ОТЕЦ ХРИСТИАНСКОГО МОНАШЕСТВА

Отшельничество диктовалось совсем не равнодушием к людским нуждам: известно, что во время гонения на христиан имп. Максимина (311 г.) Антоний появлялся в самых опасных местах, утешая и ободряя верующих. Умер он около 356 года 105-летним старцем.

Житие (биографию) святого Антония написал его младший друг и покровитель Афанасий, архиепископ Александрийский (†373), знаменитый борец с ересью арианства, тоже прозванный «Великим». Изложенный в нём метод нравственного совершенствования через духовную борьбу с дьявольскими соблазнами и ужасающими видениями разрабатывался затем как в монашеской практике, так и в творчестве художников и писателей. Знаменитый французский писатель Гюстав Флобер посвятил жизни Антония Великого большой роман – "Искушение святого Антония". Он переписывал его три раза и назвал "творением всей своей жизни".

Именем Антония Великого названа также распространённая в Средние Века болезнь – "антонов огонь", для исцеления которой обращались к нему с молитвой. С 1095 года существовал благотворительный католический Орден Антонитов (Антонианцев), слившийся в 1774 году с Мальтийским.

Литература: Извеков М. Преподобный Антоний Великий // Христианское Чтение. 1879. Ч. II; Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания // Богословский Вестник. 1907. N 1. С. 119–159; Флобер Г. Искушение святого Антония. М., 1936 (собр. соч., т. IV).

Ю. Рубан

_______________________________________

монашества. Некоторые представители этого образа жизни доводили своё затворничество до крайности и отказывались от всякого общения с людьми (особенно с женщинами), и даже их несчастные матери, приходившие проститься перед смертью, напрасно плакали у замурованных пещер своих непреклонных сыновей. Они отказывались принимать священный сан, считая это гордыней, а служение в храме «светским» (общественным) занятием, несовместимым с идеалами строгого отшельника. Но уже при жизни св. Антония появляется киновийное (общежительное) монашество, вскоре ставшее доминирующей формой жизни христианских монахов Востока и Запада. Первый общежительный монастырь основал (тоже в Египте, в Фиваиде) преподобный Пахомий Великий († ок. 348 г.).

 


Храм Казанской иконы Божией Матери в Чудово (Новгородская епархия)

По страницам православного календаря

МОЖНО ЛИ КЛАНЯТЬСЯ ЦЕПЯМ?

16/29 января церковный календарь преподносит нам праздник с интересным названием: «Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра». (В данном случае вериги – это оковы или тюремные цепи.) В основе праздника лежит одно из событий апостольского времени, описанное евангелистом Лукой в его книге Деяний Апостольских.

Известно, что проповедь о Христе Воскресшем воспринималась иудей-скими властями и священством как кощунственный «соблазн» (греч. скандалон !), как дерзкое диссидент-ство, которому не было места в сложившейся религиозно-политичес-кой системе. Его следовало побыстрее локализовать и подавить любыми средствами. Поэтому ставленник Рима царь Ирод Агриппа казнил апостола Иакова (брата Иоанна Богослова), а апостола Петра «посадил в тюрьму, <...> намереваясь после Пасхи вывести его к народу» (это произошло около 44 г. н. э.). В ночь перед судом, исход которого был явно предрешён, «Петр спал между двумя воинами, связанный двумя цепями, и стражи у двери стерегли тюрьму. И вот предстал ангел Господень, и свет воссиял в темнице. Толкнув Петра в бок, он разбудил его, говоря: "Встань скорее". И цепи спали с его рук» (Деяния 12:4–7). Пётр оделся, и они чудесным образом миновали два караула и через железные ворота вышли на пустынную улицу. Ангел исчез, и лишь тогда Пётр осознал, что это не сон. Он нашел убежище в доме Иоанна-Марка, а затем был тайно переправлен на Средиземноморское побережье.

По преданию, христиане смогли получить эти цепи (вериги) и хранили их как драгоценную реликвию. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В V веке они были перенесены в Рим, где апостол Пётр мученически окончил свои дни, и положены в церкви его имени на Эсквилийском холме (базили-ка Сан-Пьетро-ин-Винколи – San Pietro in Vincoli, что значит «Святой Пётр в веригах»). Часть вериг оказалась в Константинополе, и храни-лась в церкви ап. Петра близ собора Святой Софии. Наш паломник Антоний Новгородский в 1200 году писал, что здесь «висело Петровых вериг железо, вковано в золотую икону. На праздник же Петровых вериг (их) целует патриарх и все люди». После захвата Царьграда турками в 1453 году след константинопольских вериг теряется, и римские вериги становятся общехристианской святыней.

Однажды, в 60-е или 70-е годы минувшего столетия, эти вериги вызвали в одном паломнике доселе невиданную реакцию (знаю об этом от одного из своих учителей по тогда ещё Ленинградской Духовной академии). В Рим приехали православные священнослужители из Югославии. Посещая многочисленные святыни Вечного города, они пришли поклониться и веригам. Все коленопреклоненно прикладывались к святыне, и лишь один епископ из Черногории стоял в стороне с гордо поднятой головой. (В скобках напомню, что в период оккупации Восточной Европы Османской империей (XIV–XIX вв.) лишь Черногорское княжество было оплотом независимости славянских народов на Балканском полуострове. Этому способствовало его стратегически выгодное местоположение внутри Динарской горной системы и постоянный приток переселенцев из оккупированных турками областей. При этом черногорские епископы часто становились и лидерами освободительного движения.)

Возникло удивлённое замешательство. Сопровождавший делегацию переводчик подумал, что православный архиерей, быть может, чего-то не понял, и деликатно напомнил ему: «Владыко, ведь это же вериги самого апостола Петра...». – «Я знаю; но мы, черногорцы, цепям не кланяемся!» – последовал лаконичный ответ.

Возразить на это было нечего, да и незачем. У каждого народа могут быть свои, выстраданные историей, болевые точки, с которыми не может не считаться даже общехристианская традиция благочестия.

ОТЕЦ ХРИСТИАНСКОГО МОНАШЕСТВА

 

Сегодня, 30 января (17 января по юлианскому календарю) мы чтим память известного египетского (коптского) святого – преподобного Антония, ещё при жизни прозванного «Великим». Он почитается не только за свои личные аскетические подвиги, но и как основатель христианского монашества в качестве особого церковного института. (Впоследствии именно монашеская среда выдвинула множество известных иерархов и богословов – наиболее ревностных защитников догматов.) Вообще же «преподобными» называют всех представителей разряда святых, подвиг которых заключается в их монашеском подвижничестве. В православном богослужении преподобные особо воспоминаются на проскомидии (подготовительной части Божественной Литургии). За них вынимается шестая частица «девятичинной» просфоры.

О юности святого известно очень мало. Он родился ок. 251 года в христианской семье в селении Кома (Средний Египет). В двадцати-летнем возрасте, услышав в храме евангельские слова Спасителя об идеале духовного совершенства[1], Антоний буквально их понял и исполнил: раздал своё имущество и стал упражняться в аскетизме под руководством опытного старца. Затем он оставил учителя и начал самостоятельную жизнь в пустыне, недалеко от Красного моря, проведя в полном затворничестве двадцать лет. С 306 года Антоний начал призывать в пустыню учеников, становившихся, как и он, анахоретами, т. е. "отшельниками", "пустынниками"[2]. Но это

 


[1] Слова Христа, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на небесах; а там приходи и следуй за Мною» (Матфей 19:21).

[2] Отшельничество – первоначальная («архаичная») форма христианского

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!