Западно-европейская философия 17-18 вв.



Политические конфликты

Учебные вопросы: 1. Сущность политических конфликтов и их типология 2. Военный конфликт как особая форма политического конфликта

Цель: уяснить сущность политических конфликтов и их роль как стимуляторов политической модернизации и обновления.

Изучив тему, студент должен:

знать:

* сущность политических конфликтов как вида социальных конфликтов и основной формы общественной жизнедеятельности;

* объективные и субъективные предпосылки напряженности и дестабилизации в обществе и причины политических конфликтов;

* типы политических конфликтов;

* сущность межнационального конфликта и пути его разрешения;

* функции-последствия политических конфликтов;

* пути разрешения и предотвращения политических конфликтов;

* сущность и виды политических кризисов;

* взаимосвязь и взаимозависимость политических конфликтов и политических кризисов;

* сущность военного конфликта, как особой формы политического конфликта;

* меры предотвращения военного конфликта;

уметь:

* определять сущность политического конфликта и его тип по различным основаниям;

* предвидеть возможность конфликта по характерным признакам напряженности и дестабилизации;

* определять стадии реально существующих политических конфликтов современности;

* различать политический конфликт и политический кризис;

* определять пути разрешения политических конфликтов;

* намечать меры предотвращения военного конфликта;

* предлагать конкретные меры для решения реально существующего политического конфликта;

иметь навыки анализа причин и протекания политического конфликта и политического кризиса и выработки мер по разрешению политического конфликта.

Для изучения темы студенту необходимо:

* изучить тему 10 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

* сконцентрировать внимание на содержании следующих категорий и терминов: конфликт, социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, правительственный кризис, парламентский кризис, межгосударственный конфликт, этнический конфликт, мировой конфликт, региональный конфликт, динамика конфликта, функции-последствия конфликта, военный конфликт, избегание, переговоры, третейское разбирательство и др.;

* выполнить тест по теме 10 из практикума по дисциплине;

* ответить на следующие контрольные вопросы:

** Что такое политический конфликт?

** Что такое политический кризис?

** Назовите типы конфликтов.

** Какие вы знаете стадии политических конфликтов?

** В чем причины политических конфликтов?

** Что такое военный конфликт?

** Назовите меры предотвращения военного конфликта.

** Каковы пути разрешения политического конфликта?

** Раскройте сущность и содержание межнационального конфликта.

*** Назовите методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.

1. Сущность политических конфликтов и их типология

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки - конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Между тем на Западе есть солидная школа конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.

Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей .

Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.

Во времена Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций политического конфликта. Великие политические битвы 19-го - начала 20-го веков были в основном классовыми в марксистском понимании термина "класс". Другие же факторы - расовые, религиозные, национальные - были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.

В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все причины политических конфликтов, потому что:

* марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формировании политических различий;

* марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);

* класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня просто не существует.

Во второй половине 20-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Германия) и К. Боулдинга (США).

Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.

Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.

Ральф Дарендорф обосновал "конфликтную модель общества" Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты. Кеннет Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Стремление к борьбе с себе подобными, к эскалации насилия лежит в природе человека. То есть сущность конфликта лежит в стереотипных реакциях человека. В связи с этим Боулдинг полагает, что конфликт можно преодолевать и разрешать, манипулируя ценностями, влечениями, реакциями индивидуумов, не прибегая к радикальному изменению существующего общественного строя.

Подводя итог краткого анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

1. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

2. Внутриполитические кризисы - это:

o правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

o парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

o конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

o социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности

может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, "всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего".

В чем же причины конфликтов?

В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Причинами конфликтов также являются: (посмотреть...)

1. Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

2. Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

3. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

4. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

5. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

6. Зависть.

7. Ненависть.

8. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии.

Известны разные классификации политических конфликтов , они строятся по различным основаниям. Например:

По субъектам.

* межгосударственный;

* межнациональный (этнический);

* межклассовый;

* между социальными группами и общественными организациями;

* между расами (расовый) и др.

По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).

По масштабности:

* мировой;

* региональный;

* локальный.

По уровню формирования:

* на межличностном уровне;

* на групповом уровне;

* на уровне подсистем общества или государства;

* на региональном и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме :

* накопление противоречий и формирование отношений сторон;

* нарастание и эскалация подготовки;

* собственно конфликт;

* разрешение конфликта.

Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.

Четвертая стадия - завершение конфликта.

Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.

Функции-последствия политического конфликта :

* политические;

* экономические;

* военные;

* экологические;

* демографические.

Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

* функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;

* коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;

* стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;

* содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";

* функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:

* угроза раскола общества;

* неблагоприятные изменения во властных отношениях;

* раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;

* неблагоприятные демографические процессы и др.

Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.

Тип конфликта, как правило, предопределяет пути его развития. Так, внутригосударственный конфликт может разрешиться одним из следующих образов:

* революцией;

* государственным переворотом;

* урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон;

* иностранной интервенцией;

* политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы;

* компромиссом;

* консенсусом и др.

Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть:

* дипломатическое урегулирование путем переговоров;

* смена политических лидеров или режимов;

* достижение временного компромисса;

* война.

Опыт показывает, что в последнее время для нормализации обстановки в зонах региональных и локальных конфликтов эффективно используется политика национального примирения.

Особой формой политического конфликта является межнациональный конфликт.

Причинами формирования межнационального конфликта могут быть политические, экономические, социальные, территориальные, национально-культурные, исторические, военные, религиозные, экологические проблемы.

В качестве факторов возникновения межнационального конфликта можно считать:

* определенный уровень национального самосознания, достаточный для того, чтобы народ мог осознать ненормальность своего положения;

* скопление в обществе опасной критической массы реальных проблем и деформаций, влияющих на все стороны национального бытия;

* наличие конкретных политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Противоборствующие силы межнационального конфликта ставят перед собой в качестве основной цели - обретение политической власти, государственности, реализацию права на самоопределение. Вместе с реализацией основной цели решаются также социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, идеологические, социально-психологические и другие проблемы.

Межнациональные конфликты, как правило, заканчиваются:

* победой одной стороны над другой (решение с позиций силы);

* взаимным поражением (компромисс);

* взаимным выигрышем (консенсус).

Межнациональные конфликты, как типы политических конфликтов, классифицируются по следующим основаниям:

По сферам проявления:

* социально-экономические;

* культурно-языковые;

* территориально-статусные;

* сепаратистские.

По целям:

* реалистические;

* нереалистические.

По объему использования военной силы:

* мирные;

* с минимальным (одноактным) использованием военной силы;

* военные.

По вертикали:

* между центром и республикой (штатом, кантоном и т.п.);

* между региональными и местными органами власти.

По горизонтали:

* между группами коренной и некоренной национальности;

* микроконфликты на личностном уровне.

В национальных отношениях важно не допускать дело до конфликта или, если он начался, разрешать его мирным путем.

Основными методами предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов являются:

1. "Избегание ", что означает:

o игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;

o эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп.

2. "Откладывание " - своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.

3. Переговоры - стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон.

4. Третейское разбирательство (арбитраж) - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.

5. Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются:

o следственные комиссии, которыеустанавливают и обследуют факты, вызвавшие конфликт;

o согласительные комиссии, которые вырабатывают конкретные рекомендации сторонам по преодолению возникающих противоречий.

2. Военный конфликт как особая форма политического конфликта

Среди политических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность эта объясняется тем, что протекает он с применением оружия. Не всякий конфликт есть война, но всякая война - это конфликт.

Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.).

Военные конфликты по интенсивности разделяются на:

* низкой интенсивности (военные акции);

* средней интенсивности (локальные и региональные войны);

* высокой интенсивности (мировые войны).

Развитие и стадии протекания военного конфликта, как и у обычного политического конфликта, но интересно рассмотреть, как ведут себя на различных стадиях вооруженные силы.

На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме повседневной деятельности.

На второй стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". Проводятся мероприятия, адекватные военной угрозе, скрытно наращиваются группировки дежурных сил.

На третьей стадии - собственно военный конфликт - вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые действия.

На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Государство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил. В современных условиях сложилась такая обстановка, что военный конфликт можно предупредить принятием различных мер. Меры предотвращения военного конфликта: (посмотреть...)

1. Политико-дипломатические:

o встречи и консультации глав государств и правительств;

o переговоры и консультации на различных уровнях по улучшению межгосударственных отношений;

o использование международных организаций;

o объявление ультимативных требований.

2. Экономические:

o переговоры по торговому сотрудничеству;

o свертывание программ долгосрочного сотрудничества;

o введение торгово-экономических санкций;

o экономическая блокада.

3. Идеологические:

o предупреждение нагнетания вражды и неприязни;

o прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма;

o проведение пропаганды по разрушению "образа врага".

4. Военные:

o активизация всех видов разведки и предупреждения;

o маневры на границах региона, где зарождается конфликт;

o приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности;

o проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания;

o развертывание группировок сил и средств и приведение их в готовность к боевым действиям;

o совместные действия с войсками ООН по предупреждению конфликта.

Рассматривая сущность военного конфликта в современных условиях, необходимо учитывать следующее:

Во-первых, при оценке социально-политического характера военного конфликта необходимо рассматривать его с точки зрения национальных и общечеловеческих ценностей и интересов, а не только классовых позиций.

Во-вторых, разрешение военного конфликта с использованием инструментов международного права снижает вероятность возникновения войны.

В-третьих, военный конфликт, как правило, является результатом нежелания или неспособности политических лидеров устранить экономические, политические и другие противоречия мирными средствами.

В-четвертых, в военном конфликте низкой интенсивности на первый план выдвигаются территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, являющиеся производными от основных. Иногда подобные военные конфликты провоцируются радикально настроенными представителями элит, политических партий и движений, преследующих свои цели.

В-пятых, решительное воплощение целей сторон, как правило, приводит к войне, а затем может привести к качественному изменению всего мирового сообщества. Чем интенсивнее будет вестись война, тем больше произойдет преобразований во всех сферах общественной жизни. И, с другой стороны, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют большую возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более низком уровне.

Надо понимать, что даже в интересах самых широких общественных преобразований не стоит ратовать за применение силы, за войну, как способ этих преобразований. Наилучший военный конфликт (с самыми "благими" побуждениями) - предотвращенный конфликт.

Однако в последние годы стало также ясно, что предотвращение межгосударственных конфликтов - дело очень сложное, требующее привлечения мировой общественности, международных организаций и сил. Это проблемы международных отношений.

Таким образом, политические конфликты являются непременным атрибутом общественной жизни, они пронизывают все сферы общества, определенным образом стимулируют политические процессы и влияют на политическую жизнь.

Особой формой политического конфликта является вооруженный конфликт, столкновение с применением вооруженных сил.

 

 

Избирательные системы (современные): понятие виды недостатки

Современные избирательные системы Понятие и виды избирательных систем Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование государственных представ!-тельных органов политической власти. В каждой стране избирательная система функционирует на основе законодательства, которое детализирует основные положения данной системы, зафиксированные в конституции страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к ним, процедура голосования и подсчета голосов, иозможности пользования услугами средств массовой информации, а также источники финансирования. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге трехвекового развития представительная демократия выработала две основные системы участия граждан в формировании органов государственной власти! и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Мажоритарная избирательная система - это такая система, при которой победителем на выборах признается кандидат, набравший 50% голосов + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании (в некоторых случаях - от списочного состава избирателей). При мажоритарной системе возникают и упрочиваются непосредственные связи между кандидатом и избирателями. Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. При мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Достоинства мажоритарной системы заключаются в том, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Недостатки мажоритарной системы. При мажоритарной системе для распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса, отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и пропадают. Главные из недостатков: - значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти; - партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; - две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов. Пропорциональная и смешанная избирательные системы Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам, разделение соответствующих депутатских мандатов пропорциональных числу голосов, набранных той или иной партией на выборах. При этом почти во всех законодательствах существует барьер (обычно это 5% голосов избирателей), который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена в законодательном органе. Пропорциональная система имеет две разновидности: пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны, избирательные округа не выделяются; пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что сформированные с ее помощью органы власти отражают реальную картину политической жизни общества, расстановку политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества и в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Недостатки пропорциональной избирательной системы: - при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью; - пропорциональная избирательная система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, могут получить представительство в органах государственной власти; - вследствие того, что голосование происходит не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слаба; - поскольку при пропорциональной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство устанавливает сильную зависимость депутатов от своих партий и ее руководства. Данное обстоятельство связывает руки парламентариям и может отрицательно сказаться на процессе обсуждения и принятия важных законодательных актов. Смешанная избирательная система включает элементы обеих вышеуказанных систем. В современной России половину депутатов избирают по пропорциональности, а другую - по мажоритарности. Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

Функции политической идеологии

Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований. Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института. Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии:

1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.

Понятие и особенности политических идеологий

Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.

Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:

* индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;

* свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;

* разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;

* равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);

* толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;

* согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;

* конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.

В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:

* традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;

* несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;

* иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;

* порядок — общество может существовать только в том случае,

* если государство установит в нем закон и порядок;

* патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;

* собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:

* равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;

* приоритет общества - индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;

* коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;

* общественная собственность - частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;

* массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;

* плановое хозяйство — экономика полностью ре1улируегся государством для обеспечения потребностей населения.

Социал-демократическая идеология является вариантом со- цишшстической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Соци- Ш1-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

Идеология фашизма (от итал. fascio — связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.

Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina — женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.

Основные политические идеологии на рис. 8.3 расположены в последовательности, отражающей их сходства и различия. По рис. 8.3 можно определить, какие идеологии относят к левым, а какие — к правым. Как правило, левые с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства. Крайне левые — это анархисты, к ним близки коммунисты. Социал-демократы — сторонники более умеренной левой идеологии. Либералы сейчас находятся ближе к центру. Собственно центристами можно назвать и тех,

кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, — неолибералов и неоконсерваторов. Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля. Консерваторы — в основном умеренно правые, а смещение к крайне правой позиции приводит к фашистской идеологии.

Философия эпохи Возрождения

Социально-философская мысль эпохи Возрождения
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиччардини (1482-1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Философские взгляды Маккиавелли.

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”. Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) - воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба “... являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений”. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют “естественные причины” и “полезные правила”, позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон: “... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать”. Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее “нового государя” - абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов, льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. “... Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности”. Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса “цель оправдывает средства”, а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия - “макиавеллизма”. Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требование вседозволенности для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной политической практики своей эпохи. Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса “цель оправдывает средства” был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности это изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена. Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности. “Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу”. Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой - до искусства возможного.

 

 

Натурфилософия эпохи Возрождения

Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642). Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. “Влюбленный в практику без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука - полководец, и практика - солдаты”.
Гелиоцентрическая система мира Коперника.
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение “коперниканская революция”. Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их “коперниканской революцией”. Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
Учение Кузанского о безграничности космоса.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401-1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan - все, theos - бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет “повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде”. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но “его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут”. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате “Об ученом незнании” он прямо говорит: “.... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем”. Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.
Натурфилософия Джордано Бруно.

Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493-1541), Бернардино Телезио (1509-1588), Франческа Патрици (1529-1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548-1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно - тезис о бесконечности Вселенной. “Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...”. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, “ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем”. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. “Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель”. Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр - его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который

Западно-европейская философия 17-18 вв.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!