СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Доклад по дисциплине

«Философия права»

 

 

ТЕМА: «Гуманистическая теория права (С.С. Алексеев)»

                                           

 

 

Выполнил обучающийся

1 курса заочной формы обучения

МЗ13 группы

Багрова Екатерина

Владимировна

 

 

Вологда 2021

Оглавление

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА (С.С. Алексеев) 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.. 8

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА (С.С. Алексеев)

Проблема правопонимания существует не одно столетие, но до сих пор нет единого мнения о том, что есть право, каково его восприятие и оценка. Вопрос о понятии права является ключевым в теории права, поскольку в зависимости от его решения трактуются другие правовые явления, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д. Право - уникальное, сложное и многозначное явление, именно поэтому и нет однозначного ответа на вопрос: что такое право?[1]. В связи с этим сформировались несколько концепций правопонимания. Одной из них является гуманистическая теория права, разработанная Сергеем Сергеевичем Алексеевым советским и российским ученым-правоведом.

Приоритет основных прав и свобод человека С.С. Алексеевым был положен в основу концепции гуманистической теории права. Её основные положения берут своё начало в теории естественного права, сформировавшейся в XVIII веке в трудах виднейших представителей немецкой классической философии И. Канта и Ф.В.Й. Шеллинга, а также дальнейшего её развития в трудах И.А. Покровского, Б.Н. Чичерина и др. Итогом развития идей которых, стала философия гуманистического права[2].

Гуманистическое право (право жизненного мира человека) представляет собой регулятивы взаимодействий человека в обществе, которые ориентированы в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов. Гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом[3].

В философии гуманистического права свобода выступает в качестве самой сути, центрального звена философского обоснования права. Разум по своей сути есть свобода; свобода разума является неотделимым и главным атрибутом человека. Начиная с эпохи Просвещения, философская мысль по вопросам права, неизменно склонялась к тому, что основой права, его стержнем и предназначением является свобода. И не просто свобода, не абстрактно понимаемая идея свободы, а - прошу внимания! - реальная, в живой юридической плоти свобода отдельного, автономного человека[4].

Одним из наиболее выразительных образцов соединения философской мысли и правовой реальности стало развитие в Х1Х-ХХ веке гражданского законодательства. То есть такого простора в вольном поведении участников экономических отношений, при котором развертываются "полные антагонизмы" - конкуренция, экономическое соревнование, состязательные начала (это и есть рынок) и который в силу этого предполагает "самое точное определение границ и обеспечение свободы" (Кант), "игру свободы" (Шеллинг), что как раз и дают отработанные искусные гражданские законы.

Именно соединение передовой философской мысли о сути человеческого бытия (свободы) и реального развития политико-правовой действительности в последние два столетия дает надежное основание для вывода о том, что суммой философско-правовых идей (концепцией) о праве в жизни людей, отвечающей требованиям нынешней стадии человеческой цивилизации, должна стать ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА - ФИЛОСОФИЯ ПРАВОЗАКОННОСТИ (юридический термин также введён в правовой оборот С.С. Алексеевым)[5]. С.С. Алексеев указывает на то, что философия правозаконности отличается тем, что права получают собственное бытие независимо от государства и основана на фундаментальных правах человека. И, как следствие, правозаконность внутренне присуща гражданскому обществу.

Правозаконность означает строжайшее, неукоснительное проведение в жизнь не любых и всяких норм, а начал гуманистического права, прежде всего основных неотъемлемых прав человека, и, кроме того, также связанных с ними ряда других институтов... в том числе общедемократических правовых принципов, частного права, независимого правосудия"[6], - утверждал автор, размышляя о правовых теориях и идеалах. С тех пор термин "правозаконность" прочно вошел в понятийный аппарат юридической науки и символизирует собой принцип, метод государственной политики и правовой режим, при котором содержанием является не просто требование неукоснительного и строгого соблюдения законов всеми правоприменителями и законотворцами, а таких законов, которые соответствуют гуманистическим идеалам добра, правды, справедливости, обеспечения права людей на достойную жизнь[7].

Одной из главных заслуг гуманистической теории права С.С. Алексеева следует признать внедрение в правовую действительно, а следовательно, и в право, таких его элементов как, правовое сознание, правовая культура, и правовой прогресс.

Алексеев выделяет 4 ступени позитивного права, его восхождение (правовой прогресс):

1. право сильного – доцивилизационная стадия развития. Право принадлежит сильному. Право выступает в качестве упорядочивающего и даже стабилизирующего фактора, противостоящему прямому хаотическому произволу и в максимальной степени соответствует интересам выживания и упрочнения данной общности. Крайним проявлением права сильного является право войны – господство голой силы, применение любых средств, возможность вести беспощадную войну.

2. кулачное право – первый этап становления и развития цивилизации (азиатские, теократические, рабовладельческие и феодальные общества), когда в обществе в качестве доминирующего выступает власть и религиозная идеология. Это сословное право, право привилегий, обычное право (крепнут писанные законы). Начинают складываться некоторые простейшие гуманитарные элементы, относящиеся к началам справедливости, вины, процессуальных форм.

3. право власти – позитивное право более развитых ступеней цивилизации, когда в обществе все более утверждается светская власть (феодальное общество с просвещенной властью, капиталистическое, буржуазное общество, современные общества с авторитарной властью). В нормах права выражается господствующие социалистические силы, преследующие цель использовать законы в своих интересах. Нередко такие нормы становятся способом узаконения произвола, своеволия. Но выраженные в официальных источниках нормы позитивного права становятся всеобщими, формально-определенными, и устанавливаемый таким путем всеобщий, строго формализованный порядок уже сам по себе имеет известное гуманитарное значение. К тому же при прогрессивных режимах позитивное право, может быть демократическим по содержанию, нацеленным на развитие институтов гражданского общества, начал справедливости и гуманизма.

4. право гражданского общества – высшая на современной стадии развития цивилизации ступень. Это развитое право, где есть прирожденные права человека, право способно возвыситься над властью, ее произволом. Право в полной мере раскрывает своей потенциал как явление цивилизации, культуры, как носитель гуманитарных ценностей, заложенных в самой сути человеческого общества, человека[8].

Первые три ступени являются неразвитым правом, поскольку в какой-то степени в них присутствует сила.

В настоящий момент в России одним из проявлений гуманистической теории права является деятельность и назначение Конституционного суда РФ. Благодаря правозащитной роли конституционной юстиции происходит неуклонное, пусть порой и кажущееся кому-то медленным, утверждение гуманистической сущности российской государственности[9].

Также проявлением гуманистической теории права, является норма, закрепленная в статье 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное положение является определяющим в деятельности всего государственного аппарата.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основой гуманистической теории права выступает свобода отдельного человека. Сущностные элементы данной теории имеют ключевое значение при формировании институтов правового государства и гражданского общества. Гуманистическая теория права не является мертвой теорией, она закреплена в нормативно-правовом акте высшей юридической силы – Конституции, а также проявляется в деятельности органов государственной власти. В то же время, нашему государству довольно далеко до идеалов правозаконности, описанных в трудах С.С. Алексеева.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Научная и учебная литература

1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения М., 2002.;

2. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: НОРМА. 1998. с. 524-602.;

3. Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1998. 336 с. С. 133.;

4. Арановский К.В., Князев С.Д. Ненапрасное конституционное правосудие // Судья. 2017. N 12. С. 40 - 46.;

5. Поройко М.С. Понятие законности в свете проблем российского правового идеализма // История государства и права. 2015. N 17. С. 28 - 32.;

6. Свергузов Д.Ш. Свобода и теория правопонимания // Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 54-55. С. 181-185.;

Электронные ресурсы

7. А.А. Клишас Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019.// Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik/ (дата обращения: 06.01.2020);

8. Г.И. Иконникова, Философия права : учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 359 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01221-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-449802 (дата обращения: 06.01.2021).


[1] А.А. Клишас Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019.// Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik/ (дата обращения: 06.01.2020)

[2] Свергузов Д.Ш. Свобода и теория правопонимания // Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 54-55. С. 181-185.

[3] Иконникова, Г. И. Философия права : учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 359 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01221-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-449802 (дата обращения: 06.01.2021).

[4] Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: НОРМА. 1998. с. 524-602

[5] Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: НОРМА. 1998. с. 524-602

[6] Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1998. 336 с. С. 133.

[7] Поройко М.С. Понятие законности в свете проблем российского правового идеализма // История государства и права. 2015. N 17. С. 28 - 32.

 

[8] Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения М., 2002.

[9] Арановский К.В., Князев С.Д. Ненапрасное конституционное правосудие // Судья. 2017. N 12. С. 40 - 46.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!