После смерти жены Плюшкин изменился в худшую сторону.



 Он стал невероятно скупым и подозрительным человеком: "... добрая хозяйка умерла. [...]

Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее..." "... старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости..."

Когда не стало матери, старшая дочь Плюшкина, Александра Степановна, вышла замуж без согласия отца. За это отец проклял ее и перестал помогать. Теперь дочь иногда навещает Плюшкина и привозит ему внуков. Но скупой Плюшкин не дает ей ни копейки денег: "... На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться [...] Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром [...] Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился..." "... Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком [...] Плюшкин, однако же, ее простил, [...] но денег ничего не дал..." "...Плюшкин приласкал обоих внуков, [...] но дочери решительно ничего не дал; с тем и уехала Александра Степановна..."
У Плюшкина есть сын, но с ним он давно не общается и не знает, жив ли он: "... сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате [...] службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш ..." "... сын его проигрался в карты; он послал ему от души свое отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет..."

 Также у Плюшкина была младшая дочь, которая умерла в юном возрасте: "... Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла ..."

Помимо этого у Плюшкина в доме жил домашний учитель и гувернантка: "... антресоли были заняты квартирою учителя-француза [...] На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц..." (в прошлом) "... учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана ..." (после отъезда сына и старшей дочери)

Хозяйство Плюшкина

Когда-то давно помещик Плюшкин был хорошим хозяином своей усадьбы. После смерти жены он очень изменился. Большое хозяйство Плюшкина зачахло и развалилось

. В усадьбе Плюшкина нет традиционной крестьянской суеты, хотя он владеет примерно тысячей крепостных: "... все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!..."

Когда-то Плюшкин торговал товарами, которые производили его крестьяне. Но со временем Плюшкин стал очень неуступчив, с ним стало невозможно торговаться. Покупатели перестали приезжать к нему за товарами: "... неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек..."

 Сейчас крестьяне Плюшкина по-прежнему собирают урожай. Но собранное зерно гниет прямо во дворе. Плюшкину некому продавать зерно, так как все покупатели отвернулись от него: "... во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский ..."

 Усадьба Плюшкина забита товарами, которые больше никто не покупает. В результате, все это портится и гниет и не приносит пользы никому: "... сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего..." Несмотря на гниющее зерно в амбарах,

 Плюшкин по-прежнему требует от крестьян продолжать работать: "... в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба; столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха..."

 


Описание сада Плюшкина в поэме "Мертвые души": текст эпизода, анализ образа сада
"... Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было все окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник*, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями. Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубо-ощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности..."
Анализ образа сада Плюшкина

 Сад Плюшкина находится позади господского дома. Сад оживляет безжизненный и тоскливый пейзаж усадьбы Плюшкина. Только природа способна придать свежесть этому унылому месту. Дикий, заросший сад красив, даже если за ним никто не ухаживает, ведь он - часть природы. Сад несет в себе жизнь и энергию, стремление к развитию и росту. В этом смысле сад является полной противоположностью самому Плюшкину, который "завял" и "засох" после смерти жены и дочери.


Дом Плюшкина в ": описание интерьера, комната, кабинет

 Господский дом Плюшкина мрачен и дряхл, как и душа героя: "... для оживления сего вымершего места ..." "... домом, который показался теперь еще печальнее ..."

 Дом Плюшкина похож на странный длинный замок: "... Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера*, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски..." (*бельведер - надстройка над зданием)

 Ворота и ограда в усадьбе обветшали и покрылись плесенью: "...Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах..."

Судя по всему, Плюшкин давно не ремонтировал свой дом: "... Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен..."

 В доме Плюшкина открыты только два окна. Остальные заколочены или закрыты, поэтому в дом едва попадает дневной свет: "... Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги..."

 Помещения в доме Плюшкина темные и холодные. Свет есть только в комнате Плюшкина: "... в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную ..."


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!