Основные категории и понятия эстетики.

Мясникова Е.А.

Предмет и задачи эстетики как науки.

ЭСТЕТИКА

(от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм реальности. В широком смысле — это универсалии строения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического восприятия природы.

Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве; науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще».

Эстетика - наука об эстетическом в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, об общих принципах творчества по законам красоты, о генезисе, закономерностях развития и функционирования эстетического сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действительности.

Предметом современной эстетики является сущность эстетического в действительности, закономерности развития эстетической культуры общества и личности, специфика искусства, его роль в жизни общества. Эстетическое в действительности - это ее объективные свойства и отношения, которые могут быть освоены людьми в чувственно-эмоциональной форме. Неотъемлемую сторону оценочного отношения человека к жизни составляет эстетическое восприятие ее, выражающееся в отношении к явлениям действительности как к прекрасным или безобразным, возвышенным или низменным, трагическим или комическим и эмоциональное переживание их.

Задача эстетики - изучать закономерности эстетических отношений человека к миру. Современная эстетика как наука является связующим звеном между философией и искусствоведческими дисциплинами: киноведением, музыковедением, театроведением, литературоведением. Философскими вопросами эстетики являются вопросы взаимоотношений материального и идеального в эстетической деятельности, субъекта и объекта, объективной основы и структуры эстетического сознания, связи искусства о другими формами общественного сознания и видами общественного производства.

Эстетика как философская дисциплина связана с историей философии и общества. Невозможно решать проблемы возникновения и развития эстетического сознания вообще и искусства в частности, понять закономерности исторического развития искусства, если не учитывать специфику общественного развития. Рассматривая связь эстетики с философией и ее историей, следует в то же время подчеркнуть, «то эстетика как наука относительно самостоятельна и специфична. Она имеет систему своих категорий, и у эстетического сознания есть свои особенности, их эстетика и должна изучать. Общие философские законы действуют здесь в специфическом преломлении.

Эстетика связана не только с теорией искусства, философией, историей философии, с историей, с историей культуры, но и с науками, исследующими теорию и историю других форм общественного сознания, прежде всего с этикой и историей этических учений, с историей религии и атеизма. Эстетика неразрывно связана с этикой. Общественное явление или поступок обладают одновременно эстетической и этической ценностью и оцениваются как прекрасное или безобразное, с одной стороны, и как добро или зло, с другой. Прекрасное и нравственное издавна в общественном и индивидуальном сознании понимаются как единство.

Современная эстетика взаимодействует с такими науками, как психология, физиология, логика, педагогика, кибернетика и теория информации. Так, задачей психологии эстетического восприятия является установление природы эстетических чувств и определение условий их развития в практической деятельности и в процессе общения с искусством.

В современной эстетике основным методом исследования является метод диалектики, позволяющий рассматривать все эстетические явления во взаимосвязи, взаимодействии и развитии.

Эстетика как наука может развиваться только в связи с общественной практикой и существованием самого искусства. Да и сама эстетика является теоретическим обобщением практики эстетического творчества и выражением существующего в данном обществе эстетического сознания.

Эстетическое совершенствование человека в процессе преобразовательной деятельности связано не только о развитием форм деятельности в окружающем предметном мире, но и с совершенствованием культуры общения. Именно культура общения является необходимым условием существования современного общества.

Сейчас, когда перед обществом встают масштабные задачи переустройства его, улучшения жизни людей, возрождения духовной культуры, значение эстетической науки становится особенно очевидным. Она может и должна направить свои усилия на то, чтобы повысить духовную культуру общества.

Основные категории и понятия эстетики.

Эстетические категории являются первыми и важнейшими вехами в системе эстетических понятий. В них отражается опыт и традиции культуры, социально-политические особенности, духовные ценности. Наряду с законами и общими понятиями эстетики они помогают осмыслить свойства реальности, красоту и гармонию, особенности художественного творчества и социальное бытие.

Под эстетическими категориями подразумевают самые общие понятия, описывающие процессы творчества (культурного, художественного, музыкального, кинематографического и другого). Они одновременно отражают суть явлений бытия в философии. Система эстетических категорий – это устойчивая взаимосвязь основных понятий, где изменение одних элементов влечет за собой трансформацию других.

Анализ категорий эстетики неразрывно связан с рассмотрением их в исторической ретроспективе, так как их содержание менялось на протяжении веков. В методологии данной науки не раз возникали и нигилистические мнения по поводу возможности категориального описания. Так, итальянский философ и политик Бенедетто Кроче в своих трудах обосновал идею, согласно которой все эстетические категории носят индивидуальный характер, воспринимаются каждым человеком по-своему, а потому являются псевдопонятиями. Так как им нельзя дать точное и однозначное определение, то в философии от них следует отказаться.

Одной из центральных категорий или метакатегорий, связанных с многообразием выразительных форм окружающего мира, является эстетическое видение. Оно позволяет установить взаимосвязь с философией и социологией искусства, показать прекрасное, как одно из важнейших измерений эстетического восприятия, присущего духовной природе человека.

Категории

К основным эстетическим категориям относят:

· прекрасное;

· безобразное;

· возвышенное;

· трагическое;

· комическое;

· низменное;

· ужасное.

К этой группе можно добавить и дополнительные категории: мимезис (подражание), хаос и гармония, ирония, гротеск, аллегория, а также большое количество других. Исчерпывающего списка не существует, так как эстетика лишь указывает путь, позволяющий выйти человеку из области утилитаризма и приобщиться к более высокой, духовной реальности. Часть этих категорий рассматривается в рамках общих принципов искусства – мимезис, побуждение, художественный вкус и объективность, стиль, а другие – при анализе языков искусства (художественный символ и образ, симулякр).

Многие из этих понятий существовали еще в древности. В современной эстетике их содержание было переосмыслено, появились новые категории: абсурд, лабиринт, художественное пространство и время и другие. Вводятся также более общие понятия эстетического качества или свойства.

ПРЕКРАСНОЕ

Одной из самых ранних категорий в эстетике было «прекрасное», описывающее явления, которые обладают наивысшей эстетической ценностью. Представления о том, что прекрасно, были различными в разных культурах и эпохах.

Во времена Античности под этим термином понимали свойство мира – идеальный порядок. Древнегреческие мыслители Пифагор и Аристотель видели прекрасное в гармонии – соразмерности, согласованности частей и упорядоченности многообразия. Эта идея реализовалась в архитектуре данной культуры – храмы Древней Греции отличались соразмерностью пропорциям человека. Тогда же возникла идея о том, что прекрасное создается при помощи вдохновения и мысленного преобразования реальности.

Особую роль в развитии эстетики сыграл Аристотель. Эстетические категории прекрасного, трагического и подражания в его трудах приобрели онтологический характер. Основной из них он считал мимезис – творческое подражание действительности в искусстве, способное представить образ прекрасным или безобразным. Его точка зрения была отличной от мнения Платона, который подразумевал под этой категорией простое копирование.

В средние века понятие прекрасного отождествлялось с божественным. Только Бог придает косной материи эстетические свойства. Аскетизм той эпохи отрицает греховное наслаждение произведениями искусства. Прекрасное, оно же божественное, должно укрощать желания человека и помогать ему на пути к вере.

В эпоху Возрождения эта эстетическая категория в искусстве возвращается к античным традициям. Прекрасное, в том числе красота человеческого тела, стало символом добра, а безобразное – зла. В эпоху Классицизма смысл данного понятия приобрел другой оттенок – оно стало отождествляться с изящным и правдивым. Таким образом прекрасное во многом зависит от субъективного восприятия мира, чем и объясняется большая разница в эстетических оценках отдельных личностей.

БЕЗОБРАЗНОЕ

 

Безобразное как одна из основных эстетических категорий возникла как противопоставление прекрасному, возвышенному и эстетическому. Диалектическое отрицание является характерной особенностью безобразного в действительности и в искусстве. Оно связано с такими характеристиками, как негативные эмоции, неприятие, антиценность, отвращение.

Во времена греко-римской античности безобразным в действительности были разрушающиеся объекты и умирающие, разлагающиеся существа, в концепции морали – безнравственные деяния, в политике – злоупотребление полномочиями, обман и другие явления. В искусстве обозначить безобразное сложнее, так как оно может быть фактом искусного подражания (изображения). Цицерон и Аристотель также подчеркивали, что безобразное и уродливое всегда присуще комическому.

Под безобразным в эстетике понимают свойства объектов, которые обладают отрицательным значением в общечеловеческом плане, но не несут серьезной угрозы. Прекрасное доставляет наслаждение при созерцании, а безобразное – отталкивает.

ТРАГИЧЕСКОЕ

Трагическое, как категория эстетики, впервые появилось у Аристотеля. В его понимании это был неразрешимый конфликт, обязательная составляющая которого – страсть и страдание. Их причинами является возвышенное.

С тех пор более, чем за 2000 лет, понятие трагического сильно изменилось. Эта проблема в современном искусстве и философии пересекается с осознанием смертности, греховности и несовершенства человека, а также отсутствием свободы. В то же время, вместе с трагичностью безвозвратной гибели, трагическое утверждает бесконечность мироздания. Эта категория пытается решить проблемы жизни и смерти, смысла бытия, вечности постоянно меняющегося мира.

КОМИЧЕСКОЕ

Сущность комической эстетической категории заключается в противоречии. Ее можно охарактеризовать как результат противостояния прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, бестолкового и разумного, ложного и истинного. Формы такого противопоставления, а, следовательно, и комического, очень разнообразны. Особенностями этой эстетической категории в литературе являются:

· гротеск;

· эффект неожиданности;

· эмоциональная критика;

· многообразие оттенков (юмор, ирония, сарказм, сатира и другие).

ВОЗВЫШЕННОЕ

В Древней Греции под возвышенным понимали не категорию эстетики, а стилистическую фигуру речи. В Средневековье высшим благом и возвышенным был Бог, а на уровне человеческого бытия это означало стремление к идеальному и чистому.

В современном осмыслении эта категория носит оттенок положительного значения объектов, которые еще не раскрыты до конца и таят в себе огромный потенциал. Это нечто колоссальное, могучее и превосходящее возможности человека на современном этапе развития.

НИЗМЕННОЕ

Низменное, как и безобразное, является противопоставлением. Оно противоположно категории возвышенного и представляет собой крайнюю степень безобразного.

Низменное – это чрезвычайно негативная ценность для всего человечества, несущее большую опасность. Примером эстетической категории этого типа могут служить фашизм, милитаризм, ядерная война.

УЖАСНОЕ

Категория ужасного по смыслу близка к трагическому. Ее отличие заключается в том, что оно беспросветно и не оставляет никакой надежды на лучшее. Исход ужасного – безнадежен, а гибель в этом случае не несет просветляющего начала, так как это не подвластно человеку. В средневековом сознании данная категория была связана с муками ада и грядущим Страшным судом.

Примером ужасного у французского писателя и философа Дени Дидро была картина, на которой изображен человек, брошенный на растерзание диким зверям. Его страдание и гибель совершенно бессмысленны и приводят к пессимистическому мироощущению.

ХАОС И ГАРМОНИЯ

К древнейшим эстетическим категориям относятся также хаос и гармония. Размышления об этих двух понятиях среди философов часто приводили к вопросу о разумном формировании мира из первоначального хаоса. Так, немецкий философ Гегель, задаваясь мыслью о случайности, спрашивал у читателя: сколько раз необходимо рассыпать буквенный набор, чтобы из него получилась поэма Гомера «Илиада»?

Гармония в понимании древнегреческих мыслителей представляет собой некое целое, состоящее из совокупности элементов, которые зачастую носят противоположный характер. Гармония – это согласие между людьми (социальная сфера), между людьми и богами (духовная сфера) и между природными явлениями (онтологическая сфера). Она несет в себе положительную характеристику, которая направлена на воссоединение.

Хаос же представляет собой противоположность гармонии, рассогласованность между какими-либо элементами. Обе категории существуют в едином мировом пространстве. Самым удивительным является то, что хаос способен породить гармонию: из столкновения частиц и их взаимодействия рождаются звезды, планеты и мир материи в целом.

КАТАРСИС

Категория катарсиса имела большое значение в античной культуре. Ее понятие включало в себя прежде всего духовное очищение в результате эстетического переживания. В те времена считалось, что искусство способно лечить психические и другие заболевания, укрощать вредные страсти человека. В современной психологии также есть специфическое направление – арт-терапия, предназначенная для решения внутренних проблем, реабилитации после психических и физических травм, снижения уровня стресса.

В современном понимании катарсис граничит с экспрессивностью, самовыражением, сублимацией посредством живописи, скульптуры, актерской игры, музицирования и других направлений в искусстве. При восприятии художественного произведения человек также должен испытывать катарсис, который приводит к возникновению чувства прекрасного и стремлению быть лучше. Данная категория тесно связана с художественным образом. Он воздействует на человека своей эмоциональностью, призывает к сопереживанию.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Художественный образ как эстетическая категория является обобщенной картиной, которая создается с помощью вымысла и обладает эстетическим значением. Он также служит единственно возможной формой отображения действительности в искусстве. Вымысел художника создает другую реальность в контексте эстетического идеала, который опирается на жизненный опыт. Трактовка образа может быть также различной, в зависимости от знаний осмысливающего человека и исторической эпохи.

Существует множество приемов для создания образа: сравнение, типизация, обобщение, вымысел и другие. Художественный образ обладает следующими функциями:

отражение черт действительности и раскрытие духовной жизни;

выражение эмоционального отношения к явлению или объекту;

воплощение идеала, гармонии и красоты;

создание эстетической значимости;

формирование внутренней установки у зрителя, слушателя или читателя на восприятие;

воплощение определенного рода условности при отражении фактических данных (творческая роль).

 

 

ЗАДАНИЕ!

Изучаем, законспектировать главные тезисы и прислать фото конспекта мне в личное сообщение.

 

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!