Казахстан в период монгольского завоевания



Введение в историю Казахстана

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.

Для того чтобы задачи истории Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме. Из всего множества вариантов мы предлагаем тот, который больше соответствует принятому делению всемирной истории, частью которой является история Казахстана.

1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв до н.э.)

2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.).

3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России).

4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период.

5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г).

6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства.

Источники. Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения.

Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.

Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Письменные источники появились значительно позже – около пяти тыс. лет назад, когда люди научились писать.

Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. Их можно условно разделить на несколько групп.

В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), римского историка Плиния мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности.

Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в казахстанских степях и скрупулезно записывали их. Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во ІІ-ом веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (135-67 гг. до н.э.), в «Цянь Ханьшу» (Истории ранней Хань Гу» (I в н.э.). В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманова. В 1992 году историки-казахи КНР написали книгу «Древняя история казахов».

Следующую группу составляют ираноязычные памятники. Ранним письменным источником является «библия» зороастризма «Авеста» («Наставление»). Как известно, Заратуштра жил в конце ІІ - начале І тысячелетия до нашей эры. Также сведения о древних насельниках территории современного Казахстана обнаружены в персидских клинописных текстах, в частности в Бехистунской надписи Дария Т (522-486 гг. до н.э).

Важнейшую группу источников составляют древнетюркские. Особое место в познании истории Казахстана занимает первый тюркский летописец, описавший начало Тюрского Эля, первого его каганов, автор знаменитых надписей в честь Кюльтегина, Бильге-кагана, Тоньюкука – Йоллыг-тегин (ҮІІІ в.)

Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах арабского историка Ибн-аль-Факиха (начало Х в.), путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в ХІІІ веке.

Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т.е. на территории от Дуная до Алтая.

Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казхаского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди», в «Записках бухарского гостя» Ибн Рузбихана (ХVІІ в), в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІ в.).

Важные для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона, посетившего Казахстан в ХVІ веке.

Для изучения раннего периода истории человечество используют вещественные источники, к которым относится все возможные предметы или объекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилища и другие сооружения древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, одежда, украшения и т.д.   

1. История Казахстана в цикле ныне изучаемых гуманитарных дисциплин в вузах республики (философия, политология, основы права, социология, религиоведение, основы антикоррупционной культуры) преподается одной из первых, а с 1995 г. завершающей формой контроля ее изучения является государственный экзамен. Если абстрагироваться от метаморфоз в преподавании предмета «История Казахстана» (неважно, в системе школьного образования или вузовского), то можно со всей ответственностью акцентировать особую значимость, актуальность отечественной истории как отрасли знания, воспитания, формирования гармоничной личности, гражданина, патриота своей страны. Ведь история – это память народа, память нации. Как гласит неопровержимая истина, для гибели народа совсем не нужно его полное физическое уничтожение, довольно лишь отнять у него память, мысль и слово, и душа народа будет убита. История – и это главное, – уникальная область знания с точки зрения формирования исторического сознания, ей принадлежит консолидирующая роль в данном процессе. «Историческое сознание казахстанцев, – отметил в своем выступлении на юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана президент страны Н.А. Назарбаев, – должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему [3, с. 2]. Освоение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры, родной язык, пробуждающий людей в духовном плане, возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа, гражданская сопричастность к настоящему – это и есть путь формирования исторического само(сознания), составляющего духовную платформу независимости. Хотелось бы акцентировать еще и такой факт. История как наука предельно конкретна, не терпит бездоказательности. Когда общественным дисциплинам противопоставляют естественные, технические, то к истории такое противопоставление относиться никак не может. История органически (когда?, где?, почему?) стремится к точности характеристик и выводов.

История через призму судеб конкретных людей может также образно и лаконично показать целые периоды в развитии общества, государства, как самые светлые, так и самые мрачные его страницы. Знания о деяниях, вкладе выдающихся исторических личностей прошлого, равно как и современников, в успешное развитие и процветание государства – огромный потенциал для формирования духовных, нравственных качеств студента, стремления равняться на лучших, достойных. Великий историк древности Тацит говорил: «Главной обязанностью истории считаю то, чтобы не замалчивались добродетели и чтобы дурные слова и дела боялись потомства и позора». В данном контексте большое значение будет иметь использование как имеющегося исторического багажа по предмету, так и проекта «100 новых лиц Казахстана», т.е. знакомства со своими современниками. Хотелось бы подчеркнуть, что об уникальности, актуальности и интереса к новому проекту говорит следующее. Из 302-х биографий выдающихся современников, представленных различными структурами, организациями, учреждениями республики (на первом этапе было более 3000 кандидатов), 100 лучших будут отобраны по результатам народного голосования с 18 октября по 10 ноября 2017 года. Для этого нужно будет зарегистрироваться на специальном республиканском сайте.

Помнить и знать свое прошлое – значит иметь еще и возможность предотвратить трагедии, ошибки в настоящем. Незнание порождает страх, питает апатию и бездействие. Неравнодушие, боль и гордость за прошлое и настоящее своей страны – именно с этого начинается рождение гражданина. Выдающийся российский историк В.О. Ключевский подчеркивал, что история учит только тех, кто ее изучает; за пренебрежение же ее уроками она может жестоко покарать. Проблемы формирования гражданской позиции, чувства патриотизма напрямую связаны и с понятием национальной идеи. С уходом в прошлое коммунистической идеологии сознание постсоветского человека нуждается в универсальных ценностях общества, в котором он живет и активно реализует себя. Что есть национальная идея, цементирующая гражданское общество, каковы ее составляющие – это сегодня одна из самых животрепещущих тем в современном государственном строительстве, истории, философии, политологии. Национальная идея в самом кратком определении есть средство самопроявления и самораскрытия народа. Первая ступень, первый уровень национальной идеи есть встреча с самим собой – кто мы?, откуда идем?, каково наше прошлое?, чего мы хотим и каковы наши цели? Постановка этих вопросов и поиск ответов на них – главное предназначение национальной, отечественной истории. И в данном аспекте в широком смысле национальная идея – это история казахского народа, представляющего собой государствообразующую нацию Республики Казахстан и одновременно это история становления страны как многонационального государства, стремящегося к мировому признанию и занятию своего достойного места в международном сообществе. Уважение себя, своего национального достоинства, равно как и других, сопереживание и соучастие в судьбе своей страны, помноженные на знания, на верховенство закона, и есть базовые составляющие гражданственности, патриотизма, демократических ценностей.

 

Казахстан в период монгольского завоевания


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!