РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ В АНГЛИИ.



Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Музейное строительство 18-19 века в Англии…………

1.1.Музелогическая мысль в 18-19 в .в.……………………...4-5

1.2. Развитие музейной сети в Англии………………………….6-11

Глава 2. Британский музей крупнейшее собрание культурно-исторических артефактов.…………………...............................

2.1.Формирование коллекции Британского музея…………11-43

2.2. Превращение Британского музея в публичный музей……44

 

 

Введение

Актуальность исследования. История развития Британского музея уникальна в том, что подробно ещё не написана. Чтобы понять, почему это так, достаточно посмотреть на многогранность всех двенадцати отделов музея невероятна и поражает воображение.

 Основателем коллекции музея считают известного врача и натуралиста, президента Королевского общества (английская Академия наук) Хэнса Слоуна (1660–1753). Его коллекция монет, античных гемм, старинных манускриптов, скульптуры, а также чучел животных, птиц, гербарии и т.д. была завещана государству. Его последователи расширяли коллекцию.

В декабре 1753 был принят парламентский акт об основании Британского музея, а 15 января 1759 музей принял первых посетителей в Монтегю-хаус в районе Блумсбери.

Начало 19 в. – время быстрого расширения коллекции. 1802 – коллекция египетских древностей, захваченной английской армией у французов при взятии Александрии. 1805 – приобретены античные мраморы, 1814 – рельефный фриз храма Аполлона в Бассах (Пелопоннес), 1816 – скульптуры Парфенона, вывезенные из Афин английским послом в Турции лордом Элгином.

Одновременно пополнялась библиотека, отделы графики и нумизматики. Огромный рост коллекции в первой четверти 19 в. потребовал новых экспозиционных площадей.

 

ГЛАВА 1. МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 18-19 ВЕКА В АНГЛИИ.

МУЗЕЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В 18-19 В .В.

В европейской культуре за XVIII столетием прочно закрепился эпитет «эпоха Просвещения». Основное содержание этого исторического периода определялось идейно-политическим движением, деятели которого безгранично верили в то, что разум способен обеспечить всеобщий прогресс человечества.

Они полагали, что все общественное неблагополучие — это результат невежества людей и заблуждений рассудка, что путем просвещения народа и его правителей можно построить новый миропорядок, который будет более правильным и справедливым, нежели существующий, поскольку будет более разумным и логичным.

Эти особенности эпохи в конечном итоге обусловили и само ее название. Движение Просвещения зародилось в Англии в конце XVII в. и со временем приняло общеевропейский характер.

Свою наиболее яркую и классическую форму оно обрело во Франции, где сложилась блестящая плеяда просветителей, представленная именами Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Монтескье, Поля Анри Гольбаха. В основе многих теоретических построений просветителей лежало учение английского философа Джона Локка (1632— 1704) о том, что права свободы, равенства и частной собственности вытекают из самой природы человека и не могут быть никем отменены.

Почитая  и возводя в абсолют «естественный порядок вещей», просветители считали необходимым уподобить ему общественную жизнь. Уверенные в том, что торжество разума и знаний приведет к созданию справедливого общества, просветители уделяли особое внимание вопросам педагогики, борьбе против суеверий и диктата церкви.

С 1751 г. стала выходить знаменитая французская семнадцати томная «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» под редакцией Жана Д'Аламбера и Дени Дидро.

Это издание публиковалось в обстановке жесточайшего противодействия со стороны церковных и правительственных кругов, ведь в Энциклопедии не только излагались сведения о важнейших научных достижениях человечества, но и утверждалась система новых культурных ценностей, противостоявшая старому миру и его идеологии.

 Естественное право противопоставлялось в ней божественному и традиционному, а вместо слепой веры предлагался опытный анализ природы и человека.

Под огнем критики оказались не только сфера религии, но и многие политические учреждения и научные традиции, а повышенное внимание к технике, ремеслам, открытиям в промышленности, вопросам образования и воспитания стало одним из несомненных достоинств Энциклопедии.

Будучи антифеодальной по своей социальной направленности и антиабсолютистской по политической программе, просветительская идеология отражала интересы, прежде всего третьего сословия — предпринимателей, финансистов, ремесленников, крестьян, лиц свободных профессий.

Но объективно идеи Просвещения имели более широкое значение. Философия просветителей воздействовала на духовную жизнь всех людей во всех уголках Европы, а выработанная ими формула «свобода, гражданское равенство, собственность» вместе с идеями прямого народоправства не утратила своей актуальности и в наши дни.

 Несмотря на то, что народные массы остались чужды просветительскому движению, в кругах интеллектуалов и передовой буржуазии новые идеи получили широкое распространение.

 Именно в русле идеологии эпохи с ее акцентами на просвещение и равенство образовательных возможностей людей постепенно стала формироваться 127 концепция музея, доступного широкой публике, иными словами, публичного музея. Просветители настойчиво внедряли в общественное сознание мысль о том, что великие творения культуры являются важнейшим средством воспитания эстетического вкуса человека, - его интеллекта и многих достоинств.

В Энциклопедии Д'Аламбера и Дидро говорилось, что «изящные искусства обращают умы граждан к чувствам патриотическим, к истинным добродетелям. Они должны способствовать счастью людей, необходимо, чтобы они проникли до убогой хижины самого незначительного из граждан»12 .

 Совершенствование человека путем обращения его чувств и ума к культурному наследию воспринималось в ту эпоху не только как частное дело каждого, но и как социальная ответственность.

 Ведь воспитание отдельно взятой личности в дальнейшем могло преобразить целое поколение и в конечном итоге перестроить на новых принципах все общество.

 Поэтому главный лозунг просветителей в музейной сфере зазвучал примерно так: коллекции, служащие удовольствию немногих, должны стать доступны всем.

 

РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ В АНГЛИИ.

Первые европейские музейные учреждения собрали и демонстрировали в едином экспозиционном пространстве образцы мира природы и рукотворные произведения.

Уже в 18 веке появляются узкоспециализированные коллекции (естественно-научные, произведений искусств).

Сципион Маффеи, Верона, к концу 18 века создал специализированное собрание – кабинет этнографии. Изначально рассматривал его как общедоступное собрание.

Лишь в конце 18 - в начале 19 вв. в Европе музейной сфере стали прочно утверждаться относительно формирования специализированных музейных собраний.

 Их появление носило объективный характер и во многом обуславливалась теми процессами дифференциации, которые протекали в тот период в различных областях знаний (из минералогии выделились геология и политология).

Процесс научной дифференциации не могли не сказаться на характере собраний и организаций структуре музеев как хранилищ первоисточников научных дисциплин. Это коснулось всех европейских музеев.

В первой трети 19 века разительные изменения начались в старейшем музее Дании - королевской кунсткамера, основанной Фредериком III в 1650 году. Уже в первой трети 18 века она состояла из множества в той или иной степени специализированных коллекций – кабинета медалей, кабинета художественных изделий, кабинет природных редкостей, кабинет медалей, азиатского кабинета, кабинет героев, картинной галереи.

 Потребность в систематизации коллекций стала остро ощущаться концу 18 века, однако реорганизация музея началось лишь в 1821 году. Было создано несколько научных комитетов во главе с ведущими специалистами.

 В последующие годы группа предметов изымалась из кунсткамер, и становились основой для создания новых музеев соответствующего профиля.

Все эти структурные реорганизации свидетельствовали о том, что стали устанавливаться более тесные связи музеев с конкретными областями знаний, науками и искусствами, техникой и производством.

 По мере дальнейшего развития науки и техники изменениями критериев и оценки искусства, с расширением представление о том, что может и должно быть музейным предметом, музейная сфера обогащалась специализированными учреждениями новых типов и профилей.

Художественные музеи.

19 век стал временем подлинного развития художественных музеев. Уже в первой половине 19 века почти все европейские столицы обрели крупные, доступные широкой публике собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Большинство из них формировались на протяжении предшествующих веков как дворцовые собрания и постепенно под влиянием перемен в общественном сознании превратились в публичные музеи.

На первых парах они являлись "отражением" вкусов и личных пристрастий владельцев. Постепенно, заполнял брешь в своих собраниях и, систематизируя материалы они постепенно превращались в специализированные учреждения, способные с исчерпывающей полнотой дать представления о многовековом развитии искусства, его отдельных видах, жанрах и творцах.

Национальная галерея в Лондоне. В 1649 г. коллекции короля Карла I Стюарта были выставлены на аукцион правительством и разошлись по европейским галереям.

Самая богатая и процветающая из европейских стран к концу 19 века не имела ни одного достойного собрания искусства.

Первый президент королевской академии живописи Джошуа Рейнольдс выступил за создания картинной галере.

В мае 1824 г. в особняке на Пелл-Мелл была открыта первая экспозиция, состоящая из 38 полотен.

Средствами пополнения собрания являлись - дары, пожертвования, сборы общественных, правительственные субсидии для осуществления крупномасштабных закупов.

Комплектование фондов галереи осуществлялось целенаправленно, заранее планировалось приобретение полотен тех художников, творчество которых или не было представлено в музейных коллекциях, или освещалось с недостаточной степенью полноты.

В результате такого подхода Лондонская национальная галерея превратилась в одно из лучших мировых собраний западно-европейской живописи, которая не имеет пробелов и дает достаточно полное представление об историческом пути, пройденном различными национальными школами.

В 19 веке Британский музей обладал весьма скромной коллекцией произведений искусств, но год за годом естественно - научные материалы в его экспозиции уступили место художественно-археологическими памятникам.

В 1881-1883 гг. коллекции флоры и фаун, геологических и палеонтологических образцов были переведены в специальное для них построенное здание в Южном Кенсингтоне.

То есть, в течение 19 в. Британский музей прошел путь от "лавки древности в Блумсбери", как его назвали в начале столетия, до специализированного учреждения, хранящего уникальные памятниками почти всех мировых цивилизаций.

В его фондах и экспозиционных залах находится одно из самых крупных мировых собраний предметов материальной культуры и художественного творчества Древнего Египта, десятки тысяч историко-культурных памятников и произведений искусства цивилизаций Ближнего Востока- Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии, Урарту и др. В богатейшей коллекции памятников Др. Греции и Др. Рима отражены все этапы истории античного искусства.

В огромном собрании отдела восточных памятников выделяются не знающих себе равных по полноте и эстетичной ценности коллекции китайского фарфора, а также самое большое собрание ране индийского искусства.

Превращение Великобритании в огромную колониальную империю дало возможность Британскому музею, во многом благодаря энтузиазму ученых, путешественников и миссионеров, составить грандиозное собрание предметов, отражающих все стороны жизни, быта и культуры племен и народов Англии, Австрии, Азии, Африки и т.д.

Перечень сокровищ Британского музея был бы не полным без упоминания о богатейшем собрании гравюр и рисунков, включающие работы почти всех европейских мастеров, нач. эпохи раннего Средневековья.

Раскопки на территории древнейших цивилизаций, особенно активно проводившиеся в последней трети 19 - первой половине 20 вв., позволили превратить выдающиеся собрания Египетский музей, созданный на основе частных коллекций еще в 1823 г., в число самых крупных в мире стало входить и собрание памятников эллинистической и древнеримской культуры.

В 1899 году в музеях острова на реке Шпрее появился отдел искусства стран Передней Азии, впоследствии преобразованный Переднеазиатский музей.

В 1904 г. открылась первая экспозиция исламского искусства, позже выросшая в Музей искусства ислама.

Для размещения растущих коллекций в северной части музея Музейного острова в 1903 г. было возведено здание Кайзер - Фридрих музея.

 В 1930 г здесь последний из крупных музеев комплексов - Пергамон-музей. В 1950 г. он был переименован в музей Боде (в честь выдающегося немецкого музееведа).

В Музее Боде экспонируются реликвии из Музея византийского искусства 13-19 веков, немецкие и итальянские скульптуры времен раннего Средневековья до 18 века.

А в Пергамском музее — Античное собрание, Музей исламского искусства и Переднеазиатский музей. Здесь можно увидеть ворота Милетского рынка, Ворота Иштар и фрагмент вавилонской процессионной дороги, фризу из Мшаты.

С 1901 по 1909 год на этом месте располагалось другое, меньшего размера музейное здание, построенное в 1878-1886 годах и предназначенное для хранения Пергамского алтаря. Однако из-за дефекта фундамента здание было снесено.

Новое здание Пергамского музея было построено в 1910-1930 годах в стиле неоклассицизма. В трех крыльях музея сегодня расположены Античное собрание, Музей Передней Азии (собрание шумерского, вавилонского, ассирийского искусства) и Музей исламского искусства.

Пергамский музей известен во всем мире благодаря таким экспонатам, как греческий Пергамский алтарь (2 век до нашей эры), вавилонские Врата богини Иштар (575 год до нашей эры) и Дорога Процессий (6 век до нашей эры) (фото), памятник эллинистической эпохи - ворота рынка в Милете (около 165 года до нашей эры), а также фриз дворца Мшатта (дворец Омеядов в Иордании, середина 8 века).

Пергамский алтарь, именем которого назван музей, имеет 36 м в ширину, это удивительное произведение греческой античной архитектуры было привезено в Германию в конце 19 века с территории современной Турции. Алтарь впечатляет не только масштабом, но и достаточно хорошей сохранностью и высочайшим качеством исполнения.

Огромный интерес к отечественному искусству и формирование представительных коллекций из лучших его образцов стали в 19 веке одной из характерных особенностей художественной жизни европейских народов. Рост национального самопознания и поиск национальной самобытности было определяющим истории развития Европы.

Специализированное хранилище отечественного искусства появилось в Великобритании в 1894 году. Крупный промышленник Генри Тейт передал в дар государству свою коллекцию из 67 картин современных английских художников и средства для строения музейного здания.

В 1897 г. состоялось торжественное открытие Национальной галереи британского искусства (впоследствии – галерея Тейта).

Появления новых специализированных художественных музеев отражало на протяжении 19 века процесс дифференциации в области искусства.

В самостоятельный вид выделилась графика (что в свою очередь способствовало изобретение литографии).

Наряду с формированием представительных гравюрных кабинетов в Британском музее, Лувре, галереи Уффици, стали появляться и самостоятельные и специализированные учреждения.

Вторая половина 19 века ознаменовалась появлением специализированных музеев декоративно-прикладного искусства, художественных Промыслов и ремесел (1852 г. Музей мануфактуры в Великобритании).


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!