В сем рассуждение политики хотят, чтоб в порядочном государстве было больше учителей художеств рукодельных, нежели учителей наук свободных, для обучения книжной мудрости»



Часть 1

В 18 веке наиболее прогрессивной формой государства становится абсолютная монархия. Позволив преодолеть феодальную раздробленность, она способствовала формированию единого экономического пространства и политической стабильности.

«Режиссером становления абсолютизма еще в первой половине 17 века выступил первый министр Людовика 13 – «красный кардинал» Ришелье. Фактический правитель Франции, он боролся с привилегиями знати, запретил дуэли, положил конец войнам между гугенотами и католиками и доминированию в Европе династии Габсбургов. Вот что он пишет в своем «Политическом Завещании о начальном положение дел во Франции»:   «Когда вы Ваше Величество, вознамерились дать мне вдруг доступ в Советы ваши и великое участие в ведение дел Ваших, то я могу сказать по истине, что гугеноты разделяли государство с Вашим Величеством, что вельможи вели себя, как если бы они не были Вашими поданными, а наиболее могущественные губернаторы провинций вели себя, так как, будто они были государями в чинах своих».[1] Далее кардинал продолжает: «Я могу сказать, что худой пример и тех и других так был предосудителен, что самые порядочные люди их невоздержанием соблазнялись. Могу ж сказать, что всяк достоинство свое измерял наглостью. Я могу ещё сказать, что иностранные союзы находились в пренебрежениями: интересы частные предпочитались государственным, одним словом , достоинство Вашего Величества было столь униженно и отличалось  от того, каким оно должно было бы быть, по вине, тех кто имел тогда главное управление Вашими делами, что почти невозможно было признать его».

«Уже нельзя было сносить более поступки тех, коим Ваше Величество правление своего государства вверили, не потеря всего; с другой стороны невозможно переменить всего вдруг, не нарушая закона мудрости, которые не позволяют переходить от одного, до другого края миновав середину».[2]

Заняв пост министра Ришелье попытался провести ряд существенных реформ, призванных укрепить королевскую власть. Одной из главных задач было установления мира в многострадальной стране. Для начала требовалось утихомирить «фронду принцев», стремящих вырвать у короля привилегии и деньги.[3]

Аристократия которая при Генрихе 9, начала было привыкать к повиновению королевской власти, убедилась за время регентства Марии Медечи и в первые годы царствования Людовика 13 в возможности безнаказанно сопротивляться королевским декретам. По поводу дворянского сословия Ришелье в своем «завещании» пишет следующее: «Я говорю, что дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочнению. Оно в течение много времени было столь унижено благодаря большому числу чиновников, которых ало века создовало в ущерб ему, что оно весьма нуждается в поддержке против посягательства этих людей. Богатство и спесь одних отягчяют нужду других, богатых только храбростью, благодаря которой они свободно жертвуют жизнью государству, от которого чиновники получают содержание.

Происходящим из этого сословия свойственна обычная ошибка обращения с народом, которому Бог, по видимому дал руки, скорее для того, чтобы добывать пропитание, нежели для того, чтобы защищать свою жизнь.

Весьма важно прекратить данный беспорядок обуздывающий строгостью, благодаря которой слабые ваши подданные, даже будучи безоружными, имели бы под Сенью Ваших законов столько же безопасности, как если бы у них в руках было оружие.

Хотя, дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Я без всякого колебания говорю, что те кто отстав от доблести предков, уклоняются от того, чтобы заслужить короне шпагой и жизнью с постоянством и твердостью, коих требуют законы государства, заслуживают быть лишенным выгод своего происхождения и принужденным нести часть бремени народа.

Ввиду того, что честь для дворян должна быть дороже жизни, их следует карать скорее лишением первой, нежели последней.»[4]

Участие видных представителей дворянства и аристократии в интригах и заговоров против королевской власти, заставил кардинала, прибегать к строгим карательным мерам, наглядно свидетельствовавшим, что знатное дворянство не может более рассчитывать на безнаказанность для себя и своих клиентов иначе, как при условии искреннего с ними союза и соглашения. Противники Ришелье убеждались горьким опытом, что карательные законы писаны по преимуществу именно для них.

Ришелье посоветовал королю прекратить делать уступки и взял жесткий курс на обуздания непокорных аристократов. Ему почти удалось накинуть узду на непокорных родственников монарха, усмирив их непомерную гордыню. Кардинал не стеснялся проливать кровь мятежников, не считаясь с их положением. Первыми предостережениями по адресу французской аристократии были: аресты побочных братьев Людовика 13, двух герцогов Вандомов и казнь графа Шале. Еще более сильное впечатлением произвел, смертный приговор, поставленный над графом Бутвиллем из дома Монморанси. Казнь одного из первых лиц страны, герцога Монморансти заставила аристократию содрогнуться от ужаса. Чтобы вернее сломить сопротивление дворянства, Ришелье издавал указы, где предписывал разрушать укрепленные дворянские замки, не представлявшимися необходимыми для государственной обороны. [5]

Несомненно, в заслугу Ришелье надо поставить заботы об улучшении образования для французского юношества и покровительство наук. В 1636 году он основал Королевскую Академию с двухлетним курсом для подготовления молодых людей к военной и дипломатической службе. В 1640 году им были основаны еще одна Академия и Королевская коллегия для французского и иностранного дворянства. По мнению Ришелье, к изучению так называемых гуманитарных наук надлежало допускать лишь немногих избранных. Знакомство с этими науками он считал безусловно вредным, для людей, которым предстояло заниматься земледелием, ремеслами, торговлей и т.п, а поэтому высказывался в пользу сокращения числа классических коллегий и замены их двух – трех классными реальными училищами в которых молодые люди, приготовляющих к торговле, ремесленному труду, военной службе в унтер-офицерских чинах и т.п , получали бы необходимое образование. Вот пишет по этому поводу в соем «Завещании» сам кардинал: «Хотя же сведения учения – необходимы обществу, однако ж, то подлинно, что не сякого без разбору обучать должно.

Обхождение с науками прогнало б обхождение с торговлею, которая богатит государство, погубило бы земледелие  истинную питательницу народов, и в малое время опустошило бы сад солдатства, который возрастает в суровости невежества, нежели в мягкости учения книжного; наконец наполнило бы Францию ябедниками, боле удобными разорить целые дома горожан, и возмутить покой всенародный, нежели принести какое добро государству.

И ежели книжное учение всякому уму без разбора дано было, то б было больше таких людей, кои б наделали сумнительств, нежели таких кои их бы решили; и многие были свободнее противится истине, нежели защищать иную.

В сем рассуждение политики хотят, чтоб в порядочном государстве было больше учителей художеств рукодельных, нежели учителей наук свободных, для обучения книжной мудрости»

Как считал Ришелье, страну ждет анархия, если будет слишком много учености.  Он пишет следующее: «Сколько опасно всякому уму без разбора определятся к наукам столько ж желательно, чтоб добрые к иным привлечены были». [6]

Отношение к простому народу, как было сказано выше было также неоднозначное и даже презрительное.  Будучи сам представителем дворянского сословия – он вместе с аристократией и частью дворянства разделял презрительные взгляды на третье сословие – крестьян и горожан. Вот что пишет в своем «Политическом Завещании» сам Ришелье: «Все политики, согласны, что нежели народ будет в достатке, то невозможно будет содержать его в границах его обязанностей. Они основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия государства, несравненно лучше воспитанные и более образованные, народ едва ли остался верен порядку, который ему предписывают разум и законы, если бы он не был сдерживаемый нуждою. Разум не позволяет освобождать от каких то, либо тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобожден от податей, вообразил бы что он свободен и от повиновения».  Привычная бедность сельского люда того времени, давала начало таким принципам, которые ряд ли могли положить ей конец. В 17 век крестьянин не стал бы работать, если бы его постоянно не подстегивала нужда: нищета казалось единственным средством против лености.  В «Политическом завещании о предназначении простого народа кардинал пишет следующее: «Его народ, должно употреблять ослам которые, привыкши к вьюкам, портятся от долговременного покоя больше, нежели от работы, но чтоб та работа была в меру, и бремя оных животных равно их силе».[7]  Такого, по мнению Ришелье предназначение простого народа в государстве.

Часть 2.

Во второй части своего «Политического завещания», кардинал Ришелье, пишет о тех  принципах, которые должен соблюдать государь дабы избежать серьезных ошибок заботясь о благе общества.

Первый принцип на который указывает кардинал – это принцип «О превидении» который должен соблюдаться государем, чтобы не было волнений и восстаний среди простого народа, избежать заговоров и интриг аристократии и дворянства, а также удержаться королю на престоле. Выделяя этот принцип, Ришелье исходит прежде всего из того положения дел, которые были как до министерства Ришелье так и во время.  Религиозные войны между католиками и гугенотами которые длились почти 70 лет во Франции, народные волнения во время министерства Ришелье в период с 1630-1642, а также многочисленные интриги и заговоры против короля Людовика 13 и самого кардинала все – это принял во внимание Ришелье, для того что дать действительно правильное наставление правителю.  Вот, что пишет обо всем этом в своем «Политическом завещании» сам кардинал: «Еще я знаю, что многие государи, потеряли государства свои и подданных, от того что не содержали сил, нужных к своему охранению боясь отяготить народ свой, а некоторые впадали в рабство к своим неприятелям тем, что желали много вольностей, у своего природного государя, - но есть некоторая мера, которой без погрешения преступить не можно. Как нельзя считать хорошим государя берущего от своих подданных больше чем следует, так нельзя считать всегда наилучшим и того из них, который берет меньше чем следует. Как у раненого человека сердце ослабевает от потери крови, привлекая к себе на помощь кровь нижних частей организма лишь после того, как истощенна большая часть крови верхних частей, та и в тяжелые времена государства монархи должны, поскольку это в их силах воспользоваться благосостоянием богатых прежде, чем чрезмерно истощать бедняков.    

В Великих делах не когда не соответствовало точно данным повелениям. Разумный Государь есть великое сокровище в государстве, как и искусный совет, и согласие обоих бесценно, ибо от того все государственное благополучие завистит. По истине, те государства суть благополучнейшие, в коих государи и советники мудры». В этом и заключается наставление Ришелье будущим государям.

Второй принцип который выделяет Ришелье, давая наставление государю в том, чтобы правитель контролировал чиновников разных уровней, чтобы те исполняли свои обязанности наилучшим образом во благо государства, и занимали одну государственную должность а не несколько и соответствовали ей полностью. В «Политическом завещании» по этому вопросу кардинал пишет: «Польза народная должна быть единым упражнением Государя и его советников или по малой мере и те и другие обязаны иметь их в столь особливом смотрении, чтоб они не предпочитали всем собственным. Невозможно понять  того добра которое Государь и определенные от него к делам  его могут сделать, если они будут свято соблюдать сие правило, и не можно изображать зла, которое случается государству, когда собственные корысти будут предпотчены государственной пользе, и когда иная уставленная на особенной пользе.

Ничто не нужно в правлении государственном, как прозорливость; ибо её способом можно легко предупредить многие бедствия, коих не должно избыть, разве с великим трудом, когда приключаются оные. Как  видно из сказанного, кардинал увещает и государя вместе с чиновниками, заботится об интересах государства и благе народном.  И продолжает: «Как врач который может предупреждать болезни, больше в почтении того, который старается их только лечить их, так и министры должны часто представлять, и напоминать своему государю, что гораздо нужнее рассуждать о будущем, нежели о настоящем, и что с болезнями обстоит равно, как с неприятелями государственными, против коих выступать навстречу , нежели наждав на себя, выгонять их после нашествия. Теи кои  иначе в том поступят, впадут в великие замешательства, на котрые будет трудно сыскать после уврачевания. Тот кто предвидит издалече, не делает ничего безрассудного, потому что он о том заблаговременно надумается, да и трудно ошибиться когда о чем наперед думаешь. Надобно спать по львиному не затворяя глаза, а иметь их всегда отверсты, дабы предвидеть все злополучия, могущие приключится и напоминать о себе, что как чахотка пульса в движение не приводит, хотя она и смертельна , как часто случается с государствами, что беды кои неудобозрительны в своем начале, и о которых меньше помышляют, гораздо опаснее и те то самые, кои наконец становятся наиважнейшими. Как видно из сказанного кардиналом – правителю необходимо вести контроль над деятельностью чиновников, чтобы не случалось, что- либо худого для государства. И продолжает: «Королям весьма осторожным быть надобно в чинимых ими договорах, но когда иные были сделаны, то должны они соблюдать их свято. Столь много приключается бедствий от неспособности к главным должностям и к важнейшим делам, что государи и участники управление дел их не могут довольно иметь тщания в том, чтобы каждый определен был к должностям, которые ему свойственны».

Ришелье также выделяет некоторые категории чиновников, которые могут быть, как полезны государству имея одну должность, так и вредны имея множества должностей. Он говорит: «Кто способен служить государству в некоторых должностях, будет вреден иному в прочих.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!