Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в литературной критике



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Постановка задач и цели занятия.

Завершая изучение романа "Отцы и дети", на заключительном занятии мы обобщим наблюдения, сделанные в процессе анализа, в форме "беседы" или полемики с собеседниками - литературными критиками, выражающими свои мысли в заостренной, нередко парадоксальной форме. Тема занятия – «Полемика вокруг романа "Отцы и дети"» – обращает нас к статьям М.А.Антоновича, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова (см. Приложение 1). Познакомившись с различными взглядами на роман, попытаемся выяснить, какая позиция ближе нам, сегодняшним читателям, а также соотнесем взгляды критиков с собственным представлением о романе в целом и главном герое в частности. Результатом работы будет сравнительная таблица «Роман И.С.Тургенева “Отцы и дети” в литературной критике».

Рекомендация:

1) Использовать разворот тетради.

2) Записать название таблицы.

3) Начертить необходимое количество столбцов и строк.

4) Написать заголовки строк и столбцов.

5) Заполнить ячейки цитатным материалом.

 

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в литературной критике

  М.А. Антонович «Асмодей нашего времени» Д.И. Писарев «Базаров» Н.Н.Страхов «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"»
Отношение критика к образу Базарова      
Понимание критиком авторской позиции      
Общая оценка романа в художественном отношении      
Выводы      

 

Причины полемики.

Отношения большого художника с критикой часто складываются непросто. Гениальное произведение при своем появлении далеко не всегда вызывает всеобщее признание, его сопровождает широкий диапазон разнообразных откликов от восхищенных и хвалебных оценок до резких и беспощадных насмешек и пародий. Эта ситуация постоянно воспроизводится в истории литературы. Но в случае с романом "Отцы и дети" возникновение полемики было вызвано и рядом других причин. Напряженная общественно-политическая ситуация, связанная с реформой 1861 г. (роман, начатый "до" реформы, заканчивается уже "после" нее); разделение общества на враждебные лагеря либералов и демократов-разночинцев; конфликт И.С.Тургенева с журналом "Современник" и передача романа в "Русский вестник" – все это заставило насторожиться представителей противоположных лагерей и направлений. Каким же будет "новый герой новой эпохи"? Как Тургенев покажет "нового человека"?

И вот – "...Весь наш читающий мир потрясся от романа "Отцы и дети" и весь заговорил".

Самые заинтересованные лица отреагировали почти мгновенно. Февральский номер "Русского вестника" вышел в начале марта 1862 г., и уже в мартовских номерах журналов "Современник" и "Русское слово" появились рецензии М.А. Антоновича и Д.И. Писарева. В центре внимания критиков, как и следовало ожидать, была фигура "нового человека" – Базарова. Об этом говорят и названия статей – "Асмодей нашего времени" и "Базаров". Современников несколько шокировала острота полемики между журналами и, соответственно, критиками, демократического направления. Ожидаемое сходство позиций обернулось резким противоречием.

Обратимся к статьям, прочитанным вами дома. В качестве задания самостоятельной работы вам было предложено ознакомиться со статьями критиков и подумать над вопросами:

1) определить отношение критика к образу Базарова,

2) выяснить понимание критиком авторской позиции,

3) выяснить общую оценку романа в художественном отношении.

 

3. Работа над статьей М.А. Антоновича "Асмодей нашего времени" Биографическая справка.

Максим Алексеевич Антонович (1835-1918) – литературный критик, публицист и мемуарист. Статьей "Асмодей нашего времени" Антонович фактически начал карьеру критика. Он пришел в журнал "Современник" в 1859 г. По воспоминаниям Г.С. Елисеева, Антонович, "сделавшись литератором... настолько преуспел в этом уже в 1861 году, что Чернышевский возлагал на него большие надежды в будущем". После смерти Добролюбова Антонович оказался во главе критического отдела "Современника". Статьей о Тургеневе критик должен был оправдать возлагаемые на него надежды.

Личные качества критика усугубляли его позицию воинствующего материалиста и атеиста. Он отличался чрезмерным самолюбием, резкостью, несдержанностью. Известны резкие столкновения Антоновича с Салтыковым-Щедриным в 1863 г.

После закрытия "Современника" занимался переводами естественнонаучной и исторической литературы, эпизодически сотрудничал в журналах "Космос", "Слово" и др., но к регулярной журнальной деятельности больше не вернулся.

 

Отношение критика к образу Базарова .

"Главный герой человек неглупый, – напротив, очень способный и даровитый, любознательный...; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму".

Понимание критиком авторской позиции.

"Тургенев острит и издевается над героем...".

"О нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол… асмодей. ...Это карикатура, и притом карикатура самая злостная.".

"...г. Тургенев относится к детям враждебно; отцам он отдает полное преимущество во всем и всегда, старается возвысить их на счет детей. ... Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения".

Общая оценка романа в художественном отношении .

"...Морально-философский трактат, но плохой и поверхностный...".

"...Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении...".

"...нет даже психологического анализа...; нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи".

Выводы. Антонович дал предельно однозначную и безапелляционную оценку романа: герой оклеветан, превращен в чудовище, отцы идеализированы, позиция писателя лишена минимальной объективности, его предвзятое отношение к детям портит все дело, роман же, крайне "отсталый" по своему пафосу, беспомощен и в художественном отношении.

 

Иначе подошел к рассмотрению романа Д.И. Писарев.

4. Работа над статьей Д.И. Писарева "Базаров".

Биографическая справка.

Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) – выдающийся русский критик, по взглядам – революционный демократ. Ведущий сотрудник журнала "Русское слово", где были опубликованы основные его статьи. За резкий антимонархический памфлет был заключен в Петропавловскую крепость, где провел 4 года (1862-1866). Критическую деятельность Писарева высоко оценивали, хотя и не всегда с ним соглашаясь, Герцен, Тургенев, Некрасов.

 

Отношение критика к образу Базарова .

"Базаров отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей".

"Человек дела, …отвращение ко всему отрешенному от жизни составляет коренное свойство людей базаровского типа".

«У Базаровых есть и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг».

Понимание критиком авторской позиции.

"Мнения и суждения Тургенева не изменят нашего взгляда на молодое поколение и на идеи нашего времени, мы с ними даже не будем спорить.

"Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою"

"Чувствуя невольную антипатию, Тургенев вывел его перед публикою в возможно неграциозном экземпляре".

Общая оценка романа в художественном отношении .

"Художественная отделка безукоризненно хороша...".

" В романе есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни".

Выводы. Итоги анализа романа у Писарева оказываются противоположными тому, что утверждал Антонович. "Отцы и дети" – типическое изображение героев и конфликтов эпохи; позиция Тургенева в конечном счете объективна.

 

5. Работа над статьей Н.Н. Страхова «И.С. Тургенев. "Отцы и дети"».

Н.Н. Страхов, выступивший со статьей «И.С. Тургенев. "Отцы и дети"»в 4-м номере журнала "Время", издаваемого Ф.М. и М.М. Достоевскими, имел возможность прочесть статьи Антоновича и Писарева. С его работы начинается спор не только о романе, но и о тех суждениях, которые его сопровождают. Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.

Биографическая справка.

Николай Николаевич Страхов (1828-1896) - философ, публицист и литературный критик. Был близко знаком с Ф.М. Достоевским, Л.Н.Толстым, первый биограф Достоевского. В критике считал себя последователем Ап.Григорьева. Страхову принадлежат многочисленные статьи о русской поэзии, Тургеневе, Толстом. По словам современного исследователя Н.Н.Скатова, "вряд ли может быть всесторонне понято второе полустолетие в развитии русской литературы XIX века ...без учета жизни и деятельности Н.Н. Страхова".

 

Отношение критика к образу Базарова .

"Фигура Базарова имеет в себе что-то мрачное и резкое".

"Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова".

"Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом".

Понимание критиком авторской позиции.

"Эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая...Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни".

Общая оценка романа в художественном отношении .

"Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии Базарова. Вот великое достоинство романа".

Выводы. Страхов дал достаточно адекватную интерпретацию многих сторон образа Базарова. Его философски звучащая статья оказалась созвучна философской проблематике тургеневского романа.

 

6. Вопросы для самоконтроля:

- В чем, по вашему мнению, видел свою задачу каждый из критиков?

- В чем их мнения оказались близки, а в чем - диаметрально противоположны?

- Что во взглядах критиков на роман и на образ Базарова стало новым для вас?

- Какие собственные "открытия" вы сделали, читая статьи?

Основные выводы занятия

По словам Страхова, журнал "Современник" статьей Антоновича желает убить Тургенева во мнении читателей, убить наповал, без всякой жалости. "Это было бы очень страшно, если бы только так легко было это сделать, как воображает "Современник"".

Писарев пишет статью не только о Базарове, но и как бы глазами Базарова, в личностно-исповедальной манере. Писарев считает Базарова представителем своего поколения и хорошо знает свойства "наших молодых реалистов". Критик понимает действия и мнения Базарова и вполне им сочувствует.

Страхов ставит цель "взглянуть на роман спокойнее и в некотором отдалении".

Мысли критиков "Современника" и "Русского слова" движутся по контуру тех проблем, которые задает тургеневский роман, но решения их предлагаются совершенно различные. Большая часть статьи Антоновича была похожа, по словам Г. Елисеева, не столько на литературную статью, сколько на судебный доклад по обвинению Тургенева в злостном оклеветании молодого поколения. Писарев тоже замечает, что Тургенев не благоволит к своему герою, но его интересуют не субъективные мотивы авторского замысла, а объективная характеристика воплощенных в образной системе романа проблем.

Страхов во многих отношениях соглашается с Писаревым, а если и спорит с ним, то это полемика, как ни парадоксально, едва ли не единомышленников, во всяком случае, критиков, выступающих с близких позиций.

Таким образом, вскоре после выхода "Отцов и детей" перед читателем предстали три разных Базарова. Но жизнь тургеневской книги продолжается и сегодня. Знакомство со статьями о романе позволяет современному читателю прочесть "Отцов и детей" своими глазами, найти свою позицию в неоконченных спорах.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Учить материал учебника на с. 98-101 (Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2016).

2. Учить теоретический материал для самостоятельного изучения.

3. ПИСЬМЕННО.

1) Рекомендация:

1) Использовать разворот тетради.

2) Записать название таблицы.

3) Начертить необходимое количество столбцов и строк.

4) Написать заголовки строк и столбцов.

5) Заполнить ячейки цитатным материалом.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в литературной критике

  М.А. Антонович «Асмодей нашего времени» Д.И. Писарев «Базаров» Н.Н.Страхов «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"»
Отношение критика к образу Базарова      
Понимание критиком авторской позиции      
Общая оценка романа в художественном отношении      
Выводы      

 

2) Написать сочинение-рассуждение по  роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» на ОДНУ из предложенных тем:

Темы сочинений

1. Евгений Базаров и Кирсановы (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

2. Евгений Базаров и Анна Одинцова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

3. Истинное и ложное в образе Базарова (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

4. Сила и слабость нигилизма (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

5. Нигилизм Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

6. Роль эпизода «Смерть Базарова» в композиции романа «Отцы и дети».

 

 

Приложение 1

М.А. Антонович

«Асмодей нашего времени» (1862)

Из разных мест романа г. Тургенева видно, что главный герой его человек не глупый, -- напротив, очень способный и даровитый, любознательный, прилежно занимающийся и много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму.

г. Тургенев начинает острить и издеваться над своим героем… О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти… По-видимому, г. Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру, что-то вроде Гамлета; но, с другой стороны, он придал ему черты, по которым его натура кажется самой дюжинною и даже пошлою, по крайней мере весьма далекой от демонизма. И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, маленьким лицoм и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная. Главного своего героя и его приятелей он презирает и ненавидит от всей души… отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их…

новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы… в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления.

 

Д.И. Писарев

«Базаров» («Отцы и дети», роман И.С. Тургенева)» (1862)

Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое‑то непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательностью рассказываемых событий, ни поразительною верностью основной идеи.

В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа. К этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях. Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя чрез сознание художника…

Базаров отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. Базаров - человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально. Его не подкупят обманчивые формы; внешние усовершенствования не победят его упорного скептицизма; он не примет случайной оттепели за наступление весны и проведет всю жизнь в своей лаборатории, если в сознании нашего общества не произойдет существенных изменений. Если же в сознании, а следовательно, и в жизни общества произойдут желаемые изменения, тогда люди, подобные Базарову, окажутся готовыми, потому что постоянный труд мысли не даст им залениться, залежаться и заржаветь, а постоянно бодрствующий скептицизм не позволит им сделаться фанатиками специальности или вялыми последователями односторонней доктрины.

Тургенев никому и ничему в своем романе не сочувствует вполне.

Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишенное значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми легкими проблесками цинизма...»

 Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда. Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа.

Словом, у Печориных есть воля без знания, у Рудиных -- знанье без воли; у Базаровых есть и знанье и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое.

Н.Н.Страхов

«И. С. Тургенев. "Отцы и дети"»

Фигура Базарова имеет в себе нечто мрачное и резкое. Базаров прост в высшей степени. Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова. Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом.

Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы.

Тургенев остался верен своему художническому дару: он не выдумывает, а создает, не искажает, а только освещает свои фигуры.

Эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая... Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!