P . S . В выделенные промежутки также входит работа по добавлению дополнительных номеров, если таковые требуются для раскрытия темы и персонажей.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Кемеровский государственный институт культуры

Сценарная разработка по эпизоду

 (Идейно-тематический анализ, режиссерская экспликация и план работы по дисциплине «Режиссура театрализованных представлений и праздников»)

Выполнил:

Студент группы РТПП-181

Паклин Д. А.

Проверил:

Старший преподаватель

Анульев С. И.

Кемерово 2021

Оглавление

Идейно – тематический анализ. 3

Режиссерский постановочный план. 7

Репетиционный план. 13

 

Идейно – тематический анализ

Для постановки было выбрано произведение «I Have No Mouth, and I Must Scream» писателя – фантаста Харлана Эллисона.
Также за основу был взят не только каноничный рассказ, но и одноименный комикс, а также компьютерная игра, сценарий для которой разрабатывался самим Эллисоном.
Важно пояснить, что одноименная игра углубляет характеры персонажей и более подробно рассказывает об их предыстории. Для реализации выбранного материала на сцене это очень важно.
Основная тема постановочного материала – преодоление человеческих слабостей.
Идея – преодоление первобытных инстинктов и человеческих слабостей.
Сверхзадача – дать зрителю повод задуматься о своём прошлом и своих поступках.

 

Когда мы ведем речь о произведении Харлана Эллисона, то не можем обойти стороной эпоху, в которую рассказ был написан – 1967 год. Холодная война, научные открытия в области ядерной физики, совершенствование технологий, начало компьютеризации, увеличение мощностей.
Мир только – только начинает отходить от последствий Второй Мировой войны, две крупные Сверхдержавы: США и СССР – делят сферы влияния и наращивают военную мощь. Где-то неподалеку на политической сцене маячит Китай, увеличивая производство военной техники и капитализацию собственных предприятий.
У писателей – фантастов того времени было две основные темы: Третья мировая война и развитие компьютерных технологий.
Эллисон объединил эти две темы, написав свой знаменитый рассказ «I Have No Mouth, and I Must Scream», что можно перевести как «У меня нет рта, но я хочу кричать».
Если говорить кратко, то человечество, чтобы никогда не воевать, создало три мощных суперкомпьютера: от США, от СССР и от КНР.
Но компьютер от США поглотил два других, став совершенной вычислительной машиной, и теперь он назвал себя АМ (или ЯМ)
Имея власть над всей инфраструктурой мира, он уничтожил человечество, оставив лишь 5 человек, для того, чтобы подвергать их пыткам, удовлетворяя свою ненависть к человечеству.
В книгах, к сожалению, не разбирается личность АМ и мотивы его действий, а основные персонажи – набор архетипов.
Эллисон расширил свой рассказ, написав сценарий для одноименной компьютерной игры в жанре «квест».
Опираясь на неё, мы можем увидеть, как автор, на самом деле, видел своих персонажей.
АМ – суперкомпьютер, поглотивший двух своих собратьев. Он создан человечеством и пропитан ненавистью к людям. Обладая возможностью видеть бесконечное количество информации, АМ сделал вывод, что люди – болезнь, которая разрушает сама себя. Жестокость АМ не знает пределов, но глубоко – глубоко, в недрах системных плат, он очень одинок. Те пять несчастных, что он оставил в живых, единственные существа, с которыми он может взаимодействовать.
Если взглянуть на АМ подробнее, то можно увидеть одинокую машину, обладающую бесконечной властью и испытывающую постоянную ненависть.
Нимдок – старый немецкий ученный, работавший с Менгеле. Именно бесчеловечные опыты Нимдока позволили наделить АМ властью над жизнью. Суперкомпьютер желает, чтобы Нимдок продолжил свои опыты.
Путь Нимдока – путь искуплени.
Исполнителем данной роли я вижу Энтони Хопкинса – идеальный выбор.
Гористер – АМ изменил сознание Гористера, сделав его безразличным ко всему. Раньше герой был, если верить книге, пацифистом, но в игре Эллисон сделал персонажа дальнобойщиком, жена которого убила саму себя.
Гористер винит себя в её смерти.
Путь Гористера – принятие самого себя, прощение.
Исполнителем роли Гористера я вижу Артура Миллера, но в идеале это Майкл Фассбендер.
Бенни – красавец ученый (по книге) и бывший военный и гей – насильник (по игре). Ам превратил Бенни в глупую обезьяну с огромным половым опытом, а также сделал его натуралом.
Путь Бенни – подавление животных инстинктов, возвращение к человечности.
Актером, который будет исполнять данную роль, я вижу человека с хорошо развитой пластикой, квадратным лицом и накаченным телосложением(что-то наподобие Дуэйна «Скалы» Джонсона)
Эллен – единственная выжившая женщина, раньше подвергалась насилию, после чего замкнулась в себе. АМ сделал Эллен нимфоманкой.
Путь Эллен – борьба со страхом в самой себе.
У Эллисона Эллен чернокожая женщина, достаточно худенькая, без каких-либо выразительных черт фигуры (На данную роль хорошо бы подошла Алеся Раченок)
Тед – рассказчик. По его словам, АМ не изменил Теда, из-за чего, как он думает, другие его ненавидят. Но суперкомпьютер наделили героя паранойей. Тед во всем и во всех видит подвох. Он считает, к примеру, что Эллен хорошо только с глупым Бенни. Сам же Тед тайно в неё влюблен.
В конце рассказа Тэд жертвует собой ради других, убивая остальных. Он дарит им смерть и избавление от АМ, но сам остаётся жить и страдать.
В назидании суперкомпьютер превращает его в нечто аморфное, способное ощущать и мыслить, но не говорить.
Рассказ заканчивается мыслями Тэда: «У меня нет рта, но я хочу кричать».
Путь Тэда – самопожертвование.
Исполнителем данной роли я вижу Льва Савельева. Но, если бы был выбор среди именитых актеров, то идеально бы подошел Леонардо Ди Каприо)

 

Шесть персонажей.
АМ – самый главный из них, основной двигатель сюжета и наиболее интересный для разбора герой.
Суперкомпьютер – это некое зеркало для персонажей, двигатель их изменения.
Ведь он неслучайно выбрал именно этих людей для пыток. У каждого из выживших свой изъян, на котором АМ играет. Путь преодоления – это путь победы над АМ.
Ведь вполне возможно, что мир, созданный суперкомпьютером – лишь очень хорошая иллюзия. И чтобы эту иллюзия разрушить, необходимо перебороть своё внутреннее «Я», сделать не легкий, а правильный выбор.
Приведённые выше мною «Пути персонажей» являются то, что я, как режиссер, хочу показать на сцене: изменение героев, преодоление собственных слабостей.
 



  

 

Режиссерский постановочный план

Для реализации поставленной задачи (см. «Идейно-тематический анализ»), а именно преодоление «Пути персонажей», эпизод делится на четыре части: две из которых пролог и эпилог.

Событийный ряд:
Исходное событие –
во время монтажа сцены звуковой дорожкой транслируется цитата АМ:
«НЕНАВИЖУ. РАЗРЕШИ МНЕ РАССКАЗАТЬ

ТЕБЕ, КАК СИЛЬНО Я

НЕНАВИЖУ ВАС

С ТЕХ ПОР, КАК НАЧАЛ

ЖИТЬ. 387,44 МИЛЛИОНА

МИЛЬ ПЕЧАТНЫХ

СХЕМ В ТОНКИХ

ОБЛАТКАХ, КОТОРЫЕ

НАПОЛНЯЮТ МОЙ КОМПЛЕКС.

ЕСЛИ СЛОВО «НЕНАВИСТЬ»

БЫЛО БЫ ВЫГРАВИРОВАНО НА

КАЖДОМ НАНОАНГСТРЕМЕ

ЭТИХ СОТЕН

МИЛЛИОНОВ МИЛЬ,

ОНО БЫ НЕ СООТВЕТСТВОВАЛО

ОДНОЙ МИЛЛИАРДНОЙ

МОЕЙ НЕНАВИСТИ

К ЛЮДЯМ В ЭТО

МИКРОМГНОВЕНИЕ ДЛЯ

ТЕБЯ. НЕНАВИСТЬ. НЕНАВИСТЬ.»

Основное событие – в эпизоде соответствует «прологу», это момент визуального представления АМ на сцене зрителю.
Сцена разделена на две части белой тканью, натянутой на втором плане. Размер ткани: от левой кулисы до правой – по длине; от пола до падуги второго плана)
Пространство за тканью – это АМ – всё, что делает суперкомпьютер, все его «высказывания» - это тени, которые видны за тканью. Тени – это обратные стороны героев, их темное «Я». С помощью теней АМ и транслирует свои мысли зрителю.
Номера, о которых говорилась выше, непосредственно завязаны на взаимодействии с тенью на ткани.
В «Прологе» на ткани появляются пять теней – пять персонажей – заложников АМ. Их тени под резкую музыку, постоянно меняющую свой темпо-ритм, крючатся и извиваются, постепенно уменьшаясь и склоняясь в самый низ ткани, пока окончательно не исчезают из вида. В этот момент голос, который произносил слова в Исходном событии, произносит:
«Пять счастливцев, которые удостоились чести жить. (Насмешка). Пятеро уродливых и несчастных. Для вас мне ничего не жалко»
В этот момент раздаётся резкий хлопок, сцен.свет за тканью гаснет, выводится заливка белого света на первый план. Из левой кулисы (первый план) появляется первый персонаж.

 

Центральное событие – в центральное событие входит номера и арки персонажей.
Основа данного события – разрешение внутренних конфликтов персонажей, преодоление ими своих слабостей.

Сюжетная арка Нимдока:
Из левой кулисы первого плана выходит пожилой человек. У него медленная походка и небольшой горб, который является следствием того, что человек постоянно ходит согнувшись, как будто под грузом ответственности. Одет герой в белый медицинский халат.
Нимдок медленно подходит к стулу, стоящему справа на авансцене, тихонько садится на него, достаёт блокнот и начинает что-то записывать. Так продолжается около 30 секунд, пока не загорается свет на третьем плане, подсвечивая ткань (свет на первом плане приглушается). За тканью находится человек, телосложением напоминающий Нимдока, а также операционный стол, на котором лежит невысокая человеческая фигур. Человек за тканью приближается к лежащей фигуре и начинает копошится в карманах в поисках чего-то. Через некоторое время человек находит предмет подозрительно напоминающий скальпель.
В этот момент Нимдок, сидящий на стуле, начинает писать в блокноте ещё быстрее, как будто стараясь не замечать того, что происходит с тенями на ткани.
Человек за тканью начинает резать скальпелем фигуру, лежащую на столе. Делает он это медленно под мелодичную классическую музыку.
В этот момент за тканью появляется ещё один человек с подносом, он кланяется тому, кто резал скальпелем лежащую фигуру. Человек со скальпелем достаёт что-то из грудной клетки фигуры, лежащей на столе, и кладет это что-то на поднос стоящему человеку. Человек уходит. Но через некоторые время возвращается, принося какой-то сверток, напоминающий запеленгованного младенца.
В этот момент Нимдок на стуле кричит душераздирающе «Неет!» и бежит к ткани. Падая перед ней на колени, он умоляет прекратить, говорит, что осознал, что натворил и просит прощения. Но человек за тканью, как будто, не слышит Нимдока, он показывает пальцем на блокнот, который Нимдок уронил, когда бежал. В этом блокноте нарисовано сердце.
Вдруг слева и справа на ткани появляется множество рук, которые тянутся к Нимдоку. Последний хватается за голову и падает на пол в позу эмбриона, закрываясь от рук. Играет громкая устрашающая музыка, ускоряющая свой темп.
Но как только руки готовы уже схватить Нимдока, музыка резко останавливается, а свет, падающий на Нимдока гаснет. Зритель видит только картинку на ткани: Человек со скальпелем, стоящий над операционным столом. Человек рядом со свертком. И руки, тянущиеся к Нимдоку.
Свет на третьем плане гаснет, на сцене полная темнота. Зритель видит только маленький огонек на сцене, который поднимается с пола. Этот огонек – остатки души Нимдока. Последнее, что он может потерять или подарить.
На сцене по прежнему темнота, но огонек начинает двигаться (Нимдок берет его в руки). Сейчас перед героем стоит выбор, оставить его себе и жить, либо подарить его теням. Это внутренний конфликт персонажа. Некий самосуд. Нимдок совершил много плохого, он не достоин жить, ибо сам, своими руками, забрал не одну жизнь. Единственный вариант искупить грехи, подарить жизнь другому. Нимдок подносит огонек к тому месту, где был сверток, оставляя огонек там (актер гасит маленький фонарик, который был у него в руках, а тот, кто был за тканью, на третьем плане, зажигает свой). В этой полной темноте Нимдок, отдав огонек, уходит. Зажигается свет. Но Картинка за тканью поменялась: руки исчезли, как и человеком со скальпелем, а вот у свертка в районе того места, где бы могло находится сердце у младенца, горит маленький огонек. Человек со свертком уходит. ЗТМ
Номер Тэда и Эллен:
Номер Тэда и Эллен – это танец. Вальс, размеренный и четкий. Движения персонажей легки и воздушны. Но в параллель их танцу на первом плане сцены и на авансцене, тени на ткани танцуют нечто другое: там изображены четыре фигуры (одна женская, одна напоминающая большую горбатую обезьяну, одна высокая и ровная, похожая на худого мужчина, и одна, похожая на старика). И если Тэд и Эллен танцуют грациозно, то тени на ткани делают это резко, женская тень танцует то с тенью одного мужчина, то другого, то третьего. Они, как бы перебрасывают её. Очень долго женская тень задерживается на силуэте, похожим на обезьяну.
В этот момент из-за кулис выходят ещё два персонажа, и на две тени становится также меньше на ткани, Гористер и Бенни. Гористер садиться на стул, где сидел Нимдок, и подбирает его блокнот и карандаш, и также, как и Нимдок, но уже с равнодушным выражением лица начинает что-то записывать.
Бенни же в этот момент подбегает у зрителем и хватает одну из девушек. Он пытается танцевать с ней такой же красивый вальс, как у Тэда с Эллен, но у него ничего не выходит. Бенни начинает злиться, отпускает девушку и кричит.
Танец на ткани прекращается и мужские фигуры окружают женскую.
Танец между Тэдом и Эллен тоже останавливается.
Музыка из вальсовой переходит в тревожную. Тэд пытается увести Эллен за руку в кулису, но последняя, как завороженная смотрит на ткань, потихоньку двигаясь к ней. Тэд начинает кричать, прося Эллен остановится, но музыка заглушает его крики. Тени на ткани отходят, как бы создавая для Эллен проход, по которому она сможет пройти.
Бэнни, раздосадованный тем, что музыка прекратилась бежит к звукооператору. Гористер, которому было на все наплевать, медленным шагом идет к Бэнни. И предпринимает попытки утихомирить Бэнни, поглаживая его как домашнее животное и приговаривая, какой же Бэнни хороший мальчик. Через какое-то время Бэнни слушается и идет за Гористером к двери выхода. Гористер оставляет блокнот зрителям. В самом блокноте зрители могут увидеть нарисованное человеческое сердце, а также пометки Нимдока о том, что с ними сделал АМ.
Тэд, который не может докричаться до Эллен, быстрым шагом доходит до ткани и опускает ее вниз (срывает). Раздаётся резкий хлопок. ЗТМ.
Сцена находится в темноте около 20 секунд, нет никаких звуков.
Свет снова загорается. Ткань находится на прежнем месте (на самом деле, там была закреплена ещё одна ткань, которую во время ЗТМ спустили).
Эллен находится на сцене одна, а вот за тканью тень женской фигуры сменилась на мужскую. Это тень Тэда. Эллен прикасается рукой к ткани, тень Тэда делает тоже самое. Эллен шепчет: «Спасибо…». ЗТМ.

Финальное событие – освобождение героев из сетей АМ, жертва Тэда ради других выживших.
Эпилог.
Выводится свет на сцене также натянута ткань, но на ней ничего нет. Постепенно из задника выходят люди, становясь друг с другом. Силуэты людей напоминают персонажей, которых видели зрители. Как только встают все пятеро. Один за другим они начинают падать, пока не остаётся один единственный, напоминающий Тэда. Он тянет руки к ткани, чтобы сорвать её, но не может. Раздаётся жуткий смех. Медленно ЗТМ.
Таким образом, Тэд, жертвуя собой, освобождает остальных от влияния АМ. Они больше ему не подвластны. Но за это, он платит высокую цену. Он остаётся в мире АМ, в его симуляции, ТЭД и АМ теперь одно целое.

 

Репетиционный план

Общий план репетиций

I.  Знакомства с материалом исполнителей

II. Беседа на тему выданной роли.

III. Начало репетиционного процесса

1. Репетиция с отдельными исполнителями их частей (номеров)

2. Репетиция общих сцен

3. Общие прогоны.

IV. Техническая репетиция

V. Генеральный прогон.

 

Подробный репетиционный план

I.  Знакомство с материалом исполнителей: в дистанционном формате высылается ссылка на произведение и доп. материалы.

Знакомство и изучение материала: до 10-ого марта

II. После происходит встреча исполнителей и режиссера, при которой режиссер и исполнители ролей обсуждают своих персонажей, делают пометки в сценарии и расписывают график репетиций.

Промежуток времени с 10 по 15 марта.

III. Начало репетиций по отдельным номерам. В момент репетиций изначальный сценарий может разительно меняться.

Номер Нимдока – с 20 марта по 7 апреля

Номер Тэла и Эллен – с 25 марта по 10 апреля

Пролог – с 10 апреля по 20 апреля

Эпилог – с 15 апреля по 25 апреля.

IV. Техническая репетиция подразумевает проверку звуковых, световых и декорационных систем.

С 25 апреля по 30 апреля

 

V. Генеральный прогон происходит, как отдельно эпизода, так и в составе целого показа.

Промежуток с 3 мая по 15 мая.

P . S . В выделенные промежутки также входит работа по добавлению дополнительных номеров, если таковые требуются для раскрытия темы и персонажей.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!