ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию творческих способностей младших школьников посредством использования нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства



2.1. Изучение уровня развития творческих способностей

 младших школьников

С целью проверки выдвинутой гипотезы нами было организовано опытно-экспериментальное исследование. В исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса (всего во 2 «А» классе 26 ученика, во 2 «Б» 24 ученика). Классным руководителем 2 «А» класса является Константинова Мария Гаврильевна. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

На уроках обучающиеся активны, любознательны, инициативны, внимательны. С удовольствием выполняют работу в парах. Некоторые учащиеся систематически делают презентации по литературному чтению и окружающему миру. Многие участвуют во внутришкольных олимпиадах по математике и русскому языку.

Структура настоящего опытно-экспериментального исследования включает в себя несколько этапов:

1. Констатирующий этап эксперимента

2. Формирующий этап эксперимента

3. Контрольный этап эксперимента

Анализируя точки зрения по вопросу о сущности творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, на констатирующем этапе эксперимента мы подобрали следующие методики для выявления творческих способностей младших школьников: Творческое задание на воображение «Три краски», Тест П.Торренса на творческое мышление, Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая). Результаты этих методик суммируются и дают общий итог. (Приложение 2).

1. Творческое задание на воображение «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, художественное восприятие. Луч​ше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков. Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за​полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не​много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку. За правильное выполнение задания выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которые можно получить, правильно ответив на все вопросы, равно 10.

Оценивание теста проводилось нами по трём уровням:

-высокий уровень ̶ 8 и более баллов;

-средний уровень ̶ от 5 до 7 баллов;

-низкий уровень ̶ менее 5 баллов.

Результаты исследования по творческому заданию «Три краски» на констатирующем этапе эксперимента изображены на рисунке 2.1.1:

Рисунок 2.1.1

В результате проведения данной методики удалось выяснить, что из контрольной группы у 3 обучающихся класса, что составляет 12%, сформирован высокий уровень. 40% (10 человек) младших школьников продемонстрировали средний уровень. У 12 обучающейся (48%) сформирован низкий уровень. А в экспериментальной группе у 4 обучающихся класса, что составляет 5%, сформирован высокий уровень. 46% (12 человек) младших школьников продемонстрировали средний уровень. У 10 обучающейся (39%) сформирован низкий уровень.

2. Тест П.Торренса на творческое мышление.

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Нами были выделены следующие уровни развития творческого мышления младших школьников:

-высокий ̶ 8-12 баллов;

-средний -5-7 баллов;

-низкий - 0-4 баллов.

Результаты диагностики уровня развития творческого мышления младших школьников на констатирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 2.1.2:

Рисунок 2.1.2

Из контрольной группы на высокий уровень сделали 3 учащихся, на средний 9 и на низкий 13 детей, а из экспериментальной группы на высокий уровень сделали 3 учащихся, на средний 10 и на низкий 14 детей.

3. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 2.1.3:

Рисунок 2.1.3

Исходя из полученных результатов проведённого исследования, сделаем вывод: из контрольной группы на высокий уровень сделали 3 учащихся, на средний 12 и на низкий 10 детей, а из экспериментальной группы на высокий уровень сделали 3 учащихся, на средний 12 и на низкий 11 детей.

Используя данные, полученные при анализе проведенных нами методик, выявим средний уровень сформированности развития творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Нами были выделены следующие уровни сформированности развития творческих способностей младших школьников:

-высокий уровень ̶ 23-27 баллов;

-средний уровень ̶ 11-22 баллов;

-низкий уровень ̶ 0-11.

Изобразим полученные результаты уровней сформированности творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе эксперимента на рисунке 2.1.3:

Рисунок 2.1.3

Таким образом, показатели контрольной группы такие:

Высокий уровень - 12% (3 учащихся);                                                   

Средний уровень – 52% (13 учащихся);

Низкий уровень – 36% (9 учащихся).

Экспериментальной группы:

Высокий уровень – 8% (2 учащихся);

Средний уровень – 52% (13 учащихся);

Низкий уровень – 40% (11 учащихся).

В целом, на констатирующем этапе эксперимента в классах мы зафиксировали средний уровень развития творческих способностей младших школьников.

 

 

2.2. Организация уроков изобразительного искусства

  с применением нетрадиционных техник

Существует множество нетрадиционных техник рисования, но мы остановимся подробно на некоторых, которые были использованы нами на уроках 2 класса «Изобразительное искусство».

Тема урока: «Рисование осенних листьев».

Дата проведения: 08.09.19

На уроке была использована техника - отпечатки листьев на бумаге. Эта нетрадиционная техника рисования с детьми младшего школьного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.

Мы выделили несколько шагов в рисовании в этой технике.

 Шаг 1. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши.

Шаг 2. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой.

Шаг 3. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями.

Шаг 4. Дополняем получившееся изображение деталями.

Такая техника помогает воспитать в ребёнке чувство прекрасного, а также научит не просто видеть красоту, но и создавать её своими руками.

Тема урока: «Цветок Сакура».

Дата проведения: 11.09.19

Техника: Кляксография.

Второй урок был на тему «Цветок Сакура», в котором используется нетрадиционная техника рисования - кляксография. Конспект урока представлен в приложении  4.

Учащиеся под руководством учителя изучают порядок работы над рисунком. Технология изображения:

1. Вылить (капнуть) краску на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

 4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Тема урока: «Волшебный песок».

Дата проведения: 16.09.19

Техника: Рисование песком.

Третий урок был на тему «Волшебный песок», где нами была использована техника рисование песком. Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка.

Рисования песком решают следующие задачи:

- развитие познавательных процессов высших психических функций (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы и творческого потенциала;

- тренировка мелкой моторики рук;

- гармонизация психоэмоционального состояния;

- формирование установки на положительное самоотношение.

Способ получения: Ребенок готовит картон нужного Цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка.

Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно — логического мышления ребенка. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, сверстников и родителей.

Тема урока: «Монотипия бабочка».

Дата проведения: 21.09.19

Техника: Монотипия.

Четвертая техника, с которым мы познакомили учащихся – монотипия. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Этапы выполнения работы:

- согнуть лист пополам;

- приложить к сгибу шаблон и обвести его;

- развернуть лист и нанести краски на одну сторону листа;

- сложить лист опять пополам, оставив отпечаток на противоположной стороне;

- развернуть лист и подрисовать гуашью и фломастерами детали;

- вырезать бабочку по нарисованному контуру (по желанию).

Монотипия очень нравится младшим школьникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие.

Тема урока: «Рисование ниткой».

Техника: Ниткография.

Практически каждый ребенок любит рисовать. Существует нетрадиционные техники рисования, которые вызывают у детей невероятный интерес. В этом уроке дети научились рисовать нитью. Каждый рисунок получается универсальным и неповторимым, а самое интересное, что ни один юный художник до последнего момента не будет знать, что за таинственное произведение искусства у него получится. У каждого ребенка получилась уникальная работа, и нет ни одной одинаковой.

Таким образом, на формирующем этапе нами было проведено 5 уроков изобразительного искусства, где использовались нестандартные техники, как кляксография, ниткография, рисование песком, отпечатки листьев и монотипия. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Конспекты уроков представлены в приложении 3.

 

2.3. Анализ и итоги экспериментальной работы

Итоги экспериментальной работы проводились на базе МБОУ «Мюрюнская СОШ №1».

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей младших школьников.

Для проверки эффективности проделанной нами опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап исследования.  На основе использованных методик констатирующего этапа мы проверили изменения уровня развития творческих способностей младших школьников. Нами были получены следующие результаты:

Таблица 2.3.1

Результаты уровня развития творческих способностей

младших школьников (контрольный этап)

Уровень развития творческих способностей   Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий уровень 12% (3) 15% (4)
Средний уровень 56% (14) 62% (16)
Низкий уровень 32% (8) 23% (6)

 

Как выявил анализ на контрольном этапе у экспериментальной группы повысился уровень развития творческих способностей младших школьников. Низкий уровень развития творческих способностей среди школьников снизился на 17%. И высокий уровень развития творческих способностей повысился на 7%. А что касается контрольной группы, то низкий уровень снизился на 4%, а высокий уровень остался неизменным.

Рисунок 2.3.1

Сравнение результатов развития творческих способностей констатирующего и контрольного этапа.

По итогам опытно-экспериментальной работы можно сказать, что с помощью специальных уроков изобразительного искусства уровень развития творческих способностей у экспериментальной группы повысился.

Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если использовать нестандартные техники рисования на уроках изобразительного искусства, можно развить творческие способности. Учащиеся стали более креативными, у них повысился интерес к учебе. На уроках стали проявлять активность, любознательность, инициативность, внимательность.

 

                            Выводы по второй главе          

Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапа.

Целью констатирующего этапа является выявление уровня развития творческих способностей младших школьников. Для этого были проведены ряд методик, данные которых помогли нам выяснить уровень сформированности творческих способностей.

По результатам работы можно сделать вывод, что в целом, на констатирующем этапе эксперимента в классе мы зафиксировали средний уровень развития творческих способностей младших школьников.

Констатирующий этап исследования показал необходимость проведения работы по развитию творческих способностей младших школьников. В качестве средства развития творческих способностей обучающихся мы избрали нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства.

Для того, чтобы выяснить эффективность формирующего этапа во время контрольного этапа была проведена аналогичная работа констатирующему этапу. По результатам видно, что после проделанной работы в экспериментальном классе уровень развития творческих способностей значительно повысился.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования установлено, что проблема развития творческих способностей в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики. Нами были выполнены следующие задачи:

1. Мы раскрыли понятие «творческие способности» и изучили формы и методы развития творческих способностей. Нами были рассмотрены труды отечественных психологов, как А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Анализируя их точки зрения по вопросу о сущности творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, творческие способности представляют собой совокупность личностно – значимых и личностно – ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.

2. Определили особенности творческих способностей. В результате анализа литературы, мы придерживаемся точки зрения В. Моляко, где он выделяет особенности и свойства творческих способностей как:

- неординарность;

- многосторонность.

- гибкое восприятие;

- адаптированность.

3. Констатирующий этап исследования показал необходимость проведения специальных уроков по изобразительному искусству, где нами были использованы нестандартные техники рисования такие, как отпечатки листьев, кляксография, рисование песком, монотипия, ниткография.. Применения их, вызвало большой интерес со стороны детей. Нестандартные техники рисования не только развили творческие способности, креативность, воображения детей, но и повысили их активность и любознательность на уроках.

4. На контрольном этапе эксперимента для выявления уровней сформированности творческих способностей младших школьников нами были применены тот же диагностический инструментарий и критериально-уровневая характеристика, что и на констатирующем этапе. Процедура изучения уровней творческих способностей младших школьников по каждому из компонентов аналогична констатирующему этапу эксперимента.

Используя данные, полученные при анализе проведённых нами методик на контрольном этапе эксперимента мы выяснили, что в экспериментальной группе у 4 обучающихся класса что составляет 15%, сформирован высокий уровень. Это на 7% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. 62% младших школьников (16 человек) продемонстрировали средний уровень, что на 10% выше, чем на первом этапе. Низкий уровень был выявлен у 6 обучающихся - 23% (снизился на 17%). А в контрольной группе низкий уровень снизился до 4%, а высокий уровень остался неизменным.

В целом, на контрольном этапе эксперимента в классах мы зафиксировали средний уровень развития творческих способностей.

После формирующей работы наблюдается положительная динамика у экспериментальной группы по уровням развития творческих способностей младших школьников. Высокий уровень нам удалось увеличить на 7%, средний ̶ на 10%. Низкий уровень уменьшился на 17%.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась. Задачи, поставленные в начале исследования, решены в полном объёме.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. / Л.Н. Азарова // Начальная школа. – 2002. - №4. – С. 5-9.

2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Учеб. Записки ЛГУ.- 2001. - №265. – С. 67-87.

3. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. / Т.А. Барышева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 206 с.

2. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. / Т.А. Барышева. СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.

3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Боговяленская. М.: Академия, 2002. - 319 с.

5. Вергелес, Г. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования / Г.И. Вергелес, А.И. Раев. // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 324 с.

6. Вудвортс, Р. Этапы творческого мышления / Р. Вудвортс // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова. – М.: 2005. – С. 255.

7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. - 96 с.

8. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. – 324 с.

9. Горбунова, Г.А. Проблема формирования творческих способностей обучающихся в зарубежной и отечественной психологии / Г.А. Горбунова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 6-13.

10.  Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей. / В.Н. Дружижин. М.: Академия, 1996. - 224 с.

11.  Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления / К. дункер // Психология мышления. – М.: 2003. – С. 86 - 94.

12.  Казакова Р.Г, Сайганова Т.И, Седова Е.М, Слепцова В.Ю, Смагина Т.В. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под редакцией Р,Г. Казаковой- М.:ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Серия «Вместе с детьми»).

13.  Кукушин, В.С. Теория и методика обучения. / В.С. Кукушин. Ростов н/Д: Изд – во Феникс, 2005. – С. 262.

14.  Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. / Н.С. Лейтерс М.; Воронеж, 1997. – 213 с.

15.  Леонтьев, Л.Н. О формировании способностей / Л.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1960. – №1. – С. 32-37.

16.  Лук, А. Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. М.: Наука, 2002. - 127 с.

17.  Машарова, Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. / Т.В. Машарова. – Киров, 2003. – 156 с.

18.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: 1978. – С. 334.

19.   Пономарев, Я. А. Психология творчества. / Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1976. - 302 с.

20.   Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. / В.А.Моляко.//Вопросы психологии. № 5 - 1994. - С. 95.

21.   Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000. - 96 с.

22.   Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. – 2005 – С. 371.

23.  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

24. Скворцова, В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей младших школьников / В.О. Скворцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 435 с.

25. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008.- 296 с.

26. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека. / В.Д. Щадриков. М.: Логос, 2002. - 160 с.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!