Керамическая посуда древней Руси

Русская традиционная глиняная утварь

Опубликовано 27.03.2013 автором Ola

Посуда или, как ее раньше называли, утварь служила русскому народу не только как емкость для хранения и приготовления пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры русского народа.

Каждый предмет посуды существенно отличался от другого по материалу и способу изготовления, не смотря не то, что русской материальной культуре, в целом, свойственна общность черт. Каждый элемент утвари имел свое название, сохраняющее лексику той или иной этнографической группы русских, в зависимости от места ее проживания. Оригинальная художественная отделка каждого предмета посуды несла определенный смысл. Она не только давала возможность определить мастера, изготовившего ее, но и указывала на место утвари в быту.

Материалом для изготовления утвари служило дерево, глина, металл, стекло. Это зависело от способа приготовления блюда — варки, жарки, кипячения, соления, квашения.

За многолетнюю историю русского народа, утварь для дома существенно изменилась: многие виды старинной посуды вышли из употребления, элементы других нашли применение в современной посуде.

Данные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.

После появления в Х-ХШ веках первых русских городов, стали создаваться центры ремесел и торговли, в которых изготавливали и продавали различную посуду.

Самая распространенная утварь Древней Руси — глиняная посуда. В конце IX — начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.

На территории Новгорода археологи часто находили практически все необходимые для приготовления еды элементы утвари: тарелки (глубокие и мелкие), миски, ложки, плошки,
кринки, кувшины, чаши, корчаги. На раскопках в Суздале обнаружили много изделий из керамики XI-XIV веков. По материалам раскопок ученые пришли к выводу, что видов домашней утвари в X-XI века было очень много.

Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.

В середине XVII века в моду вошли сложные глиняные изделия — «ценинные» сосуды. Они были покрыты глазурью и служили для подачи напитков – меда, кваса и браги.


Опарница

Для замешивания теста на хлеб или пироги использовали горшки яйцевидной или конусовидной формы. Внутри такие горшки были покрыты поливой (цветной глазурью). Названий для данных горшков было множество, даже в пределах только Вологодской губернии. Их называли кринка, опарница, челпан, квашонка, пекарка, ставок, пирожная, корчага, ставка. На Алтае горшки для замеса теста называли колыванка.

У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей. Щи оставляли в печи прямо в горшке, и они упревали, становясь наваристее и вкуснее. Это происходило благодаря специальной форме горшка. Тепло от печи равномерно распределялось по всей посудине и в ней ничего не пригорало. Были в хозяйстве и горшки помельче — для разогрева щей. Но подавали готовую пищу на стол не в горшках, а на большом блюде — глиняном или деревянном. Хозяйки Владимирской губернии имели отдельный горшок для приготовления сладких супов.

Имелись у хозяек и ухваты (северные и центральные губернии) или рогачи (южные губернии). Эти приспособления изготавливались под форму горшка и помогали ставить или вынимать горшок из печи. Ухват, как и чапельник (сковородник) и кочерга, всегда находились на одном месте — у печи. В XIX веке глиняный горшок сменил чугунок (металлический горшок). Жарили и запекали в плоских сковородах, металлических или гончарных (латках, жаровнях, плошках).

Латками пользовались для того, чтобы тушить мясо. Латка представляла собой плоскую невысокую миску с двумя ручками. В Нижегородской губернии латку называли мясницей, в Вологодской — жаровницей, жаровней, тушонкой. В Ярославской губернии для тушения использовали тушку — округлую миску с ручкой. В Тверской губернии для растапливания сала пользовались растворником — небольшим горшком с трубчатым рыльцем.

Латки (глиняные сковороды) использовали для жарки рыбы и овощей. Латки на Кубани называли чапликами.

Кашники (маленькие горшочки из глины) служили для приготовления, разогрева и подачи на стол каши. В Нижегородской губернии кашники называли еще кубанами, по форме они были похожи на репку. В Вологодской губернии их называли накровками, плошками и по форме они были более круглыми.

Глиняная утварь для холодца и заливной рыбы была очень разнообразна — округлой, треугольной, квадратной формы. Такую посуду украшали рисунками сбоку и по дну, покрывали цветной глазурью.

В период сенокоса актуальна была посуда, позволяющая долго хранить тепло пищи. Например, для каши и щей использовали сдвоенные горшки в форме шара, с ручкой посередине. Их называли двоешками в Витебской и Смоленской губернии, двойничками — в Московской, шанками — в Ярославской. Кашу носили в яйцевидном горшке с ручкой, который называли полевик. Таких горшков на севере не делали.

Для хранения растительного масла использовали елейники или кубышки (небольшие кувшины), которые имели форму шара или яйца. У кувшина была ручка и носик (рыльце).
Носик и горлышко кувшина закрывались пробками из дерева. В Вологодской губернии такие кувшины носили названия рыльничек, носник, кубышка, разливчик, рученька, рыльник. В Калужской губернии для хранения масла использовали бочонок — сосуд цилиндрической формы из белой глины. Он был широкий в центре и сужался к верху. Кумганы — кувшины яйцевидной формы, с ручкой и узким горлышком, которое соединялось с рыльцем пластичной перегородкой, использовали для хранения масла из семян льна в Новгородской губернии. В Московской губернии в подобных кувшинах хранили патоку.

Для хранения молока и кисломолочных продуктов использовали специальную посуду. Корову доили в дойник (подоенка, подойник) из дерева, у которого имелся выдолбленный носик из осины. Иногда его выдалбливали из цельного куска дерева, но к концу XIX века чаще стали делать бондарные дойники. Использовали и маленькие дойники из глины, с горизонтальной ручкой и высоким коротким рыльцем-втулкой (Пермская, Московская, Вологодская губернии). В Нижегородской губернии доили молоко и в цилиндрическое глиняное ведерко с крышкой. В Новгородской губернии использовали сосуд с очень широким горлом и рыльцем — носак.

В Нижегородской губернии процеживали молоко в глиняные кринки через кусок холста, вставленный в деревянную воронку. Кипятили молоко в черпаке — маленьком цилиндрическом сосуде с ручкой и сливом. В Новгородской губернии для сливок использовали сливочник — округлый сосуд с ручкой и изогнутым горлом. Кринки для хранения молочного в Московской губернии называли банками, в Орловской- кубанями, в Тульской — махотками. Северяне пользовались низкими кринками, южане — высокими.

Сливочное масло готовили сбиванием сметаны мутовкой (или руками) в узких кринках или комошницах. В невысокой миске с небольшим рыльцем топили масло. Эту миску называли топтушка, мазильница, рыльник, тпушка, роговик, масляник, рожонка (рожанка). Масло топили в масленке — горшочке с расширяющимся стенками, с ручкой и сливом. Масленки бывали с крышками и без. Хранили масло в небольших широкогорлых кувшинчиках с ручкой. Емкость для сметаны называли сметанник, носушка, латочка.

Готовое масло хранили в больших бочках для продажи на ярмарках, или держали в маленьких глиняных корчагах или туесах (сосудах с вставным дном цилиндрической формы).

Напитки, которые употребляли каждый день, вроде чая и кваса, пили из кандюшек — глиняных цилиндрических кружек. Были и деревянные кружки для кваса, их украшали фигурками коней, знаками, изображающими солнце. Корцы (большие ковши с длинной ручкой, выдолбленные из дерева) служили для зачерпывания питьевой воды из бочек, для розлива жидкостей.

Посудой из стекла до начала ХХ века пользовались совсем мало, зато широко пользовались металлической — медной и чугунной. Кроме того, пользовались стаканами и стопками из цинка.

Процедура чаепития стала распространенной с конца XVIII века, для кипячения воды и заваривания чая использовали чайники из глины и металла. До появления самоваров использовали сбитенники, внешне они похожи на чайники, но с внутренней трубкой для угля и поддувалом. В них варили и сбитень — напиток из меда, шалфея, зверобоя и пряностей. Сбитень продавали прямо на улицах.

Затем появились чайные наборы посуды. Зажиточные семьи использовали фарфоровую посуду, бедные — глиняную. В конце XIX века популярностью пользовался кузнецовский фарфор.

В Нижегородской губернии кофе заваривали в глиняных округлых кофейниках, которые были оснащены подставкой на ножках.

Соль на столе стояла в солонках или солоницах. На Севере пользовались деревянными солонками в форме уточки. Были солонки и в форме стула, с изображением людей и животных. Украшали солонки резьбой. Для дороги и работы иногда плели солонки из бересты. В Смоленской губернии в конце XIX — начале ХХ века начали делать токарные соломки с резьбой. Были в обиходе и солонки из глины, на широкой ножке.

Для особых случаев, например, церковных праздников, в доме каждого крестьянина была специальная посуда. На Спас (6 августа) для освящения ржи, гороха, и яблок в Тверской губернии использовался небольшой кувшин из глины с горлом в виде трубочки. Был у каждой семьи и горшок шаровидной формы с рукояткой, в котором готовили кутью. Во время поста пользовались не той посудой, что в обычные дни.

Многую посуду (корчаги, горшки, кувшины и т.д.) освящали одновременно с пищей — ставили на дне утвари крест в окружности.

Была специальная посуда и для приготовления киселей — кисельницы, латки. Внутри такую посуду красили, делали волнистые края, изображения рыб или раков, круги. Кисель после застывания выкладывался на тарелку вверх узором.

Квас готовили в корчагах из глины или в кадках из дерева. Внизу емкостей имелось отверстие для слива сусла. Во Владимирской губернии квас хранили в кваснике из глины. Этот квасник имел необычную дисковидную форму, благодаря которой он долго оставался холодным. В Московской губернии квас хранили в чернолощеном округлом кувшине с высоким горлом. В Вологодской губернии для хранения кваса использовали рученьки — глиняные сосуды с рыльцем, ручкой и крышкой. В Петербургской губернии квас держали в горшке с широким горлом. К столу квас или брагу подавали в кумганах — красивых шаровидных кувшинах.

Пиво было обязательным праздничным напитком, и для его приготовления в доме был целый набор утвари. Для варки пива использовали: русло (длинное корыто), сливальник (круг из дерева с дырочками для процеживания пива), лопатку для перемешивания сусла, железный или деревянный чан, лейку со сливом, ковши для вычерпывания сусла. Пиво варили не только для небольших семейных праздников, но и для коллективных. Дома его готовили в глиняных корчагах, в общественных пивоварнях — в больших металлических чанах. Готовое пиво хранили в больших сосудах, таких как горлач (Тверская губерния, сосуд из красной глины, с узким горлом), корчага (Московская губерния, чернолощеный сосуд яйцевидной формы с высоким горлом), пивной кувшин (Ярославская губерния, сосуд с расширяющимся стенками, большой ручкой и рыльцем).

Квас хранили в небольшом бочонке из дерева с квадратным отверстием сверху- логуне. В Новгородской губернии медовуху хранили в цилиндрическом сосуде из глины, с широкой центральной частью и узким горлом, которое затыкали красивой пробкой. Мед хранился в глиняных банках, которые называли в Нижегородской губернии ставнями.

Реформы Петра I, проведенные им в XVIII веке, способствовали расслоению общества, что привело к значительным изменениям в быту. Выделился особый класс — дворяне. Они стремились подчеркнуть свое отличие от низов общества, сознательно приобретали дорогую посуду, которая в то время была мерилом богатства владельца.

В то время расширились и экономические связи России с Европой, из-за чего в Россию стали попадать различные предметы роскоши, посуда из стекла, фарфора, фаянса. Появилось много новшеств и под влиянием иностранной кухни, особенно французской. В быт русских людей проникло много новых вещей, сервизов примерно в середине XVIII века. Это было связано с производством фарфора в Европе. В 1762 году был издан манифест о вольности дворянства, и дворянство стало окружать себя роскошью.

Пиры и застолья длились несколько дней и требовали большого количества посуды. Часто использовался фарфор мануфактур Западной Европы (венский, мейсенский, берлинский).

В конце XVIII века система питания снова изменилась. Это произошло за счет расширения границ Российской империи, развития земледелия, животноводства. Пища знати становилась все более изысканной, популярными стали зарубежные блюда, много внимания уделялось сервировке стола. Конечно, увеличился и ассортимент посуды. Иногда для приготовления пищи использовали до 56 предметов! Это были и квашни с лоханями, и бочонки с ведрами, и горшки, и корчаги, и ухваты.

Популярность европейской кухни привела к использованию металлических форм для пудингов, венчиков для взбивания сливок и других приспособлений. Очевидной становилась необходимость изготовления своего фарфора.

В 1744 году открылось первое предприятие по производству фарфора в России — Императорский завод в Петербурге. Он изготовлял как обычную посуду, так и посуду на заказ. Вся посуда, изготовленная на заводе, отличалась тщательной росписью, белизной фарфора, блеском и чистотой красок.

Позже (в 1740-е годы) появился завод Гребенщикова, на котором выпускались майоликовые изделия: тарелки для супа, блюда, судочки с коричневой, синей и белой росписью.

В 1763 году открылся частный фарфоровый завод Гарднера в селе Вербилки (Дмитровский уезд, Московская губерния). Здесь выпускали изделия, доступные всем. Небогатые люди могли себе позволить купить белые фаянсовые сосуды. В 1811 году в городе Горбунове того же уезда открылся завод А.Г. Попова.

Большой вклад в историю развития русского фарфора внесли и другие мелкие заводы, особенно Гжельского района. Это заводы братьев Новых, Дунашевых, Квартальных, Кустаревых, Самсоновых, Храпуновых и др. Их продукцию любили и могли себе позволить широкие массы.

Конец XIX — начало XX веков связано с деятельностью огромного концерна «Товарищество М.С. Кузнецова», которое производило фарфор. Существовало много частных фирм, производивших фарфор, например, в Москве известны были фирмы во главе с братьями Анохиными, Бармиными, Гулиными, Кудиновыми, в Петербурге — с братьями Корниловыми. Мастера этих заводов создавали самобытный, разнообразный фарфор.

Керамическая посуда древней Руси

ГОРШОК

Горшок - ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА
Горшок для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

ГУСЯТНИЦА

Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

ЕНДОВА

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

 

 

ЖАРОВНЯ

Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

КАНДЮШКА

Кондюшка, кондея - то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

КАНОПКА

Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.


КАЦЕЯ

Кацея - в старину жаровня, по объяснению азбуковников, "судина до каждения". Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское "кацати" - брызгать водою.
КАШНИК ГОРШОК

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

 

КИСЕЛЬНИЦА

Кисельница - большая миска с носиком. Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КОРЧАГА


Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок - слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово - древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

КРЫНКА (КРИНКА)


Крынка - линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

КУВШИН


Кувшин - кувшинчик умалительно, кукшин,кука - глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

КУВШИН КРУПНИК


Кувшин крупник (или пудовик) - ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

 

 

КУБЫШКА

Кубышка - то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.



ЛАТКА

Латка - древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится - «пряжится» в собственном соку. Картофель, овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

МИСКА

Миски - небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» - после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения - «обрызгивания» - в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари - блюдо, тарелку, чашу.
ОПАРНИЦА

Опарница - керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.


ПЛОШКА


Плошка - (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

 

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

Подойник - утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».

ПОЛЕВИК ГОРШОК

Полевик горшок - полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик - керамический сосуд для носки питья в поле.

РЫЛЬНИК

Рыльник - сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик - «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова - длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

УМЫВАЛЬНИК

Умывальник - керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

ЧЕРЕПУШКА

Черепушка - керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд - салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

Гончарное искусство

Керамика

Изделия из обожженной глины называются керамикой. Трудно, наверное, найти такой народ на Земле, который не использовал бы в своем быту изделий из керамики. Не случайно археологи по таким предметам, найденным во время раскопок, устанавливают тип культуры и время, к которому относится тот или иной культурный слой. Самые древние керамические изделия, известные науке, относятся к VIII тысячелетию до н. э.

Слово «керамика» происходит от греческого «keramos», что значит глина. Этот природный материал обладает удивительными свойствами. Во влажном состоянии ему можно придать любую форму. А после обжига он становится твердым и не поддается разрушительному действию времени, воды, огня, химических веществ.

Глиняная посуда

На Русском Севере наряду с деревянными использовались многочисленные глиняные изделия: горшки, кувшины, кринки, горлачи, корчаги, кубышки, латки, рукомои и даже тазы. Глиняные сосуды северных мастеров отличались плавными, обтекаемыми формами, а поверхность они имели шероховатую.

Горшки в традиционном крестьянском быту – самая употребительная посуда для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Они могли быть разной величины: и крохотными – чтобы сварить кашу для маленького ребенка, и огромными – вместимостью до 30 литров. Но форма их примерно одна и та же. На протяжении столетий она практически не менялась. У любого горшка округлая основная часть (тулово), плавно сужающаяся к донышку; а открытая горловина его – широкая, с венчиком-ободком.

Кувшин, как и кринка, – глиняный сосуд с высоким горлом. Но у него, в отличие от кринки, есть носик и ручка. В кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом.

Корчага – большая посудина, похожая по форме на горшок. У нее устойчивое дно, а тулово круглое или чуть вытянутое. В корчагах варили и хранили пиво. Поэтому они назывались еще и «пивниками». Но их могли также использовать и для хранения зерна, для нагревания воды или кипячения белья со щелоком (раствором золы). В нижней части корчаги, в нескольких сантиметрах от дна, имелось отверстие для слива. Оно затыкалось деревянной пробкой – стырем.

Горлач – примерно то же самое, что а и корчага. Но в его верхней части есть трубчатый носик. Он немного напоминает по форме заварочный чайник. Предназначен горлач для хранения готового пива.

Широкие сосуды с круглым туловом, которое переходит в узкую горловину, и с небольшим носиком-сливом, а иногда и с ручкой, назывались кубышками. Они служили для хранения масла. В подобных гончарных изделиях держали и деготь. Но тогда они уже назывались дегтярницами.

Что такое латка (или жаровня), наверное, проще всего определить так: это глиняная сковорода. Только по форме латки могли быть не только круглыми, но и овальными. В них жарили картошку, мясо, рыбу, яичницу, грибы. Иногда в латках готовили овсяный или гороховый кисель.

Для глиняных сосудов, в которых готовилась и хранилась пища, делались глиняные же крышки – волохи. Походила такая крышка на плоскую воронку.

О том, что такое рукомой, нетрудно догадаться по названию. Глиняные рукомой выглядели по-разному. Но чаще всего это были сосуды круглой или овальной формы с широким отверстием для наливания воды, с одним или двумя носиками и с ушками для подвешивания рукомоя на веревочке или цепочке.

Кроме названных изделий, гончары производили также рыльники (сосуды для сбивания и перетапливания масла), блюда, миски, кружки, суды (чаши), рюмки и многие другие предметы домашнего обихода. Перечислить их все невозможно.

Материал

Развитие гончарного дела зависело прежде всего от запасов и качества глины в ближайшей округе. Места, откуда ее брали, обычно назывались «Глины», «Глинуха», «Глинище». Подбирая нужное для ремесла сырье, глину пробовали на вязкость, на запах, на вкус. Некоторые гончары даже устанавливали исключительное право добычи глины в определенных местах и ревностно их охраняли.

Необходимая добавка к глиняному «тесту» – песок. Он должен быть чистым и сухим. Его брали чаще всего по берегам рек, озер, ручьев. Если летом вода долго не спадала и песчаные отмели были недоступны, песок делали сами: толкли пережженные камни, содержащие кварц.

Гончарный круг

В гончарном производстве применялись выработанные веками технологические приемы. Добытую глину складывали в бочки или корыта, заливали водой, долго квасили. Подготовленную глиняную массу очищали от камешков и сора, затем топтали на полу, посыпанном чистым сухим песком, и скатывали в комья. Это был уже готовый для работы материал.

Изделие формовалось на специальном приспособлении – гончарном круге. Это древнейшее изобретение человечества, которое оказало заметное влияние на развитие цивилизации. Сейчас оно может показаться не очень совершенным и даже примитивным. Однако на определенном этапе истории такой несложный механизм не только облегчил работу гончара, но и намного увеличил производительность его труда. Интересно, что на протяжении нескольких тысячелетий гончарный круг практически не изменялся.

В зависимости от того, каким способом гончарный круг приводится в движение, он бывает ручным и ножным. На Русском Севере более распространенной была его первая разновидность. Ручной гончарный круг устанавливается на переносной скамье. На одном из концов этой скамьи проделано отверстие. В отверстие вставляется штырь («веретено»), на котором жестко укреплен деревянный круг (диаметром 50–80 см). Гончар сидит верхом на скамье, вращает круг левой рукой, а правой формует изделие из глины, лежащей на круге.

Ручной гончарный круг может быть устроен и несколько иначе. Например, жестко закрепляется не круг на «веретене», а «веретено» в отверстии скамьи. Более сложная конструкция выглядела так: к скамье прикреплен деревянный цилиндр со штырем; на штырь насажена вращающаяся крестовина из дощечек; на каждом конце этой крестовины – по стержню; на четырех стержнях крестовины установлен круг; цилиндр со штырем неподвижен, вращается крестовина с кругом.

Со второй половины XV в. гончары на территории нашей страны начинают пользоваться ножным кругом. Он | приводится в движение массивным маховым колесом, насаженным на ту же ось, что и сам круг. Гончар вращает колесо ногами, это движение передается кругу, а обе руки мастера свободны для формовки изделия. Разгоняя или придерживая маховое колесо ногами, мастер может работать, не прерывая работы рук, разминающих глину и вытягивающих тулово сосуда.

Формовка изделия

Работа начинается с того, что гончар кладет точно по центру вращающейся площадки круга ком сырой глины. Затем он тянет массу вверх, превращает ком в конус и вновь осаживает его, чтобы полностью удалить из материала пузырьки воздуха.

Формовка сосуда начинается вслед за этой операцией. При непрерывном вращении круга мастер нажимает большим пальцем в середине глиняной заготовки. Образуется углубление. Придерживая стенки вокруг углубления остальными четырьмя пальцами руки, гончар осторожно вытягивает эти стенки вверх. Начинают проступать очертания будущей посудины. Одна рука гончара входит в образовавшееся между стенками пространство целиком и придает сосуду нужную форму изнутри. Другая же рука формирует внешнюю поверхность. Иногда эта операция производится не ладонью и пальцами, а при помощи деревянного ножа. Ручки, ушки, носики лепятся из валиков глины отдельно, а затем присоединяются к посудине.

Края изделия оправляли мокрой тряпкой или куском овчины («ветошкой», «склизнем», «мокрушей»). Ею же убирали лишнюю влагу, которая скапливалась на дне сосуда. А затем изделие быстро срезали с круга куском тонкой проволоки (или ниткой) с деревянными ручками на концах («срезкой»).

Сырую поверхность сосуда зачищали, а иногда и наносили на нее узоры липовыми ножичками – «клепиками».

Существовал еще один способ формовки посуды – «налепами». Стенки сосуда выводили не из одного кома «теста», а налепливали друг на друга глиняные валики и распющивали их пальцами. Этот способ этнографы считают более древним.

Обжиг

Прежде чем подвергнуть отформованную посуду обжигу, ее сушили в протопленных печах на соломе или просто расставляли по всей избе: на лавках, полавочниках, столах.

Обжигали гончары свои изделия в обычной русской печи. Только еда в ней во время обжига не готовилась. Посуду в печь «грузили» с вечера. Все изделия обкладывали дровами. На топливо обычно шли хорошо высушенные метровые плахи. Печь затапливалась утром. Температуру постепенно поднимали. Обжиг прекращался, когда изделия начинали краснеть. Но их еще оставляли в печи до следующего утра. По разным технологиям обжиг можно было вести с открытым или закрытым дымоходом. Иногда эти два способа чередовали.

Чтобы сделать посуду более прочной, водонепроницаемой и красивой, ее подвергали обварке. Делалось это так. Раскаленный сосуд доставали из печи с помощью кочерги, двух палок или специальных щипцов, быстро окунали в приготовленную в лохани или корыте «болтушку» из мятого вареного картофеля, ячменной, ржаной или овсяной муки (около 1 кг продукта на ведро воды). Такой раствор называли также «киселем». Если же его готовили из семян или головок льна – то «дурандой». Изделие обваривали, пока раствор шипел на его стенках. В результате на стенках посуды появлялись причудливые пятна и разводы, которые воспринимались как украшение. Подобную обработку выдерживали не все сосуды. Некоторые из них трескались и шли в отходы производства.

Наибольшим спросом в XIX в. пользовалась «муравленая» («обливная») посуда. Делать ее умели по всей России. Технология изготовления подобных изделий такова. Перед обжигом их поверхность покрывали так называемыми «поливами», веществами, содержащими разнообразные окислы. Поливы могли быть порошкообразными или жидкими. В печи это покрытие превращалось в тонкую стекловидную пленку – глазурь («мураву»). Глазурь желтого цвета получали с помощью веществ, содержащих окись железа или свинца. Глубокие коричневые и фиолетовые тона давали окислы марганца, а широкую гамму зеленого цвета – окись меди. Чаще всего в качестве поливы использовался минеральный краситель сурик. Керамика, покрытая красновато-коричневой глазурью, – это результат использования сурика.

Неравномерная окраска глазури – то густая и темная, то светлая с разными оттенками – придавала поливным изделиям неповторимое своеобразие. Красочные потеки и блики света, играющие на гладкой поверхности, очень живописны.

Наносили поливу на посуду по-разному. Если она имела вид порошка, то ею изделие посыпали. В жидкую поливу его окунали. Но такой поливой могли, в полном соответствии с названием операции, стенки просушенной посудины и поливать. Жидкой поливой глиняное изделие также обмазывали, используя кисть или заячью лапку.

Для того, чтобы устранить дефекты, появившиеся во время формовки, а также для того, чтобы сделать изделие более красивым, его иногда покрывали перед обжигом тонким слоем тщательно растертой белой глины. Часть этого покрытия впитывалась в еще сырую поверхность, а оставшийся раствор создавал легкий рельефный узор, четко проступавший после обжига. (Такой способ обработки называется ангобированием.) Бывало, что в белую глину добавляли крупинки кварца или красители. Бывало, что изделие еще и муравили.

Существовал также совершенно особый способ обжига глиняной посуды – в коптящем пламени без доступа кислорода. Назывался он морением (или томлением). Для получения обильной копоти к топливу добавляли бересту, смолистые щепки, паклю с дегтем. Изделие пропитывалось копотью насквозь. Остывало оно также без доступа кислорода, в печи с замазанным горном. Цвет посуды получался матово-черный.

Особый интерес представляют лощеные изделия. Этот вид керамики – один из древнейших. Поверхность отформованных и просушенных предметов перед обжигом протиралась влажной тканью и лощилась (шлифовалось) гладким камнем или костью. Такой инструмент назывался «лощило». Им натирали или всю поверхность сосуда, или отдельные его части. Частичное лощение создавало серебристые узоры на матовой поверхности обожженного изделия.

Морение могло сочетаться с лощением. Такую керамику принято называть чернолощеной. После обжига следы лощения эффектно поблескивали на глубоком черном фоне. По-видимому, этот вид керамики имитировал металлическую посуду. Но ее достоинство заключалось не только в красоте. В ней прекрасно сохранялись продукты.

Иногда гончары раскаленную посуду, чаще всего рукомойники, обливали «серой», т. е. сосновой смолой. Обработанные таким способом изделия походили на чернолощеные.

Существовали и другие способы украшения глиняной посуды. Ее, например, покрывали рельефным тисненым узором или расписывали красками. Поливные изделия росписью украшались редко. А вот затеки глазури на рельефном узоре усиливали декоративный эффект, и потому сочетание «муравы» и тиснения встречалось довольно часто.

Большим спросом в конце XIX в. пользовалась яркая многоцветная роспись. На территории Вологодского края широкое распространение получили крупные устюженские корчаги, изготовлявшиеся главным образом в селе Белые Кресты. Они украшались пестрыми и дробными узорами из густо расположенных розеток и простых геометрических фигур.

Но глиняная посуда могла и не подвергаться какой-либо дополнительной обработке. Краснообожженные сосуды сами по себе выглядели хорошо. Такую керамику называли «киноваренной».

Гончарство как промысел

В тех местах, где были хорошие гончарные глины, почти все население занималось изготовлением глиняной посуды. Дело это трудоемкое, и к нему привлекались все члены семьи мастера: и женщины, и дети, и старики. Мальчики уже в 7–8 лет начинали приобщаться к гончарству всерьез. Одинокие старики в деревнях, где этот промысел процветал, делали несложные игрушки-свистульки.

Готовые изделия вывозили большими партиями на базар. Там их часто меняли на зерно. Глиняный сосуд стоил столько, сколько входило в него ржи, ячменя или даже пшеницы.

В разных местностях глины неодинаковы. Учитывая их особые качества, мастера вырабатывали свою технологию работы с ними. В Вологодском крае большой известностью пользовались изделия мастеров Кирилловского, Устюженского, Череповецкого, Белозерского уездов. Название посуде обычно давали по деревне или волости, где она изготовлялась.

Известный гончарный центр существовал в Никольском уезде, в деревнях Большое и Малое Фомино. К концу XIX в. практически все жители этих деревень занимались гончарством. Глиняная посуда фоминских мастеров отличается толстыми шероховатыми стенками и массивными формами. Внутреннюю поверхность и верхнюю часть внешних стенок изделий мастера покрывали глазурью. Характерной особенностью фоминской керамики было использование медного порошка. Его получали, пережигая старые медные изделия. Порошок наносили на глиняную поверхность перед обжигом и покрывали глазурью. Получался рисунок в виде коричневых пятен, прихотливо разбросанных по стенкам сосудов. Промысел просуществовал до 60-х гг. XX в.

Еще один центр гончарного производства находился в Васьяновской волости Кадниковского уезда. Больше всего гончаров жило в деревнях Большая и Долгишево. Их посуда имела чисто практическое назначение. Размеры изделий невелики. Их форма не всегда правильна, а толстые стенки шероховаты. Своеобразный художественный эффект посуде придает вкрапление в глину зерен кварца, который мерцает искорками на обожженной поверхности. Васьяновские мастера изготовляли только обварную керамику.

Изготовлением глиняных изделий другого типа занимались мастера деревни Сомово близ Верховажья. Их продукция получила известность уже в начале XIX в. В Сомове изготовлялась глазурованная посуда с красивыми живописными потеками. Она была хорошего качества, разнообразна по ассортименту и пользовалась большим спросом. Сомовские изделия вывозили на продажу не только в Верховажье, но и в Вельск, Вологду, Тотьму, Архангельск.

Хорошими гончарными глинами богат Белозерский край. Здесь возникли и успешно развивались многие гончарные центры. Но особенно славились мастера Бураковской, Ферапонтовской, Зауломской, Георгиевской, Антушевской, Бечевинской волостей. Они владели различными способами обработки керамики. Для их изделий характерны мягкие округлые формы и утолщенные валики на горловинах. Особенно красивы большие кувшины с упругими туловами и короткими приплюснутыми ручками. В чернолощеной посуде примечательно сочетание матовой поверхности с блестящими черными дорожками.

Закуштская волость Кадниковского уезда была одним из самых известных гончарных центров. Гончарным ремеслом в этой волости занималось едва ли не все население. Мастера изготовляли и обварную, и поливную, и чернолощеную посуду. Во время навигации ее везли на небольших судах в Вологду, Ярославль и Кострому. Появлялась она и на Нижегородской ярмарке.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!