Основные направления современной философии

Основные направления современной философии

Шкаленкова Кристина 201


Фридрих Ницше

 

« Жизнь» и ее свойства. Воля к власти как основа «жизни».

1. Что противопоставляет Ницше платоновско-христианскому пониманию бытия?


Злым и враждебным человеку называю я всё это учение о едином, полном, неподвижном, сытом и непреходящем! Я заклинаю вас, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!

Разве самая дивная из всех вещей не доказана ещё лучшим образом? Да, это Я и его противоречие и путаница говорит самым правдивым образом о своём бытии, это созидающее, хотящее и оценивающее Я, которое есть мера и ценность вещей. И это самое правдивое бытие – Я – говорит о теле и стремится к телу, даже когда оно творит и предаётся мечтам и бьётся разбитыми крыльями.

2. Каковы основные характеристики жизни? Что является основой жизни?

Основные характеристики жизни:
1) Жизнь всегда должна преодолевать самое себя. Воля к творению или стремление к цели, к высшему, дальнему, более сложному. «Что бы ни создавала я и как бы не любила я созданное – скоро должна я стать противницей ему и моей любви: так хочет моя воля».
2) Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. Таково свойство всего живого.
3) Но вот третье я слышал, труднее повелевать, чем повиноваться
Основа жизни – это воля, воля к власти. «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти; и даже в воле слуги находил я волю стать господином. Чтобы сильнейшему служил более слабый – к этому побуждает его воля его, которая хочет быть господином над еще более слабым: лишь без этой радости не может он обойтись.»
«Прежде всего нечто живое хочет проявлять свою силу – сама жизнь есть воля к власти»

О сверхчеловеке.

 

1. Какими качествами должен обладать сверхчеловек?

 Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Сверхчеловек – смысл земли!

Самые чистые должны быть господами земли, самые непознанные, самые сильные, души полночные, которые светлее и глубже всякого дня. Сохраняющие род. Самые сильные и самые злые умы до сих пор чаще всего способствовали развитию человечества: они непрестанно воспламеняли засыпающие страсти – всякое упорядоченное общество усыпляет страсти.

любовь к дальнему и будущему; выше еще, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам... Не о ближнем учу я вас, но о друге.

И кто должен быть творцом в добре и зле, поистине, тот должен быть сперва разрушителем, разбивающим ценности.Кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя, преступника, – но это и есть созидающий.

 

2. Какова его цель ?

Сверхчеловек – смысл земли! Сверхчеловек — это архетип, обладающий способностью создавать и преобразовывать смыслы человеческой истории и культуры. Его главная цель это разрушение существующих порядков и построение нового мира.

Опыт переоценки ценностей.

 

1. Почему ценности могут быть переоценены и почему они должны быть переоценены?

Все, что имеет ценность в нынешнем мире, имеет ее не само по себе, не по своей природе – в природе нет никаких ценностей, но оттого, что ему однажды придали ценность, подарили ее, и этими деятелями и дарителями были мы! Только мы и создали мир, до которого есть какое-то дело человеку! Оценивать – значит созидать. Оценивать – это драгоценность и жемчужина всех оценённых вещей. Через оценку впервые является ценность; и без оценки был бы пуст орех бытия.

Ни один народ не мог бы жить, не сделав сперва оценки; если хочет он сохранить себя, он не должен оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что у одного народа называлось добром, у другого называлось глумлением и позором – так нашел я. Много, что нашел я, здесь называлось злом, а там украшалось пурпурной мантией почести.

 

2. Для всех ли типов людей должны быть переоценены старые ценности?

Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя, – он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл! Поэтому называет он себя «человеком», т. е. оценивающим.
Оценивать – значит созидать: слушайте, вы, созидающие! Оценивать – это драгоценность и жемчужина всех оценённых вещей. Через оценку впервые является ценность; и без оценки был бы пуст орех бытия.
Ни один народ не мог бы жить, не сделав сперва оценки; если хочет он сохранить себя, он не должен оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что у одного народа называлось добром, у другого называлось глумлением и позором – так нашел я. Много, что нашел я, здесь называлось злом, а там украшалось пурпурной мантией почести. Никогда один сосед не понимал другого: всегда удивлялась душа его безумству и злобе соседа. Скрижаль добра висит над каждым народом. Взгляни, это скрижаль преодолений его; взгляни, это голос воли его к власти. Похвально то, что кажется ему трудным; все неизбежное и трудное называет он добром... Поистине, люди дали себе все добро и все зло свое.
Переоценка ценностей Ницше не сводится к тому, что старые ценности получают новые, пусть даже кардинально новые, смыслы. Она начинается и прежде всего заключается в переоценке самого места ценностей в структуре человеческого существования
Что касается конкретного направления переоценки ценностей, то оно, как считает Ницше, определяется крахом стадной морали. Этот крах обязывает «положить начало противоположной оценке вещей и переоценить, перевернуть «вечные ценности».

3.  Чем Ницше не устраивают христианские ценности?

Ницше с легкостью сделал переход от протестантского типа мышления к созданию по сути новой религии. Для создания псевдорелигиозного идеала Ницше начал с того, что утверждал: "никогда еще никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины".

Духовный максимализм Ницше обнаруживается, в частности, в рассуждении о "повседневном христианине". Если христианство право, то каждый христианин стремился бы стать священником, апостолом или отшельником, но поскольку этого нет, то "повседневный христианин" — довольно "жалкая фигура". В восприятии христианства Ницше есть еще одна особенность: христианство для него — прежде всего, мораль. Человек же сам создал мораль как кодекс особых требований. Таким образом, по мнению Ницше, он "поклоняется части самого себя". Такое упрощенное понимание христианства открывает Ницше путь к переоценке ценностей, к поиску новых идеалов. Одним из таких идеалов является гений, от которого Ницше остается только один шаг к понятию "сверхчеловека".

По мнению Ницше, люди из Евангелия извлекли утилитарную мораль, а Бога заставили служить своим низким, корыстным интересам. Фраза Ницше "Бог умер" — не просто выражение атеизма, а итог глубоких религиозных размышлений.

О мужестве познания.

 

1. Каким должен быть познающий человек (истинный философ)?

Будьте разбойниками и завоевателями, покуда вы не можете быть повелителями и владетелями, вы, познающие! Отчаянное дерзновение, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, способность резать по живому – как редко это оказывается вместе. Но из такого семени – рождается истина! Беззаботными, насмешливыми, сильными – такими хочет нас мудрость: она – женщина и любит всегда только воина. Чтобы научился я верить в вашу «правдивость», вам надо сперва отказаться от вашей воли к поклонению. Правдивым называю я того, кто идёт в пустыни, где нет богов, и разбивает своё сердце, готовое поклониться.

Основные направления современной философии

Общая характеристика современной философии

1. Классический и неклассический типы философствования.

1). Классическая философия была тесно связана с религией, новая философия все более основывается на науке.

2). Классическая философия по преимуществу утверждала, что миром управляет какое-то божественное начало, что мир наполнен смыслом. Новая философия все больше рассматривает мир (вселенную) как механизм, не наделенный разумом и не имеющий цели.

3). Неклассическая философия по-новому рассматривает человека. Это уже не существо, имеющее божественный статус, наделенное божественной душой (как его рассматривала классическая философия), а высокоразвитое животное, возникшее случайно, которое со временем может вообще исчезнуть.

4). Для классической философии характерна абсолютизация роли человеческого разума в познании и преобразовании мира. Новой философией все больше отвергается точка зрения, что вселенский порядок может быть понят с помощью разума. По мере того, как теряется вера в познавательные способности человека, сам разум превращается во что-то, не вызывающее доверия, не дающее нам точных суждений. Все большее распространение получает иррационализм.

5). Теория З.Фрейда открыла существование бессознательных сил, которые определяют сознание. Эти иррациональные силы не поддаются ни рациональному анализу, ни сознательному управлению. Маркс обнаружил бессознательное в обществе и показал, что духовные ценности общества определяются экономикой. В результате, была окончательно подорвана вера в то, что разум правит миром.

6). Центральное место среди философских проблем в классической философии занимали метафизические проблемы (существование бога, материи, и т.п.). Неклассическая философия исключает из рассмотрения метафизическую проблематику как не поддающуюся эмпирической проверке, или не имеющую практической значимости. И предмет философии определяется по-новому.

7). Одной из основных проблем неклассической философии становится проблема научного познания: анализ языка, развития науки, в результате чего философия постепенно превращается в методологию науки.

2. Общая характеристика современной западноевропейской философии.

Современная западная философия формировалась в новейшую эпоху, начиная с конца XIX века. Она отразила существенные изменения, происходящие в экономике (последствия индустриальной цивилизации и формирование общества массового потребления), политике (мировые войны, противостояние капитализма и социализма, тоталитаризм), культуре (появление модернизма, главным принципом которого был антитрадиционализм), мировоззрении (так называемый «кризис личности» и засилье массового сознания). Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.

Первыми почувствовали эти изменения еще романтики, которые в своей культуре отразили конфликт с разумом и показали значимость субъективных психологических переживаний и человеческих иллюзий.

В философии непосредственными предшественниками современной философии были Артур Шопенгауэр (1788-1860), который «заменил» власть разума на власть иррациональной мировой и индивидуальной воли, и Сёрен Кьеркегор (1813-1855), «точкой отсчета» у которого становится личность, одинокая в своих уникальных переживаниях.

Основные черты современной западной философии:

1. Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.

2. Пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души – волей, чувствами, бессознательным и т.п.

3. Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.

4. Меняется категориальный аппарат философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.

5. Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.

6. Все учения современной западной философии условно можно разделить на сциентистски (позитивизм, структурализм и др.) и несциентистски (философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа и др.) ориентированные.

 

3. Позитивизм, его исторические формы.

Позитивизм – одно из основных направлений современной западной философии. Эта философия определила ориентацию на положительное (позитивное) знание, образцом которого является математическое естествознание, обладающее такими свойствами, как точность, последовательность. Позитивизм стремился придать и философии математическую строгость, пытаясь ограничить её язык только узко специальной терминологией, ссылкой на фактологическое знание и анализ текста наблюдения. Достигая при этом подходе некоторых успехов в решении частных вопросов в методологии научного познания, позитивизм существенно суживает содержание философии, исключая главную её задачу: исследовать не просто существование явлений мира, а выявить их социокультурный смысл. Более чем за 150 лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы.
Первая историческая форма позитивизма существовала на протяжении 30-х – 90-х годов XIX века. Её основателем был О. Конт (1798 – 1857), французский учёный. Его достижением было обоснование самоценности конкретных наук. Было осуществлено их размежевание с религией и философией. Хотя позитивисты абсолютизируют научное знание, недооценивая другие формы общественного сознания.
В духовной истории человечества Конт выделяет три стадии: религиозную, метафизическую и позитивную. На первой - осознание мира (сущего) доступно в форме мифов, легенд. На второй стадии люди пытаются объяснить наблюдаемые явления действием невидимых субстанций и причин. Вводятся такие понятия, как кантовская «вещь в себе» или гегелевский «абсолютный дух». Ставятся вопросы о происхождении и цели жизни. Является признанным мнение о возможности достичь абсолютного знания. Однако их рассуждения уже строятся на строгой логике. Настоящая мудрость, по мнению Конта, достигается на третьей стадии - это зрелая стадия человеческого интеллекта.
Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э. Мах, Р. Авенариус). Они сохраняют установку на положительное опытное знание. «Очищают» его от метафизических понятий (наслоений), сводя только к чувственному опыту, переводят трактовку процесса познания в психологическую плоскость. Они отказываются от построения всеобщей системы знаний (классификации наук) и ограничиваются разработкой теории научного познания.
Третья форма – неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах: Австрии, Англии, Польше. Основоположниками были М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн. Основные варианты неопозитивизма - логический позитивизм и лингвистическая философия. Л. Витгенштейн и другие логические позитивисты предметом философского анализа избрали язык. Они заметили, что язык не просто средство мышления, но явление, которое активно воздействует на способ и ход наших мыслей, может быть источником ошибочных представлений, даже бессмысленных, абсурдных высказываний. Неопозитивисты включали в состав научных положений только проверенные на осмысленность методом верификации (через подтверждение конкретным опытом). Поиски способов эффективного анализа языка способствовали развитию математической логики в области создания искусственных языков, что положительно сказалось на становлении кибернетики.
Четвёртая историческая форма получила название постпозитивизма. Её представители - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.

4. Современная философия и новые подходы в медицине.

Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.) Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, нем философ К.Ясперс, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др. Вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

В ХХ веке создается синергетика как комплексное междисциплинарное направление в науке и метод научной деятельности. Синергетика изучает открытые, нелинейные, устойчивые системы, характерным примером которых может служить человек. Соединение усилий синергетики и медицины – одна из важных задач современной философии медицины. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, где лечение обретает образ открытия самого себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.

Используя научный аппарат синергетики предлагается изучать организм как целостную открытую систему, характеризующуюся особым типом взаимодействия её частей. Очевидно, что любое патологическое изменение органа, ткани и т.д. служит источником возмущения не только этого органа, но и других, при этом возникает нарушение привычных связей систем и органов человеческого тела и формирование новых патологических связей, развитие которых трудно предсказать и, соответственно, предугадать формы прогрессирования заболевания.

Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами. И геокосмические системы, и человек представляют собой системы диссипативные (открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой). Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкеограмм, электролитного баланса, ферментного статуса крови синергетичны (соответственны, связаны) со среднемесячной динамикой космических лучей. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.

Таким образом, синергетика становится способом не только познания, но и в частном случае – понимания и лечения человека как психосоматического существа. Синергетика влечет за собой новый диалог человека с природой, создание новой экореальности. Следует признать, что синергетика тесно связана с диалектикой и теорией систем, во многом пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а так же факторы случайности, необходимости и действительности.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в оргагнизме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие – от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скурпулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины.

 

Психоанализ

1. З.Фрейд и основные понятия психоанализа. Психоаналитическая антропология З.Фрейда.

Психоанализ – это система методов, с помощью которых можно погружаться в бессознательное, изучать его, что бы помочь человеку понять причину внутренних конфликтов, возникших в результате детских переживаний, и тем самым избавить его от проблем невротического характера. Как это происходит? Главное в психотерапевтическом процессе - преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий. Это долгий и строго регламентированный вид психотерапии. Психоанализ проходит 3-5 раз в неделю в течение 3-6 лет. Основные идеи психоанализа:
Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом -— определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу. Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я») Суперэго («Сверх-Я») Ид («Оно»).
Системность - объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.
Психоаналитическая антропология была основана на «вычленении бессознательных и сознательных аспектов человеческой деятельности как не сводящихся друг к другу и характеризующихся своими собственными законами структурирования и функционирования». Приоритет отдавался бессознательному, как источнику мотивационного поведения человека. Оно же стало реально значимым концептом. Фрейд не только обратился к проблеме бессознательного, но и вывернул наизнанку сознание, обнаружив тем самым скрытые стороны бытия человека в мире.
С точки зрения психоаналитической антропологии человеку присуща двойственная природа. Фрейд не ставит окончательный диагноз в отношении характеристики человеческой природы как доброй или злой. Правда, в отличие от мыслителей, признававших исключительно “добрую природу” человека и акцентировавших внимание на сознательной деятельности людей, основатель психоанализа стремится выявить теневые стороны человеческого бытия, импульсивные и агрессивные наклонности индивида, а также подчеркнуть ведущую роль бессознательных влечений в жизни человека. Надо отметить, что это не значит, что Фрейд не признавал наличия в человеческом существе добрых начал или не верил в силу человеческого разума. “Мы подчеркиваем все злое в человеке, — замечает Фрейд, — только потому, что другие это отрицают, — благодаря чему душевная жизнь человека хотя и не становится лучше, но зато делается непонятной. Если же мы откажемся от односторонней этической оценки, то, несомненно, сможем определить форму взаимоотношений доброго и злого в человеческой природе” Фрейд признавал и разумное начало в человеке, с сожалением говоря лишь о том, что “примат интеллекта лежит еще в далеком будущем, но все-таки не бесконечно далеко”. Вместе с тем Фрейд полагал, что “склонность к агрессии является первоначальной, само по себе существующей инстинктивной диспозицией в человеке”.

2. Общая характеристика различных школ психоанализа. К.Юнг и его концепция "коллективного бессознательного".

Современные сторонники З. Фрейда – неофрейдисты Адольф Адлер и Карл Густав Юнг попытались критически переработать наследие З. Фрейда, усилив социалистические и теистические сюжеты.
Рассмотрим позицию А. Адлера, который первый начал выступать в защиту теории З. Фрейда. Он перешел от лечения к исследованию органических заболеваний и сделал вывод о том, что если человек не адаптируется к болезни, то это приводит к эмоциональным нарушениям. Считал, что реакция формируется в результате возникновения чувства неполноценности, этим его учение и отличалось от З. Фрейда.
К. Юнг в главе ставил архетипы- врожденные психические структуры, лежащие в основе общечеловеческой символики и определяющие формы человеческого поведения. Они и образуют «коллективное бессознательное», являясь результатом суммарного опыты людей многих поколений. Согласованная деятельность архетипов, способностей, слоев бессознательного- главное в самореализации человека, а подавление этих качеств приводит к нарушению целостности личности.
Являясь автором аналитической психологии, К. Юнг оказал огромное влияние на развитие современной психиатрии. Он разработал типологию характеров, трактовал психику как автономную замкнутую систему, определил ее структуру. Благодаря ему теория Фрейда З. распространились очень широко. Также К. Юнг раскрыл психогенные аспекты шизофрении и продемонстрировал наличие аффективного компонента в функционировании познания.

3. Проблемы гуманизма в трудах Э.Фромма.

«Диалектический гуманизм» — так назвал Эрих Фромм свою концепцию, сформировавшуюся под влиянием идей Маркса и Фрейда.
Фромм, называя себя последователем Фрейда, фактически выступил как ревизионист его концепции, считая главными в становлении человеческой личности не биологические мотивы, а социальные, а также диссоциацию между ними, порождающую у человека фрустрацию.
По представлениям Фромма, главная проблема людей, приводящая их к неврозу, — это чувство одиночества в мире как результат полученной свободы. И чем больше у человека свободы, тем сильнее фрустрация и желание «бегства от свободы».
Фромм описывает стратегии такого «бегства от свободы». Это авторитаризм, деструктивностъ, абсолютное подчинение традициям общества, или конформность автомата. При этом авторитаризм может проявляться в садомазохистских тенденциях: мазохистская форма авто ритаризма приводит к подчиненности и покорности, а садистская — к доминированию и эксплуатации других людей.
Деструктивность проявляется в преодолении чувства неполноценности путем покорения или уничтожения других (с позиций Фромма, патриотизм и любовь — это результат рационализации деструктивности). Абсолютное подчинение социальным нормам, приводящее к превращению человека в конформный автомат, также способствует бегству от свободы. Однако, по Фромму, существует и позитивный опыт использования свободы для избавления от чувства одиночества и изоляции. Такая позитивная свобода доступна общественно-ориентированным, инициативным и продуктивным людям.
Изучая историю человеческих взаимоотношений в связи с развитием общества, Фромм пришел к выводу, что наилучшим образом люди себя чувствовали в стабильных обществах с закрепленными социальными ролями (сеньор — вассал) при минимуме свободы. По мере же обретения членами общества свободы проявляется альтернативная дихотомия: свобода — безопасность, обусловленная пятью экзистенциальными потребностями человека. Это потребность в связях (или в привязанностях), потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов.
Главное в позиции Фромма — это убежденность в том, что характер человека не только влияет на социальную структуру общества, но и сам испытывает ее влияния на себе.

Экзистенциализм

1. Экзистенциализм как особый тип философствования.

Экзистенциализм, или философия существования, — одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии.

Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. Представители экзистенциализма отказались от рассмотрения методологии науки, теории познания, природы искусства, морали, религии, глобальных философско-исторических конструкций. В центр внимания были поставлены смысложизненные проблемы отдельного индивида, личности: выбор жизненного пути, ответственность за поступки, отношение к жизни и смерти, достижение подлинной свободы и другие. Категории и понятия экзистенциализма многозначны и зачастую не переводимы на язык академической философии, ибо авторы, некоторые из них, являются крупными представителями литературы и искусства, активно используют художественные образы, аллегории, мифы и т.д.

Истоки экзистенциализма как особого учения проявляются в творчестве Серена Кьеркегора (1813-1855) — датского религиозного философа. Он впервые противопоставил гегельянской "системе" внутреннюю жизнь человека — "экзистенцию", которая непроницаема для мыслей и всегда ускользает от ее понимания с помощью абстракций. Отсюда делается вывод о принципиальной неприменимости научного метода в самопознании человека. Оно может осуществиться только лишь в результате перехода к "самому себе" как уникальному существу и отказа от предметного бытия - "неподлинного существования" человека.

Различают религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.Шестов) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю).

Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Основными проявлениями человеческого существования (модусами) выступают: страх, забота, решимость, любовь, совесть и другие. Человек интуитивно улавливает, прозревает экзистенцию как корень своего существования только в критические моменты жизни (страх, отчаяние, другие "пограничные ситуации"). Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

2. Основные направления экзистенциализма и их представители. Человеческое существование как философская проблема.

Первоначальные формы экзистенциональной философии берут свое начало в учениях русских философов – Н.А.Бердяева (1874-1948) и Л.И.Шестова (1866-1938). В философии этих мыслителей главное место занимают вопросы человеческого существования (для Н.А.Бердяева характерно философствование "изнутри", т.е. путем развертывания личностной интуиции, для Л.И.Шестова – открытие им трагичности индивидуального человеческого существования).
После первой мировой войны экзистенциализм получил широкое распространение в Германии: Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), а после второй мировой войны – во Франции: Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960), Г.Марсель (1889-1973).
На становление экзистенциализма большое влияние оказали размышления Серена Кьеркегора (1813-1855). Он считал, что сущность человека заключается не в мышлении, а в таких состояниях как беспокойство и отчаяние, которые связывают его с Богом и вечностью. Эта сущность человека раскрывается через глубокое переживание им факта собственного существования, которое было обозначено С.Кьеркегором понятием "экзистенция".
Центральная проблема, на которой сосредотачивали внимание экзистенциалисты, – это проблема отчуждения индивида от общества. Отчуждение, считали они, является главной характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Экзистенциалисты полагали, что смысл философии заключается не в констатации самого факта отчуждения, а в том, чтобы помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить свое собственное "Я", смысл своей жизни в самых трагических, абсурдных ситуациях.
Основополагающее понятие мировоззрения К.Ясперса – "коммуникация", под которой он понимал взаимосоотнесенность экзистенций (свободных воль людей) в глубоко интимно-личностном общении "в истине". Он отождествляет коммуникацию с разумом и выдвигает ее в качестве критерия философской истины: истинна лишь коммуникативная философия. Зло, согласно К.Ясперсу, есть неспособность к коммуникации – глухота к чужой свободе воли, экзистенции. Оно может принимать вид фанатизма, с одной стороны, и обезличенно-массового "общения" – с другой. Смысл философствования, считал К.Ясперс, заключается в прокладывании путей общечеловеческой коммуникации, минуя все различия и барьеры – географические, временные, культурные.
Большой вклад в развитие экзистенциализма внес М.Хайдеггер, который в своем труде "Бытие и время" (1927) поставил вопрос о смысле бытия, понимаемого им как человеческое существование. М.Хайдеггер считал, что человеческое существование имеет временный, конечный характер. По М.Хайдеггеру, человек "заброшен" в поток времени, которое и составляет сущность его бытия. Понятия философии М.Хайдеггера ("забота", "страх", "вина", "решимость") направлены на раскрытие подлинности личностного существования.
Значительное влияние на формирование экцистенциональной тенденции в современной философии оказало творчество Г.Марселя, который является создателем учения об интуитивном, эмоционально-этическом контакте конкретной человеческой личности с Богом. Он отмечал, что всякий человек существует как личность, как "я"; его бытие неотчуждаемо от него, оно – не нечто предметное,внешнее,а нечто внутреннее, переживаемое. Г.Марсель считал, что человеческие проблемы нельзя решить средствами одного объективного, чисто научного познания. В связи с этим он противопоставлял понятие "проблема" понятию "тайна". Проблема – это то, что встречается на моем пути, отмечал Г.Марсель, она всецело передо мной. Тайна же захватывает меня, составляет часть меня самого; в нее нельзя проникнуть чисто рациональным путем.
Необходимо отметить значимость философских взглядов А.Камю для формирования экзистенциализма. Центральной темой философии А.Камю является вопрос о том, "стоит ли жизнь того, чтобы жить". Анализируя противоречия духовной жизни индивида, лишенного всяких иллюзий относительно смысла собственного существования, А.Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.

Категория "абсурда" у него становится исходным принципом философии. Бессмысленность человеческой жизни у А.Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа. Абсурдность человеческого состояния находит свое выражение в "бунте", в котором человек пытается найти выход из сложившегося положения.
Основной принцип экзистенциализма, изложенный Ж.П.Сартром в его работе "Экзистенциализм – это гуманизм", состоит в том, что человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Только сам человек несет ответственность за то, если данное превращение не будет осуществлено. Большое место в философии Ж.П.Сартра занимает проблема свободы. определяемая как выбор человеком самого себя. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинной зависимости. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. "Человек осужден быть свободен",- отмечал Ж.П. Сартр.
Религиозные экзистенциалисты (К. Ясперс, Г.Марсель) ищут преодоления трагизма индивидуального существования в общении с Богом. Атеистический экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.П.Сартр) отмечает "заброшенность" человека. Ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Человек, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Спасти человека может только сам человек.

3. Экзистенциализм и формирование новых подходов в медицине.

Результаты, которых достигли философы, изучающие человеческую индивидуальность, оказали огромное влияние на формирование новых подходов в медицине. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо раскрыть предмет философского исследования человека, рассмотреть его наиболее общую природу, включая его духовно-нравственную сущность. Прежде всего, это проблема коммуникации К.Ясперса, которая красной нитью проходит через его творчество. К.Ясперс показал, что в практике врача сконцентрированы кардинальные вопросы, к которым сегодня обязан обратиться всякий серьезный философский анализ знания. Эту всеобщую значимость практикующей медицины К.Ясперс видел в том, что она есть область применения теории к отдельному человеку во всей неповторимости его индивидуального существования, выражающегося в типе и характере протекания болезни. Таким образом, мы можем сказать, что, интегрируя философию в психологию и психопатологию, К.Ясперс по-своему формулирует новые подходы к медицине,
ядром которых является рассмотренная им проблема коммуникации.
В своем исследовании человеческой индивидуальности К.Ясперс выявил ограниченность "соматического" подхода, когда врач держит больного в неведении, а болезнь изучается, главным образом, физиологическими способами, т.е. лечению подвергается тело. Он считал, что такая форма общения с больными наиболее примитивна и наименее эффективна, особенно, когда имеют дело с душевнобольными. Он отмечал, что более высокая форма общения предполагает включение в поле зрения врача душевного состояния пациента.
К.Ясперс предполагал, что только при отношении к человеку как экзистенции, т.е. при личном к нему отношении, врач может наиболее эффективно помочь больному. Он считал, что такое отношение предполагает подлинную внутреннюю связь двух личностей, двух неповторимых судеб – это есть предпосылка эффективного лечения.
Специфической формой научного осмысления проблемы человека, соотношения духовного и телесного, моральной свободы и ответственности, этических вопросов современной медицины, защиты экзистенциальных прав человека сегодня выступает биоэтика. Именно в этом контексте выясняется суть биоэтики, как комплекса междисциплинарных проблем, непосредственно связанных с человеком.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 660; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!