые дома.


 

Глава 2. Скульптура Ближнего и Среднего Востока

 

Искусство Древнего Двуречья более динамично, чем искусство древнего Египта. Наиболее распространёнными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустации золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, охоты, религиозные и мифологические сюжеты.

Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям, из твёрдых пород камня выполнялись цилиндрики, по оси которых были сделаны отверстия, куда вставлялась палочка. На внешней стороне цилиндра вырезались изображения. Печать прокатывалась по влажной мягкой глине. Оттиск служил «удостоверением личности» владельца и заменял его подпись.

Широко использовалась глина в гончарном деле. Керамика получает развитие со времён оседлости. Сосуды разных форм украшались геометрическими мотивами: волнистыми линиями, штрихами, точками, прямоугольниками. Эти знаки помимо декоративной выполняли ещё и коммуникативную функцию: заменяли письмо. Гончар в Двуречье был ещё и скульптором: первые статуэтки «Великой Матери богов» были выполнены, по наблюдениям археологов, гончарами. Значительно увеличило производительность труда изобретение форм из обожжённой глины, позволившее отливать изделия по шаблонам, сериями. Тематика глиняных изделий была широка: от шумерских фигурок богов до ассирийских крылатых гениев-покровителей с головами коршунов, бородатых воинов, мужчин-рабов и т.д.

На земле Двуречья камень встречался редко. В основном это были обсидиан, кремень, базальт, алебастр, мрамор, гранит. Их приходилось привозить издалека, и изделия из них были крайне дороги. Камень использовался в скульптуре. А поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни применяли и в ювелирном деле. Из самоцветов, слоновой кости и перламутра в сочетании с бронзой, серебром, медью и золотом древние мастера изготавливали настоящие произведения искусства.

Издавна металлу приписывалась магическая сила, его называли «даром небес», «силой небес». Особенно это относилось к железу, цена которого была высока. Шумерским чеканщикам были известны самые тончайшие приёмы ювелирного мастерства: филигрань, скань, зернь, инкрустация, эмалирование и др.

Изображение божества, которому был посвящен «Белый храм», утрачено - по всей видимости, это небесный бог Ану. Но до нас дошли скульптурные изображения богов из других храмов. Группу фигур из Тель Асмара, современную пирамиде фараона Джосера, отличают геометрическая обобщенность и экспрессия - черты, характерные для скульптуры раннединастического периода. Самая высокая из них изображает Абу, бога растительного мира; другая, пониже - богиню-мать; остальные фигуры принадлежат жрецам божеств и его поклонникам. Фигуры божеств выделяются среди остальных не только ростом, но и большим размером глазных зрачков, хотя глаза непропорционально велики у всех персонажей. Сохранившиеся до наших дней цветные инкрустации делают их неподвижный, сосредоточенный взгляд особенно выразительным. По всей видимости, группа предназначалась для целлы посвященного Абу храма, где фигуры людей и божеств взирали друга на друга, стоя лицом к лицу.

Шумеры верили, что боги реально присутствуют в своих изображениях; статуи молящихся представляли перед божеством конкретных людей, передавая ему их прошения и молитвы. Однако к портретному сходству скульпторы явно не стремятся: тела и лица людей переданы упрощенно и схематично, так как внимание не должно отвлекаться от самого важного - глаз, этих зеркал человеческой души. Если у египетских скульпторов в основе формы лежал куб, то у шумеров в этой роли выступали цилиндр и конус. Руки и ноги персонажей напоминают круглые в сечении трубы, а их длинные юбки словно выточены на токарном станке. Даже в эпохи более поздние, когда формы месопотамской скульптуры стали гораздо многообразнее, эти изначальные ее черты заявляют о себе снова и снова.

Строгий геометризм статуй из Тель Асмара характерен для искусства резчика, как бы «извлекающего» из каменной глыбы нужную ему форму. Гораздо более гибкий и реалистический стиль свойственен шумерской скульптуре, выполненной в других техниках, где материал не «отсекается», а скорее «наращивается» - это и моделировка скульптуры в мягкой глине для последующей отливки в бронзе, и комбинирование в ней разнородных материалов: дерева, золотых пластин, лазурита. Несколько изделий такого рода, приблизительно современных фигурам из Тель Асмара, найдены в гробницах города Ура. Среди них и очаровательная фигурка, показанная на: подставка для приношений в форме барана, который стоит на задних ногах, опираясь передними о цветущее дерево. Баран выглядит удивительно живым и энергичным, и взгляд его, устремленный на нас сквозь ветки символического дерева, обладает силой поистине демонической. И неудивительно - ведь животное это посвящено богу Таммузу и воплощает, таким образом, мужское начало в природе.

Обычай связывать тех или иных животных с определенными божествами тянется из глубокой древности. Мы встречаемся с ним не только в Месопотамии, но и в Египте. В мифологии шумеров, однако, священные животные играют необычайно активную роль. К сожалению, большинство преданий этого народа не дошли до нас в письменной форме, и нам остается судить о них лишь по немногим изображениям, дразнящим своей загадочностью. Вот одно из них: инкрустированная панель арфы, найденная в Уре вместе с подставкой для приношений. В верхней сцене мы видим героя, обнимающего двух быков с человеческими головами - мотив в шумерском искусстве столь популярный, что трактовка его приобрела строго симметричный, условно-декоративный характер. Гораздо более живыми и естественными выглядят другие сцены, где действия, свойственные людям, выполняют звери: волк и лев несут напитки и кушанья на невидимый зрителю пир, а осел с оленем и медведем на этом пиру музицируют (осел играет на арфе, очень похожей на ту, что украшала некогда эта инкрустация). В нижней сцене козел и человек с туловищем скорпиона несут какие-то предметы, извлеченные ими из стоящего рядом большого сосуда.

Чувствуется, что искусный мастер, создавший эти сцены, был связан изобразительными канонами гораздо в меньшей степени, чем его современники в Египте. Правда, и у него все фигуры выстроены на одной, изображающей землю, линии, но зато он не боится изображать плечи в ракурсе и позволяет фигурам частично заслонять друг друга. Но не будем ошибаться относительно его намерений: то, что кажется теперь очаровательной забавой, воспринималось некогда более чем серьезно. Увы, но историю, которую разыгрывают изображенные персонажи, мы так и не знаем! И все же мы с полным правом можем рассматривать их как самых ранних предшественников басен о животных -жанра, процветавшего на Западе в течение многих столетий от Эзопа до Лафонтена. А по крайней мере один из них - осел с арфой - стал впоследствии постоянным героем средневековой скульптуры.


 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!