Основы психофизиологии. Учебник. Отв. ред. Ю. И. Александров. М: ИНФРА-М, 1997. С. 167. 11 страница



Другая студентка написала следующее:

Мне нужно хоть пять минут побыть в наблюдении до начала этюда, чтобы тело и мышление настроились. Если не получается, можно сделать карикатуру на наблюдение, преувеличить зерно, тогда легче возникают мысли. Если хочешь попробовать старушку, то помогает, когда увидишь себя на внутреннем экране в процессе старения, медленно стареют глаза, нос, рот. Постареть в воображе­нии до 90 лет. Рассказать вслух об этой бабушке ее голосом.

В связи с заданием «Наблюдения» в наших тренингах на непрерыв­ное мышление, мне кажется, очень многое «натренировалось» у студен­тов для работы над ролями в других спектаклях. Потому что, если я могу сочинить, «о чем думает человек, про которого знаю совсем мало», то «сочинять»-воображать про человека, о котором написана целая пьеса, становится легче.

И все-таки, это не решает полностью проблемы управления мышле­нием. Каким образом, за счет каких механизмов можно управлять мыш­лением, а вслед за ним и воображением? Как показывают современные исследования, таким механизмом является внимание.

Несомненно, очень важную роль в тренинге воображения играет внимание. Его тренировкой мы занимаемся с первого курса (переклю­чение, объем, концентрация, распределение, устойчивость). Нам пред­ставляется, что в активизации воображения механизм внимания играет ведущую роль, потому что он является регулятором всех поведенческих актов. При помощи внимания особого рода и силы человек может управ­лять своим восприятием, реакциями, эмоциями, физическим самочув­ствием, поведением, наконец.

Что это за особый род и сила? В одном из сводов правил по трениров­ке памяти, составленном в 400 г. н. э., записано: «Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете».1

 

¹ Njrman D. A. Mtmory and attention. An introduction to human information processing. NY: John Wille & Sons. Inc. 1969.

 

 

Вот и ответ на наш вопрос о способах провокации воображения и восприятия.

Древний источник говорит не о восприятии внешних воздействий, а о событиях, «проходящих через разум», то есть существующих в вооб­ражении. И современные исследования связи внимания, восприятия, мышления подтверждают это: «...направление внимания на централь­ные (несенсорные) стимулы может повлечь за собой скрытое эфферент­ное торможение в рецепторном аппарате... (в этом случае) сенсорные системы могут выполнять две функции: опосредовать внимание через избирательное блокирование сенсорных реле, а также регулировать вос­приятие "внутренних" стимулов».2

 

2 Нейрофизиологические механизмы внимания. Сб. трудов//Под ред. Е. Д. Хом- ской. Изд. Моск. университета. 1979. С. 94.

 

То есть при помощи внимания мож­но «обмануть» свое собственное восприятие, «подсунув» ему вместо ре­альных воздействий внутренние (воображаемые) стимулы.

Восприятие внутренних стимулов определено направленным на них вниманием. То есть не делай физических действий, которые ты делаешь «в холоде», чтобы согреться, а «направь внимание на событие "в холо­де", проходящее через твой разум», то есть представь его, а не изобра­жай действие в нем. Физическая активность тоже требует внимания, следовательно, оно уже будет не вполне сконцентрировано на вообра­жаемом событии. Не дрожи, чтобы замерзнуть, а вспоминай через под­робности физических ощущений, мыслей, видений, как ты мерз, и зад­рожишь. Это утверждение не опровергает мейерхольдовское «начинай убегать, а потом испугаешься». Здесь речь идет о провокации физиче­ского самочувствия, а не эмоций через мышление. Эмоции — предмет особенный, к нему мы еще обратимся. Наше утверждение, конечно, ни в коем случае не опровергает, а наоборот, подтверждает действенность упражнений «на память физических действий и ощущений», они и на­правлены на тренировку восприятия воображаемых ощущений. Обра­щаю внимание, что речь идет именно об упражнениях «на память физи­ческих действий и ощущений», а не о «методе физических действий»,

иногда эти разные инструменты, предложенные нам К. С. Станислав­ским, смешиваются в одно.

В упражнениях «на память физических действий и ощущений» речь идет о тренировке произвольного внимания, объектом которого стано­вятся ощущения себя. Это сложно и требует дополнительных упражне­ний на внимание. Приведем некоторые из них.

На первом курсе мы делаем упражнение, очень важное для нас, так как оно тренирует и переключение, и концентрацию внимания, и управ­ление своим организмом. Опишем его еще раз.

«Зоны внимания»: студенты знают три зоны внимания, в каждой из которых они должны быть непрерывны (восприятие, мышление и речь). Упражнение делается в парах — исполнитель и контролер. Внутрен­няя зона включает восприятие (с проговариванием вслух) внутренних ощущений при игнорировании всех остальных раздражителей — слы­шу, вижу, ощущаю все свои внутренние процессы (бьется сердце, че­шется нога, пульсирует висок, потеют ладони, урчит в животе и т. д.). Внешняя зона включает восприятие внешних раздражителей, воздей­ствующих здесь и теперь: слышу, вижу, обоняю, осязаю и т. д. Средняя зона — мысли, ассоциации, картинки. Восприятие в каждой зоне отры­вочно, но проговаривается вслух. Контролер задает переключение из одной зоны в другую, следя за тем, чтобы исполнитель оставался только в заданной зоне (сколь угодно долго). Самое трудное — избавиться от мыслей и ассоциаций средней зоны, находясь во внутренней или внешней.

Интересен неожиданный феномен, выявленный в процессе анализа исполнителями своих ощущений после выполнения упражнения: если продолжительное время находиться во внутренней зоне, долго и подроб­но вслушиваться в ритм собственного сердца, то он начинает подчинять­ся ритму, в котором я говорю о нем (быстро говорю — ритм учащается, медленно — успокаивается). То же самое относится к другим ощущени­ям внутренней зоны — урчание в животе прекращается, если долго вслушиваться в него (рассказывать о нем), пульсация в виске «переез­жает» на новое место, причем в то, которое представляется в воображе­нии, даже вспотевшие ладони высыхают, если внимание долгое время направлено на них, а вместо ощущения влажности появляются ощуще­ния тепла, или холода, или покалывания.

Это очень напоминает о психофизиологических экспериментах с био­логической обратной связью, когда испытуемые видят на экране мони­тора ритмы своего мозга и по собственному «хотению» меняют их. Ин-

тересно было бы узнать: что помогает такому самоуправлению — вгля-дывание в рисунок (ритм на экране) и желание его изменить, например, увеличить частоту, или, другое, скажем соединенность рисунка с само­чувствием в данный момент, например, «я волнуюсь, поэтому ритм "ча­стит", попробую представить себе, что я спокоен, нахожусь дома и хочу спать».

Кстати, некоторые разъяснения на этот счет дает, как мне кажется, эзотерическое знание. Мантры как механизм воздействия на организм определенных комбинаций звуков способны за несколько минут не толь­ко изменить психофизическое самочувствие, но даже убить человека; они же могут лечить. В основе этого вида воздействия лежит сознатель­ное овладение низшими вибрациями. Низшими вибрациями тантриче­ская йога называет физические вибрации (волновые колебания) каждо­го органа. А поскольку, как утверждает современная нейробиология, человек есть колебательный контур, и вся его жизнь и деятельность есть волновые колебания, то воздействие мантр получает уже, опосредован­но, и научное подтверждение. Однако как воздействуют мантры: при по­мощи отстранения от себя или «навязывания» себе определенных виб­раций?

Сколько теоретических и практических выводов о «вечных вопросах» сценической педагогики и актерского искусства можно было бы сделать, знай мы ответ на этот вопрос... Если механизм самоуправления работа­ет по первому принципу — изменить рисунок, существующий как бы отдельно от меня — то «образы» М. А. Чехова, с которыми он вел диало­ги, задавал вопросы («Дневник о Дон Кихоте»), а потом «имитировал» их поведение, требуют одной настройки, подготовки, тренировки. А вто­рой принцип самоуправления подтвердит или уточнит, или подвергнет сомнению с физиологической точки зрения теорию, связанную с «я есмь».

Л. М. Веккер пишет: «Актуальное же функционирование образов воображения именно в качестве программ деятельности сопряжено, по-видимому, именно с формой оперативного воображения. Последнее связано не с абстрактно-логическим интеллектуальным отображением времени путем соответствующих умозаключений о временнбй последо­вательности событий, а с исходными формами психического времени, непосредственно воспроизводящими его течение от прошлого через на­стоящее к будущему. Такая свойственная именно оперативному вооб­ражению форма воспроизведения времени, которая включает в себя па­радоксальное сочетание последовательности и одновременности, созда-

вая тем самым возможность обратных ходов по его оси, обеспечивает реальный механизм и фактический ход процессов психического ре­ гулирования деятельности».1

лш

1 Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов М Смысл, 1998. С. 586.

Как в жизни, так и на сцене процесс дея­тельности обеспечивается оперативным воображением, которое, в свою очередь, провоцируется мышлением.

Таким образом, воображение является регулятором как поведения и деятельности, так и восприятия, и реактивности человека. Мир таков, каким мы себе его представляем. Следовательно, продолжим говорить о способах провокации воображения.

О физических (физическое неудобство, танцевально-пластическоевыражение мысли), ритмических (рече-мыслительных) и чувственных(«Круг плача, круг смеха») провокациях воображения мы упомянули, а ассоциативные провокации, на мой взгляд, очень интересные, предложили студенты. Им было дано задание придумать себе упражнение на «разминку воображения». Они придумывали и записывали их на занятии, то есть обменяться мнениями и идеями не имели возможности. Несговариваясь, почти все предложили «разминать» воображение цветом.

А. А.: «Всем представить, что находимся в комнате с красными стенами. Менять цвет помещения. Пытаться как-то существовать, в зависимости от того, где ты находишься. Задача — в голове все время удерживать цвет».

Л. К.: «Я часто ассоциирую эпизод пьесы или жизни со шлейфом определен­ного цвета... и в теле искать этот цвет, чтобы я была окрашена в него».

Н. Т.: «Задается цвет какой-то, по ассоциации попасть в какое-то место, на­чать действовать. По хлопку ведущего цвет меняется» и т. д.

Потребность в цветовой стимуляции воображения не случайна. По известной теории Г. Гельмгольца, восприятие цвета есть восприятие из­лучений с разной длиной волны, то есть восприятие ритмов. А о меха­низме ритмостимуляции мы уже говорили, его влияние на работу вооб­ражения доказано и теоретически, и практически в сценической педаго­гике. Воздействие цвета, таким образом, это воздействие определенного «навязанного» ритма.

Студентам было предложено провести свой «цветовой тренинг» с группой:

1. Разогрев — 10 прыжков из положения «лежа» с криком в небо по хлопку ведущего.

2. Упасть, расслабиться, «выкинуть» из головы все мысли.

3. Представить перед собой ярко-желтый цвет.

4. Вспомните, что вы видели сегодня такого цвета. Какие ассоциации, чувства, мысли возникают в голове в связи с желтым цветом? Бормочите вслух.

5. Откройте глаза, окажитесь в абсолютно желтом пространстве, попытайтесь с ним взаимодействовать. Действуйте. (Спустя 3 минуты.) Пойте.

Отметим, что одна из девочек заплакала сразу, как открыла глаза, дальше — больше. Остальные студенты реагировали по-разному: кто-то стал прыгать и улюлюкать, кто-то погрузился в глубокую сосредоточен­ность, иные не погрузились никуда, а через несколько секунд стали что-то наигрывать, глядя на остальных — например, моторно себя «заво­дить».

Самое интересное обнаружилось, когда мы со студентами стали об­суждать тренинг:

Н.: «Мало нагрузки в разогреве. Когда упала, в воображении спазм, а не ви­дения, Но вдруг удалось себя отпустить, возникла полная свобода представле­ний в связи с цветом».

«Спазм» — это прекрасно, это и есть «сознание на краю утеса», по выражению Э. Барбы, хотя субъективно это не очень приятное ощу­щение пустоты, которую хочется немедленно заполнить. Но без пусто­ты, без «спазма» свобода представлений и не наступит. Настя этого не знала, поэтому назвала возникшее у нее ощущение «спазмом». Пред­ставляется, что с такого же «спазма» — пустоты должны начинаться уже упомянутые демидовские этюды. Ведь предложенный актеру текст нужно «забыть», как говорит Н. В. Демидов, то есть нет ничего — ни об­стоятельств, ни текста, только два человека на сценической площадке, которая может оказаться чем угодно, например парком или стадионом, благодаря их совместному воображению «здесь и теперь».

С.: «Желтый цвет — это боль, это червячки в воде, которые впиваются в кожу. Плакала от боли».

М.: «Возникло много мимоз, ощутил запах, стало радостно. Возбуждение. Желтое пространство захотелось раскрасить, как у Ван Гога».

Т.: «Желтый цвет вызвал приступ тошноты».

Л.: «Хотелось кричать».

П.: «Желтый цвет вызвал тупость и бездействие».

Показательно, что чувства иногда полюсно противоположны. Но осо­бенно важно, что все возникшие от цвета ассоциации эмоциональны и физически ощутимы — запах, боль, расслабленность. То есть цвет воз­никает в теле, во-первых, как ритм, во-вторых, в виде вегетативной ре­акции. Уверена, что наши измерения зависимости активации организма от работы воображения показали бы существенные изменения после этого тренинга.

Вернемся еще раз к физиологическому эксперименту, демонстриру­ющему зависимость активации организма от воображаемой ситуации у актеров и не-актеров. Как уже упоминалось, была обнаружена очень важная закономерность: изменение уровня функционального состояния в процессе выполнения задания. Функциональное состояние (ФС) опре­деляют как активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Современные исследова­ния установили, что ФС оценивается по совокупности средних значе­ний возбудимости, реактивности и подвижности нервной системы. Изу­чение нейронных механизмов ФС дает основание рассматривать его как особый класс функциональных систем, связанных с так называемой мо­дулирующей системой мозга.

Это означает, что работа воображения (у актеров) не только меняет частоту сердечных сокращений, дыхание и т.д., но моделирует иную стратегию поведения, восприятие, реакции, как если бы эти раздражи­тели воздействовали реально. Иные ритмы в теле возникают от измене­ний ритмов мозга. Это нуждается в проверке и еще раз указывает на необходимость продолжения психофизиологического исследования осо­бенностей актерского воображения и динамики его развития в процессе обучения. Если мы будем знать, что именно меняется, нам легче будет придумать, как еще это можно развивать, потому что понятно: управле­ние функциональным состоянием и есть саморегуляция, самовоздействие, самоуправление психическими и физическими процессами. И за­висят они, главным образом, от воображения, а не от поведения.

Это, на самом деле, нам известно оченьхорошо. Тренированному сту­денту относительно легко «схватить» сильные воображаемые обстоя­тельства, особенно физические(сильная жара, сильный мороз). Легко возбуждать острые чувства при помощи «острого» поведения (если я дерусь, то я разозлюсь или испугаюсь). Недаром возник наш закон «обо­стрения предлагаемых обстоятельств», который часто провоцирует пре­увеличение и театральность и уводит от жизни.

Приведу еще одну цитату из обсуждения описанного выше «цветово­го» тренинга.

Н.: «Слово "действуйте" все сразу сделало мертвым. Пропали мысли, про­пало ощущение радости, пропала желтая среда. Начала быстро придумывать, что бы я могла тут делать, и все ушло. Если до этого я лежала, и мне самой хотелось петь, то после команды "действуйте" на предложение "пойте" я не от­кликнулась, мне расхотелось».

Вот какое упражнение для провокации-возбуждения воображения предложила Н.:

Снять с себя все лишнее, все, что возможно. Освободить руки и ноги. Бе­гать, ходить или размахивать руками, как угодно быстро, главное, не сидеть! Постепенно почувствовать в этом свободу, можно дурачиться. Стараться дове­сти себя до полного физического освобождения. И — по хлопку остановиться, широко раскинув руки и запрокинув голову в небо. Издать очень-очень краси­вый звук, послушать его и и-и-и-и начать говорить на не известном в мире языке (если не получится, начать еще раз со звука). Неизвестный язык должен родить неизвестные мысли и действия.

Как выяснилось после тренинга, «неизвестные» мысли были связаны с доминирующим у каждого участника мотивом. У мальчиков в основ­ном возникли абстрактные, но очень эмоциональные мысли и поведе­ние. У девочек в большинстве мышление оказалось связано с личными переживаниями. Но были и такие, кто начал говорить о Войницком, о Соне... (о своих ролях, над которыми работали в этот период). Я спро­сила: «А если бы вам всем предложили говорить от имени персонажа, это было бы труднее?» — «Нет! Что вы! Гораздо легче. О своем загово­рить вслух даже на неизвестном языке гораздо труднее, поэтому захоте­лось думать и говорить абстрактно в связи с собой, а про Серебрякова мне нечего скрывать от посторонних».

В предложенном студенткой упражнении много интересного.

Во-первых, понятно, что вступительная освобождающая часть обя­зательно изменит функциональное состояние, то есть предложит пси­хофизические обстоятельства не словами, а ритмом тела, ритмами дви­жения. Во-вторых, в этом взбудораженном самочувствии легко загово­рить на тарабарском языке, легче, чем на нормальном, потому что чувства не оформляются в слова — понятия, а изливаются в неоформ­ленном виде. В-третьих, действительно, на каком-то этапе от психофи­зического самочувствия (а не от ума) родятся мысли (оформленные не в

слова, а только в ритмические звуки неизвестного языка) и вслед за ними обстоятельства.

Другое упражнение, которое предложила эта же студентка на следу­ющем уроке, вот уж точно нуждается в психофизиологической экспери­ментальной проверке. Потому что доказать его действенность иначе нельзя.

Упражнение: участники лежат на полу, мышцы расслаблены, они должны в воображении проснуться сегодняшним утром, вспомнить, что они делали, как это было, о чем думали, что чувствовали. В воображе­нии же проделать всю цепочку своих действий — зарядка с изрядной нагрузкой на мышцы, приготовление завтрака, сам завтрак и т. д. до ухо­да из дома.

Упражнение продолжалось 30 минут студенты лежали на полу и ни­чего не «делали». После упражнения у всех было одно и то же субъек­тивное ощущение: что они размяты физически, сосредоточены и неко­торые заявили даже, что они сыты, так как «позавтракали» только что. Проверить это экспериментально, хотя бы частично, достаточно просто. Один из способов — исследование индекса активации функционально­го состояния. (Мы это проделали, как уже упоминалось, с актерами и контрольной группой до и после воспоминания в воображении стрессо­вой ситуации.) Думаю, что аналогичные изменения должны быть и в этом случае. Хотя, как понимают все педагоги, «схалтурить» в этом упражнении проще простого.

Приведем еще одно упражнение, предложенное группе студентом П.:

Внутренний метроном начинается с учащенного ритма и постепенно замед­ляется до полной остановки. Из точки остановки Любовь распространяется на тебя, на аудиторию, институт, улицу, район, город, страну, материк, земной шар, солнечную систему, Вселенную.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!