Крит и Микены - 2 главных очага эгейской культуры, вот почему иначе ее называют крито-микенской.



АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Мы с вами приступаем к изучению нового большого раздела “Античное искусство”. Античное искусство подразумевает под собой изучение искусства Древней Греции и Древнего Рима.

 

Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность - искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 — 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция — Пелопоннесский полуостров и многочисленные острова в Эгейском, Ионическом, Средиземном морях. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» — гигантская духовная культура, сохранившая свое влияние на тысячелетия.        

     

Запишите в тетради:

 

            Этапы развития культуры и искусства античного мира

           

         I. Искусство Древней Греции

      1. Крито-микенский период— предыстория античности

а) Минойская культура (Крит)

б) Микенская культура (материковая Греция)

2.  Гомеровский период — XI—IX вв. до н.э.

3.  Архаическая Греция (VIII—VIвв. до н.э.)

4. Классическая Греция (V—IVвв. до н.э.)

5. Эллинистический период (IVв. До н.э.)

         

       II.  Римское искусство

             1. Период республики (V-I вв. до н.э.)

2. Римская империя (I в. н.э. - V в. н.э.)

Мы начнём изучать искусство Древней Греции с  первого периода истории Греции - крито – микенской цивилизации.

 

Посмотрите эту карту.

 Найдите на ней полуостров Пелопоннес. Он находится в южной части Европы и является южной частью Балканского полуострова. Именно здесь зародилась античная цивилизация и возникли выдающиеся произведения античного искусства.

Обратите внимание на раскрашенные части карты: желтым цветом окрашен остров Крит, а оранжевым – часть полуострова, где возникла микенская культура (по названию города Микены /найдите его на карте/).

 

 

 

Запишите в тетрадях тему нашего урока:

Искусство Крито-микенской цивилизации

       

Первая эпоха греческой истории – крито – микенская - охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории.

 

Запишите годы длительности данного периодаIII – II тыс. до н.э.

Об Эгейском мире сохранилась память в легендах и мифах Древней Греции, а сказания о древней Трое — в эпосе Гомера. Никто не сомневался в легендарном характере сведений о догреческих обитателях греческой земли, пока во второй половине 19 в. немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал на Гиссарлыкском холме реальные остатки гомеровской Трои, хотя он и не сумел разобраться, какой из раскопанных им культурных слоев относился ко временам, описанным в «Илиаде».

          / В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на  Гиссарлыкском холме (современная Турция) города, которые можно датировать III тысячелетием до н. э. - предыстория эгейской культуры. Вскоре Шлиман начал раскопки: на Пелопоннесе (Греция) были раскопаны Микены, а в начале XX в. английский археолог Артур Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите./

Зарождение крито – микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.

Вспомните , о чём этот миф?

-Зевс принимает облик быка с золотыми рогами и появляется на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улёгся у ног девы, Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв море, Зевс поселил свою пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей.

 

Греческая мифология прославила этот остров сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, и о первом полете человека

На Крите родился сам главный греческий бог Зевс, и туда же, приняв образ быка, доставил он по волнам похищенную им финикийскую царевну, красавицу Европу.

На Крите отважный Тесей убил кровожадное чудовище Минотавра, получеловека‑полубыка, запертого в лабиринте, построенном зодчим Дедалом. И совершив этот подвиг, благополучно выбрался из лабиринта по клубку ниток, который дала ему влюбленная Ариадна, дочь критского царя Миноса.

 С Крита вылетели Дедал и Икар на крыльях из перьев, скрепленных воском, но воск растаял у Икара, слишком высоко поднявшегося к солнцу, и он упал в море, в память о нем названное потом Икарийским.

                     

Крит и Микены - 2 главных очага эгейской культуры, вот почему иначе ее называют крито-микенской.

Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901 году начал рискованные раскопки на острове Крит и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой.

                     

Крито – микенская эпоха не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Центром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец царя Миноса.

 

Центром огромного, площадью более 8 тыс. м2, комплекса был обширный прямоугольный двор; вокруг него на уровне нескольких этажей располагались парадные залы, святилища, склады, соединённые длинными извилистыми коридорами и лестницами. Нижние помещения вырубались в толще скалы, верхние возвышались над холмом. Восточная часть дворца открывалась в окружающий пейзаж колонными галереями. В западной части, где, по-видимому, находился парадный вход, помещения были защищены мощными стенами.

Сложная планировка дворца, обилие запутанных ходов, внезапные спуски и повороты позднее напомнили грекам построенный мифическим зодчим и скульптором Дедалом Лабиринт, в подземелье которого обитал Минотавр. Окон не было.

 В коридорах царила кромешная тьма. Лишь иногда за поворотом в местах т. н. световых колодцев сиял ослепительный столп света, лившегося сверху; для этого в плоских крышах были сделаны квадратные проёмы, которым соответствовали такие же отверстия в нижележащих этажах. Вокруг открытого проёма вились лестницы, украшенные покрытыми ярко-красной обмазкой деревянными колоннами, сужавшимися книзу, что уподобляло их сталактитам, свисающим со сводов пещер. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые...Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, – особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего.

 

 На этом рисунке представлена  реконструкция дворца.

 

 

 

Стены парадных зал дворца были расписаны темперой.

 

 Те́мпера (от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо).

 

Дальше посмотрите картинки с текстом, прочитайте то, что там написано и выпишите названия этих произведений:

 

 

 

В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены среди стеблей папирусов сказочные существа — грифоны (львы с орлиными головами)

 

 

Чарующе выразительна т. н. «Парижанка» (15 в. до н. э.), изображение одной из девушек в сцене празднества в оливковой роще.

Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях и рельефах, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нем дышит совсем иной дух.
Оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки темных кудрей. Прозрачные кружева и лиф ярких голубых и пурпурных тонов.

Вглядитесь в контур: какая живая, трепещущая и в то же время точная, уверенная в своей лаконической выразительности линия! А в цветовой гамме какая игривость, какая полнозвучная нарядность, рожденные непосредственностью мимолетного видения!

 

 

 

 

Мужские фигуры окрашены коричневатой краской, женские — белой.

 

 

В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и людей. На фреске изображены ритуальные прыжки через быка. Огромный бык в неистовом галопе. Его нарочито удлиненная фигура мощной своей массой заполняет почти всю фреску. И все в этой композиции так живо, так порывисто и в то же время так непринужденно, что опять‑таки воспринимаешь ее как легкое и приятное мимолетное видение.

 Что показал художник? Игру изящную, веселую, несмотря на опасность. И таков общий ритм композиции, что как бы не ощущаешь тяжести быка; его фигура с опущенной мордой и задранным хвостом кажется грациозной в своем изгибе.

 

Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме – мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Посмотрите, как они реалистичны!

 

 

 

 

 

 

Эти мотивы  (рыбы, морские существа, растительность очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!