Ахроматические и хроматические цвета.
Фотокомпозиция .
Тема 1. 4 . Тональное и цветовое решение фотоснимка.
Вопросы:
1) Тональное решение фотоснимка;
2) Понятие цвета;
3) Гармоничные сочетания цветов;
4) Символика цвета и психологическое воздействие на человека.
1. Рассматривая фотографию, легко обнаружить два основных элемента, из которых состоит изображение: разнообразные тона и линии. Линия в фотографии не первичный элемент, а производная от тона, поскольку на снимке она возникает как линия раздела двух тонов. Причем это деление иногда бывает мягким, а порой очень расплывчатым. Практически основным элементом формирования изображения является тон.
Тон передает цвета предметов, соотношения яркостей этих цветов в натуре и светлоту этих цветов. Наиболее светлый цвет – белый. Наиболее темный – черный. Чем светлее цвет, тем более он приближается к белому. Способность к поглощению и отражению света делает предметы различными по своей светлоте, которая в свою очередь определяет силу тона в черно-белой фотографии. Различные цвета воспринимаются глазом с различной степенью яркости. Самым ярким цветом для нашего глаза является желтый цвет.
Градации перехода от черного к белому могут быть неограниченно велики. Человеческий глаз может различать до 300 ступеней тональной шкалы. Для правильного восприятия и мягкого перехода от черного к белому достаточно 20-30 оттенков. Для того чтобы этот переход выглядел контрастно, достаточно 6-10 оттенков. Цифровое изображение с глубиной цвета 24 бита (8 бит на один канал) имеет 256 оттенков в каждом канале. Цифровое изображение с глубиной цвета 8 бит имеет всего палитру из 256 цветов.
|
|
При создании любого фотографического изображения чрезвычайно важным является установление преобладающего тона, посредством которого на зрителя передается определенное воздействие. Очень существенным является определение тональной пропорции, т.е. соотношение степеней и площадей черного и белого. Решение этого вопроса определяет общую тональность фотоснимка (темную или светлую). Зрительное впечатление, получаемое от изображения, зависит от величины площади, занимаемой определенными тонами, и от пропорции этих площадей, а также от наличия тональных контрастов. Так, например, светлые пятна, находясь в соседстве с темными, выглядят ярче, а располагаясь рядом с менее контрастными для них светло-серыми тонами, покажутся менее яркими. Преобладание темного подчеркивается всегда некоторым количеством самого светлого.
Тон предметов или фигур, помещенных на определенном фоне, будет меняться в зависимости от тона фона. Чем темнее по отношению к предмету или фигуре будет тон, тем резче выделятся контурные очертания предмета, тем хуже будет восприятие его объема и рельефа. Чем ближе тональность фона к тональности предметов, тем мягче будет рисоваться их силуэт и тем лучше будет выявлена пластика при условии, что в первом и во втором случаях предмет или фигура освещены одинаково. Белое пятно, помещенное на темный фон, покажется нам большим, чем такого же размера черное пятно, помещенное на светлый фон.
|
|
Явление, заключающееся в кажущемся увеличении размеров светлого пятна под влиянием контрастирующих темных тонов, называется иррадиацией.
С явлением иррадиации связано свойство некоторых тонов казаться выступающими или отступающими. Умелое использование этих оптических явлений при работе над изображением поможет фотографу создать зрительную иллюзию уменьшения или увеличения объемов изображения фигур и предметов, углубления пространства в соответствии с общим художественным замыслом.
Следует учитывать одно важное обстоятельство: в черно-белой фотографии ахроматический тон (бесцветный) тон служит единственным средством передачи хроматических цветов многоцветного реального мира. Все хроматические цвета обладают тремя харатеристиками: цветовым тоном, который определяется доминирующей длинной волны в потоке отраженного освещаемой поверхностью света; насыщенностью, или степенью выражения цветового тона по отношению к спектральному составу той или иной волны, принятому за 100%; светлотой – синоним яркости. Все цвета на черно-белом снимке преобразуются в тона ахроматические, в гамму черно-белых тонов, различающихся между собой только по светлоте. Таким образом, в процессе воспроизведения на снимке цвета теряют две из свих характеристик – цветовой тон и насыщенность и сохраняют лишь светлоту, по которой на снимке и узнается цвет. Поэтому очень важно фотографу передать точно тон изображения. Неправильная передача светлоты на снимке особенно ощутима на хорошо знакомых зрителю объектах (например тон неба).
|
|
Для того чтобы полностью раскрыть понятие «тональное решение фотоснимка» необходимо дать понятие термину колорит. Колорит обозначает в фотографии общую цветовую организацию картины, взаимное подчинение и связь всех цветов и их оттенков, полутонов и нюансов, возникающих в светах, тенях, полутенях, вблизи и в отдалении. Как и все другие изобразительные средства в фотографии колорит используется фотографом для воплощения в зримые образы идейно-тематического содержания произведения. То есть имеется в виду определенный цветовой то, доминирующий на картиной плоскости, с которым согласованы все остальные цвета и который как бы связывает их в единое целое. Единство колорита достигается точностью подбора цветов и их оттенков, выбором цветового тона, светлоты и насыщенности каждого цвета в картине, размещением цветов, их пропорциями, цветотональными переходами и т.д.. Понятие «цвет» очень схоже с понятием «тон», а «колорит» – «тональное решение фотоснимка».
|
|
Тон в фотографии образуется только за счет того или иного света. Тон вместе с линией и светом активно участвует в разработке композиции рисунка снимка, поэтому не следует рассуждать и воспринимать его как отдельный элемент.
Если съемка ведется на пленере, то тональный строй кадра в первую очередь зависит от выбора объекта, точки зрения на него и характера светового рисунка, возникающего на объекте. При павильонных съемках фотограф имеет возможности для того, чтобы специально организовать тональности снимка, подготавливая объект к съемке и выстраивая необходимую схему света (например портрет в светлой и темной тональности).
2. Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом и др.. Человек воспринимает свет благодаря своему зрительному аппарату (глазу) и мозгу.
Соотношение цветов в спектре видимого света меняется в зависимости от источника освещения. В фотографии спектральный состав света оценивают цветовой температурой. Это основная характеристика света вцветной фотографии наряду с интенсивностью освещения. Цветовая температура выражается в Кельвинах (К). Цветовая температура — условная величина для обозначения цветности света. Она не имеет ничего общего с тепловой температурой источника света. Цветовая температура 5500 (К) считается эталоном белого света, под нее сбалансированы все цветные негативные и фотопленки, предназначенные для съемки при естественном освещении.
Цвет предметов, окружающих нас, воспринимается только при видимом свете, который представляет собой электромагнитные колебания очень узкого диапазона длин волн (400—700 нм) и включает три зоны: синюю (400—500 нм), зеленую (500— 600 нм) и красную (600—700 нм).
Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. Солнечный свет, как установил Исаак Ньютон в 1666 г., проходя через призму, преломляется и разлагается, превращаясь в расходящийся многоцветный луч, состоящий из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Распространение света происходит во всех направлениях в форме мельчайших энергетических частиц, называемых квантами света или фотонами.
В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.
В 1951 г. Энди Мюллер предложил субтрактивную систему CMYK (сине-зелёный, пурпурный, жёлтый, чёрный), которая имела преимущества в полиграфии и цветной фотографии, и потому быстро «прижилась».
Цвет | Диапазон длин волн, нм | Диапазон частот, ТГц | Диапазон энергии фотонов, эВ |
Красный | 625—740 | 480—405 | 1,68—1,98 |
Оранжевый | 590—625 | 510—480 | 1,98—2,10 |
Жёлтый | 565—590 | 530—510 | 2,10—2,19 |
Зелёный | 500—565 | 600—530 | 2,19—2,48 |
Голубой | 485—500 | 620—600 | 2,48—2,56 |
Синий | 440—485 | 680—620 | 2,56—2,82 |
Фиолетовый | 380—440 | 790—680 | 2,82—3,26 |
Ахроматические и хроматические цвета.
Различают ахроматические цвета (белый
, серый, чёрный) и хроматические, а также спектральные и неспектральные (например, пурпурный или коричневый цвет).Оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный. Глаз человека способен различать около 300 ахроматических цветов.
Хроматические цвета. Цвет характеризуется свойствами, которые могут изменяться независимо друг от друга.
Цвет – основной признак, по которому отличаются цвета: синий от зелёного, красный от жёлтого и т.д. Он зависит исключительно от длины волн, излучаемых источником или отражённых от поверхности.
Цветовой тон — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.
Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света — цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет голубой цвет.
Степень близости цвета к белому называется светлота. Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится белым
Насыщенность – характеризуется интенсивность цвета. Основные цвета спектра являются очень насыщенными. Цвета, которые нас окружают, как правило, ненасыщенные. Это происходит по разным причинам. Например, к лучам, отраженным от объекта, может примешиваться белый свет и делать их менее насыщенными. Туман воздушная или пылевая дымка дождь снег делают цвета окружающих предметов малонасыщенными. Насыщенные цвета, полученные смешиванием насыщенного цвета с белым называют оттенками данного цвета. Самый светлый цвет – чистый белый самый тёмный цвет – чистый чёрный. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.
Яркость – цвета зависит в основном от количества лучей отражённых поверхностью данного цвета. Яркость цвета зависит от способности поверхности к отражению яркости и силы освещения. Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.
Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия. Так, к примеру синий цвет при соседстве с жёлтым кажется более ярким.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!