Этнокультурное районирование Африки

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра всеобщей истории, философии и культурологии

 

 

Доклад

 

на тему: Культура стран Тропической Африки

.

 

Выполнил:                  

студент 4 курса группы «Из» _______    ________   А.М. Рокина

                                                              дата      подпись          

 

                                     

 

Руководитель:             

к.и.н., доцент                         _______      ________ Д. В. Кузнецов

                                          дата               подпись         

 

Благовещенск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Территориальные границы Тропической Африки……………………...……2

2. Древнейший период истории народов Тропической .…….……………...….2

3. Население Тропической Африки……………………………..……..……….3

4. Этнокультурное районирование Африки………………………………….….5

5. Список литературы……………………………… ...........................................10

Территориальные границы Тропической Африки

В плане этнической географии Тропическая Африка представляет собой обособленный ареал на более или менее единой антропологической основе.

Однако не только расовая, но прежде всего историко-культурная общность позволяет рассматривать в целом изобразительное творчество народов этой части Африканского континента (Северной границей Тропической Африки принято считать южную оконечность Сахары, южная граница ее проходит несколько севернее Южного тропика, что в целом соответствует экваториальной и субэкваториальной части континента, находящейся приблизительно между 15° северной широты и 20° южной широты).

Древнейший период истории народов Тропической Африки

Древнейший и древний периоды истории народов Тропической Африки тесно связаны с переменчивой судьбой Сахары, с неоднократной сменой ее влажных и засушливых периодов. Окончание последнего влажного и наступление современного засушливого периода (приблизительно между II и I тысячелетиями до н. э.) сопровождалось постепенным перемещением сахарского населения к северу, востоку и югу. Изменение природно-климатических условий и другие факторы неоднократно приводили к значительным миграциям местного населения.

Древние памятники наскального искусства, обнаруженные в ныне необитаемых районах Сахары, Северной и Южной Африки, свидетельствуют о том, что культурно-исторические процессы, которые мы здесь рассматриваем, в прошлом протекали в иных, более широких географических рамках). Новейшие антропологические находки, этнографические и археологические исследования, проведенные в Сахаре, дают основание предполагать, что передвижение сахарских народов на юг не только оказало влияние на постепенное изменение этнической географии обширной зоны саванн и степей, но и явилось одним из определяющих факторов этногенеза Тропической Африки.

Население Тропической Африки

Основное современное население Тропической Африки - народы негроидной, или мелано-африканской, расы - представляет большое разнообразие типов, которые условно относят к подрасам: суданской, занимающей зону саванн между южной границей Сахары и экваториальными лесами, от Сенегала до Кордофана; гвинейской, обитающей в лесной полосе вдоль побережья Атлантики, от Гвинеи до Камеруна, и конголезской, населяющей обширную область экваториальных лесов и южноафриканских саванн.

Сотни племен и народностей Тропической Африки относятся к различным этнолингвистическим группам. Наиболее многочисленной является семья банту, к которой в основном принадлежат народы конголезской зоны. Население Судана и Гвинейского побережья, включающее гвинейскую группу, западную, центральную и восточную бантоидную группы, семью манде и другие, отличается большой этнической пестротой. По более поздней классификации, предложенной Дж. Гринбергом, народы Тропической Африки объединены в группу нигер-конго, которая составляет основную массу нигеро-кордофанской (конго-кордофанской) семьи.

До недавнего времени подавляющее большинство населения Тропической Африки находилось на первобытнообщинной или - самое большее - раннеклассовой стадии социально-экономического развития.

 Социальными и идеологическими структурами, соответствующими этому уровню развития, на протяжении многих веков были родоплеменная организация, автохтонные религии и, как материальная база, - мотыжное земледелие, скотоводство и охота. Такое положение сохраняется во многих районах до настоящего времени. Эту суммарную картину необходимо дополнить указанием на влияние ислама, особенно значительное на севере, и появление в самое последнее время около двух десятков промышленных центров и крупных городов, локализованных главным образом в западной части Судана, вдоль Гвинейского побережья и в некоторых районах бассейна Конго и Восточной Африки.

Хотя обретение независимости африканскими странами ускорило процессы этнической интеграции и формирования наций, - в современной Африке все еще существует несколько сот более или менее мелких этносов и огромное количество местных языков и диалектов (по последним данным, их число приближается к двум тысячам). Это языковое и этническое разнообразие, предполагающее самобытность отдельных групп, оставляет место и для известного культурного единства. Однако существующие определения общих черт африканской культуры в работах африканистов, историков и этнологов, нельзя признать конструктивными.

К самым известным общим определениям относятся довольно расплывчатое понятие "африканской цивилизации" Лео Фробениуса и концепция "негритюда" Л.С. Сенгора. Недостатки таких определений заключаются прежде всего в том, что они основаны на чисто эмпирических попытках "отыскать черты культуры, которые можно назвать типичными для Африки и которые отличают ее от других центров культуры, таких, как Запад, Индия, Китай, ислам".

Большая негроидная раса подразделяется на негрскую, негрилльскую и бушменскую (или капоидную) малые расы. К первой принадлежит подавляющее большинство африканских этносов. К негрилльской расе относятся пигмеи – низкорослые (в среднем всего около 140 см) обитатели влажных экваториальных лесов. Бушменская раса представлена двумя этносами Южной Африки – бушменами и готтентотами. Их отличительные признаки: более светлая кожа, более тонкие губы, морщинистая кожа. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки сформировались эфиопская и западно-суданская переходные расы, представители которых проживают на Эфиопском нагорье, полуострове Сомали и в восточных частях Сахары и Сахеля. Эти расы сочетают негроидные признаки с европеоидными. Еще одна переходная раса – малагасийская – сформировалась на острове Мадагаскар. Она образовалась в результате смешения монголоидов, прибывших в доисторические времена с островов Индонезии, с негроидами.

Этнокультурное районирование Африки

В культурно-этнографическом отношении территорию Африки подразделяют на шесть историко-этнографических областей.

Западная Африка – самая крупная и сложная по этническому составу историко-этнографическая область. Она протянулась вдоль побережья Атлантического океана от Сенегала до Нигерии включительно. Здесь распространены атлантические, нигеро-конголезские, бенуэ-конголезские и афразийские языки. Наиболее известные народы: хауса, йоруба, фульбе, догоны, ашанти, эве, фон, моси. Западная Африка не случайно была главным центром развития древних африканских культур: природные условия здесь наиболее пригодны для земледелия. В присахарской части возделываются зерновые («пояс просо»: просо, сорго, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья – корне– и клубнеплоды («пояс ямса»: ямс, кассава и др.). На севере, вблизи Сахары, развито скотоводство. В Западной Африке сохранились древнейшие города Тропической Африки: Томбукту, Дженне, Кано, Гао, Ифе. Основные строительные материалы в пустынных северных районах – глина и камень; в саванне – дерево, ветки, солома; в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.

Северо-Восточная Африка захватывает пространство Африканского Рога, сильно вдающегося в Индийский океан. Население здесь говорит в основном на семитских, кушитских и нилотских языках. На этой территории существовала древнейшая цивилизация Аксума. С тех времен в Эфиопии распространилось плужное террасное земледелие, сочетающееся с пастбищным скотоводством. На Эфиопском нагорье впервые стали выращивать кофе и некоторые сорта пшеницы. В этническом отношении население Эфиопии состоит из многочисленных народов. Самые многочисленные – это земледельцы-амхара и скотоводческие племена тиграи и гала. В стране получила развитие коптская религия – одно из направлений христианства. Народы полупустынь (оромо, сомалийцы, афар) занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот).

Экваториальная Африка занимает территории Камеруна, Центральноафриканской Республики, Габона, Экваториальной Гвинеи, Республики Конго, Демократической Республики Конго, Замбии, северной части Анголы и южной части Чада. Эта область заселена в основном народами банту: конго, луба, фанг, а также многими другими. Уникальна культура пигмеев, сохраняющих первобытный образ жизни, основанный на охоте и собирательстве.

Восточная Африка располагается на побережье Индийского океана от Кении до севера Мозамбика и Коморских островов. В нее входит и район Межозерья, лежащий в окрестностях Великих Африканских озер. Эту территорию в основном населяют народы банту (кикуйю, ганда, лухья, бемба, руанда, рунди, малави, макуа и др.), а также нилотские народы (масаи, туркана и др.). Основные занятия населения – ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы) или отгонное скотоводство (нилотские народы).

Самобытная культура восточно-африканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры – выходцев из Азии (Хиджаз, Йемен, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в период VII–X вв. на основе посреднической торговли с Ближним Востоком культура суахили достигла наивысшего расцвета в XIV в. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и языка суахили, который стал основным средством межэтнического общения в регионе. В настоящее время суахили – государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Демократической Республики Конго, Мозамбика, а также рабочий язык Африканского Союза.

Самобытная культура в условиях относительной изоляции сформировалась в Межозерье, она до середины XIX в. не испытывала серьезных воздействий со стороны развитых культур. Этносы Межозерья состоят из трех общностей, объединенных языком, но отличающихся друг от друга антропологическим обликом, занятиями и социальным статусом. Самый высокий статус имеют тутси – аристократы-скотоводы, владеющие большими стадами и лучшими землями. Тутси, имеющие антропологические признаки эфиопской расы, – самые высокорослые и самые худые люди на Земле. На более низкой ступени стоят земледельцы хуту – типичные негроиды, находящиеся в зависимости от тутси и арендующие у них землю. Численность хуту намного больше, чем тутси, ведь земледелие более трудоемкое и интенсивное занятие, чем скотоводство. На нижнем уровне иерархии находятся пигмеи тва – охотники, гончары, а также слуги (и у тутси, и у хуту).

Из глубины веков продолжается острое соперничество тутси и хуту за землю. Для первых земля имеет ценность как пастбища для скота, для вторых служит объектом распашки. Из-за высокой плотности населения свободных земель в Межозерье не стало уже к середине прошлого века.

Отсюда понятны корни острейшего этнополитического конфликта между тутси и хуту, затронувшего в самом конце ХХ в. Руанду и в меньшей степени – Бурунди и Демократическую Республику Конго. Хуту восстали против многовековой гегемонии тутси и пытались сосредоточить власть в своих руках. Итогом стали кровавые столкновения, жертвами которых оказались сотни тысяч человек, миллионы африканцев стали беженцами. При этом и хуту, и тутси формально продолжают входить в состав единых этносов руанда (в Руанде) и рунди (в Бурунди).

Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей утомительной расчистки земель, способствовало сравнительно легкому получению избыточного продукта и приводило к оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего – войной и посреднической торговлей.

Южная Африка занимает Намибию, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвану, Зимбабве, южную Анголу, южный и центральный Мозамбик. Здесь проживают главным образом народы банту (шона, коса, зулу, свази, ндебеле, суто, тсвана, гереро, овамбо и др.), а также койсанские народы (бушмены и готтентоты). В этом регионе довольно много выходцев с других континентов. Это потомки переселенцев из Европы: африканеры (буры) и англоафриканцы – в ЮАР, немцы – в Намибии. Этнический ландшафт разнообразят выходцы из Южной Азии (хиндустанцы, гуджаратцы, тамилы, телугу и др.).

Традиционные занятия народов банту – ручное земледелие подсечно-огневого типа (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство. Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот). Традиционное поселение готтентотов и народов банту – крааль (кольцо полусферических хижин, внутри – площадь, служащая загоном для скота).

Бушмены («люди кустарника») проживают в основном на территории Ботсваны. Значительная часть из 50 тыс. представителей этого народа по-прежнему сохраняют традиции своей древней культуры, занимаются охотой и собирательством. В качестве жилища они используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда минимальна – всего лишь набедренная повязка и плащ.

Мадагаскарская островная область охватывает островные страны, расположенные в Индийском океане у берегов Африки. Это Мадагаскар, Республика Сейшельские Острова, Маврикий и Реюньон. Крупнейший народ – малагасийцы, проживающие на Мадагаскаре, гораздо малочисленнее маврикийцы, реюньонцы и сейшельцы. На островах есть небольшие общины выходцев из Индии, Китая, арабских стран. Малагасийцы говорят на языке, относящемся к австронезийской семье, то есть родственном языкам Индонезии, Малайзии, Филиппин. Материальная культура малагасийцев сохранила множество элементов южноазиатского происхождения, например технологии рисосеяния и шелководства. Преобладает пашенное (плужное) земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством.

 

Литература

1. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

2. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 1996.

3. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

4. Попов В.А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). СПб., 2001.

5. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 2000.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!