Экономическая политика гоминьдана. Особенности государственного капитализма, начало формирования бюрократического капитала .

Особенности развития Китая и Турции в межвоенный период.

Идеологические основы характер и политический курс гоминдановской власти во главе с Чан Кайши.

После смерти Сунь Ятсена в 1925 году политическое руководство партией переходит к представителю левого крыла Ван Цзинвэю и представителю правого крыла Ху Ханьмину. Реальная власть однако остаётся в руках Чан Кайши, который, будучи руководителем военной академией Вампу, держал под контролем армию и, соответственно, Кантон, провинцию Гуандун и лежащую к западу провинцию Гуанси. Кантонское правительство националистов встало в прямую оппозицию власти милитаристов, засевших в Пекине[3]. В отличие от Сунь Ятсена, Чан Кайши почти не имел друзей-европейцев и не особо разбирался в западной культуре. Практически все политические, экономические и революционные идеи были заимствованы Сунь Ятсеном из западных источников, которые он изучал, находясь на Гавайях и позднее в Европе. Чан Кайши напротив всячески подчеркивал своё китайское происхождение и связь с китайской культурой. Несколько поездок на Запад ещё более подкрепили его националистические взгляды. Он активно изучал Китайские классические тексты и китайскую историю[3]. Из всех трех народных принципов, провозглашенных Сунь Ятсеном, ему ближе всего был принцип национализма. Чан Кайши также одобрял идею Сунь Ятсена насчёт «политической опеки». Основываясь на этой идеологии, он превратил себя в диктатора Китайской республики, сначала в Континентальном Китае, а позднее на Тайване, когда национальное правительство перебралось туда[3].

 

В 1926-1927 годах Чан Кайши возглавил Северный поход, что привело к завершению эры милитаристов, и объединил Китай под властью Гоминьдана. Чан Кайши стал главнокомандующим Национально-революционной армией. При финансовой и кадровой поддержке со стороны СССР, Чан Кайши за девять месяцев сумел завоевать южную часть Китая. В апреле 1927 года после резни красной гвардии в Шанхае произошёл окончательный разрыв между Гоминьданом и коммунистами. Националистическое правительство, передвинувшееся к тому времени в Ухань сместило его, но Чан Кайши не подчинился и учредил своё собственное правительство в Нанкине. Когда в феврале 1928 года Уханьское правительство окончательно изжило себя, Чан Кайши остался единственным действующим руководителем страны[3]. После захвата силами союзников Пекина и передачи его под власть Гоминьдана партия наконец получила международное признание. Тем не менее, столица была перенесена из Пекина в Нанкин — древнюю столицу Империи Мин, что послужило символом окончательного отмежевания от маньчжурской династии Цин. Период с 1927 по 1937 год, когда Гоминьдан правил Китаем, получил название Нанкинское десятилетие.

Изначально Гоминьдан исповедовал принципы, близкие к американскому федерализму и защищающие независимость провинций. Однако после сближения с СССР цели поменялись. Теперь идеалом стало централизованное однопартийное государство с единой идеологией. Вокруг Коммунисты были отброшены из южного и центрального Китая в горы. Это отступление впоследствии получило название Великий поход китайских коммунистов. Из 86 тысяч солдат только 20 тысяч смогли выдержать переход в 10 тысяч километров до провинции Шэньси. Между тем силы Гоминьдана продолжали атаковать отступающих коммунистов. Эта политика продолжалась вплоть до японского вторжения. Чжан Сюэлян считал, что японцы представляют из себя более серьёзную угрозу. Он взял Чан Кайши в заложники во время Сианьского инцидента в 1937 году и заставил его пойти на союз с коммунистами ради победы над завоевателями.

 

Началась японо-китайская война. Нередко союз между коммунистами и Гоминьданом оставался лишь номинальным: после непродолжительного периода сотрудничества обе армии начали сражаться с японцами самостоятельно, а временами даже нападали друг на друга.

 

Войска Чан Кайши обороняли только крупные города и отряды коммунистов могли беспрепятственно передвигаться по сельской местности. Уже к концу 1949 года коммунисты контролировали практически весь континентальный Китай и руководство Гоминьдана вынуждено было перебраться на Тайвань. При этом с материка была вывезена значительная часть казны. На Тайвань перебралось около 2 миллионов беженцев, в том числе и военных. Некоторые члены партии остались на материке и, отмежевавшись от Гоминьдана, основали Революционный комитет Гоминьдана, который до сих пор существует как одна из восьми мелких зарегистрированных партий.образа Сунь Ятсена был сформирован культ.

Экономическая политика гоминьдана. Особенности государственного капитализма, начало формирования бюрократического капитала .

Во время правления Чан Кайши в Гоминьдане расцвела невиданная коррупция. Для решения политических задач Гоминьдан прибегал к услугам уголовников. Так в апреле 1927 года с помощью Ду Юэшэна, главы Зелёной банды, националисты организовали резню шанхайских коммунистов. Во время войны с Японией то и дело возникали конфликты с США, которые поставляли материальную помощь китайским войскам. Американский президент Трумэн писал, что «все эти Чаны, Куны и Суны сплошь воры», присвоившие себе военное имущество на 750 миллионов долларов США.

 

Гоминьдан не чурался тактики террора против коммунистов и вовсю использовал секретную полицию для подавления сопротивления со стороны своих политических противников.

 

После поражения Японии война между коммунистами и Гоминьданом разгорелась с новой силой. Армия коммунистов быстро росла: после демобилизации многие солдаты остались не у дел и присоединились к коммунистам ради пайка. Кроме того, в стране царила гиперинфляция. В попытке обуздать её правительство в августе 1948 года запретило частным лицам владеть золотом, серебром и иностранной валютой. Ценности изымались, а взамен население получало «золотые сертификаты», которые через 10 месяцев совершенно обесценились. Результатом стало массовое недовольство.

Во время правления Чан Кайши в Гоминьдане расцвела невиданная коррупция. Для решения политических задач Гоминьдан прибегал к услугам уголовников. Так в апреле 1927 года с помощью Ду Юэшэна, главы Зелёной банды, националисты организовали резню шанхайских коммунистов. Во время войны с Японией то и дело возникали конфликты с США, которые поставляли материальную помощь китайским войскам. Американский президент Трумэн писал, что «все эти Чаны, Куны и Суны сплошь воры», присвоившие себе военное имущество на 750 миллионов долларов США[4].

Гоминьдан не чурался тактики террора против коммунистов и вовсю использовал секретную полицию для подавления сопротивления со стороны своих политических противников.

 

После поражения Японии война между коммунистами и Гоминьданом разгорелась с новой силой. Армия коммунистов быстро росла: после демобилизации многие солдаты остались не у дел и присоединились к коммунистам ради пайка. Кроме того, в стране царила гиперинфляция. В попытке обуздать её правительство в августе 1948 года запретило частным лицам владеть золотом, серебром и иностранной валютой. Ценности изымались, а взамен население получало «золотые сертификаты», которые через 10 месяцев совершенно обесценились. Результатом стало массовое недовольство.

 

3.Проведение радикальных, политических, экономических и культурных преобразований в Турции.

Реформы Ататюрка (тур. Atatürk Devrimleri) — серия политических, законодательных, культурных, экономических и социальных изменений превративших Турецкую республику в нынешнее светское национальное государство. Реформы были проведены во время правления Ататюрка в соответствии с идеологией кемализма. Основная суть реформ заключалась в насаждении целого ряда западных ценностей и достижений в турецком обществе. Политические реформы привели к столь серьёзным изменениям в обществе, что начало исчезать множество традиций османского общества, а в итоге была пересмотрена и изменена вся система общества бывшей Османской империи.

 

Реформы Ататюрка положили начало конституционным изменениям, так, в 1924 г. была принята новая Турецкая конституция которая заменила уже устаревшую, промежуточную конституцию 1921, и была написана в соответствии с европейскими нормами того времени. В продолжение принятия конституции были проведены реформы управления и образования, а также окончательно создано светское общество в Турецкой республике.

 

С турецкого языка Atatürk Devrimleri переводится буквально как «Революции Ататюрка». Эта серия реформ была настолько радикальна, что встречала часто непонимание и сопротивление общества, а воплощалась в основном благодаря однопартийной власти кемалистов, а также благодаря хорошему военному контролю в стране.

 

Главным историческим предшественником реформ Ататюрка была эпоха Танзимата, то есть буквально «реорганизации», которая началась в 1839 г. и завершилась эрой первой конституции в 1876 г. Следующая волна экономических, политических и социальных реформ была проведена после официального начала процесса евроинтеграции Турции 14 апреля 1987 (т. н. Реформы Тургута Озала).

23 апреля 1920 года состоялось открытие заседания Великого национального собрания Турции (ВНСТ), бывшего тогда чрезвычайным органом власти, сочетавшим законодательную, исполнительную и судебную власть, стало предшественником Турецкой республики. Первым спикером ВНСТ стал сам Кемаль.

 

После турецкой войны за независимость были открыты переговоры о мире. В конце октября 1922 года, великий визирь, Тевфик Паша предлагает в качестве делегата султана. Это предложение вызвало возмущение в турецком обществе, так как кемалисты отстояли независимость страны, а султан был виновен в поражении.

 

Мустафа Кемаль решил убить одним ударом двух зайцев — заявить свою делегацию на переговоры, а также полностью ликвидировать институт султаната. Чтобы сделать это, он созвал ВНСТ 30 октября того же года.

 

Заседания комиссии по вопросу султаната проводятся по 1 ноября. Комиссия возглавлялась юристами, но её члены в свою очередь в своих суждения основывались на Коране, священных книгах и богословских текстах, как делали их предки начиная с двенадцатого века. После долгих дебатов, Мустафа Кемаль сказал следующее:

 

«В течение почти двух часов я слушаю вашу болтовню! Суть проста: суверенное принадлежит самому народу страны. Но дом Османа [Османской династии] присвоил себе привилегии силой, и именно через насилие, её представители правили турецкой нацией и поддерживали своё господство в нем в течение десяти веков. Теперь, это нация, которая, восстала против узурпаторов, забирает себе право эффективно осуществлять свой суверенитет. Теперь это свершившийся факт, который ничто не сможет отменить. Было бы целесообразно для каждого члена комиссии смотреть на вопросы с точки зрения естественного права. В противном случае, мы ничего не сможем изменить и рано или поздно снова вернёмся к султанату»

1 ноября 1922 года Ататюрк официально упразднил Османский султанат, а халифат и султанат были отделены друг от друга. Все члены султанской семьи вместе с султаном Мехметом VI были насильно депортированы. В итоге Мехмет VI вынужден был просить политического убежища у моряков военного корабля британского флота 17 ноября того же года и выехал в Сан-Ремо.

Именно упразднение султаната позволило турецкому национализму открыто говорить о единстве турецкого народа и законности своей власти

В речи, которую Кемаль произнёс в ходе заседания ВНСТ 1 ноября 1920 года, он, сделав экскурс в историю халифата и оттоманской династии, в частности, сказал:

«     В конце правления Вахидеддина, 36-го и последнего падишаха Оттоманской династии, турецкая нация оказалась поверженной в бездну рабства. Эту нацию, которая в течение тысячелетий являлась благородным символом независимости, хотели ударом ноги сбросить в пропасть. Так же, как ищут какую-нибудь бессердечную тварь, лишённую всяких человеческих чувств, для того, чтобы поручить ей затянуть верёвку на шее осуждённого, так же для того, чтобы нанести этот удар, нужно было найти предателя, человека без совести, недостойного и вероломного. Те, которые выносят смертный приговор, нуждаются в помощи со стороны такой подлой твари. Кто мог бы быть этим подлым палачом? Кто мог бы положить конец независимости Турции, покуситься на жизнь, честь и достоинство турецкой нации? Кто мог бы иметь бесславную смелость принять, выпрямляясь во весь рост, смертный приговор, провозглашённый в отношении Турции? (Крики: „Вахидеддин, Вахидеддин!“, шум.) (Паша, продолжая:) Да, Вахидеддин, которого к несчастью эта нация имела в качестве главы и которого она назначила сувереном, падишахом, халифом… (Крики: „Да проклянёт его Аллах!)»

Председатель и члены комиссии принимали законопроект в страхе за свою жизнь и должности, поэтому особых препятствий при принятии не возникло. После принятия закона Ататюрк сказал следующее:

«Существует выход из тупика, в котором мы находимся. Парламент принял закон, разделяющий султанат и халифат, отменяющий султанат и изгоняющий султана Мехмета из страны. Национальная Ассамблея постановляет, что Конституционный закон 20 января 1921 года относится ко всем территориям Турции. Следовательно, вся Турция теперь управляется правительством Анкары, турецким народом. Управление из Стамбула уже стало историей»

Упразднение халифата

19 ноября 1922 года Кемаль телеграммой известил Абдульмеджида о его избрании Великим национальным собранием на престол халифата: «18 ноября 1922 г. в своём 140-м пленарном заседании Великое национальное собрание Турции единогласно постановило в соответствии с фетвами, изданными министерством культа, низложить Вахидеддина, который принял оскорбительные и пагубные для ислама предложения неприятеля посеять несогласие между мусульманами и даже вызвать среди них кровавую бойню. <…>»Абдул-Меджид II формально оставался халифом до 1924 г., когда халифат также был упразднён.

 

Упразднение халифата было скорее политической, нежели практической целью. При рассмотрении вопроса о халифате, Кемаля воспринимают как главного религиозного врага и исламофоба. Настроения в обществе были таковы, что отмена Халифата не была бы поддержана не только другими депутатами но даже и большинством сторонников Кемаля. Однако тут неожиданно в стамбульской газете были опубликованы официальные письмо мусульманских лидеров Индии, Ага Хана и Амира Али. В этом письме два князя просили Ататюрка уважать халифа и остановить вторжение гражданского правительства в религиозную власть. Кемаль немедля объявил халифа английским шпионом и это мнение уже было поддержано в обществе. Оппозицию же он пригрозил судить по статье, запрещавшей проявление симпатий к старому режиму, а редакторов газет, подготовивших провокацию отправили на каторгу.

 

1 марта 1924 года, он пообещал парламентариям «Освободить политику от исламского рабства», а «ислам очистить от политики». 3 марта 1924 Мустафа Кемаль предлагает тотальную секуляризацию Турции, которую приняли единогласно. 3 марта на заседании ВНСТ под председательством Кемаля были приняты, среди других, законы об отмене в Турции шариатского судопроизводства, передача вакуфного имущества в распоряжение создаваемого генерального управлениями вакуфами.

 

Упразднение халифата сопровождалась устранением множества религиозных коммун. Большинство из них просто не смогло приспособиться к новым экономическим реалиям и эмигрировало, часть — разорилась. Религиозные общества были лишены всяческой поддержки со стороны спонсировавших их организаций — школ, больниц и др.

 

Несмотря на антирелигиозную кампанию, исламский мир не предал Кемаля анафеме, так как тот вмешивался в дела лишь мусульман-турок, к которым арабы издавна испытывали неприязнь.

В рамках первого национального собрания по отношению к Кемалю начинает формироваться сильная оппозиция. Возглавляют её различные лидеры, такие как Рауф, Казим Карабекир, Рефат паша, Али Фуад, Найреддин и Ариф. Для установления более сильного контроля над собранием Мустафа Кемаль решил провести новые выборы (сентябрь 1923).

 

29 октября 1923 года была провозглашена республика с Кемалем в качестве её президента. 20 апреля 1924 года была принята вторая конституция Турецкой республики, действовавшая до 1961 года. 30 ноября того же года, Исмет Инёню формирует первое правительство. Турецкая республика начинает строиться на следующих принципах: «суверенитет принадлежит без ограничений или условий для нации» и «Мир в стране, мир во всем мире»

 

В ходе создания республики Ататюрк сказал:

«Нам необходимо радикально изменить систему. Поэтому я решил, что Турция будет авторитарной республикой, управляемой президентом, который имеет в руках всю исполнительную власть и часть законодательной власти также. Форма правления турецкого государства является республикой. Она находится в ведении Великого Национального Собрания, который управляем различными ведомствами кабинетом министров и выбирает из своих членов Президента Республики. Список членов правительства должны быть представлены Президенту Республики для утверждения Ассамблеей.

Ататюрк дважды, 24 апреля 1920 года и 13 августа 1923 года, избирался на пост спикера ВНСТ. Этот пост совмещал в себе посты глав государства и правительства. 29 октября 1923 года была провозглашена республика Турция, и Ататюрк был избран первым её президентом. В соответствии с конституцией, выборы президента страны проводились раз в четыре года, и Великое Национальное Собрание Турции избирало Ататюрка на этот пост в 1927, 1931 и 1935 годах. В соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года турецкий парламент присвоил ему фамилию «Ататюрк» («отец турок» или «великий турок», сами турки предпочитают второй вариант перевода).

Попытка установления всеобщего равноправия в стране натолкнулось на препятствия в виде старых османских традиций. Изменения в законодательстве были радикальными, так как Ататюрк взял за основу французскую модель светского общества. Суть европейской модели заключалась в:

 

гарантии свободы совести (свободы исповедования любой религии),

отделении религии от государства,

прекращении использования гражданских фондов в религиозных целях,

выводе законодательной системы из-под контроля религии,

освобождении системы образования от религии, толерантном отношении ко всем, кто меняет религию или объявляет себя атеистом.

снятии религиозных ограничений для лиц, занимающих государственные должности.

создании 3 марта 1924 г. новой государственной системы образования, очищенной от ислама и законов шариата.

создании структуры законов на основе Швейцарского гражданского кодекса.

Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была подготовлена и распространением передовых для Турции философских и социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов и запретов. Офицеры — младотурки считали делом чести пить коньяк и закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства.

 

Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-уль-ислама — первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Новый порядок был закреплён республиканской конституцией.

 

Все религиозные учреждения стали обязательной частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Коран перевели на турецкий язык, что на тот момент было страшным грехом. Призыв на молитвы стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на молитвах так и не удалась, так как в Коране важно не только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу, мечеть Айя-София в Стамбуле превратилась в музей. В быстро росшей столице Анкаре практически не строили культовых сооружений. По всей стране власти были против открытия новых мечетей и сдержанно приветствовали закрытие старых. Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймание в Стамбуле, которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета был открыт Институт исламских исследований.

 

Однако сопротивление лаицизму — светским реформам — оказалось сильнее, чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил один из дервишеских шейхов, призывавших свергнуть «безбожную республику» и восстановить халифат.

 

В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое, влияние на действия министров и султанов. Среди дервишей шло жестокое соревнование за влияние на массы и на государственный аппарат. Благодаря тесной связи с местными вариантами гильдий и цехов дервиши могли влиять на ремесленников и торговцев. В дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями и танцами.

 

Когда в Турции начались реформы, стало ясно, что не богословы-улемы, а именно дервиши оказывают наибольшее сопротивление лаицизму. Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: «Аллах велик!», в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их деяние.

Со своими противниками кемалисты расправлялись без жалости. Мустафа Кемаль обрушился на дервишей. В 1925 г. он закрыл их монастыри, распустил ордена, запретил собрания, церемонии и особую одежду. Уголовный кодекс запретил политические ассоциации на базе религии. Это был удар в самую глубину, хотя он и не достиг полностью цели: многие дервишеские ордена были в то время глубоко законспирированы либо закрыты.

13 октября 1923 года столица Турции была перенесена из Стамбула в Анкару, для начала эффективной борьбы с коррупцией, которая была большой проблемой Османской империи. Ещё во время борьбы за независимость Ататюрк выбрал этот город для своей штаб-квартиры, так как он был связан железной дорогой со Стамбулом и в то же время не был досягаем для вражеских армий. В Анкаре состоялась первая сессия национального собрания, и Кемаль провозгласил город столицей. Не меньшую роль играла и цель дистанцироваться от космополитического Стамбула, символизировавшего существовавшую ещё вчера Османскую империю. В этом городе многое напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со старым режимом.

Политика этатизма.

Этатизм (буквально государственничество от фр. état «государство») — убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты[1][2][3][4]; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни; направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития[5].

 

Этатисты абсолютизируют роль государства в обществе и утверждают широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.

 

Идеологические течения, противостоящие этатизму: либертарианство, анархизм. При этом мотивы и основные причины такого противостояния государству различаются в зависимости от средств и целей, которые должны быть достигнуты последователями той или иной идеологии.

Экономический этатизм

Экономический этатизм заключается в представлении о том, что государство играет важную, необходимую и законную роль в управлении экономикой, — либо непосредственно через государственные предприятия и другие механизмы управления, либо косвенно через плановую экономику.

Этатизм в разных странах

Турция

В первые десятилетия существования Турецкой Республики правительство и банки, созданные и находящиеся в собственности государства, были вынуждены субсидировать большинство промышленных проектов из-за отсутствия сильного частного сектора. Принцип этатизма был принят правительством Кемаля Ататюрка и включён (в 1931) в программу Республиканской народной партии и (в 1937) в конституцию Турецкой Республики как официальная экономическая доктрина, однако если до принятия, в период с 1923 по 1926 год, сельскохозяйственное производство выросло на 87 %, а промышленность и услуги росли более чем на 9 % в год с 1923 по 1929 год, то после принятия доктрины этатизма рост значительно замедлился, за исключением периода между 1935 и 1939 годами, когда он достигал 6 % в год. В течение 1940-х годов экономика находилась в состоянии стагнации, в значительной степени из-за того, что поддержание вооруженного нейтралитета во время Второй мировой войны увеличило военные расходы страны, почти полностью сократив объем внешней торговли. После 1950 года страна страдала от экономических потрясений примерно раз в десять лет, в 1960-е был выдвинут лозунг «нового этатизма», а самый серьезный экономический кризис произошел в конце 1970-х годов.

 

В течение первых шести десятилетий существования республики, до 1983 года, Турция в целом придерживалась квазистатистского подхода со строгим государственным планированием бюджета и введенными правительством ограничениями на внешнюю торговлю, потоки иностранной валюты, прямые иностранные инвестиции и частный сектор, участие в определенных областях (таких как вещание, телекоммуникации, энергетика, добыча полезных ископаемых). Период закончился экономическим кризисом и сопровождался инфляцией, достигшей трехзначных уровней в 1979 году. Наконец, в 1983 году новый премьер-министр Тургут Озал инициировал серию реформ, направленных на то, чтобы перевести экономику из государственнической изолированной системы в более рыночную модель.

 

Россия

Некоторые ученые и аналитики описывают политический режим, установившийся в России после 2000 года с президентством Владимира Путина как этатистский.

 

Государственный советник Российской Федерации Владислав Сурков на встрече с президентом студенческой ассоциации Колумбийского университета сравнил современную Россию с Турцией времен Ататюрка.

 

Франция

Географ Жак Леви был яростным критиком французского этатизма. Он описывал Францию ​​как «страну единого масштаба», слишком централизованную, и «уставшую от этатизма». Он выступал за переход к более территориальному федерализму, отдавая предпочтение более нижним административным и территориальным уровням: мегаполисам и регионам.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!