ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Место философии в системе знаний и ее значение для человека
и общества. Предмет и функции философии.
2. Понятие и структура мировоззрения. Его исторические типы.
3. Античная философия: основные школы и их представители.
4. Основные проблемы философии Средних веков.
5. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и социально-философские концепции.
6. Основные проблемы и направления философии Нового времени (XVII в.).
7. Роль немецкой классической философии в развитии философской мысли (Кант, Гегель, Фейербах).
8. Основные идеи и эволюция философии марксизма.
9. Русская философия XIX – начала XX вв.: основные идеи и направления.
10. Основные черты и направления западной философии 2-й половины XIX – XX веков (содержательная характеристика одного из направлений на выбор).
11. Бытие и его основные виды. Проблема субстанции в философии.
12. Понятия движения, пространства и времени в философии и научной картине мира.
13. Диалектика как философское учение о развитии и всеобщей связи. Категории диалектики (содержательный анализ пары категорий на выбор).
14. Основные законы диалектики.
15. Сознание: происхождение, структура и функции.
16. Основные подходы к проблеме познания. Структура процесса познания.
17. Отражение и эволюция его форм. Психика животных и сознание человека.
18. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.
|
|
19. Проблема истины в философии: основные концепции. Диалектика относительного и абсолютного в познании.
20. Общество как объект философского исследования. Основные подходы к анализу общества.
21. Общество как система. Его составляющие и их взаимодействие.
22. Духовная жизнь общества: специфика, формы и уровни.
23. Взаимоотношение общества и природы. Философские проблемы экологии.
24. Философское понятие культуры, ее структура и функции. Проблема диалога культур.
25. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.
26. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы
и перспективы современной цивилизации.
27. Человек как предмет философского осмысления. Взаимосвязь природного, социального и духовного.
28. Происхождение и сущность человека: многообразие подходов.
29. Проблема личности в философии. Феномен отчуждения.
30. Специфика научного познания, его структура, методы и формы.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Философия является:
- первым историческим типом мировоззрения;
- совокупностью знаний, основанных на здравом смысле;
- системой теоретически обоснованных взглядов на мир и человека;
- фантастическим отражением реальности.
|
|
2. Философия возникла:
- в 9–8 веках до новой эры;
- в 7–6 веках до новой эры;
- в 1–2 веках новой эры;
- во 2–1 веках до новой эры.
3. Самым древним историческим типом мировоззрения является:
- религия;
- мифология;
- философия;
- космология.
4. Религия – это:
- «вздох угнетенной твари»;
- единственный путь духовного развития человека;
- один из типов мировоззрения;
- система достоверных знаний о мире.
5. Отличие философии от науки состоит в том, что философия:
- опирается на факты;
- лишена внутренних противоречий;
- пытается познать мир в целом;
- является формой теоретического познания.
6. Разделом философии, изучающим фундаментальные вопросы бытия, является:
- гносеология;
- логика;
- онтология;
- социальная философия.
7. Антропология – это раздел философии, рассматривающий:
- проблемы познания;
- человека;
- вопросы общественного развития;
- историю развития философских идей.
8. Философское учение о природе ценностей и ценностном отношении человека к миру – это:
- аксиология;
- история философии;
- гносеология;
- праксеология.
9. Изучение возможностей, структуры, форм и методов познания входит в______________ функцию философии:
|
|
- критическую;
- гносеологическую;
- аксиологическую;
- онтологическую.
10. Методологическая функция философии состоит:
- в формировании целостного взгляда на мир;
- обосновании системы ценностей;
- изучении природы и сущности человека;
- разработке системы методов познания и преобразования мира.
11. Философия Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяет:
- научному и техническому прогрессу;
- изучению внешнего мира;
- духовному миру человека;
- свободе отдельной личности.
12. Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. считали материей (субстанцией):
- духовное начало;
- объективную реальность;
- индивида;
- различные природные стихии.
13. Основателем первой в истории «Академии» является:
- Платон;
- Демокрит;
- Аристотель;
- Сенека.
14. Видным представителем философии Средних веков был автор «Исповеди»:
- Пьер Абеляр;
- Аврелий Августин;
- Фома Аквинский;
- Роджер Бэкон.
15. Гуманизм – это:
- идейное течение, возникшее в эпоху Возрождения;
- взгляд на человека как «раба божьего»;
- концепция, в которой человек считается неотъемлемой частью природы;
- свойственная Античности позиция в отношении человека.
16. Характерной чертой философии Возрождения был:
|
|
- теоцентризм;
- пантеизм;
- солипсизм;
- космизм.
17. «Война всех против всех» – это, по мнению Т. Гоббса:
- «естественное состояние»;
- пережиток буржуазной эпохи;
- временное состояние эпохи социальных революций;
- нарушение божественных заповедей.
18. Двумя основными противоборствующими течениями философии Нового времени были:
- номинализм и реализм;
- марксизм и либерализм;
- сциентизм и антисциентизм;
- эмпиризм и рационализм.
19. Основателем немецкой классической философии считается:
- Фр. Ницше;
- И. Кант;
- И. Гердер;
- Ф. Энгельс.
20. Неизбежность следования России по пути развития западной цивилизации отстаивали:
- «русские космисты»;
- славянофилы;
- западники;
- народники.
21. Крупнейшим представителем русской религиозной философии
XIX века считается:
- П. Флоренский;
- В. С. Соловьев;
- Г. В. Плеханов;
- М. В. Ломоносов.
22. Расположите в хронологическом порядке этапы развития позитивизма:
- постпозитивизм;
- позитивизм;
- эмпириокритицизм;
- неопозитивизм.
23. Попытку соединить идеи марксизма и фрейдизма в работе «Эрос и цивилизация» предпринял:
- Г. Маркузе;
- Н. Бухарин;
- М. Фуко;
- К. Поппер.
24. Тема трагизма бытия человека является доминирующей в философии:
- герменевтики;
- неотомизма;
- экзистенциализма;
- структурализма.
25. Автором знаменитой книги «Иметь или быть» является:
- К. Маркс;
- Ф. Ницше;
- Э. Фромм;
- Г. Гадамер.
26. Центральным понятием онтологии, выражающим предельно общие характеристики сущего, является:
- сознание;
- личность;
- бытие;
- счастье.
27. С позиции диалектического материализма материя есть:
- кирпичик мироздания;
- объективная реальность;
- мир физических объектов, созданный Богом;
- человеческого воображения.
28. В философии движение – это:
- перемещение тела в пространстве;
- любое изменение и переход из одного состояния в другое;
- только качественное преобразование;
- количественное изменение материальных объектов.
29. Теория самоорганизации сложных неравновесных систем называется:
- диалектикой;
- майевтикой;
- синергетикой;
- логистикой.
30. Установите правильные пары:
монизм – признание множественности первоначал мира;
дуализм– учение, утверждающее одну единственную субстанцию;
плюрализм – утверждение о наличии двух независимых субстанций.
31. Источником содержания сознания для материалистов служит:
- Бог;
- ощущения;
- объективный мир;
- бессознательное.
32. Раздел философии, изучающий сущность, закономерности и возможности познания, – это:
- антропология;
- логика;
- гносеология;
- праксеология.
33. Агностицизм – это:
- учение, отрицающее возможность всякого познания;
- признание относительности результатов познания;
- позиция, считающая познаваемыми лишь явления, но не сущности вещей;
- утверждение, что мир безгранично познаваем.
34. Установите правильное соответствие:
корреспондентная теория истины – истина возникает в результате
соглашения (договора);
когерентная теория истины – истинно то знание, которое приносит
пользу;
конвенционализм – истина есть то, что может быть проверено опытом;
прагматическая теория истины – истина есть соответствие наших
рассуждений правилам.
35. Эмпиризм утверждает, что теоретическое мышление:
- не может выйти за пределы опыта;
- есть главный источник знания;
- не связано с эмпирическим познанием;
- способно выходить за пределы опыта.
36. Формами чувственной ступени познания выступают:
- идеализации, абстракции и обобщения;
- понятия, суждения и умозаключения;
- ощущения восприятия и представления;
- гипотезы, теории и законы.
37. Преувеличение значения абсолютной истины свойственно:
- гностицизму;
- скептицизму;
- догматизму;
- солипсизму.
38. Обнаружение в науке сущности изучаемого явления и подведение его под закон называется:
- классификацией;
- объяснением;
- пониманием;
- моделированием.
39. Система достоверных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, называется:
- гипотезой;
- теорией;
- законом;
- идеей.
40. Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется:
- интуицией;
- представлением;
- ощущением;
- умозаключением.
41. Человек является существом:
- социальным;
- ноосферным;
- биосоциальным;
- биологическим.
42. «Политическим животным» назвал человека:
- Фома Аквинский;
- Гегель;
- Аристотель;
- Фрейд.
43. Философским течением, рассматривающим личность как высшую ценность, является:
- персонализм;
- неотомизм;
- позитивизм;
- марксизм.
44. Этот философ считал, что техника губительно влияет на человеческую душу:
- Д. Белл;
- Платон;
- Н. Бердяев;
- Э. Тоффлер.
45. Теория, в которой человек трактуется как природное существо, сходное с животными и подверженное тем же законам, называется:
- рационалистической;
- социологизаторской;
- натуралистической;
- экзистенциалистской.
46. Человек задумывается о смысле жизни только в «пограничных ситуациях» считает:
- фрейдизм;
- прагматизм;
- экзистенциализм;
- логический позитивизм.
47. Субъективная трактовка ценностей:
- считает ценности не зависимыми от человека и общества;
- связывает ценность вещи с ее объективными свойствами;
- утверждает антропологическую и социально-культурную обусловленность ценностей;
- источником ценностных отношений считает Бога.
48. Установите соответствие:
утилитаризм – высшая цель – стремление к совершенству;
перфекционизм – цель жизни человека в наслаждении;
аскетизм – высшей ценностью провозглашает пользу;
гедонизм – отречение от мирских соблазнов.
49. Христианство видит смысл жизни человека:
- в преобразовании мира;
- материальном обогащении;
- спасении;
- соблюдении божественных заповедей.
50. Концепция социализации личности:
- предполагает объединение индивидов понятием соборности;
- подчеркивает субъективность и индивидуальность человека;
- утверждает стремление индивида к коммуникации с другими индивидами;
- трактует личность как индивида.
51. Разделом философии, изучающим общество как особую сферу реальности, является
- логика;
- антропософия;
- социальная философия;
- история философии.
52. Равнозначность экономических, политических, природных и других факторов в развитии общества признают представители:
- географического детерминизма;
- теологической версии истории;
- марксизма;
- теории факторов.
53. Автором теории «осевого времени», изложенной в работе «Смысл и назначение истории», является:
- А. Шопенгауэр;
- Сократ;
- А. Тойнби;
- К. Ясперс.
54. Философом, не придерживавшимся «теории локальных культур», был:
- О. Шпенглер;
- А. Тойнби;
- И. Кант;
- Н. Я. Данилевский.
55. Возрастающая взаимозависимость стран, регионов в экономическом, политическом, культурном, техническом аспектах выражается в понятии:
- научно-техническая революция;
- глобализация;
- идеологизация;
- информатизация.
56. Ф.Энгельс понимал цивилизацию как:
- этап развития общества, сменивший дикость и варварство;
- самостоятельный тип культурного развития отдельной страны (народа);
- синоним культуры;
- современную стадию социального развития.
57. Мыслителем, на рубеже XIX – ХХ веков предсказавшим общие тенденции развития взаимоотношений общества и природы, был:
- М. Вебер;
- Н. Бердяев;
- В. И. Вернадский;
- Г. Гегель.
58. В ХХ I столетии проявила себя новая глобальная проблема:
- угроза пандемии СПИДа;
- предотвращение ядерной войны;
- международный терроризм;
- перенаселение Земли.
59. Деление культуры на материальную и духовную носит _________ характер:
- абсолютный;
- диалектический;
- относительный;
- метафизический.
60. Создателем теории этногенеза является:
- П. Сорокин;
- Л. Н. Гумилев;
- А. С. Хомяков;
- В. И. Ленин.
Оглавление
Введение .................................................................................................... 3
1. Программа курса .................................................................................. 4
2. Тематика контрольных работ и методические указания
по их написанию........................................................................................ 9
3. Библиографический список и другие источники информации ......... 13
4. Cловарь основных понятий ................................................................ 14
5. Вопросы для подготовки к экзамену ................................................. 18
6. Тесты для самопроверки .................................................................... 19
С о с т а в и т е л и:
Любомиров Дмитрий Евгеньевич
Петров Сергей Олегович
Сапенок Ольга Владимировна
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания
для бакалавров всех направлений подготовки
заочной формы обучения
Редактор Т. С. Хирувимова
Компьютерная верстка – Г. Н. Кинзябулатова
Подписано в печать с оригинал-макета 02.07.18.
Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Уч.-изд. л. 1,75. Печ. л. 1,75. Тираж 100 экз. Заказ № 134. С 178.
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТУ
194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 3
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!