Анализ фрагмента философского произведения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

ФИЛОСОФИЯ

Карл Теодор Ясперс

Анализ фрагмента философского произведения

направление подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

направленность (профиль) – Психология и социальная педагогика

 

 

  Выполнила: Белецкая Мария Алексеевна 1 курс заочная форма обучения   Преподаватель: доц., к.ф.н. Ставцева О.И.

 

                                                       

 

Санкт-Петербург

2021


 

Философия Карла Ясперса

Карл Теодор Ясперс (немц. Karl Theodor Jaspers) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.

Родился в Ольденбурге в 1883 году. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом, впоследствии директором банка. С ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние на его решение об изучении права в университете. Проучившись некоторое время на юридическом факультете в Гейдельбергском, а затем в Мюнхенском университетах, Ясперс понял, что юриспруденция ему не нравится, и в 1902 году меняет специализацию, занявшись изучением медицины, которой до 1908 г. учился в Берлине, Гёттингене и Гейдельберге. Решение заняться медициной было не в последнюю очередь продиктовано тем, что Ясперс в молодости (впрочем, и до самой смерти) страдал редкой и неизлечимой болезнью легких. Знание медицины и наблюдение за своим организмом помогли Ясперсу прожить восемьдесят шесть лет. Не исключено, что болезнь, протянувшаяся через всю жизнь, позволила Ясперсу глубоко прочувствовать смысл пограничной ситуации — понятия, поставленного им в центр философствования.

В 1908 году окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета; в 1909 году получил степень доктора медицины. В 1909—1915 годах работает в психиатрической лечебнице Гейдельберга, где несколько лет до этого практиковал Эмиль Крепелин. Ясперс не удовлетворён существующими подходами к изучению психических заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрического подхода. В 1913 году Ясперс защищает докторскую диссертацию, которая впоследствии была издана в виде фундаментального труда «Общая психопатология» (был переиздан несколько раз, последний раз в 1959 году). После защиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была психология характеров и дарований, а также патография выдающихся личностей (модная в то время тема - гений и болезнь). Впоследствии Карл Ясперс опубликовал несколько работ, о Стриндберге и Ван Гоге, о Гельдерлине, о болезни Ницше. В связи с его творчеством ученый начав свою деятельность как врач-психиатр, сразу же столкнулся с трудностью общения с душевнобольными пациентами.

Проблема общения, или коммуникации, проходит красной нитью через все его философское творчество. А впервые эта тема была обсуждена им во "Всеобщей психопатии" Ясперс пишет, что коммуникация - универсальное условие человеческого бытия.

"Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид. Все то, что есть человек и что есть для человека, достигается в коммуникации".

В 1919 году Ясперс издаёт «Психологию мировоззрений», которая затрагивает уже философские проблемы и приносит автору широкую известность. Ясперс отказывается от психологии, как от обобщающего научного построения, и говорит о необходимости создания философии нового типа - философии экзистенции. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете, где сменил в этой должности Г. Майера.

Центральным понятием философии Ясперса выступает понятие экзистенции. Под ней он понимает ту сторону человеческого бытия, которая не может быть изучена наукой, вообще не может быть предметом изучения. Для Ясперса экзистенция тождественна свободе, которая находится за пределами предметного мира. Он связывает свободу со знанием, произволом, законом и говорит, что без последних не может быть свободы.

В 1931 - 1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса "Философия", над которым он работал больше десяти лет. Это не изложение философской системы в традиционно академическом стиле, а попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.

Однако с приходом национал-социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании "стука в дверь", философ долгие восемь лет продолжает работать - писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию - в Гейдельберг.

Ясперс писал, что национал-социализм лишил людей правовой гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри, так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств. В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает проблему виновности человека в мире.

Ясперс указывает, что нацизм несет ответственность за все свои злодеяния. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что кроме политической вины существует еще и метафизическая, возникшая в силу солидарности людей и их совместной ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

В послевоенные годы Ясперс был одним из духовных лидеров Германии. Он обращался к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио. Его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, ввергающего людей в кровавые революции и истребительные войны.

В отличие от популярной в Европе первой половины XX в. теории культурных циклов, немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.

Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. "Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе" (К.Ясперса «Истоки истории и ее цель», 1948).

В последние годы жизни публикуются его работы: «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Об истине» (1947), «Наше будущее и Гёте» (1947), «Истоки истории и её цель» (1948), «Философская вера» (1948), «Разум и анти разум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962).

В 1964 году был удостоен ордена «За заслуги», вручаемого гражданским лицам.

Карл Ясперс несомненно обладал литературным даром, его лекции и книги по философии читаются легко, как захватывающий роман. Его ясные и точные формулировки написаны таким обаятельным и доступным языком, фразы сформулированы без какой бы то ни было наукообразности и не содержат сложных и непонятных терминов, а сложные философские концепции излагаются доступно и увлеченно.

По сути, его цитаты и афоризмы можно считать копилкой мудрости, а можно воспринимать как результат прозаичности и ироничности жизни.

• Цель - это путь во времени.

• Человек всегда больше того, что он о себе знает.

• Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.

• Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим.

• Смерть предстоит каждому. Но мы не знаем, когда именно, и живем так будто она не придет.

• Если я жду от изменения обстоятельств того, чем я могу быть из самого себя, я предаю собственные возможности.

• Прошлое содержится в нашей памяти лишь отрывками, будущее темно. Лишь настоящее могло бы быть озарено светом. Ведь мы полностью в нем.

• Однако именно настоящее оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит его в себе.

• Одиночество представляет собой совместное бытие в модусе отсутствия.

• Я не могу стать самим собой, не вступив в коммуникацию. Этот процесс осуществления, раскрытия совершается не в изолированном существовании, а лишь в присутствии Другого.

• В качестве единичного я для себя ни раскрыт, ни действителен.

• История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным.

• Человек есть с давних пор подлинная форма жизни, всякая другая жизнь – отпадение от нее, и в конечном итоге может оказаться, что не человек произошел от обезьяны, а скорее обезьяна от человека.

• Мы являемся тем, чем мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид.

• Мы свободны не благодаря самим себе. Наша свобода дарована нам, хотя мы и не знаем, откуда.

• Мы оказались в мире не благодаря самим себе… Поскольку не мы создавали самих себя, наша свобода также существует не благодаря нам, но нам дарована… Откуда? Очевидно, не из мира.

• Границы рождают мою самость.

• Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование.

• Разум - движущая сила, которая доводит рассудок до той границы, где он терпит поражение. То, что достигается отдельным человеком, отнюдь не становится общим достоянием.

• В те времена дистанция между вершинами человеческих возможностей и массой была чрезвычайно велика. Однако то, чем становится единичный человек, косвенным образом изменяет всех людей. Человечество в целом совершает скачок.

Ясперс умер в Базеле в 1969 году.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии. М. 1969. Т. 1. С. 356.

2. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963;

3. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга четвертая: Философия XX века. Под ред. Н.В. Мотрошиловой и проф. А. М. Руткевича. М., 2000. С.15-27

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

5. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH016ac362b96e2b7b06ddf56a Электронная библиотека ИФ РАН » Новая философская энциклопедия » ЯСПЕРС

6. https://bigenc.ru/philosophy/text/4920762 Большая российская энциклопедия. Аверинцев С.С.

7. https://www.lgroutes.com/Famous/Philosopher/Karl_Jaspers.html ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ ФИЛОСОФЫ. КАРЛ ЯСПЕРС (1883—1969)

 


Анализ фрагмента философского произведения

 

Ясперс К. Философия. Часть 2. Просветление экзистенции. М., 2012

Глава седьмая. Пограничные ситуации.

п.2 Смерть стр. 223 – 233.

 

 Ясперс утверждал, что всему в этом мире отведен свой конец, но только люди – единственные существа, которые осознают конечность своего пребывания на земле. Переживания могут быть только у живых людей. «Для животного, ничего не знающего о смерти, пограничная ситуация невозможна». Говорить о смерти как об определенном «переживании» нельзя.

 Смерть, говорит Ясперс, касается каждого из нас и служит пограничной ситуацией в той степени, в какой она открывает ограниченность нашего бытия, входя в нашу жизнь.

Смерть воспринимается человеком как пограничная ситуация не во время собственной гибели. «Смерть как процесс существует только как смерть другого», «Смерть познается тогда, когда умирает тот, с кем я связан коммуникацией». Именно поэтому, рассуждает Ясперс, мы, несмотря на смерть, сохраняем связь с ранее умершими, осуществляем «последнее беспомощное выражение коммуникации».

Ясперс отличает телесную смерть, или гибель нашего обычного бытия «моя смерть для меня непереживаема, я могу переживать только в отношении к ней», от смерти экзистенциальной, означающей прекращение всех возможностей, полное ничто, которого должен страшиться каждый человек. Ясперс говорит: «умирая, я претерпеваю свое абсолютное значение, где отпадает возможность всякого возвращения, …, я бессильно стою перед ним, как подвергающей меня в оцепенение точкой моего существования. Потом – молчание». Смерть для нас особенно пугающая и может приобретать любые формы, включая отчаяние, страх перед «представлениями бытия после смерти» и различные фобии. В обыденной жизни человек, погруженный в повседневные нужды и заботы, либо забывает о них, либо сознательно от них отвлекается, как если бы они вовсе не существовали, относится к смерти, как к «неопределенной возможности самобытия», проявляя тем самым смелость в пограничной ситуации. Беспечное отношение к этим важнейшим факторам имеет своим следствием то, что он воспринимает конкретную реальность мира как самобытие: удовлетворяясь благополучным течением своих дел, человек оказывается во власти бездумного доверия к действительности и не осознает подлинной природы бытия. Смерть оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, что в жизни экзистенциально, а что нет. «То, что перед смертью остается существенным, то экзистенциально, а то, что утрачивает свою ценность, оказывается напрасным, голым бытием».

Лишь по-настоящему пережив хрупкость и конечность своего существования, человек может открыть для себя трансцендентный мир, точнее, его существование, связанное таинственным образом с человеческим бытием.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!