СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА).
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ)
Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология пытается создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных, духовных качеств.
Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении занимали умы ведущих мыслителей с момента зарождения религиозных и философских идей. На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт. Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о познании, бытии, морали в конечном итоге сводятся к самому важному из «последних вопросов разума»: «Что такое человек?» Начиная с XX в. интерес к проблеме человека постоянно растет, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания.
В круге проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?
Представления о человеке в философской мысли. Образ человека в истории. Философская антропология XX в.
|
|
Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице.
В мифологических системах древнего мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий его мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.
Принципы понимания человека
Историческая эпоха | Ведущий принцип | Основное положение |
Древний мир | Космоцентризм | Человек растворяется в природе, является ее частью |
Средневековье | Теоцентризм | Человек - творение бога и полностью зависит от него |
Возрождение | Антропоцентризм | Человек - свободный творец своей жизни |
Новое время | Рационализм | Сущность человека определена его разумом |
|
|
В классической философии античности начали возникать идеи об особом положении человека в мире: например, вывод Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», или определение человека как «общественного животного» у Аристотеля. Переломным пунктом стала философия Сократа, призывавшего обратиться от изучения природы к познанию разума человека. Однако эти идеи окончательно оформились гораздо позже - в Новое время.
Средневековье обращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми существами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к вечности. Из-за этой противоречивости и многогранности природа человека не может быть понята им самим: только в божественном откровении раскрывается истинная сущность человека. Августин Аврелий прямо обращался к богу с вопросом о природе человека: «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?» Религиозная философия Средневековья в отличие от древней мысли сосредоточилась прежде всего на совершенствовании внутренних, душевных способностей. Целью человека и смыслом его жизни признавалось приобщение к богу как залог спасения души и вечной жизни.
|
|
Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе - он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.
Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего! (У. Шекспир. Гамлет (1601)
Философия Нового времени преимущественно определяет человека как носителя разума. У истоков этого понимания лежит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Именно своей способностью к мышлению человек отличается от животных. Благодаря разуму он способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя в нем. Когда создатель системной классификации растений и животных Карл Линней (1707-1778) столкнулся с необходимостью дать название виду, которому принадлежит человек, он определил его именно как sapiens - разумный.
|
|
Рационализм до сих пор является ведущим принципом в понимании человека, однако с XIX в. все большую популярность приобретает иррационализм, усматривающий сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX в. иррационализм привел к отрицанию антропологии, французский философ Мишель Фуко (1926-1984) провозгласил «смерть человека». Но его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он - марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.
К похожему выводу склоняется и американский философ Фрэнсис Фукуяма, наблюдая за развитием биотехнологий, генной инженерии, клонирования и т.д. Все это способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждет ли нас «постчеловеческое будущее»?
Развитие рационализма до крайних логических пределов привело к тому же результату: исчезновению целостного образа человека. В конце XIX в. начинают образовываться новые эмпирические науки о человеке («описательные антропологии»), которые рассматривают отдельные его аспекты - анатомические, этнографические, демографические и т.д.
В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в., возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:
Макс Шелер - «надмирность» и самосознание;
Гельмут Плеснер - эксцентричность и неопределенность;
Арнольд Гелен - недостаточность и деятельность.
Макс Шелер (1874-1928), оформивший проблемное поле философской антропологии как самостоятельной области знания, писал: «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека».
Животные, согласно Шелеру, замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек же - вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его. Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность. Важное отличие человека от животного - его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя.
Гельмут Плеснер (1892-1985) отталкивался от той же идеи самосознания: человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны. Для того чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний (Плеснер называет такое положение эксцентричным, т.е. расположенным вне центра). Место человека - не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя - в неопределенном месте за их пределами, в ничто. Именно поэтому сущность человека ускользает от науки, только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» - вечно ускользающее месторасположение человека.
Арнольд Гелен (1904-1976) считал человека «недостаточным существом». Человек обделен мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Поэтому он вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел - вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества.
Каждая классическая теория философской антропологии так же, как и трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека. Этот образ незавершен, но его незавершенность не является недостатком. Напротив, это означает, что он открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека.
Происхождение человека. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Факторы антропогенеза
Один из наиболее спорных вопросов в современной науке - вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
1. В теории креационизма, самой древней из существующих, утверждается, что человек является творением сверхъестественного существа. Так, христиане верят, что человек был сотворен Богом в единовременном акте «по образу и подобию Божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.
2. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882).
3. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий. (Известно, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей. Сторонники космической теории предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли).
Возможны также варианты внутри теорий или их сочетания. Например, некоторые религиозно настроенные ученые полагают, что тело человека изменялось в процессе эволюционного отбора, а душа (разум, мораль и т.д.) была дана человеку богом на каком-то этапе его развития. В мистических учениях говорится о развитии человека в результате воздействия законов космической эволюции и действия «мирового космического разума».
Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.
Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям, предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временной промежуток между 5 млн и 10 млн лет назад. В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада» ( Sahelanthropus tchadensis ). Предполагается, что сахелантроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Впрочем, пока данные раскопок слишком отрывочны, для того чтобы с уверенностью судить о развитии предков человека в так далеко отстоящий от нас период.
Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos - обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.
В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии). Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец - прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версий, что он - тупиковая, слепая ветвь эволюции.
Наконец, новый человек разумный, т.е. человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс. (возможно, и больше) лет назад. Как показывают результаты раскопок, за короткое время этот вид расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, - пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.
Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс. лет назад. Постепенно накапливался его жизненный исторический опыт, совершенствовались орудия, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). В указанный период возникли крупные поселения и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.
Временные рамки и особенности антропогенеза | |||
Время (лет назад) | Представители | Распространение | Признаки |
4,2-1 млн | Австралопитек Australopithecus | Юг Африки | Прямохождение, использование предметов как орудий |
2,4-1,5 млн | Человек умелый Homo habilis | Африка | Изготовление орудий |
1,8 млн - 300 тыс. | Человек прямоходящий Homo erectus | Африка, западная и центральная Европа, Восточная Азия, Индонезия | Примитивная речь, простые формы коллективной деятельности, поддержание огня |
500-200 тыс. | Человек разумный древнейший Homo sapiens | Европа, Азия, Африка | Переходный этап от прямоходящего человека к современному, среднеразвитая речь и формы коллективной деятельности |
230-30 тыс. | Человек разумный — неандерталец Homo neanderthalensis | Европа, Азия, Африка | Продвинутые формы речи, сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о членах племени, добывание огня |
130 тыс. - до настоящего времени | Человек разумный новый Homo sapiens sapiens (в том числе кроманьонец) | Весь мир | Сложная речь, мышление, искусство, развитие сельского хозяйства, ремесел, религии |
В целом основные факторы антропогенеза сводятся к следующим:
Биологические факторы: Формы деятельности:
прямохождение; труд;
развитие руки; коллективная деятельность;
большой мозг; мышление;
способность язык и общение;
к членораздельной речи. нравственность.
Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого четко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать все более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.
Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. В целом человека нельзя свести исключительно к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому - дети, воспитанные животными). Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живет одновременно в двух мирах - природном и общественном, являясь биосоциальным существом.
Определения человека. Природа человека. Сущность человека
Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. При рассмотрении эволюции человека уже были выделены основные из них: разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль. К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.
Особенности списка этих качеств:
незавершенность списка, которая объясняется тем, что природа человека настолько сложна, противоречива и многообразна, что невозможно до конца исчерпать ее простым перечислением;
несуммативностъ списка, которая обусловлена тем, что человек - не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо большее.
Под сущностью человека понимается основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека.
В разных традициях сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.
Zoonpolitikon (политическое или общественное животное). Аристотель, говоря в различных работах о природе человека, указывал на разумность человека, осознание им своей смертности, способность к восприятию понятий добро и зло, способность смеяться. Но все же глубинную его сущность он усматривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).
Общественную сущность человека постоянно подчеркивает в своих работах К. Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Человек с данной точки зрения - общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей индивидуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.
Homo sapiens (человек разумный). Это определение, усматривающее сущность человека в разуме, также восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым и необсуждаемым. Так, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификации сочетание Homo sapiens стало стандартным обозначением вида для современного человека.
Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека подчеркивает в своем определении французский философ Блез Паскаль (1623-1662):
Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает.
Итак, хотя человек - хрупкое существо, в огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.
Homofaber (человек созидающий). В конце XIX в. вера философов Нового времени в разум как основу мира и сущность человека была значительно поколеблена. Нидерландский философ и культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) писал об этом: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь разумными, как наивно внушал нам светлый ХVIII в. в своем почитании Разума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens поставили еще Homo faber, человек-созидатель».
Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчество как сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий - от каменных скребков до компьютеров - создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек живет в мире техники и культуры, творцом которого он и является.
Homo ludens (человек играющий). Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека - правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.
Homo religious (человек религиозный). Здесь человек понимается, прежде всего, как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек - свободное существо, наделенное способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека - движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло - путь, уводящий человека от своей родовой сущности.
Религиозность человека можно понимать и шире - как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов:
Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно. На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакральную ценность. Другими словами, быть - а еще вернее, стать - человеком означает быть «религиозным». (М. Элиаде).
Помимо перечисленных популярны и другие определения человека: символическое животное (Эрнст Кассирер), человек мечтающий (Эрнст Блох), человек общающийся (Норберт Винер), человек скучающий (Мартин Хайдегтер), усматривающие сущность человека соответственно в творении символов, способности мечтать, общении и т.д.
Некоторые теории усматривают сущностную ущербность, недостаточность человека. Так, Фридрих Ницше называет его больным животным, подчеркивая его слабость, безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривает как постепенное вырождение человека.
Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах и преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге - к гибели всего человечества.
Человек - это безумная обезьяна, которой дали в руку бритву (С. Лем).
Приведем несколько определений понятия «человек», взятых из толковых и философских словарей.
Толковые словари: ЧЕЛОВЕК - высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка; ЧЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. С. И. Ожегов. Словарь русского языка; ЧЕЛОВЕК - двуногое млекопитающее отряда приматов (Homo sapiens), анатомически близкое к человекообразным обезьянам, но отличающееся от них значительным развитием мозга, позволяющим использовать речь и абстрактное мышление. Merriam - Webster Dictionary; ЧЕЛОВЕК - млекопитающее из отряда приматов, наделенное речью и разумом. Larousse Elementaire.
Философские словари: ЧЕЛОВЕК - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философский энциклопедический словарь: ЧЕЛОВЕК - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философский словарь.
Вне зависимости от удачности или неудачности всех попыток строгого описания человека, окончательное и исчерпывающее определение его невозможно. Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека.
От индивида к личности. Индивид. Индивидуальность. Личность.
В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека.
Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей. Таким обезличенным представителем массы человек может выступать, например, в масштабных социологических подсчетах, экономических теориях, рассуждениях о биологических особенностях человеческого организма и т.д.
Исключительно в качестве индивида человек воспринимался в первобытном обществе. Любая несхожесть с другими, необычное поведение вызывали подозрения: все должны были действовать в рамках единых традиций, освященных временем и успешно обеспечивавших выживание на протяжении тысячелетий, тогда как всякая новизна, оригинальность могла поставить под угрозу жизнь рода. Таким же образом любая самостоятельность подавляется при тоталитарных режимах, провозглашающих единые для всех правила, и в массовом обществе, где идеология успеха и реклама формируют безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя легко заменяются кодами кредитных и страховых карточек (или тюремными номерами - для нарушающих общие правила).
В целом индивид есть отдельный атом общества. Не случайно слова «индивид» и «атом» имеют аналогичное происхождение. Конечно, каждый отдельно взятый человек отличается от другого, однако в понятии «индивид» это отличие не принимается во внимание.
Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность».
Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.
Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уровне. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым сочетанием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психического склада. В психическом плане людей друг от друга отличает прежде всего темперамент.
Уже в античности выделялись четыре типа людей в зависимости от особенностей темперамента. Так, холерик обладает сильными и яркими чувствами; это порывистый, легко возбудимый, зачастую нервный тип. Меланхолик, напротив, трудно возбудим, склонен к длительным переживаниям и самоуглублению. Флегматик спокоен, медлителен, апатичен. Сангвиник уравновешен, жизнерадостен, переменчив в чувствах и легко приспосабливается к новым условиям.
Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности - все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особенности, формируя в итоге самобытную и неповторимую индивидуальность каждого человека.
Личность обычно понимается как индивид в аспекте его социальных качеств. В европейских языках понятие «личность» восходит к латинскому «persona», которое первоначально обозначало театральную маску актера. В русский язык этот термин ввел писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766- 1826). По звучанию он близок к слову «личина», которое первоначально также обозначало маску ряженого на народных гуляниях.
Исходя из значения слова личность может быть раскрыта как система социальных ролей, или своеобразных «театральных масок» человека. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). В процессе воспитания, обучения, в общении с другими людьми он воспринимает стратегии правильного социального поведения в различных ситуациях. Постепенно он усваивает (т.е. делает содержанием своего сознания) основные модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «ансамбль всех общественных отношений» или даже «общество в миниатюре».
Однако ролевая трактовка личности не раскрывает глубинного, сущностного ее характера. В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, самостоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это - настоящая личность», имеют в виду внутреннее богатство его духовного мира. Согласно такой точке зрения, первобытный человек, растворенный в коллективе, не был личностью, также как ею не является и представитель «массового общества», жизнь которого определяется модой, рекламой и привычкой, а не самостоятельным характером, мышлением и свободным выбором.
К примеру, Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку - это путь философа, художника или святого.
Философ занимается созерцанием окружающего мира и размышлением о его общих законах. Его цель - истина, а орудие - мудрость. В древние времена именно мудрость определяла пути развития человечества, а мудрецы почитались как посланцы богов.
Художник - человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Не меньшее значение имеет и настоящее произведение искусства, которое способно изменить жизнь человека.
Святой - человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Милосердие - основа его жизни, а ее смысл точно выражен в словах известного врача Федора Петровича Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро».
«Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же отошли от «обычного человека из серой массы», насколько сам человек отошел от обезьяны. При всем этом ницшеанскую типологию личностей не следует рассматривать только в профессиональном плане. «Философ» - это не только Сократ или Кант, но и каждый самостоятельно мыслящий человек; «художник» - не только Леонардо да Винчи или Уильям Шекспир, но и любой виртуоз в своем деле; наконец, «святой» - не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отказавшийся от эгоизма ради любви к ближнему.
Смысл жизни. Пессимизм. Натурализм. Авторитаризм. Многообразие смыслов.
История философии не предлагает единого, раз и навсегда заданного решения вопроса о смысле человеческой жизни: различные течения предлагают ряд несхожих, иногда противоречащих друг другу трактовок смысложизненных проблем. Поиск и выбор верного пути остается за каждым конкретным человеком.
Пессимистический подход является наиболее древним в определениях смысла жизни. Он рассматривает жизнь как трагедию человека в мире одиночества, страха и страдания.
Уже Ветхий Завет представляет один из классических образцов пессимизма. В Книге Екклесиаста сказано: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, все суета! Что пользы человеку от всех трудов его?.. все дни его - скорби и его труды - беспокойство».
Буддизм в качестве своей первой и величайшей истины провозглашает: жизнь есть бесконечное страдание, и прервать порочный круг перерождений может только нирвана - блаженство, достигаемое путем потери собственного Я.
В XIX-XX вв. пессимистические настроения переживают свой расцвет в философии иррационализма. А. Шопенгауэр полагал, что человек живет в вечном страхе, «не ведая, какое несчастье готовит судьба - болезнь, преследование, бедность, увечье, слепоту, безумие». Другой представитель иррационализма - Эдуард Гартман (1842-1906) - считал, что источником несчастья является желание счастья, которое иллюзорно. Таким образом, избавиться от страданий можно только путем подавления желаний. Единственным выходом из трагического мира и Шопенгауэр, и Гартман считают отказ от стремлений, удовольствий, чувственных наслаждений - бесстрастность, близкую буддийской нирване.
Экзистенциалисты трактовали жизнь сходным образом, признавая, что основой жизни являются забота, тревога и страх («бытие-в-мире» Мартина Хайдеггера, «бытие-к-смерти» Жана Поля Сартра). Представители этого направления хотя и призывали к гуманизму и творческому самовыражению, но считали, что никакие усилия не способны изменить трагический мир - эти старания не более чем «сизифов труд».
Современная философия постмодернизма, отрицающая не только смысл жизни, но и какие-либо установленные смыслы в целом, также приходит к крайним выводам. Ценностей не существует, и единственным модусом жизни становится ирония - отрешенно-критический взгляд на хаотический мир.
Быть или не быть пессимистом - выбор каждой личности, однако не следует забывать о том, что в жизни помимо трагизма существуют и наслаждение, и счастье, и благополучие.
Натуралистический подход к смысложизненным вопросам основан именно на этих принципах. Согласно ему, смысл жизни выводится из естественных законов самой жизни - стремления к наслаждению (гедонизм), счастью (эвдемонизм), пользе (утилитаризм).
Гедонистическая традиция сводится к избежанию страдания и получению наслаждения. Наслаждением, согласно Демокриту, является «эвтюмия» - радостное и безмятежное состояние духа. Последователь Демокрита, Эпикур считал наслаждением духовные удовольствия - мудрость, безмятежность, общение с друзьями и отказ от суетных чувственных желаний. Однако позднее некоторые последователи Эпикура исказили его учение, превратив понятия «гедонизм» и «эпикуреизм» в синонимы погони за чувственными наслаждениями и телесными удовольствиями.
Эвдемонистическая традиция провозглашает счастье ведущим принципом жизни. В философской мысли имеются теории, в которых счастье трактуется как разновидность наслаждения (Аристотель); в таком случае эвдемонизм становится частным случаем гедонизма. В иных теориях наслаждение понимается как чувственное удовольствие, а счастье - как творческая реализация возможностей человека и общества, например, у Дени Дидро (1713-1784) или Поля Гольбаха (1723-1789).
Утилитаристская традиция считает основной целью деятельности человека пользу, выгоду как в материальном, так и в духовном плане. Английские утилитаристы XIX в. Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль и др. полагали, что солидарность людей на основе взаимовыгодного обмена и общения обеспечит «наибольшее счастье наибольшему числу людей».
Общий обзор натуралистических теорий показывает ряд их слабых мест. Во-первых, и счастье, и наслаждение, и польза не могут быть прочным и моральным основанием жизни человека, так как они зачастую эгоистичны и покоятся на несчастье других. Во-вторых, при натуралистическом подходе человек не является свободным выразителем своих желаний, но, скорее, их рабом. В-третьих, счастье, наслаждение и польза - субъективные категории, понимаемые каждой отдельной личностью по-своему, что приводит к невозможности единого и целостного принципа их выделения.
Авторитарный подход к вопросу смысла жизни преодолевает эти недостатки. Здесь смысл жизни выводится за рамки как индивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее). Русский философ Семен Людвигович Франк в своей работе «Смысл жизни», подробно исследовав проблему, делает вывод: «Богочеловек Христос... есть для нас "путь, истина и жизнь" и именно поэтому есть вечный и ненарушимый смысл нашей жизни».
К подобному выводу приходит вся религиозная философия. Для верующего человека смысл жизни ясен и не нуждается в доказательствах - это жизнь по божественным моральным законам и стремление к Богу.
Не менее авторитарен философский подход, подразумевающий стремление к воплощению «великой Идеи». Такие течения, как утопизм, социализм, коммунизм, понимают под данной идеей общественное благо. Русский революционный демократ Виссарион Григорьевич Белинский призывал:
Отрекись от себя, подави свой эгоизм, попри ногами твое своекорыстное «я», дыши для счастья других, жертвуй всем для блага ближнего, Родины, для пользы человечества.
Следует признать, что авторитарные идеи не лишены пафоса и убедительности. Однако рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей, которые зачастую оказываются иллюзиями, погибали и погибают люди. Логическое развитие авторитаризма, как правило, приводит к слепой приверженности идее — религиозному (фундаментализм, сектантство) или идейному (фашизм, политический терроризм разных толков) фанатизму.
Все перечисленные выше подходы являются перспективными - в них определяется смысл жизни человечества и человека как такового.
Субъективная теория смысла жизни основывается на иных предпосылках, рассматривая отдельного человека и его цели.
Отечественный философ Николай Николаевич Трубников (1929-1983) пишет:
В том-то как раз и заключается дело, что жизнь... не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами бытия придаем ей.
Австрийский психолог Виктор Франкл (1905—1997) указал три основных направления поиска этого смысла: творчество, (созидание и самосозидание), переживание (восхищение красотой, добром, правдой) и отношение (оптимистическое восприятие мира).
Человек свободен в выборе своего пути. Он не застрахован от ошибок и неудач, и этика способна показать ему лишь примерное направление поиска. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА).
Социальная философия в отличие от онтологии и гносеологии не является составным элементом в системе философского знания. Это не какая-либо самостоятельная структурная часть философии, а сама философия в целом, взятая в ее обществоведческом аспекте. Поэтому, например, те же онтологию и гносеологию можно рассматривать как составные элементы социальной философии и соответственно говорить о социальном бытии или социальном познании. Социальная философия, как и философия в целом, изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличие от специальной науки об обществе - социологии, которая занимается изучением конкретных обществ). Предметом социальной философии выступают общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. К ключевым темам социальной философии обычно относят:
определение основных факторов развития общества;
проблемы системной и структурной организации общества;
особенности социального бытия и социального познания;
динамику социального развития;
особенности функционирования гражданского общества.
Природа общества. Определение общества. Материальные и духовные основания общественной жизни
Понятие «общество» обычно раскрывается в сопоставлении с понятием «природа». Под природой в наиболее общем смысле мы понимаем окружающий нас мир в целом, под обществом - обособившуюся часть природы, условие и результат деятельности человека.
В этом определении подчеркивается, что: 1) общество проявляется как особое пространство надприродной (отличной от биологической) деятельности; 2) оно не возникает спонтанно, а создается как результат специально организованной человеческой жизнедеятельности; 3) человек в свою очередь – не только творец, но и продукт общества. Такое понимание общества является наиболее широким, включая в себя все человечество, т.е. всех без исключения людей, живущих на разных территориях, существующих сейчас, существовавших ранее и тех, кто будет жить в будущем. Помимо самих людей в общество включаются разнообразные социальные группы и общественные институты, связи между ними и формы их деятельности.
Можно также говорить об обществе в узком смысле (информационном обществе, российском обществе или обществе с ограниченной ответственностью). Варианты употребления понятия «общество», как правило, различаются по наличию (или отсутствию) определения: «первобытное», «гражданское» и т.д.
О происхождении понятия «общество». В русском языке слово «общество» восходит к праславянскому корню obьtiо - то, что вокруг и подразумевает помимо прочего способность людей очеловечивать, преобразовывать мир вокруг себя, а также объединять людей вокруг общих идей, потребностей, интересов. Понятие «общество» иногда заменяют на синонимичное понятие латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - на «социальный»). Латинский глагол socio означает объединять, приступать к совместному труду. Таким образом, изначально в понятии социума присутствуют значения объединения, сотрудничества.
В истории философии представлены различные варианты понимания природы общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают решающими в развитии общества материальные факторы - природу, экономику, технику, а второй - духовные - религию, науку, политику. Рассмотрим обе точки зрения подробнее.
При материалистическом понимании природы общества подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов - особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д.
Изначально ведущим фактором образования и развития общества считалась природа. В мифологическом мировоззрении общество еще не отделялось от окружающего мира: например, в славянских языках мир и общество отождествлялись (и сейчас говорят: «на миру и смерть красна», «взяться всем миром»). Появление философии позволило рассматривать общество и природу как различные, относительно самостоятельные миры со своими особенностями и законами. Однако влияние природных факторов (географической среды, климата) на общество все еще считалось определяющим. Например, древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) полагал, что нравы, характер, особенности общественных отношений и государственный строй зависят от географических условий и климата той или иной местности. Эта точка зрения в дальнейшем стала известна как «географический детерминизм».
В XIX в. решающую роль природной среды в общественном развитии подчеркивал английский ученый Генри Томас Бокль (1821-1862).
«Если мы станем рассматривать, какие физические факторы имеют самое могущественное влияние на род человеческий, то найдем, что их можно подвести под четыре главных разряда, а именно: климата, пищи, почвы и общего вида природы. Л. Бокль. История цивилизации в Англии (1857-1861)
Некоторые другие ученые возвращаются к дофилософским идеям, вновь связывая воедино общество и природу. Так, философы-космисты Владимир Вернадский и Константин Циолковский считали, что общество - природное образование, естественный этап эволюции Космоса; важная ступень для будущего перехода человечества на новый, космический этап жизнедеятельности.
В философии марксизма основным фактором развития общества считается экономика. Для того чтобы заниматься искусством, наукой и т.д., человеку необходимо прежде удовлетворить первичные потребности - в пище, жилье, одежде и т.д. Удовлетворяя эти потребности, человек создает орудия труда, перерабатывает сырье, вступает в отношения обмена, распределения с другими людьми и т.д. Характер хозяйствования в конечном счете определяет основные черты развития общества (первобытно-общинного, феодального, капиталистического и т.д.) и его духовную жизнь.
Ряд учений XX - начала XXI в. усматривает ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на состояние общества. Устная речь формирует традиционное общество; изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка активизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведет к появлению «сверхинтеллекта» и формированию современного информационного общества. Американский социолог Элвин Тоффлер пишет, что развитие общества является следствием «трех волн» - трех технологических революций - аграрной, индустриальной и постиндустриальной.
При идеалистическом понимании природы общества на первое место ставятся духовные факторы развития - религия, наука, политика и т.д.
Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), который, проведя анализ данных о социальном положении протестантов и католиков в Западном мире, пришел к заключению, что подавляющее большинство капиталистов и успешных предпринимателей - протестанты. На основании этого он делает вывод, противоположный марксистскому: не экономика определяет религию, а религия как стиль жизни предопределяет экономические особенности. Так, европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму с его ведущими ценностями - трудолюбием, бережливостью, расчетливостью и т.д.
Начиная с Нового времени, когда наука отвергла средневековую схоластику и предложила новые общезначимые ценности, стало утверждаться мнение о ее центральном положении в системе сфер человеческой жизни. Большая часть философов XVII-XVIII вв. была уверена, что жизнь общества может стать упорядоченной и успешной, если оно будет управляться на научных основаниях. Научные открытия должны облегчить труд человека и привести к расцвету творчества и культуры, повышению уровня образованности и грамотности, т.е. в конечном счете к всеобщему благоденствию. К середине XIX в. оформляется течение сциентизма, представители которого, например, французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857), абсолютизируют роль научного знания в социальном развитии.
Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор социального развития в политике и государственном регулировании. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти идентично понятию «политический»: социальную жизнь он рассматривал как систему отношений между гражданами города-государства. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного государственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в бесконечную «войну всех против всех», т.е. распадается на части.
Очевидно, что все названные факторы - природа, экономика, техника, религия и т.д. - оказывают существенное влияние на развитие общества и характер общественных отношений. В противовес всем перечисленным концепциям, где приоритет отдается какому-то одному фактору, общество может рассматриваться и как сложная система, где важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в разных ситуациях разная: иногда на первое место выходит природа, иногда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.
Сферы общественной жизни. Социальная сфера. Экономическая сфера. Политическая сфера. Духовная сфера
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем - сфер общественной жизни.
Сфера общественной жизни представляет собой крупную, устойчивую, относительно самостоятельную подсистему человеческой деятельности. Сфера включает в себя: 1) определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); 2) социальные институты (семья, школа, партия, церковь); 3) сложившиеся отношения между людьми (отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни
Сферы жизни общества
Социальная | Экономическая | Политическая | Духовная |
Народы Нации Классы Половозрастные группы | Производительные силы Производственные отношения | Государство Партии Общественно-политические движения. | Религия Мораль Наука Искусство Образование |
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности. Он может быть, например, мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Достаточно подробно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты. На примере этой анкеты можно кратко описать социальную структуру общества.
1. Ф.И.О. | 6. Образование | 7. Профессия | |
2. Пол___ | 3. Возраст | 8. Социальное происхождение | |
4. Семейное положение | 9. Социальное положение | ||
5. Место жительства | 10. Национальность | ||
Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Кении и т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и экономисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру.
Человек вписан во все структуры, составляющие социальную сферу общества. Собственно говоря, именно человек - основной элемент социальной сферы общественной жизни.
Экономическая сфера - область производства, обмена, потребления товаров. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления, люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности и составляют экономическую сферу жизни общества.
Структура экономической сферы:
производительные силы - люди, орудия труда, предметы труда;
производственные отношения - собственности, распределения, потребления, обмена.
Политическая сфера - одна из наиболее важных для современной социальной философии. Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившееся в трудах античных философов, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Схематично структура политической сферы включает в себя:
политические потребности и интересы;
политические институты и организации;
политическую деятельность;
политические отношения;
политическое сознание.
Потребности и интересы формируют политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет политические отношения. Отражение и осознание этих отношений формируют политическое сознание.
Духовная сфера - область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Дух - обозначение для высших стремлений и способностей человека, отличающих его от животных. В.И. Даль писал, что в духе усматривают «высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному». Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль - система нравственных норм, оценок, поступков;
искусство - художественное освоение мира;
наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право - совокупность норм, поддерживаемых государством.
Общество в целом предстает как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические, духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.
Социальная онтология и гносеология. Общественное бытие. Общественное сознание. Общественное познание
В отечественной социальной философии часто употребляются соотносительные понятия «общественное бытие» и «общественное сознание».
Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества - все то, что существует независимо от человека и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, например природные условия жизни общества, такие, как климат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрезвычайно важная техническая реальность (станки, компьютеры, телевизоры и т.д.). Не менее материальны и объективны социальные отношения, такие, как отношения производственные - распределения, обмена, потребления и собственно самого производства.
Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общественное сознание нематериально и включает в себя всю совокупность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом. Предполагается, что общественное сознание отражает общественное бытие. Общественное сознание может отражать весь окружающий мир в целом. Такая форма общественного сознания, как наука, изучает и общество, и природу; не менее универсальна религия, которая объясняет природные явления и одновременно упорядочивает социальные отношения. Общественное сознание может быть представлено и более узкими, специализированными формами, направленными только на социальные отношения, не претендуя при этом на объяснение природы. Таковы политика, право и мораль. Однако это деление не окончательно. Например, известный немецко-американский философ Ганс Йонас (1903-1993) полагал, что из-за экологического кризиса мораль в XXI в. должна измениться и включить в сферу своего рассмотрения не только социальные отношения, но и природу в целом.
В итоговом виде структура общественного бытия и общественного сознания выглядит так:
Общественное бытие | Общественное сознание | |
Окружающий мир | Природное и материально-техническое окружение | Религия, искусство, наука |
Социальные отношения | Производственные отношения | Политика, право, мораль |
Общественное бытие и общественное сознание противопоставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с одной стороны, общественное бытие влияет на сознание, практически формирует его, а с другой - сознание не только отражает бытие, но и оказывает на него существенное влияние.
Об узком и широком понятии общественного бытия. Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» - категории марксистской философии. Это с очевидностью следует, например, из того, что понятие «бытие» здесь совпадает с материальным, а «сознание» - с духовным, а также из диалектического характера взаимоотношений этих понятий. Если употреблять понятие «бытие» в его более традиционном, классическом смысле как предельно общее понятие о реальности, то к общественному бытию нужно было бы отнести не только материальную, но и духовную реальность, - включить в него и общественное сознание, поскольку идеи, чувства, оценки не менее реальны, чем климат или ресурсы. Тем не менее традиционно в современной отечественной философии категория «общественное бытие» употребляется в узком смысле.
Социальное познание - термин, часто используемый в философии, трактуется как особая форма познания, предметом которого является общество.
Существуют три противоречивые точки зрения на социальное познание.
1. Ряд исследователей считает, что познание общества принципиально не отличается от познания природы. В процессе анализа общества можно применять методы точных наук и естествознания, поскольку общество подчиняется таким же строгим законам, как и физический мир.
2. Изучение общества коренным образом отличается от изучения природы - при помощи естественно-научных методов нельзя познать общество, поскольку социальное развитие не подчиняется никаким законам: каждое событие в обществе уникально и неповторимо. Соответственно невозможно и социальное предвидение. Науке об обществе остается только описывать то, что уже произошло, не пытаясь найти в этом каких-либо закономерностей.
3. Большая часть исследователей пытается избежать указанных крайностей и придерживается той точки зрения, что методы изучения общества и природы имеют и общие черты, и существенные отличия.
Особенности познания общества обусловлены:
чрезвычайной сложностью общества как объекта познания: общество сложнее природы уже тем, что включает в себя природное, биологическое на уровне одного из низших своих элементов;
необходимостью познания не только материального, но и духовного бытия: если в изучении природы можно ограничиться материальным, то социальные исследования предполагают учет тонких духовных факторов, не поддающихся измерению приборами; тем фактом, что на природу мы смотрим со стороны, на общество - изнутри самого общества: общество является не только объектом, но и субъектом познания, что искажает результаты исследования, вносит в него элемент субъективности.
В общественном познании используется ряд методов как опытного (эмпирического), так и рационального (теоретического) уровня.
Основные методы
Эмпирические Теоретические
Наблюдение (включенное и невключенное) Исторический и логический
Социальный эксперимент Моделирование
Аналогия
При наблюдении за какой-либо социальной группой лучшие результаты дает включенное наблюдение, когда наблюдатель внедряется в эту группу; если наблюдение ведется со стороны, члены группы могут быть скованными, скрытными или даже враждебными по отношению к исследователю.
Известны журналистские и социологические исследования, когда наблюдатель ради получения точной информации инкогнито внедрялся в религиозную секту, преступную группу или даже садился в тюрьму.
Эксперимент представляет собой наблюдение в контролируемых условиях. Социальный эксперимент в отличие от естественно-научного имеет ряд моральных ограничений, поскольку по сути представляет собой опыты на людях.
Исторический метод направлен на рассмотрение этапов развития общества, выявление закономерностей исторической динамики. Важно не просто описать последовательность событий, но найти логику в этом процессе, поэтому исторический метод всегда дополнен логическим.
Моделирование предполагает замещение сложного объекта упрощенным аналогом. Так, вместо опроса всех жителей большого города можно провести выборочный опрос, например, 10 % его жителей, учитывая, что социальные группы (мужчины и женщины, молодежь и пожилые люди, люди со средним и высшим образованием и т.д.) среди опрашиваемых должны быть представлены в той же пропорции, что и во всем городе. При аналогии проводятся параллели между различными историческими событиями. Так как исторические условия постоянно меняются, метод аналогии нельзя считать абсолютно достоверным, однако пока не существует более эффективных методов, позволяющих обществу не повторять своих ошибок.
Средство для познания мертвых форм - математический закон. Средство для понимания форм живых - аналогия. (О. Шпенглер. Закат Европы (1917-1922)
Развитие общества. Типы социальной динамики. Направленность социального развития
Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны - устойчивой, или статической. Для объемного представления об обществе необходимо дополнить его анализ динамическим ракурсом, т.е. рассмотреть общество в движении, уловить закономерности в его изменении и развитии, попытаться предугадать перспективы. Все эти проблемы традиционно рассматриваются философией истории. Современная философия истории - пространство многих важных для развития общества вопросов, среди которых вопросы о типах социальной динамики, смысле исторического процесса.
При рассмотрении социальной динамики важнейший вопрос связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В философии предложены четыре основных типа социальной динамики: циклический, линейный, спиралеобразный, ризомообразный.
Циклическое представление о развитии общества является наиболее древним и характерно для всех мифологических систем. Для первобытного человека само время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов - времен суток и времен года, восходов Солнца, фаз Луны, периодов сна и бодрствования. И в социальной жизни все повторяется, так как законы традиционного общества направлены на поддержание жизненной неизменности и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся. Если какое-то неординарное событие нарушало установившийся порядок, общество стремилось к восстановлению первоначального состояния. В XX в. концепции циклического изменения разрабатываются в трудах сторонников цивилизационной парадигмы развития. Освальд Шпенглер, например, выделяет фазы возникновения, расцвета и гибели цивилизаций, которые вечно повторяются с появлением каждой новой цивилизации на исторической сцене.
Представления о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно в эту эпоху возникают представления о прошлом, которое не повторится (сотворение мира), и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель - круг распрямляется в прямую линию. Возникают представления об истории в собственном смысле этого слова, как о процессе, имеющем смысл и направленность, например, у Августина Блаженного конечная цель истории состоит в установлении «Царства Божьего». Довольно известна линейная концепция истории Огюста Конта, который считал, что общество последовательно проходит три эпохи - теологическую (примитивные мифологические и религиозные представления), метафизическую (абстрактные философские представления), позитивную (строгое и объективное научное знание). При этом последняя эпоха является высшей, а две первые - подготовительными ступенями к ней. Линейная концепция не ограничивается одной линией развития, как у Августина или Конта. Их может быть две (представления о различных путях развития Востока и Запада) и более (например, к Востоку и Западу можно добавить Россию и предположить, как многие русские религиозные философы, что у нее особый путь в мировой истории). Тогда можно говорить о двулинейном или многолинейном векторах развития.
Спиралеобразная модель развития предложена Г. Гегелем. Согласно его диалектической концепции, любое развитие проходит три этапа: тезис (некое утверждение) - антитезис (отрицание тезиса), синтез (отрицание антитезиса). Синтез есть тезис на новом качественном уровне. Иначе говоря, развитие имеет одновременно как круговой, так и линейный характер, а спираль объединяет свойства линии и круга. Концепции спиралеобразного развития общества придерживаются также К. Маркс и его последователи.
Ризомообразная концепция развития общества предложена современными философами-постмодернистами. В ботанике ризомой (от фр. rhizome - корневище) называют корневище многолетних растений (например, сорняка пырея), где отсутствует центральный стержневой корень. Ризома состоит из множества побегов, переплетенных между собой, растущих в разных направлениях, постоянно отмирающих и возрождающихся. В применении к обществу ризома символизирует не упорядоченность, асимметрию, децентрализацию, т.е. полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов. Используя образ ризомы, постмодернисты подчеркивают разнообразие исторических событий и ценностей, отсутствие раз и навсегда заданного вектора развития общества.
Если циклическая модель еще не подразумевает истории, то постмодернистская модель уже не подразумевает ее. Смысл и цель истории придает только направленность - в линейной или спиралеобразной форме, или же, что наиболее вероятно, в обеих этих формах вместе (поскольку они в принципе не исключают друг друга). Однако при этом остается открытым вопрос о прогрессивной или регрессивной направленности социального развития.
Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus - движение вперед) - поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus - движение назад), представляющий противоположный тип изменения. Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообразное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, воины, перевороты, ко второму - реформы, естественное политическое и экономическое развитие.
Начиная с XVII в. вера в прогресс выступает одной из основ европейской культуры. Философы говорили о совершенствовании общества, увеличении степени свободы и народного благоденствия. Утопически настроенные мыслители видели цель развития в идеальном состоянии общества, например, коммунизме, а этапы развития общества рассматривали как ступени к нему. Некоторые западные ученые полагают, что состояние идеального общества в принципе достигнуто, и связывают его с либеральными демократиями США и Западной Европы. Ф. Фукуяма, выдвинувший эту концепцию, назвал современное состояние общества «концом истории»; предположив, что либерализм - единственный и окончательный итог социального развития, а другие идеи (коммунизм, фашизм, национализм, религиозный фундаментализм) потерпели полный и окончательный крах: «То, чему мы, вероятно, свидетели, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления».
Однако некоторые теории утверждают, что развитие человечества регрессивно. Несомненный прогресс науки и техники не равнозначен прогрессу в развитии человечества. Не похоже, чтобы человек при всех изменениях окружающего его техногенного мира изменялся внутренне, а если изменялся, то скорее в худшую сторону. Так, Жан Жак Руссо утверждал, что человек не стал добрее за столетия развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.
Действительно, можно ли серьезно говорить о прогрессе нравственности, учитывая, что в войнах XX в. погибло свыше 190 млн человек и при этом продолжается рост вооружений и эскалация конфликтов по всему миру? Экологический кризис грозит уничтожением человека как вида. С каждым годом увеличивается число техногенных катастроф; генная инженерия изменяет способы самоидентификации человека. Моральные проблемы множатся, а человек остается тем же, что и многие столетия назад, и его способы решения проблем все еще вызывают больше вопросов, чем ответов.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Структура гражданского общества. Основания гражданского общества
Гражданским обществом называют сферу свободного самовыражения людей, защищенную от произвола государства. Это все негосударственные объединения и сообщества граждан, а также совокупность нравственных, религиозных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. В своей совокупности сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского общества.
Структура гражданского общества
Социальная сфера | Экономическая сфера | Духовная сфера | Политическая сфера |
Семья, органы самоуправления, неправительственные общественные организации | Частные предприятия, фирмы, акционерные общества | Церковь, религиозные и атеистические организации, СМИ, научные объединения | Негосударственные политические объединения и движения, политические партии |
В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства. В современных теориях из гражданского общества иногда исключают и экономические институты. Отношения между выделенными в таблице сообществами, объединениями, общностями гражданского общества строятся на основе равноправия этих элементов. Одно сообщество не подчиняется другому; так, партии не могут приказывать фирмам, а семья может не исполнять указания церкви и т.д. В государстве, напротив, связь между элементами иерархическая - нижестоящие должны подчиняться вышестоящим.
В структуре гражданского общества два элемента - семья и политическая партия - занимают крайние, пограничные позиции. Семья находится на границе естественной общности и собственно договорного общества, между природным и культурным, а для Георга Гегеля само гражданское общество выступает в качестве «дифференциации между семьей и государством».
Политическая партия находится на границе гражданского общества и государства. Как добровольное объединение граждан в защиту своих интересов партия выступает элементом гражданского общества, но, придя к власти, она вписывается в структуру государства. Если «партия власти» не уравновешена другими, оппозиционными партиями, возможен переход государства к тоталитаризму; примерами этого являются такие однопартийные политические системы, как коммунистическая советская или немецкая национал-социалистическая.
Наряду со структурой можно выделить основания гражданского общества
Основания гражданского общества
Социальная сфера | Экономическая сфера | Духовная сфера | Политическая сфера |
Приоритет личности перед государством Свободная реализация частных интересов Самореализация | Рыночная экономика Ограничение государственного вмешательства в экономику Признание различных форм собственности | Свобода совести Свобода слова Толерантность Плюрализм Инициативность Приоритет морали над политическими интересами | Подчинение власти праву Принцип разделения властей Реализация прав и свобод Равенство граждан перед законом |
Основа гражданского общества - свобода самовыражения и реализация интересов каждой личности. Карл Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» выделяет два типа обществ - закрытое и открытое. Первое характерно для первобытной эпохи с ее коллективизмом или для тоталитарного государства; оно основано на табу и запретах, при помощи которых контролируются все стороны социальной жизни. В основе открытого общества - индивидуальные решения, свобода и ответственность личности. Для Поппера открытым является общество демократического типа, где граждане свободно изъявляют свою волю по всем касающимся их вопросам. С социальной точки зрения, гражданское общество выступает как открытое общество.
С экономической точки зрения гражданское общество выступает в качестве общества «свободного рынка». Основа развития экономики - свобода экономического выбора личности и неприкосновенность частной собственности. Государство не должно контролировать экономику или само заниматься предпринимательством; его роль должна быть ролью «ночного сторожа», т.е. самой минимальной: следить за законом и создавать благоприятные условия для свободной торговли. Экономика руководствуется собственными законами; по словам английского философа и экономиста Адама Смита (1723-1790), все в этой сфере регулируется при помощи «невидимой руки» рынка. С точки зрения духовной, гражданское общество обнаруживается в структурах общественности. Современный немецкий философ Юрген Хабермас полагает, что гражданское общество проявляется в свободном общении, открытости, гласности. Граждане объединяются с единомышленниками, активно высказывают свое мнение по ряду важных проблем (политических, религиозных, экологических), спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем. В пространстве свободного общения никто не имеет права на единственную истину: признается равенство всех и право каждого на личный выбор в рамках общей дискуссии.
С точки зрения политической сферы, гражданское общество дополняется идеей правового государства. Термин «правовое государство» (нем. Rechtsstaat) впервые появился в Германии в начале XIX в., принципы правового государства были сформулированы в работах по философии права на основе этического учения И. Канта. Теория основана на критике полицейского и феодального произвола и признании равенства прав всех граждан государства. К политическим основам правового государства следует отнести справедливость, равный доступ граждан к государственным делам и должностям, обеспечение прав и свобод гражданина. Таким образом, право ограничивает государственное вмешательство и запрещает любой произвол власти в отношении личности или каких-либо негосударственных общественных объединений.
В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государство принимает на себя ответственность за решение проблем во всех без исключения социальных сферах: начинает вмешиваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать деятельность средств массовой информации, общество постепенно становится закрытым, тоталитарным, а человек - бесправным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего власть.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!