РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

Раздел 1. История психологии

Лекция № 1

Тема лекции: История психологии как научная дисциплина, развитие психологии в период античности.

Вопросы:

1. Предмет, задачи и методы истории психологии

2. Факторы, определяющие развитие психологической науки, изменение предметной области истории психологии.

3. Развитие психологии в период античности

3.1. Досократический период

3.2. Классический период

3.3. Эллинистический период

 

Предмет, задачи и методы истории психологии

 

История психологии – это особая дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию её природы, функций, генезиса. Таким образом, если общая психология как наука изучает психические факты, то история психологии изучает открытие и развитие представлений о фактах психической реальности на разных этапах поступательного развития науки.

Задачи истории психологии определяются уникальностью предмета и положения психологии в контексте общественной жизни и других наук. Обобщив многообразие функций истории психологии в анализе развития психологических идей, можно выделить три основных задачи:

1) Изучение закономерностей развития знаний о психической реальности.

2) Поиск и описание взаимосвязей истории психологии с другими науками.

3) Анализ факторов возникновения и развития психологического знания.

Исходя из специфики предмета, методы истории психологии направлены на воссоздание истории развития психологии как части общественно-исторического прогресса, поэтому заимствованы не из психологической науки, а смежных с ней дисциплин – науковедение, история, социология. Основными методами истории психологии являются (по Т.Д. Марцинковской):

1) Историко-генетический метод позволяет изучать идеи прошлого в контексте общей логики развития науки в определенный исторический период.

2) Историко-функциональный метод заключается в анализе преемственности высказываемых идей, в поиске научных источников той или иной идеи.

3) Биографический метод представляет собой анализ возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого.

4) Метод категориального анализа, направленный на выявление особенностей понимания и трактовки конкретной научной психологической категории в определенные хронологические период или в трудах разного периода одного и того ученого. Введенный в науку французским историком Марком Блоком, метод получил свое развитие и детальную проработку в научном творчестве отечественного историка психологии Михаила Григорьевича Ярошевского.

5) Метод систематизации психологических высказываний, предполагающий формирование обширной электронной базы всех идей, высказываний, ссылок ученых в истории науки.

Следует учитывать, что каждый из методов имеет как преимущества, так и ограничения. Достижение максимальной достоверности и снижения степени субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания возможно именно при условии комплексного использования существующих методов.

 

Факторы, определяющие развитие психологической науки, изменение предметной области истории психологии.

М. Г. Ярошевский выделяет три фактора, детерминирующих развитие психологической науки:

1. Социальный фактор обусловленность развития науки особенностями общественных отношений в разные исторические эпохи. Культурные, политические, экономические и социальные условия конкретного исторического периода оказывают влияние на содержание научных концепций и их распространение.

К примеру, социальной предпосылкой зарождения и развития гуманистического направления психологии стала «холодная война» между двумя мировыми сверх-державами – СССР и США, способная положить начало мировой ядерной войне и, соответственно, всему живому на Земле. Чувство неуверенности, нестабильности мира и небезопасности существования привело западное общество к глубокому духовному кризису. Именно в этой социальной ситуации стали очевидными ограничения бихевиоризма и психоанализа, утверждавшими биологическую и социальную детерминацию сущности человека, предлагавшими модификацию поведения и медицинскую модель помощи в решении эмоциональных и духовных проблем личности. Став «третьей силой» психологии, гуманистическое направление провозгласило решающую роль психотерапевтических отношений в решении эмоциональных проблем, собственной активности личности, ее целостность и уникальность. Не смотря на то, что идеи понимания против объяснения и модификации, уникальности и индетерминированности личности высказывались в истории психологии неоднократно (В.Дильтей, Э.Шпрангер, Г.Олпорт, Ш.Бюллер и пр.), общественное и научное признание они получили лишь в социальном контексте второй половины ХХ века.

2 . Личностный фактор – обусловленность открытий и изменений в науке деятельностью и особенностями личности отдельных ученых.

Ярким примером обусловленности концепции биографией ее творца является индивидуальная психология А.Адлера, которая по своей сути является психологией возможностей, рожденной психологом в непосредственном собственном жизненном опыте. Известно, что А.Адлер был болезненным и слабым ребенком, плохо адаптировался и плохо учился в школе, был невысокого мнения о своих физических данных. Эти переживания повлияли на представления А.Адлера о мотивационной роли чувства неполноценности в формировании личности. Согласно теории Адлера, главное значение имеет не то, чем обладает человек, а то, как он этим распоряжаемся. Часто, истинность своих теорий авторы подтверждают не только жизнью, но и смертью. Так, основоположник идеалистического направления в науке Сократ, приговоренный афинским судом к смертной казни, отказался от подготовленного его учениками побега и с достоинством принял смерть, самостоятельно приняв уготованный судом смертельный яд. Являясь убежденным идеалистом, Сократ считал смерть истинным освобождением души из «темницы тела» и вознесением её в столь желанный для философа мир идей.

3. Предметно-логический фактор рассматривает эволюцию психологического познания как следствие преобразования предмета, категориального аппарата, подходов к решению ключевых проблем психологии. Рассмотрим более подробно содержание предметно-логического анализа развития психологической науки.

Итак, логика развития психологической науки определяется преобразованием ее категориального аппарата, состоящего из специфических конкретно-научных категорий и объяснительных принципов, целостная система которых позволяет теоретически и эмпирически исследовать и описывать психическую реальность.

Специфические конкретно-научные категории психологии отражают различные аспекты психологической реальности, постоянные проблемы, составляющие содержание психологии на протяжении всей истории ее развития. В качестве основных М.Г. Ярошевский выделяет: «Образ», «Действие», «Мотив» (базисные категории) и «Сознание», «Деятельность», «Личность» (метапсихологические категории). Т.Д. Марцинковская в качестве основных инвариант выделяет: «Мотив», «Образ», «Деятельность», «Личность», «Общение», «Переживание».

В качестве основных объяснительных принципов научного познания, опираясь на которые психология способна адекватно теоретически отражать свой предмет, М.Г. Ярошевский выделяет:

Принцип детерминизма (буквально – «определять), предполагающий изучение любого явления через анализ факторов, определяющих происхождение и течение, содержание и проявление психического. Детерминизм может быть как причинным (психические явления определяются предшествующими факторами), так и целевым (течение явлений определяется целью). В свою очередь, причинный детерминизм в истории психологии имеет различные варианты (механистический, биологический, психологический, социальный).

Принцип развития вошел в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Согласно данному принципу, психические явления познаются только в развитии, их изучение должно строиться на исследовании закономерностей, механизмов, стадий и видов психического развития. Развитие может быть онтогенетическим и филогенетическим, эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным. Выделяют следующие аспекты психического развития: социальное, интеллектуальное, личностное. В истории психологии источники и движущие силы развития имели разное объяснение (социогенетический, биогенетический и конвергентный подходы и др.).

Принцип системности утверждает необходимость исследовать психику как совокупность взаимосвязанных компонентов, отношения между которыми обеспечивают ее целостное функционирование. В истории психологии существует несколько подходов к объяснению системности психики (элементаризм, функционализм, холизм). В современной психологии системность предполагает активность психики, обеспечивающую процессы

 

саморегуляции и компенсации, в силу которых нарушение одних функций замещается нормальной работой других.

Помимо категориального аппарата, логика развития психологической науки определяется изменением ее предмета. В своем развитии и становлении предмет психологии может быть описан через определенные этапы:

I. Психология как наука о душе (с VII в.до н.э.).

II. Психология как наука о сознании (с XVII в.).

III. Психология как наука о поведении (с 1913 г.).

IV. Психология как наука о психических явлениях (со второй половины ХХ в.).

В продолжение проблемы периодизации, следует отметить, что в истории психологии существует проблема периодизации, связанная с трудностью выделения её критериев. Критерий может быть хронологическим (проблемы науки в каждый исторический период), географическим (анализ психологических воззрений по странам и регионам), категориальным (анализ преобразования основных психологических категорий, например «мотив» или «личность») и др. Часто критерием является общественно-экономическая формация, состояние смежных наук, идеи отдельных психологических школ и направлений. Проблема периодизации заключается в том, что обращение к любому из критериев исключает из поля исторического анализа другие, не менее важные аспекты развития психологии, в результате чего редуцируются объяснительные схемы, утрачиваются целостность и логика в понимании развития психологии.

Не менее важным аспектом предметно-логического анализа истории психологии является история преобразования подходов к объяснению ключевых проблем психологии: соотношение психического и телесного (психофизическая/психофизиологическая проблема), духовного и материального (материализм, идеализм), личности и общества (проблема социальной обусловленности психики), чувственного и рационального (рационализм, эмпиризм, агностицизм). Так же, в истории психологии изменялись подходы к решению вопроса неосознаваемых процессов, целостности, движущих сил и условий развития личности.

Завершая обзор характеристик предметной области истории психологии, отметим современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований (по Ю.Н. Олейникову, 2004):

1) Активизация историко-сравнительных исследований (особенности отечественной психологии в разные периоды ее развития либо с зарубежными направлениями психологии и т.п.).

2) Переосмысление развития психологического познания путем разработки истории отдельных научных областей, направлений, проблем психологии.

3) Рост количества издаваемой литературы по историко-психологической проблематике и истории психологии (как отечественной, так и зарубежной).

4) Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов.

5) Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии: лаборатория истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (зав. лаб. В.А. Кольцова), сектор истории психологии Института истории естествознания и техники РАН, кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Петербурского, Ярославского, Ростовского и других университетов, лаборатория истории психологии в Институте проблем развития личности (зав. лаб. Т.Д. Марцинковская) и в Психологическом институте РАО (зав. лаб. И. Равич-Щербо), кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ(зав. каф. Ю.Н. Олейник).

6) Расширение источниковой базы историко-психологических исследований, что позитивно отражается на качестве и достоверности исследований по истории психологии.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

Античность (от лат. antiquus - древний) – термин, традиционно употребляемый в значении «греко-римская древность». Хронологически, рамки античной психологии – с VII в. до н.э. и условно до II - IV в. н.э. – это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Все позднейшие типы европейского мировоззрения берут своё начало именно в античности, когда был заложен категориальный строй психологической науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения) и сформулированы её основные проблемы (соотношение телесного и психического, чувств и разума, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного и др.).

В первобытном обществе душа понималась как сверхъестественная сущность и объяснялась принципом анимизма (от лат. anima - душа, дух) – форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. В период смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом (урбанизация, колонизация, развитие товарно-денежных отношений, расцвет культуры, возникновение математики, астрономии, медицины и т.п.) душа вводится в ряд природных явлений, происходит переход от сакральности (когда знание основано на вере и не требует доказательств) к гилозоизму (от греч. hyle - материя и zоо – жизнь) – философское учение об одушевленности всей природы.

Античность – неоднородный период, который условно (по приоритетным задачам и итогам) можно разделить на три этапа:

I. Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э.

II. Классический период – с IV по II в.в. до н. э.

III. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э.

Эллинизм буквально означает распространение древнегреческой науки и культуры по всему миру с завоевательными походами Александра Македонского, что продолжалось до возвышения Рима и начала религиозного доминирования над наукой в период средневековья.

3.1. Досократический период  – с VI по IV в.в. до н.э.

Первый этап развития античной психологии связан с выделением философского рационального мышления из мифологии и формированием первой исторической формы науки – натурфилософии, изучающей общие закономерности общества, природы и человека. В Милетской школе впервые за природную первооснову души было принято то или иное материальное вещество – архе: вода (Фалес), неопределенное бесконечное вещество «апейрон» (Анаксимандр), воздух (Анаксимен). Представитель Эфесской школы Гераклит, назвав душу психеей, утверждал ее огненное начало (архе). Однако, огонь, по мнению Гераклита, находится в вечном движении и преобразовании (от состояния огня через состояния воздуха и земли к состоянию влажности), поэтому все в мире, в т.ч. душевное и телесное, непрерывно течет и изменяется. Так, Гераклит вводит идею развития и процессуальности психических состояний. Важнейшим вкладом Гераклита в развитие психологии стало и противопоставление хаосу анимизма идеи причинности всех явлений (Логос).

Итак, на первом этапе развития психологической мысли были заложены основы материалистических воззрений, получивших наиболее последовательное выражение в учении Демокрита, который считал первоосновой мира атом (от греч. "атом" - то, что не делится). Поскольку душа, как и все в природе, состоит из атомов, то она является смертной, как и тело. Исходя из атомистических представлений, любая активность человека объяснялась механическим движением и столкновением атомов, независимо от воли и мотивации человека. Таким образом, Демокрит утверждает не только сам факт причинности, но и описывает механизм столь жесткого причинного детерминизма.

3.2. Классический период с IV по II в.в. до н. э.

На втором этапе развития научной античной мысли материализму начинает противостоять идеализм, утверждающий приоритет духовного начала над материальным. Идеей бессмертия души и её независимости от тленного тела, идеалисты утверждали активность субъекта вместо механистической причинности Демокрита. Причины поведения человека идеалисты видели не в столкновении атомарных потоков, а в знании нравственной истины, находящейся в душе человека, независимо от материального мира. Социальной предпосылкой для зарождения идеализма стало нарастающее противостояние рабовладельческой демократии (возвышающей роль и ценность каждой личности) и монархической формы правления (предполагающей возвышение одной личности и подавление всех остальных). Перенос научного интереса от натурфилософских проблем мироздания к этико-психологическим проблемам отразился в идеалистической философии Сократа – Платона.

Так, к концу классического периода оформилось традиционное противоречие между материализмом и идеализмом. Однако, с точки зрения, как материалистов, так и идеалистов, душа выступала как внешняя по отношению к организму сущность (атомы, попадающие в тело при дыхании – у материалистов; идеи из божественных высот – у идеалистов). Эти ограничения и противоречия были преодолены в учении Аристотеля, в котором мир объясняется с позиций целостности, единства материального и духовного. Систематизировав представления предшественников о душе, Аристотель сформулировал собственный, общебиологический подход в объяснении психических явлений, которые есть результат взаимопроникновения материального и идеального. Душа, по Аристотелю, это форма и сущность тела. Как материя не может существовать без формы, так и форма (душа) не может существовать без материальной основы (идея единства, системности, целостности). Со смертью Аристотеля классический период античности заканчивается.

Третий этап развития античной психологической мысли характеризуется переориентацией исследовательского интереса с общетеоретических рассуждений к решению практических проблем людей, испытывающих острейшее ощущение нестабильности и небезопасности существования в

 

жестоком мире. В исторической летописи период с IV в. до н.э. по II в. н.э. характеризуется как эпоха гражданских войн, жестоких завоевательных походов на Азию и кровопролитных сражений Рима за господство в Средиземноморье. Специфика политической и социальной жизни привела к утрате ценности уже не только личности, но и самой жизни человека. Ведущие психологические школы по-разному решали проблему сохранения жизни и достоинства человеком в жестоком обществе. Так, в школе циников (киников) свобода личности рассматривалась через свободу от общественного мнения, знаний и благ цивилизации (Антисфен), а также, в универсальной отрешенности от привязанностей (Диоген Синопский). Эпикур и его школа («Сад Эпикура») призывали людей освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами, приняв за основу атомизм Демокрита: «когда мы есть – смерти еще нет, когда же смерть наступает – нас уже нет». Так же, как и циники, эпикурейцы призывали к самоустранению от общественной жизни, которая является источником тревог, жестокости и конформизма. Представители школы стоиков, напротив, не разделяли идеи о самоустранении от общества и настаивали на активной социализации человека. Общей идеей стоиков является идея рока, фатальной неизбежности как в природе, так и в судьбе каждого человека. Стоики разделяли понятия свободы духа и свободы действий и считали, что если свобода действий в человеческом обществе невозможна, то свобода личности возможна через принятие общественных обязанностей как необходимости. Таким образом, свобода духа не связана со свободой действий и достигается в понимании своего предназначения. Человек может сохранить свободу духа в любых обстоятельствах, если примет общественные обязанности без страданий, как внутреннюю необходимость.

Последней вехой развития античной психологии стало новое авторское прочтение учения Платона – теория Плотина (205 – 270) (неоплатонизм). Плотин определяет душу человека как производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога. Основу целостности души Плотин объясняет самосознанием, которое любой психический акт преобразует в духовный, поскольку все, даже чувственные ощущения тела, связаны с деятельностью души, которая полностью является творчеством Бога. Идея Плотина о внутренней психической жизни предвосхитила принцип интроспекции, ставший основополагающим в психологии до конца XIX века. Практический смысл введения категорий самосознания и рефлексии оправдывался необходимостью переключения внимания людей от внешней трудной реальности к внутренней, т.е. душевной, созданной и наполненой Богом. На платонической теории Плотина античная психология заканчивается.

3.3. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э.

Параллельно с философским аспектом исследования души, в период эллинизма велись активные анатомо-физиологические исследования психики. Наибольшую известность и значимость получила Александрийская школа врачей и труды ее представителе – Герофила и Эразистрата,

описавших структурно-функциональные особенности нервной системы и головного мозга как субстрата души. Во II веке н.э. эти анатомо-физиологические открытия объединил и дополнил римский врач Клавдий Гален (130 – 200 г.г.).

Завершая обзор теоретических воззрений, обобщим основные итоги и достижения античного периода развития психологии:

1) произошел переход от сакральности к опытному, логическому познанию;

2) заложен категориальный строй науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения);

3) сформулированы основные проблемы психологической науки о соотношении телесного и психического, чувственного и рационального в познании, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного.

4) заложены основные объяснительные принципы науки;

5) представлена первая динамическая структура личности (Платон);

6) открыты психологические феномены мышления: память (Платон), ассоциации, воображение, представления (Аристотель), рефлексия (Плотин).


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 1094; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!