Полифонический роман. Полифоническое решение образной системы



Еще одной жанровой особенностью этого романа является полифония, многоголосие.

В романе огромное количество героев, которые ведут разговоры, произносят монологи, выкрикивают что-то из толпы - и каждый раз это не просто фраза, это философская проблема, вопрос жизни или смерти (диалог офицера и студента, монолог Мармеладова, монологи Раскольникова, его диалоги с Соней, с Лужиным, Свидригайловым, Дунечкой, с Порфирием Петровичем).

Каждый герой является носителем определенной жизненной позиции, определенной идеи, которую он хочет высказать и высказывает.

Любовный роман

Настоящую, искреннюю любовь между мужчиной и женщиной испытывают следующие герои романа:

§ Разумихин и Дуня Раскольникова.

Чувства Разумихина и Дуни зарождаются в период, когда Дуня еще является невестой Лужина. Разумихин влюбляется в Дуню по сути с первого взгляда. Дуне нравится добрый, открытый и надежный Разумихин. В конце концов герои женятся.

§ Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

Чувства Раскольникова и Сони зарождаются в период после того, как молодой человек совершает преступление. Соня становится лучшим другом Раскольникова и первым человеком, которому тот признается в убийстве. Раскольников выбирает Соню, потому что та является грешницей, как и он сам. Со временем отношения Сони и Раскольникова перерастают в глубокую искреннюю любовь.

§ Катерина Ивановна по отношению к ее первому мужу (из-за которого она сбежала из дома и оказалась в нищете).

Катерина Ивановна любила своего первого мужа, ради которого она сбежала из родительского дома. В итоге родственники отказались от нее. Когда муж проигрался в карты и умер, Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми в нищете. Таким образом, любовь к первому мужу по сути разрушила ее жизнь и вогнала ее в нищету.

§ Марфа Петровна по отношению к Свидригайлову.

Марфа Петровна страстно любит Свидригайлова. Она спасает его из долговой тюрьмы, а также несколько раз помогает ему избежать уголовного наказания за его преступления. Несмотря на всю свою любовь, Марфа Петровна ведет себя довольно расчетливо со Свидригайловым. Например, она не оставляет ему почти никакого наследства.

Смысл названия романа. В романе Достоевского «преступление» и «наказание» - ключевые понятия, в которых отражается авторская идея.

Смысл первого слова в названии романа многопланов: преступление осознается Достоевским как переступление всех нравственных и общественных преград. Героями «переступившими» оказываются не только Раскольников, но и Соня Мармеладова, Свидригайлов, Миколка из сна о забитой лошаденке, более того – сам Петербург в романе также переступает законы справедливости.

Второе слово в названии романа также многозначно: наказание становится не только страданием, неимоверным мучением, но и спасением. Наказание в романе Достоевского – понятие не юридическое, а психологическое, философское.

Особенности сюжета. Главная тема – преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку – Лужина и Свидригайлова.

В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя. Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении. Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи – самого читателя романа.

Напряжённость сюжета и ярко выраженный драматический характер романа формируется за счёт острых психологических поединков и острых драматических ситуаций.

Смысловое содержание романа – развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том,  что человек и общество, по сути своей, преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией.

В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Сюжет строится вокруг «идейного убийцы» Родиона Раскольникова. Он участник большинства сцен, поэтому все события даются через их восприятие главным героем. Фигура Раскольникова – идейно-композиционный центр романа.

Роман делится на части, в каждой из которых излагаются отдельные моменты из жизни главного героя, его размышления, мытарства его души. В первой части Раскольников бродит по Петербургу, вынашивая свою страшную идею преступления. В основе романа лежит интрига («дело», совершенное Раскольниковым).

Главный конфликт романа развивается в душе Родиона Раскольникова. Весь роман пронизан психологической борьбой, которая ведется внутри главного героя – между его рассудком и чувством. Это борьба бесчеловечной теории с божественной природой человеческой души. Противостояние модных философских идей и вечных христианских ценностей.

Исследователи обращают внимание на неравномерность времени в романе. В первой части романа описаны только три дня из жизни Раскольникова, включая день преступления. Остальные пять частей занимают около 14 дней. В них рассказывается о последствиях этого преступления. Событий становится гораздо больше, появляется множество действующих лиц и сюжетных линий. Но при этом три дня полностью выпадают из повествования. Это те дни, когда Раскольников находится в забытьи. Такое построение подчёркивает болезненную разобщённость в душе героя с собой и окружающей действительностью.

А события эпилога отделяются от основных событий сроком в полтора года.

Преступлению посвящена только одна часть, а остальные пять частей – наказанию, саморазоблачению, где рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию. На протяжении всего повествования происходит взаимодействие и взаимопроникновение двух этих процессов. Наказание начинается в душе героя еще до начала преступления: «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце!» Но реальная жизнь давала Раскольникову примеры того, что ужас нужно притворить в жизнь: пьяная девочка, семья Мармеладовых, разговор студентов.

Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются и непосредственно связаны с образом Раскольникова.

Образы в романе «Преступление и наказание» условно можно разделить на несколько групп:

- «жертвы Раскольникова»,

- «двойники Раскольникова»,

- «противники Раскольникова»,

- «униженные и оскорблённые».

Очевидными жертвами Раскольникова стали старуха-процентщица Алёна Ивановна и её беременная сестра Лизавета. Насилие порождает насилие. Преднамеренное убийство повлекло за собой ещё одно, непреднамеренное. Раскольников убивает безобидную Лизавету и её нерождённого ребёнка. Это прямые жертвы главного героя романа.

Но на самом деле список жертв Раскольникова шире. На совести Раскольникова смерть его матери Пульхерии Александровны, которая не вынесла случившегося. В конце концов, жертвой убийства, жертвой своей бесчеловечной идеи становится он сам.

«Двойниками Раскольникова» в романе являются Лужин и Свидригайлов. Почему их называют двойниками? Что общего у барина Свидригайлова, расчетливого дельца Лужина и бедного студента Раскольникова?

Их теории. Каждый из них делит людей на особенных и всех остальных. И каждый даёт особенным людям право на преступление. Свидригайлов замечает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды». А сам Раскольников в разговоре возмущается теорией Лужина:

«А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

«Противниками Раскольникова» можно назвать людей, которые опровергают теорию Раскольникова. К таким героям можно отнести Разумихина, Дунечку, Порфирия Петровича и Сонечку Мармеладову. Они разрушают теорию Раскольникова одним только фактом своего существования. Разве можно того же Порфирия Петровича или Разумихина назвать «тварью дрожащей» и «вошью», как старуху-процентщицу? Нет, это сильные личности. Пойдут ли они на преступление, чтобы изменить историю? Нет, эта идея им противна.

Разумихин находится в той же ситуации, что и Раскольников. Он такой же студент, как и Раскольников. Тоже вынужден оставить учёбу из-за крайней нищеты. Но при этом он не опускает руки и не становится жертвой бесчеловечных теорий, как его друг Раскольников.

Порфирий Петрович видит, что Раскольников по своей сути не преступник. Следователь понимает и причины, по которым Раскольников решился на убийство. И то, что Раскольникова терзает вина за убийство. Следователь добивается от него признания, но и делает всё возможное, чтобы облегчить его участь после суда.

Важнейшим персонажем романа является Соня Мармеладова. Именно она стала и судьёй и спасителем Раскольникова. Так же, как и Раскольников, Соня Мармеладова совершила преступление. Но она совершила преступление против себя, пожертвовала собой ради детей Катерины Ивановны. Соня – жертвенная натура, которая живёт по христианскому закону. Именно она – ключ к духовному возрождению Родиона Раскольникова.

Порфирию Петровичу Раскольников сопротивляется, потому что для него следователь – это часть бесчеловечной системы. Того миропорядка, в котором люди измучены, несчастны и вынуждены идти на сделки с совестью, чтобы выжить. Соня – такая же униженная и оскорблённая, как и сам Раскольников. Но в отличие от Раскольникова, она сохранила свою душу чистой. Соня прощает Раскольникова, приводит его к раскаянию, к возможности духовного возрождения.

Ещё одна важная категория персонажей в романе это «униженные и оскорблённые»: это вся семья Мармеладовых. Пьяная девочка на бульваре, которую Раскольников пытается спасти. Женщина, которая пытается покончить с собой, бросившись в реку. Эти персонажи не только раскрывают светлые стороны Раскольникова. Такие как сочувствие, способность бескорыстно помогать людям, доброта, обострённое чувство справедливости. Эти герои показывают порочность общества, которое толкает людей на преступления.

Сюжет романа построен на борьбе идей, а суть этих идей передается в форме диалогов. Именно в диалогах идеи героев проходят проверку. Споры раскрывают противоположность характеров персонажей, их резкую противопоставленность друг другу. В романе писатель последовательно развенчивает эгоистические теории. Достоевский осуждает принцип вседозволенности.

Последняя часть романа – это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскресения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа.

Каков же выход?

Как же быть? Что делать?

Ответ Достоевского предельно прост: уверовать в Бога.

Спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви. В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова.

Этот роман считается одним из выдающихся и сложных произведений Достоевского. Стиль произведения отличается естественностью, детальной проработкой и особой поэтикой. Впервые писатель выступает в роли философа, размышляя о вечной борьбе добра со злом, а также создает необычайно тонкие портреты героев.

Роман не раз экранизировали. Существует множество театральных адаптаций, в которых режиссёры предлагают свой взгляд на роман Достоевского.

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!