Теоретический материал для самостоятельного изучения
25.02
Домашняя работа
Практическое занятие № 18
Петербург Достоевского
Учебная цель: проанализировать образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Учебные задачи:
- познакомиться с Петербургом Достоевского через описание городских пейзажей, сцен уличной жизни, интерьеров,
- сравнить изображение Петербурга писателем Достоевским и описание столицы другими классиками (А.С. Пушкиным, Н.В.Гоголем, Н.А. Некрасовым),
- определить, какой цвет и почему преобладает в описываемых картинах города Достоевского,
- выявить основные черты Петербурга Достоевского,
- определить характер воздействии города на сознание, ум и духовный мир человека.
Система вопросов и заданий
1. Аналитическое чтение эпизодов романа, в которых возникает образ Петербурга. Чтение и анализ отрывков «Знакомство с героем», «Исповедь Мармеладова».
ПИСЬМЕННО. Составить описание образа Петербурга в романе «Преступление и наказание» в цитатах.
Средства создания образа Петербурга в романе:
1. Каковы приметы городского пейзажа Достоевского?
а) Пейзажи:
ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня);
ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины);
ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»);
ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург);
ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова);
ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
|
|
б) Сцены уличной жизни:
ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми);
ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);
ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на ...ском мосту);
ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).
2. Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа?
Интерьеры:
ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова);
ч.1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова);
ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната – «проходной угол» Мармеладовых);
ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов);
ч. 4, гл. 4 (комната – «сарай» Сони).
3. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы. Анализ отрывков романа с описанием:
Сенной площади,
каморки Родиона Раскольникова,
дома процентщицы,
клетушек мастеровых,
распивочных и т.д.
4. Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых (ч. 1, гл. 2)?
5. Какой цвет преобладает в описываемых картинах города?
6. Сопоставление образа Петербурга в произведениях Пушкина, Гоголя, Некрасова и Достоевского.
7. Выводы об особенностях изображения Петербурга в произведениях Пушкина, Гоголя, Некрасова и Достоевского, о роли образа Петербурга в романе «Преступление и наказание».
|
|
Приложение
Комната Раскольникова:
«Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».
Комната Мармеладовых:
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...».
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – все это темные, сырые «гробы».
Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова:
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.
|
|
Эту мысль подтверждает и пейзаж:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы – разносчики и полуразвалившиеся извозчики».
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»
Теоретический материал для самостоятельного изучения
|
|
Когда говорят о системе образов в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в неё часто включают образ Петербурга.
Может ли образ города быть действующим лицом романа?
Что вообще из себя представляет Петербург Достоевского?
И чем образ Петербурга у Достоевского отличается от образов, которые создавали другие писатели?
В произведениях Александра Сергеевича Пушкина Петербург предстаёт многоликим. С одной стороны, это величественный город, «Петра творенье». Город-праздник из романа «Евгений Онегин». С другой стороны, это город равнодушной, мистической, стихийной мощи в поэме «Медный всадник». Город, уничтожающий маленького человека Евгения.
Петербург Гоголя полон мистики. Вспомните повести «Нос», «Портрет», «Шинель» и другие. В произведениях Гоголя Петербург – таинственное, потустороннее место, враждебное человеку.
Некрасовский Петербург лишён налёта мистики. Это депрессивный город. Город страданий и общественной несправедливости. В нём сильные мира сего живут в роскоши и угнетают слабых и обездоленных.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!