Вклад Арабского мира в развитие естествознания

СЕМИНАР №1–2

Чадова Д.Б.

Факультет русской филологии и документоведения, III курс, гр. 320971 (3РМ)

(очная форма обучения)

 

Определение понятия наука. Функции науки. Наука как часть духовной культуры.

Наука – область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. [Б.Л. Губман.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996]

Целью и высшей ценностью науки является поиск объективной истины, а критерием истинности научного знания выступает предметно-практическая деятельность человека (всего человечества).

Науку в целом можно рассматривать как:

1.  особую систему знаний, выработанных человечеством о мире;

2. особую систему общественных организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих эти знания;

3. особый вид деятельности – систему научных исследований, удовлетворяющих особым критериям и проводимых по особым правилам.

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Таким образом, основными функциями науки являются познавательная, практическая, мировоззренческая, прогностическая  и культурная.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Практическая функция необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения.

Культурная функция сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

Прогностическая функция подразумевает использование научных знаний и прежде всего научных законов для осуществления природных и социальных прогнозов, надежного предвидения новых явлений и событий

Наука как часть духовной культуры

Наука – важнейший элемент духовной культуры. Наука, как и другие формы культуры, является одним из способов осмысления мира, человека, природы, общества. При этом данная область духовной культуры отвечает за достижение значимых для всех людей знаний и их применение в самых разных сферах жизни людей.

Науку как форму духовной культуры характеризует постоянное получение, осмысление и углубление знаний. Данная особенность является яркой чертой науки и доказывает свойственное духовному миру человека постоянное стремление к совершенствованию себя и окружающей реальности. При этом, в наши дни, когда роль науки для общества является колоссальной, процессы научного познания приобрели глобальные (распространяются по всему мира), интегративные (синтез научных знаний) и дифференцированные (появляются все новые и новые области науки) черты.

Для науки характерно обязательное наличие тех условий, которые делают полученные знания объективными и истинными: доказательность (любое знание должно быть доказано); логичность (логичное изложение теорий, концепций, открытий);обоснованность (заключения, выводы, идеи ученых должны быть обоснованы чем-либо); достоверность (стремление к достоверности полученных знаний); проверяемость (полученные знания должны иметь возможность быть проверенными другими учеными).

Наука как форма духовной культуры характеризуется наличием специального языка и особых правил научного сообщества. Далеко не каждое знание может стать научным, в науке тщательно регламентирован каждый аспект научных практик.

Наука как форма духовной культуры представляет собой совокупность различных отраслей, направлений научной деятельности. Наука неоднородна по своему содержанию, поскольку сам процесс научного познания, характер научных знаний, цели научной деятельности не всегда являются одинаковыми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Элибрари.ру [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp

2. Студфайлс.ру [Электронный ресурс]: справочный материал. URL: https://studopedia.net/3_1419_nauka-kak-vazhneyshiy-element-duhovnoy-kulturi.html

3.   О культуре 24.ру современный информационный портал [Электронный ресурс]: справочный материал. URL: https://okulture24.ru/nauka-kak-forma-duhovnoy-kultury/

4.  Дик.академик.ру [Электронный ресурс]: электронная библиотека. URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/542/%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%9A%D0%90

Семинар № 2.

Вклад Арабского мира в развитие естествознания

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества. Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древнего Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения. Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную империю, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина Пиренейского полуострова.

Развитие исламской государственности в VIII–XII вв. оказало благотворное влияние на общемировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные культурные центры Арабского мира: Багдад и Кордова.

В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов, существовала мода и на личные библиотеки.

 Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки.  Рассмотрим открытия некоторых из них.

Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Историки науки высоко оценивают как научную, так и популяризаторскую деятельность аль-Хорезми. Известный историк науки Дж. Сартон назвал его «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства, одним из величайших всех времён». Труды аль-Хорезми переводились с арабского на латинский язык, а затем на новые европейские языки. На их основе создавались различные учебники по математике. Труды аль-Хорезми сыграли важную роль в становлении науки эпохи Возрождения и оказали плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада.

Выдающимся математиком, который специализировался  на тригонометрии, был аль-Бируни. В своем масштабном труде «Каноне Мас’уда» он, среди прочего, составил таблицы тангенса, котангенса, секанса и других функций угла с шагом в один градус. Кроме того Бируни – выдающийся астроном, историк, географ, минералог. Главное сочинение Бируни по астрономии – «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца;  утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел – планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения.

Омар Хайям (1201–1274) – философ, ученый, поэт. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей. Новый календарь стали называть по имени султана – «Джалали» или «Малеки». Количество дней в месяцах календаря «Джалали» варьировало в зависимости от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Были предложены и новые названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились, и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака.

 Улугбек (XV в.) государственный деятель, правитель тюркской державы Тимуридов. Известен как выдающийся математик, астроном, просветитель и поэт своего времени, также интересовался историей и поэзией. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья. Главным научным трудом Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Астрономический справочник вскоре был переведён на латинский язык и наряду с «Альмагестом» Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса X являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы.

 Таким образом, можно сделать вывод, что вклад Арабского мира в развитие естествознания колоссальный. Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию – прибор для определения положения небесных светил. Бируни со всей решительностью утверждал, что Земля имеет шарообразную форму, и значительно уточнил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве, Улугбек основал одну из важнейших обсерваторий средневековья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дслиб.нэт. [Электронный ресурс]: библиотека диссертаций URL: http://www.dslib.net/istoria-techniki/rol-myslitelej-vostoka-v-razvitii-estestvennyh-nauk.html

2. Элибрари.ру [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp

3. Студфайлс.ру [Электронный ресурс]: справочный материал. URL: https://studfile.net/preview/4049384/page:3/

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!