Доминирование социальных связей над личностными;



Развитое личностное начало;

5) свобода и ответственность граждан[4].

 

Без развитого личностного начала нет прочной основы гражданского общества. Человек в граждан­ском обществе не боится быть инициативным, осознавая, что от него самого во многом зависит его благополучие. Поэтому он старается знать законы своего государства, борется за их выполнение и одновременно выступает с их критикой, если они не отвечают его интересам.

 

Инициативный и ответ­ственный человек понимает, что его могут подстерегать опасности и трудности. Но иначе невозмож­но осуществление личной свободы в условиях общественной необходимости. Еще П.Гольбах утвер­ждал, что «свобода — это возможность делать ради своего счастья все, что не вредит счастью других членов общества»[5].

При этом нельзя свободу подменять вседозволенностью. Человек в граж­данском обществе отдает себе отчет в том, что существуют определенные законы, нормы, принципы, традиции, которые нужно соблюдать и в пределах которых можно и нужно свободно действовать.

 

Для этого и следует культивировать приоритет конкретно-практической этики нравст­венной личности над абстрактной общественной моралью. Г.Гегель справедливо заметил: «Нрав­ственный человек сознает содержание своей деятельности чем-то необходимым, имеющим силу в себе и для себя, и этим так мало наносится ущерба его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой...»[6].

Та­ким образом, гражданское общество немыслимо без развитого этического самосознания личности. Обладающий этическим (деонтологическим) самосознанием человек имеет собственную гражданскую позицию и не мо­жет мириться с социальной несправедливостью. Реализуя свое право на свободу слова, он защищает свое человеческое достоинство, стремится к изменению и улучшению наличной социальной действи­тельности.

Современное общество способно успешно эволюционировать только при условии конструктивного социального взаимодействия между его членами на основе обмена ин­формацией.Согласно концепции известного немецкого исследователя Н.Лумана, само общество представляет собой транслируемую информацию в диапазоне непрерывных актов «сообщения» и «понимания». Понимание, без которого нет осознанного участия в социальной деятельности, тракту­ется как интерпретация взаимосвязанных концептов-смыслов, обусловленных характером получае­мой информации[7].

 

Поэтому СМИ, являясь на сегодня основным способом приобщения человека к происходящим событиям, превратились в мощное средство воздействия на индивидуаль­ное и общественное сознание.Осознают ли сами журналисты свой нравственный долг по отношению к обществу, понимают ли свою ответственность в деле создания атмосферы общественного доверия и согласия? Пока ответы на эти вопросы звучат достаточно пессимистично.

 

Было отмечено, что формирование журналистской  деонтологии напрямую связано с характе­ром и основными направлениями становления политической культуры, поскольку журналистика, влияя на общественное мнение, связывает тем самым различные социальные слои и политические структуры устойчивыми отношениями гражданского мира.

Как считает А.А.Ширяева, речь идет о полноценном информировании населения, гражданском просвещении и социализации, защите гражданских прав и свобод, предоставлении возможностей для широкого обсуждения социально значимых вопросов, без чего невозможно формирование у населе­ния навыков гражданского участия в жизни страны, активизация его гражданского потенциала [8].

А.А.Ширяева называет ряд причин, которые, с ее точки зрения, препятствуют эффективно­му влиянию СМИ на процесс формирования гражданского общества. Указанные при­чины имеют отношение к деятельности журналистов на всем постсоветском пространстве.

Так, на­пример, говорится о том, что в совокупном контенте массовых СМИ преобладают темы развлека­тельного, «облегченного» содержания, а темы, требующие особого внимания граждан и гражданской реакции, рассматриваются поверхностно . Мало внимания уделяют журналисты культивированию в обществе знаний о гражданских правах, гражданской активности, формах гражданского участия в жизни общества. Узок диапазон представляемых в традиционных СМИ (газетах, радио, телевидении) взглядов различных социальных позиций, групп и слоев. Приоритет здесь имеют, помимо самих журналистов, шаблонно-статусные персоны — представители власти, политические деятели, звезды шоу-бизнеса. И главное, это устоявшийся у самих журналистов догматический взгляд на аудиторию СМИ как на пассивного потребителя информации , стойкая убежденность большинства в том, что у населения нет желания участвовать в общественных обсуждениях и необходимого гражданского по­тенциала[9].

Таким образом, формирование гражданского общества и разви­тие журналистской деонтологии — взаимосвязанный процесс, который определяется социально­-экономическим уровнем развития государства, сознательным выполнением своих социальных обя­занностей, соблюдением всеми без исключения гарантированных законодательством прав и свобод, ростом гражданского самосознания населения, повышением уровня моральной ответственности каж­дого гражданина за качество своей профессиональной деятельности.

Журналистскому сообществу важно понимать, что именно СМИ с их преимуществами широкой публичности способны значитель­но интенсифицировать участие людей в формировании гражданского общества, помогая им поверить в свои созидательные силы и давая возможность выразить свое мнение в ходе общественных обсуж­дений. Поэтому с новой силой сегодня звучат слова великого гуманиста ХХ в. А.Швейцера: «Вели­чайшим заблуждением прежнего этического мышления было непонимание и непризнание разноприродности этики нравственной личности и этики, созданной в интересах общества. Это привело к тому, что этика нравственной личности была принесена в жертву этике общества. С этим надо по­кончить. Или этика нравственной личности доведет этику общества, насколько это возможно, до своего уровня, или она сама будет сведена до уровня этики общества»[10].

 

3. Гражданское общество и его институциональное оформление              

Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества .

 Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях .

В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства .

Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

 

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга.

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма .

Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спон­танно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность .

 

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опос­редованные государством политические отношения между инди­видами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

 

В гражданском обществе в отличие от государ­ственных структур преобладают не вертикальные (подчиненнос­ти), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и соли­дарности между юридически свободными и равноправными парт­нерами .

В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством дос­таточно сложно.

Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило акту­альности и нужно, прежде всего, для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обес­печения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности.

 

Для посткоммунистических стран формирование граж­данского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

 

Вопросы для обсуждения:

1.  Какую функцию выполняют СМИ в гражданском обществе?

2. Что вы понимаете под «четвертой властью»?

3. Как вы понимаете тезис о том, что СМИ принимают форму тех социальных и политических струк­тур, в рамках которых они функционируют?

4. В чем, на ваш взгляд, заключается смысл социального контроля, обеспечиваемый СМИ?

5. Кого СМИ контролируют, и на каком основании?

6. Сегодня все говорят об интеграции, не очень понимая его смысл. Есть ли границы интеграции и в чем заключается участие СМИ в этом процессе?

7. В чем смысл оптимального управления, и какова роль деонтологии журналистики в управлении?

8. Как согласовываются и в чем расходятся «этика убеждения» и «этика ответственности» Макса Вебера?

9. Какие типы ответственности различает немецкого философа Х. Ленк,   и насколько они реалистичны и актуальны в настоящее время?

10. Почему ценности гражданского общества так и не стали частью общественной морали и этически ориентированной социальной практики в современной России?

11. Два этапа социальных трансформаций в постсоветском пространстве, ориентированном на демократизацию общественной жизни.

12. Почему именно на втором этапе журналистская этика и деонтология наиболее востребованы?

13. Журналистская деонтология и опасность превращения информации в сред­ство манипулирования сознанием граждан.

14. В чем заключается особая роль политической культуры и журналистской деонтологии при разрешении конфликтов между социальными группами, ликвидации социальной напряженности в обществе и достижении политических ком­промиссов?

15. Какие причины препятствуют эффективно­му влиянию СМИ на процесс формирования гражданского общества?

16. Особенности широкой и узкой трактовки гражданского общества.


[1] Weber M. Selected works. Moscow: Progress, 1990. — 805 p.

[2] Там же.

[3] Lenk H. Reflections on modern technology. Moscow: Aspect Press, 1996. — 234 p.

 

[4] BorisovI.V. On the method of determining the civil society // Personality. Culture. Company. — 2009. — Vol. XI, Is.4 (№ 51­52). — P. 220-228.

[5] Holbach P.A. Selected Works. In 2 vol. Moscow: Sotsekgiz, 1963. Vol. 1. — 715 p.

 

[6] Hegel G. Encyclopedia of Philosophy. Science of Logic. Moscow: Mind, 1974. Vol. 1. — 452 p.

[7] German Sociology / Ed. R.P.Shpakov.  St. P.: Nauka, 2003. — 562 p.

[8] Shiryaeva A.A. Media and Journalists’ contribution to formation of civil society // Bulletin of Moscow State University. Ser. Journalism. — 2011. — № 1. — P. 142-154

[9] Shiryaeva A.A. Media and Journalists’ contribution to formation of civil society // Bulletin of Moscow State University. Ser. Journalism. — 2011. — № 1. — P. 142-154.

[10] Schweitzer A. Culture and Ethics: Trans. from the german. — Moscow: Progress, 1973. — 343 p.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!