Экономические воззрения Аристотеля

Экономические воззрения Аристотеля и Платона

В.А. Чувилина

ФГБОУ ВПО "СПбГПУ"

 

Введение

Экономическим строем Древней Греции являлось античное рабство, существовавшее с начала первого тысячелетия до н. э. по IV в. н. э. и достигшее расцвета в V в. до н. э. Экономические воззрения античного рабства носили спорадический и наивный характер и еще не представляли собой целостную систему.

Экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезиса рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала центральное место. Речь шла о его реабилитации, определении методов эффективной эксплуатации рабов.

На экономическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда.

В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Речь шла не только о советах, как вести хозяйство, но и о попытках теоретического осмысления экономических процессов.

Важнейшими экономическими проблемами периода античности, нашедшими отражение в древнегреческих письменных памятниках, являлись: обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством, наконец, разработка ряда проблем товарного хозяйства. Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была выражена в трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля.

Экономические воззрения Платона

Платон (428\27 — 347 гг. до н.э.) — античный философ, основатель философской школы, получившей имя Академия, а также платонизма как философского, философско-религиозного и культурного течения. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. до н.э. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академию платоновскую. В 361 г. до н.э. вновь посетил Сицилию по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, но эта поездка, как и предыдущие попытки вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Платон жил в эпоху кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы между аристократией и демократией, между богатыми и бедными, рабами и рабовладельцами, между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Это нашло отражение и в работах Платона. Он вошел в историю экономической мысли античности как один из ее выдающихся представителей.

Оценку вклада древнегреческих мыслителей, в том числе и Платона, в историю экономической науки дал К. Маркс, указывая, что «исторически их воззрения образуют... теоретические исходные пункты современной науки», ибо «обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях». Политические и философские позиции Платона характеризовались антидемократизмом.

Сопоставляя формы государства, Платон признавал демократию наиболее «испорченным», «анархическим» строем. С тревогой он говорил о борьбе за передел земли и отмену долгов в демократических Афинах. С нескрываемым презрением он клеймил представителей торгово-ростовщического капитала, стяжателей денежного богатства, разлагающих весь общественный строй и душу людей, делая при этом меткие, исторически верные наблюдения над социально-экономической действительностью античного мира. Платон ратовал за реставрацию консервативных, отживших олигархических порядков, существовавших в Спарте, на Крите, надеясь, что его проекты спасения классического полиса от окончательного краха найдут поддержку со стороны таких правителей, как тиран Дионисий в Сиракузах

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами.

Ключевое место концепции Платона занимает учение об идеальном государстве. Модель такого исправленного и улучшенного человеческого общества он строит в своем огромном сочинении «Государство». В этом произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения – Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Идеальное государство – то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» .

В разделении труда Платон видел не только «основу распадения общества на сословия», но также «основной принцип строения государства». Платон считал, что государство должно состоять из трех сословий - правителей (философов), воинов и земледельцев, ремесленников и торговцев. Нравственная природа каждого из "сословий не одинакова. В обществе существует огромное количество разнообразных потребностей, удовлетворение которых даже в отношении одного человека требует приложения многих видов труда. Следовательно, разделение труда связывает людей в общество и позволяет разрешить противоречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей человека. Но в государстве это возможно.

Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности.

Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

Третьи лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Каждый от природы приспособлен к выполнению лишь одного дела и должен заниматься только им. Тогда можно легче и больше создать продукции. Это значит, что разделение труда у Платона анализируется с точки зрения потребительной стоимости. Основное положение Платона «состоит в том, что работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принцип устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность – привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто предан высоким размышлениям. В этом идеальном государстве нет единой, замкнутой семьи. «Здесь совместные браки, и дети воспитываются на общественный счет, зная, что их общий родитель – само государство, которому они преданы с малых лет» . По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины – общими женами всех мужчин.

Существует и другое произведение Платона, а именно: "Законы". Проект наилучшего государства в «Законах» более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев. В своем сочинении Платон сформулировал принципы организации новых городов. По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий (16 км) и лучше, чтобы он располагался на гористой местности подальше от соблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их можно только передавать по наследству, причем только одному сыну. В центре всего государства должен стоять город, а вся территория разбивается на 12 равноценных по своей экономической значимости частей. «Надо следит за тем, чтобы наше государство было не слишком малым и не мнимо большим – оно должно быть достаточным и единым» , - писал Платон.

Если в «Государстве» почти не упоминались рабы, а земледельцы, ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство пронизывает все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ и рабов жить согласно между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признается открыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеального государства.

В «Законах» власть принадлежит совету старейшин, в расположении которых находятся огромные карательные возможности вплоть до смертной власти. Человек должен полагаться только на них, а не на свою волю и страсти. Да и какая может быть воля у человека, рассуждал Платон, если все мы куклы, управляемые нитями, которые приводит в движение божественная рука. Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, подумать о пользе общества. Война, которая раньше исключалась Платоном как величайшее зло, теперь выдвигается на первый план и неотделима от действия законов.

Такие строгие законы в государстве нужны для регулирования ремесла. Платон допускал существование мелкой торговли, но свободнорожденные землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля с целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет необходимости, а также вывоз тех, которые нужны государству. Все заказы должны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительной стоимости, которая исключает наживу для производителя товара.

Возникновение государства Платон связывал с необходимостью удовлетворения повседневных интересов людей и с обменом. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. Платон первый в истории античной экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен.

В государстве Платона запрещалось прибегать к ссудам под проценты, покупать товары в кредит. Пошлины за ввоз и вывоз товаров никто не платил. Не допускался ввоз товаров, в которых нет необходимости, и вывоз тех, которые нужны государству. Продажа товаров строго регламентировалась по отдельным видам для каждого месяца. Закон устанавливал пределы колебаний цен. Нельзя назначать две цены на товар в один день.

 Платон допускал существование мелкой торговли, но считал, что заниматься ею недостойно для свободнорожденных земледельцев. Крупная торговля с целью наживы им осуждалась, а метеки и иностранцы ставились под неослабный контроль государства. Строгие законы должны существовать в государстве Платона для регулирования ремесла. Все заказы должны быть выполнены в срок и добротно, изделия реализованы по действительной стоимости, исключающей наживу для производителя.

Провозглашая государство верховным собственником земли, который распределяет наделы, обеспечивает коллективное потребление, регулирует товарно-денежные отношения, Платон отдавал дань натуральному хозяйству. Он провозглашал незыблемость частной собственности и писал: «Пусть никто по мере возможности не касается моего имущества и не нарушает моей собственности, даже самым незначительным образом, раз нет на то всякий раз моего особого разрешения. И я буду точно так же относиться к чужой собственности, пока я в здравом уме». Он хотел устранить злоупотребления частной собственностью, но не задавался целью ее уничтожения, как показывает второй проект идеального государства.

Государство может существовать длительное время, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Основой государственного устройства Платон считал идею справедливости: справедливым он называл такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему приспособлен в наибольшей степени.

Развивая свою мысль, Платон исследовал три основные добродетели человека: мудрость, мужество и сдерживающую меру. Мудрость есть способность дать правильный совет не только в частном деле, но и при решении государственных проблем. Те, кто обладает таким даром, должны править, но их очень немного. Мужество, согласно Платону, есть способность оставаться храбрым даже при осознании грозящей смертельной опасности. Те, кто обладает этим даром, даже если это женщины, должны защищать государство — быть воинами. Сдерживающая мера — это способность понимания необходимости подчинения законам. Такой способностью обладают многие люди; они достойны быть свободными гражданами. 

Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена происходит приведение товаров к соразмерности и единообразию. У Платона были догадки о том, что деньги выполняют не только функции средства обращения и накопления сокровищ, но и функцию меры стоимости. Одним из первых в истории античной мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.

Платон разработал программу выхода из кризиса рабовладельческого строя и его стабилизации, требуя:

- возврата к натуральному хозяйству;

- ликвидации полисной демократии;

- ограничения прав свободного населения.

Целью государства, которое Платон считал идеальным, как раз и является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродетельной жизни. Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.

 

Экономические воззрения Аристотеля

Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира является Аристотель. Аристотель, древнегреческий философ и педагог, родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Он был одним из величайших умов в истории науки. Дошедшие до нас его сочинения охватывают все существовавшие в то время области знания. В частности, он был одним из основателей науки о человеческом обществе – социологии, в рамках которой у него и рассматриваются экономические вопросы.

Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной Греции. Не случайно Маркс видел в нем экономиста-теоретика рабовладельческого общества. Формирование экономических взглядов Аристотеля происходило в период дальнейшего углубления кризиса полисной организации и обострения противоречий рабовладельческого строя. В этих взглядах обнаружилось стремление найти средства для сохранения и укрепления экономики и общественного строя полисов.

Аристотель впервые исследовал такие явления общественной жизни, как разделение труда, товарное хозяйство, обмен, деньги, два вида стоимости, распределение и т. д. Стагирит замечает, что обмен материальными благами возник благодаря разделению труда, а также вследствие того, что у одних людей образовались излишки одних, а у других – других материальных благ. «Первоначальное развитие меновой торговли обусловлено было естественными причинами, так как люди обладают необходимыми им для жизни предметами, одними в большем, другими в меньшем количестве. Конечно, если бы люди не имели никаких потребностей или имели бы одинаковые, то или вовсе не было бы обмена, или не было бы в нём постоянства, но в действительности нужда связывает людей в одно и делает необходимым обмен, который имеет место в том случае, когда кто-либо нуждается в том, что другой имеет».

Он с большим упорством пытался понять законы обмена. Аристотель исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Без такого обмена государство существовать не может, оно «держится подобными взаимными услугами». 

В связи с размышлениями об обмене Аристотель подходит вплотную к пониманию того, что существует не одна, а две формы стоимости: он различает естественную и неестественную полезность вещи. В «Политике» сказано, что «пользование каждым объектом владения бывает двоякое; в обоих случаях пользуются объектом, как таковым, но не одинаковым образом; в одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению; например, обувью пользуются и для того, чтобы надевать её на ноги, и для того чтобы менять её на что-либо другое.

И в том, и в другом случае обувь является объектом пользования: ведь и тот, кто обменивает обувь имеющему в ней надобность на деньги или на пищевые продукты, пользуется обувью как обувь, но не по назначению, так как оно не заключается в том, чтобы служить предметом обмена. Так же обстоит дело и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена». Таким образом, использование благ может быть естественным и противоестественным. Философ не развил эту мысль, ибо не совсем понял значение товарного производства, которое и создаёт обувь и тому подобные материальные блага как раз для торговли, для обмена.

Итак, Аристотель устанавливает две стороны товара – потребительную и меновую стоимость и анализирует процесс обмена. Он ставит тот самый вопрос, который будет всегда волновать политическую экономию: чем определяются соотношение обмена, или меновые стоимости, или, наконец, цены – их денежное выражение.

Стагирит высказывает разумные соображения о происхождении и функции денег и по-своему выражает мысль об их превращении в капитал.
Аристотель говорит о естественном возникновении денег в силу необходимости, обуславливаемой меновой торговлей. Он не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Как отмечает Маркс, Аристотель догадывается о том, что «денежная форма товара есть лишь дальнейшее развитие простой формы стоимости», иначе Аристотель не говорил бы, что «нет разницы – дать ли пять лож взамен дома или ценность пяти лож». Причём он обращает внимание на развитие денег. Вначале была слитковая форма денег, затем – монетная форма. Философ догадывается о том, что деньги функционируют и как мера стоимости, эквивалент товара, и как средство обращения. Аристотель говорит о деньгах как символе и знаке стоимости. Стагирит пишет, что монета – результат соглашения между людьми: «…монета же явилась как бы представителем нужды по всеобщему соглашению. Отсюда-то и её название – «номисма» (от «номос» – закон), ибо она не по природе таковая, а по человеческому соглашению, и в нашей власти изменить монету и сделать её неупотребительною».

Таким образом, развитие денег проходит в три этапа – от предметных денег через слиток к монете сначала как мере стоимости, а затем средству обращения, когда монета вообще утрачивает свою потребительную стоимость и сохраняет лишь меновую, превращаясь в символ или знак стоимости. Для доказательства того, что монета лишь знак, Аристотель приводит такие факты, как порча монет или государственная практика замены одного вида монет другим.

Спорным является вопрос, в какой мере Аристотель подошёл к стоимости вообще и к трудовой теории стоимости. Эти понятия смутно намечены в его «Этике», когда он говорит о двух видах справедливости: уравнивающей и распределяющей. «Что касается специальной справедливости и соответствующего справедливого, то один её вид проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе.

Другой вид её проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена; этот последний вид подразделяется на две части: одни общественные отношения произвольны, другие непроизвольны; к произвольным относятся купля и продажа, заём, ручательство, вклад, наёмная плата. Что касается непроизвольных, то они частью скрытые, например воровство, прелюбодеяние, приготовление яда, сводничество, переманивание прислуги, убийство, лжесвидетельство, частью насильственные, например, искалечение, удержание в тюрьме, умервщление, грабёж, увечье, брань и ругательства».

Итак, купля и продажа – вид произвольного обмена. Уравнивающая справедливость – «воздаяние другому равным», «середина выгоды и ущерба». Например, «архитектор должен пользоваться работой сапожника, а этому, в свою очередь, воздавать собственным трудом». Их работу надо приравнять: «…воздаяние равным имеет место, когда найдено уравнение, когда, например, землевладелец относится к сапожнику так же, как работа сапожника к работе земледельца». Аристотель, вероятно, имел в виду, что само по себе сравнение строителя и сапожника ничего не даст, ничего не даст и сравнение дома и сапог. Главное – это сравнить труд сапожника с трудом строителя, тот и другой труд надо приравнять.

Он давал экономическую характеристику рабства, полагая, что ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов. Орудия не могут сами работать, их должны приводить в движение рабы как особый вид говорящих орудий. Рабы -- орудия, занимающие первое место среди всех других. Собственность включает в себя рабов как объект первой необходимости; они предназначены судьбой и своей природой удовлетворять потребности господина, тратить силы на «активную деятельность». Рабы представляют лишь одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Орудия, инструменты в собственном смысле слова в отличие от одушевленных орудий -- рабов выполняют другого рода работу - создают материальные блага, предметы пользования в ходе «продуктивной деятельности». Итак, по Аристотелю, «есть два рода деятельности», отличающиеся друг от друга: потребление (активная деятельность), требующее предметов первой необходимости (средств существования), и труд рабов, производство (продуктивная деятельность).

Жизнь, представляющая, по Аристотелю, стремление к благу, не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Господство и подчинение -- это «общий закон природы», необходимый для «взаимного самосохранения». В производстве, где имеют место «продуктивная деятельность» и физический труд, человек (ремесленник) становится рабом даже в том случае, если он юридически свободен. Обучать людей физическому труду -- значит уподоблять их рабам. Свободные потому и признаются свободными, что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Эти положения Аристотеля непосредственно отразили экономическую закономерность в развитии общества на той его стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит, по мнению Аристотеля, и том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы, Аристотель назвал рабов «первым предметом владения». Поэтому, прежде всего, надлежит заботиться о приобретении хороших рабов путем войны.

Аристотель говорит, что, «как невозможно общение без обмена, так невозможен обмен без уравнения ценностей, и точно так же невозможно уравнения без сравнимости предметов». Итак, обмена не может быть без равенства, а равенства не может быть без соизмеримости. В конечном счете, мерой стоимости у Аристотеля оказываются деньги. «Поэтому всё, подлежащее обмену, должно быть известным образом сравнимо; для этого-то и введена монета, ставшая в известном смысле посредником». Таким образом, Аристотель не понял значения своей собственной догадки о том, что надо сравнивать различные труды, и остановился на сравнении через деньги, так что основой стоимости у него оказывается цена, тогда как цена – это лишь проявление труда.

 Философ замечает тот факт, что деньги стали в его время капиталом, приносящим прибыль. Как идеолог аристократии, он отрицательно относился к деятельности торгово-ростовщического капитала. Он – сторонник натурального хозяйства, для которого денежное обращение не самоцель, а средство.

Аристотель высказал интересную идею о противопоставлении хрематистики и экономики, выделяя тем самым два вида деятельности: экономику и хрематистику. Экономика, в рассуждении Аристотеля, представлена важнейшей и почетной деятельностью людей земледелия, тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворить насущные жизненные потребности человека, и поэтому она должна быть объектом государственного управления.

Придуманный им термин «хрематистика» Аристотель производил от слова «хрема» – имущество, владение. Так вот меновая торговля неизбежно привела, отмечает Аристотель, к искусству наживать состояние. Он рассматривает противопоставление хрематистики – искусства наживать состояние, делать деньги – тому, что мыслитель называл экономикой. С изобретением, говорит Стагирит, меновая торговля развилась в товарную, а эта последняя в противоречии с её первоначальной тенденцией превратилась в хрематистику – искусство делать деньги.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций, ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.

Он также полагал, что деньги как результат общественного договора созданы как средство обмена, а не обогащения и деньги не должны приносить доход. Поэтому доход, получаемый в результате ростовщических операция, является результатом не использования «финансового потенциала денег», а аморальной эксплуатации заимодавцем должника. Этот вид финансовой деятельности относится к издержкам хрематистики, подрывая принципы натурально-хозяйственных отношений в экономике полиса. А появившиеся в результате соглашения между людьми деньги являются не более, чем средством обмена. Аристотель легитимизирует только использование денег как средства обмена и осуждает использование денег не по их «истинному назначению». Поэтому ростовщичество и спекулятивные сделки откровенно вызывают у него лютую, бешеную ненависть.

Аристотель считает, что истинное богатство состоит в совокупности средств, необходимых для жизни и полезных для государственного и семейного общения. Такое богатство – средство, а не цель, оно имеет предел.

 Истинное богатство состоит из потребительных стоимостей; количество собственности, необходимой для хорошей жизни, не безгранично. «Существует, однако, искусство приобретения иного рода, которое обыкновенно и совершенно правильно называется хрематистикой; для последней не существует, по-видимому, границ богатства и собственности. Товарная торговля…по природе своей не принадлежит к хрематистике, так как здесь обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для них самих (покупателей и продавцов)».

Аристотель говорит, что ростовщичество – наиболее противная природе форма, или отрасль, приобретения.

Однако философ был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой экономики, хотя и считал остальное противоестественным: к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика. Это – правильное наблюдение: сегодня уже точно можно сказать, что из хозяйства, где продукты производятся как товары – для обмена, неизбежно вырастают капиталистические отношения.

Аристотель понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. Он занимался социологическим анализом экономической системы полиса. Семья или хозяйство, согласно его мнению, ― это первичная экономическая единица. Семья ценна не только сама по себе, но и тем, что включает человека в более широкую систему ― экономическую и общественную. Аристотель описывал человечество как естественную иерархию, со степенью разума как фактором, определяющим место в этой иерархии.

 На вершине находятся обладающие силой общего понимания, понимания сути трансцендентального, ум которых дает возможность им это постичь — ученые и философы. Ниже ученых и философов находятся обычные граждане, достаточно разумные для того, чтобы управлять политическими делами. Ниже обычных граждан стоят ремесленники и рабочие. В самом низу иерархии находятся люди, обладающие разумом в той степени, чтобы обслуживать других ― рабы от природы. Древнегреческий мыслитель был защитником рабовладения, которое он считал естественным состоянием организации общества.

По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам.

Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неумна, то неуемно и стремление к средствам утомления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживе, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству.
Таким образом, Аристотель против большого имущественного неравенства.

Аристотель рассматривал частную собственность, накопленную в рамках экономической деятельности и не связанную со спекуляциями с капиталом, как необходимое условие существования общества в полисе. Философ также утверждал, что группы населения, не располагающие собственностью, как и располагающие чрезмерно большими состояниями, в наибольшей степени склонны к противозаконным действиям, потому оба слоя ― богачей и бедняков не могут способствовать ни политической, ни экономической стабильности города-государства.

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что в воззрениях Платона и Аристотеля много общего. Например, оба философа не представляли существования государства без разделения его на определенные слои. Так же в их учениях говорилось о справедливости, которая предполагала не только разделение труда, но и доброжелательные взаимоотношения между различными слоями населения.

Платон посвятил большую часть своих размышлений торговле, рассматривая как мелкую, так и крупную и устанавливая для каждой свои рамки. Аристотель же упорно изучал явление обмена и историю зарождения а также дальнейшее развитие денег. . Платон первый в истории античной экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен. Аристотель впервые заговорил о понятии «экономика», сравнивая его с другим понятием – «хрематистика». Вклад обоих философов в историю экономики можно назвать колоссальным. Их учения стали основой развития экономических течений.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 799; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!