Аннинский Л. Барды. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. 384 с.

Иванченко И. А.

Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДЮ «КЕДР» г. Томск

 

Аннотация: статья посвящена рассмотрению специфики авторской песни как жанра музыкально-поэтической культуры России, рассматриваются некоторые исторические, социокультурные и культурно-политические аспекты ее появления и становления, основные тенденции развития, современное состояние.

Ключевые слова: русская музыкально-поэтическая культура, поэзия, авторская песня, бард, поэт. 

 

Пожалуй, одним из самых уникальных явлений русской культуры второй половины ХХ – начала XXI вв. по праву можно назвать авторскую песню. Имена и произведения классиков этого жанра изучаются в школе, о них снято множество документальных фильмов, изданы горы книг, существуют телепередачи и масштабные фестивали. Уникальность авторской песни заключается в том, что этот пласт музыкально-поэтической культуры вот уже на протяжении более полувека выживает сам по себе, без какой-либо государственной поддержки.

Зарождение жанра, как такового, приходится на средину 50-х годов прошлого столетия. И не случайно. Этот период времени вполне можно считать революционным. Оправившись от последствий Второй Мировой войны, Мир будто совершил квантовый скачок сразу во всех деятельных сферах – науке, технике, промышленности и искусстве.

Противостояние двух антагонистических политических систем и их масштабное соперничество способствовало множеству фундаментальных открытий, плодами которых мы пользуемся и по сей день. Глядя на калейдоскоп исторических событий средины 50-х – начала 60-х годов, мы видим, как научная фантастика на глазах становится реальностью: в быт врываются чудеса электроники и, как чудо из чудес, телевидение; в космос отправляется первый искусственный спутник, а вскоре и человек; ядерная физика становится важнейшей научной отраслью, атом начинает служить мирным целям, энергетика взлетает на новый стратегический уровень; на экраны один за другим выходят шедевры киноиндустрии, философский символизм Феллини будоражит воображение зрителей режиссёрским новаторством, а радиоволны разносят по всему миру сводящие с ума ритмы рок’н ролла с голосами Пресли и юной ливерпульской четвёрки. С книжных прилавков разлетается хайнлайновский «Чужак в чужой стране», ставший предтечей движения хиппи на гребне волны сексуальной революции, захлестнувшей западное искусство, но разбившейся о родимый железный занавес. За его надёжным заслоном ударно строит светлое коммунистическое будущее многомиллионный народ во главе с вождем, который, стуча башмаком о трибуну, грозится показать «кузькину мать» всем, кто ни дай бог на это будущее посягнет!..

И вот в этом кипящем котле эпохальных событий возникают тепличные условия для появления новых форм свободного самовыражения. Свободного как от прямого преследования властей, так и от официального признания как нечто несерьёзное и недостойное внимания. Момент назрел, и он не был упущен: на подмостки советской культуры шагнула новая поэзия. В противовес официозу песни, от которой на сердце легко, и которая помогает строить и жить, зазвучали темы, волнующие «простого советского человека».  Она не просто зазвучала, она запелась так же естественно, как поёт человек в состоянии радости, ненавязчиво и непрофессионально. И как упрямый протест в пику официозу, в руках поэта появляется инструмент с клеймом махрового мещанства – гитара, ставшая вскоре неотделимым атрибутом и символом жанра. Поэзия запелась. В этом сквозит манерная преемственность: как читали нараспев свои стихи Северянин, Есенин и Маяковский, параллельно с поэзией Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной и Рождественского, зазвучали под аккомпанемент семиструнки стихи Анчарова, Визбора, Галича, Окуджавы, Якушевой, Городницкого. «Классика жанра была создана в какие-нибудь пять-семь лет. Без всякой смены поколений. В исторический миг. Дружно» [1, с. 9].

Понятие «авторская» стало для песни чертой определяющей и принципиальной: у произведения есть конкретный автор текста и музыки, который сам же его исполняет под собственный аккомпанемент. Имя этого автора известно, он его не скрывает несмотря ни на что. Это тоже принципиально. Само по себе понятие «авторская песня» стал широко использовать Владимир Высоцкий, определяя формат своих концертных выступлений и творчества в целом. Поэтической составляющей отводилась ведущая роль. «Это стихи, положенные на ритмическую основу», - говорил он о своих песнях.

Технический прогресс обеспечил новым песням стремительное распространение. Вооруженные магнитофонами первые поклонники запустили в стране настоящую цепную реакцию. И так, в обход официальных каналов авторская песня проникла во все уголки нашей необъятной Родины. Немалую роль в этом сыграла армия радиолюбителей (с техническим образованием в Стране Советов было всё в порядке). Стремительно растущая популярность жанра была неслучайна: непрофессиональное по всем сценическим меркам исполнение с лихвой компенсировалось неподдельной искренностью, помноженной на яркую индивидуальность автора. Такое редкостное качественное сочетание порождало магию безусловного доверия слушателя к автору песен. Авторская интонация была узнаваема: сдержанность Анчарова, задушевность Визбора, надрыв Высоцкого, драматизм Галича, аристократизм Окуджавы, мужественная суровость Гродницкого… Каждый из них являл собой целый мир, в него влюблялись, за ним шли, ему верили. «Авторская интонация стала четвертым и обязательным компонентом всё более и более утверждавшего свои права нового вида искусства» [2, с. 9].

Популярность гитары невероятно возросла, в 60-е для неё наступил золотой век: под гитару запели и физики, и лирики. Авторская песня зазвучала у костров геологических экспедиций, на комсомольских стройках, в студенческих театрах, в армейских казармах и матросских кубриках. Запели кухни «хрущевок» по всей стране. И вдохновенный призыв Б. Окуджавы «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке» был воспринят как руководство к действию: в стране крепла и множилась армия почитателей  вольнодумного творчества, способная к самоорганизации. И такие организации не заставили себя ждать. Появились КСП (клубы самодеятельной песни) и фестивали (пока ещё нелегальные), как высшая форма идейного единения. Таким образом, сформировалась социальная общность, объединённая определённой субкультурой.

Не остаётся в стороне и официальное искусство – там тоже работают люди, для которых «авторская песня» не просто слова. Режиссёры кино и театра всеми правдами и неправдами «протаскивают» авторскую песню в сценарии, вкладывая её в уста своих персонажей. А если автор песен, мягко говоря, не рекомендован Министерством культуры, в титрах появляется вымышленное имя или псевдоним (так, например, Юлий Ким на несколько лет становится Юрием Михайловым). Зато страна эти песни услышит. Чувствуя потенциальную популярность, авторскую песню начинают петь и эстрадные звезды. «А я еду за туманом» Юрия Кукина – в средине 60-х не пел только ленивый!.. И буря литературной критики за три гласные подряд «А я е…», как признак поэтического дилетантства, никого не остановил…

Приверженность к жанру оказывает прямое воздействие на образ жизни и её стиль. Для множества людей эликсир свободного творчества становится смыслом существования. «Родственные души» находят друг друга по городам и сёлам, создают свою сеть взаимовыручки и поддержки, создают семьи, выстраивают шкалу нравственных ценностей.

Нельзя утверждать с полной уверенностью, но, скорее всего, именно в среде почитателей авторской песни когда-то возникло слово «барды» по отношению к своим кумирам. Хотя Булат Окуджава с негодованием отвергал такое определение по отношению к Высоцкому: «Какой бард?! Он поэт!». Тем не менее, термин с многозначительной исторической проекцией на древних кельтов прочно прижился в сознании современников. А с размыванием жанровых границ к началу 80-х название «бардовская песня» звучало в устах ревнителей чистоты жанра как предельная конкретизация этих границ, за которыми находится всё что угодно, но не то священное направление, что некогда указали потомкам отцы-основатели. И было что оберегать и за что бороться. Культурное наследие, так или иначе, влияло на формирование разносторонней личности с расширенным словарным запасом, образностью мышления, с ощутимыми нравственными качествами и моральными принципами. По сути, классики жанра становились в народе национальным достоянием, разве что не названными таковым в средствах массовой информации.

За годы существования авторская песня, как явление социальное, претерпела существенные изменения. Если в 60-е годы музыка играла подчиненную роль, то в 70-е она встала вровень с текстом и уже не ограничивалась тремя аккордами. Всё больше в жанр стали приходить люди с музыкальным образованием, появились композиторы и исполнители. В 80-е годы границы расширились и стали размываться, в ход пошли музыкальные стилизации, музыкальные реплики и цитаты из других музыкальных жанров, что, в свою очередь, привело к разнообразию форматов фестивалей. Закономерным стало и возникновение детских школ-студий авторской песни – приобщение к культуре авторской песни началось с младых ногтей. В 90-е, когда всё покупалось и продавалось, авторская песня стала таким же товаром. Для мэтров появилась статья дохода – их активно приглашали с концертами и мастер-классами по стране. Для ряда авторов она стала единственным источником существования. Требования взыскательной публики многократно возросли. Новому поколению на фоне когорты мэтров нужно уже было чем-то удивлять – требовался уже профессиональный подход, чтобы обратить на себя внимание и втиснуться в первые ряды. Рынок и здесь стал диктовать свои законы и в жанр хлынули профессионалы. Качество исполнения стремительно взлетело. Таких артистов-бардов стало появляться всё больше, «но что-то главное пропало»… «Но главное, что остается безошибочным признаком авторской песни, - это то, что она никогда первоначально не сочиняется на продажу. Это средство самовыражения» [3, с. 11].

Сегодня авторская песня – такой же род сценической деятельности, как любой другой, требующий безусловного качества вокального и музыкального исполнения. Кухонной задушевностью публику уже не удивишь, идет борьба за сцену и своего зрителя по жестким законам выживания в рыночном мире. Даже самый знаковый фестиваль авторской песни – Грушинский - претерпел и расколы, и объединения. На него съезжаются уже все кому не лень – от рок-музыкантов до агитаторов политических партий. Количество зрителей исчисляется десятками тысяч. На бардовскую площадку с микрофоном многих людей приводит теперь не зов души, а коммерческий интерес. Могли ли такое предвидеть когда-то основатели жанра?..

Но есть и другая сторона медали. Были и такие, кто вовремя разглядел назревающие необратимые изменения. Они понимали – как ни бейся,  ситуацию не исправишь, время диктует свои законы и взрослых не переделать, будущее - в детях. Энтузиасты-педагоги стали создавать детские центры и студии авторской песни, детские фестивали и лагеря. Первопроходцами здесь стали Владимир Ланцберг, Юрий Устинов. И благодаря их усилиям, классика жанра осталась жива и не ушла в забытье.

Уже более четверти века существуют различные детские клубы и студии авторской песни. В них, наряду с обучением игре на гитаре, передаётся бесценный опыт, воспитывается вкус и прививается любовь к русской поэзии с её неповторимой вибрацией. Настоящее не требует навязчивого продвижения, и когда вибрации совпадают, оно искренне и с интересом воспринимается детьми. И сегодня, когда наблюдается общее падение культурного уровня и образованности населения, это особенно актуально, поскольку из поколения в поколение с песней передаётся главное – язык, являющийся основой нашей национальной культуры.

 

Литература:

Аннинский Л. Барды. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. 384 с.

2. Беленький Л. П. «Возьмемся за руки, друзья!» М.: «Молодая гвардия», 1990. 447 с.

3. Тарасов К. Новый Грушинский // Грушинский: фестивальная летопись 1968-2000 гг. / Сост. В. Шабанов. Оформл. А. Бахтин. СПб: Бояныч, «Лицей», 2001. С. 8-11. 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!