Семинар 4. Музеи Азии. (1      час)

Раздел II. Европейский музей за пределами Европы. Тема 9. Музеи Америки.

Семинар 3. Музеи Америки. (1 час)

 

1.Историческое своеобразие музеев США.

Музеи в США принципиально отличаются от европейских: самые многообразные коллекции представлены на обозрение посетителей. Подавляющее большинство американских музеев начиналось как своеобразное обращение к аудитории. Перспективы развития американских музеев видятся специалистам в том, что индивидуальный человеческий опыт может найти культурный контекст, место во времени и пространстве. Задача состоит в синтезе идей и возможностей старой формы и в осознании ее глубокого потенциала. Сейчас США лидирует в разработке и совершенствовании области знаний, получившей название «изучение посетителей», т.е. анализе собранных демографических данных и сведений о количестве посещений, образовательном уровне, склонностях, традиционной модели поведения посетителей музеев, восприятии замысла и оформления указателей и пояснительных текстов. В изучении посетителей оценивание предполагает систематический сбор информации о музейной аудитории, что способствует планированию образовательных экспозиций. После оценивания результатов делается вывод о том, пользуется ли экспозиция успехом. Музеолог Бенджамен Джилмен в 1916 г. опубликовал статью о музейной усталости. В 1991 г. была образована новая национальная организация — Ассоциация изучения посетителей. Практика диаксации — частичной распродажи музейных фондов — впервые имела место в музеях С. Гугенхейма, современного искусства в Нью-Йорке, Балтиморском музее искусства, художественном институте в Чикаго. Принимается решение о продаже экспонатов, которые считаются малозначимыми, так называемыми «объектами не музейного качества», либо не отвечающими профилю данного музея. Диаксация осуществляется с целью приобретения средств для других необходимых музею экспонатов. Продвижение музея к самофинансированию проводится за счет внутренних резервов. В 1991 г. Американская ассоциация музеев (ААМ) разработала новый этический кодекс для музеев с учетом их возросшей роли в современном обществе. В его основу легли этический кодекс работников музеев 1925 г., «Музейная этика» 1978 г., кодекс профессиональной этики, принятый ИКОМ в 1986 г. В США активно работает Ассоциация директоров художе ственных музеев (AAMD).

 

2.Зарождение и развитие музеев в Канаде.

Первые музеи Канады были основаны в 20-е годы XIX в. по инициативе научных обществ при учебных заведениях и частных лиц. Начальный этап формирования музеев завершился к концу столетия доминированием в стране университетских музеев.

В начале XX в. главной тенденцией было создание художественных галерей и местных музеев: в 1919 г. их насчитывалось 150, в 1949 г. — 400. Через посредничество национальной галереи и национального музея в Оттаве образовывалась сеть государственных музеев.

В 1947 г. в Квебеке на заседании Американской ассоциации музеев была основана Ассоциация музеев Канады (СМА), которая потребовала увеличения государственных ассигнований.

На сегодняшний день Ассоциация насчитывает 2200 членов. Ее задачи состоят в формировании общенационального интереса к культурному наследию, в повышении профессионального уровня музейных работников. С 1950 по 1972 г. количество музеев возросло до тысячи. Важным стимулом возникновения новых музеев стало проведение праздников и юбилеев. Так, празднование 100-летия присоединения Ванкувера к доминиону в 1958 г. способствовало созданию десяти музеев. Национальная программа развития музеев, направленная на демократизацию и децентрализацию культурной политики, была принята правительством Канады в 1972 г., на ее реализацию было выделено 9,5 млн долларов в качестве дополнительных ассигнований правительства. Создано 23 национальных выставочных центра для реализации концепции децентрализации музейной деятельности. Был активизирован международный обмен выставками: в 1977 г. в стране прошло 660 зарубежных выставок, среди которых особый интерес вызвали «Шедевры Эрмитажа», «Сокровища Тутанхамона». Интенсифицировалось проведение учебных программ, ежегодно проводится 200 курсов для музейных работников, изучаются частные коллекции.

 Пик посещаемости канадских музеев пришелся на 1990 г. — 57 млн человек. За двадцать лет выполнения национальной программы в Канаде был достигнут ощугимый прогресс в создании современной сети музеев, располагающих обширными коллекциями, передовой в технологическом отношении материально-технической базой, высокопрофессиональными специалистами.

 По данным на 1992 г., в провинции Квебек насчитывалось 475 музейных учреждений, из них 95 частных: музеи, выставочные центры, ис46 торические места и учреждения, занимающиеся сохранением природного и экологического наследия. Действует служба национальных парков Канады.

Сейчас в целом по стране насчитывается свыше 2 тыс. музеев. Компьютерные технологии учитывают 12 млн единиц хранения в 150 учреждениях культуры, их обозрение доступно через международную сеть для 500 потребителей в 23 странах. Вклад Канады в область изучения музейной аудитории стал вехой в истории этих исследований.

 Впервые в 60-е годы методика П. Абби, Д. Камерона была применена в королевском музее Онтарио. Она учитывала демографический состав, поведенческие тенденции, склонности посетителей.

С тех пор музейные экспозиции формируются на основе высоких критериев. В августе 1991 г. в Оттаве прошла первая ежегодная встреча Ассоциации изучения посетителей, в рамках которой были организованы лекции и семинары. Основными чертами государственной политики Канады в области музеев являются: — трансформация музейного учреждения как доступного для самых широких слоев посетителей; — совершенствование контроля за использованием средств налогоплательщиков, идущих на многочисленные исследования музейной аудитории.

 

3.Музеи стран Латинской Америки.

 

 

Литература:

1.Губарева М.В., Ионина Н.А. Сто великих галерей и музеев. М., 2005.

2.Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». 2-е изд. М., 2004.

3.Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. Новосибирск, 2001.

4.Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М., 2011.

5.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.

 

Тема 12. Музеи Азии.

Семинар 4. Музеи Азии. (1      час)

 

1.Музейное строительство в Индии.

В современном мире остро стоит вопрос «глокализации», понимаемой как параллельный процесс объединения и унификации мирового наследия и одновременно стремление к познанию культурами своей самобытности. Это в полной мере относится к культуре современной Индии. Страна с богатой историей, своеобразным мироощущением, седьмая по размеру территории и вторая по численности населения, Индия не может не гордится своим огромным вкладом в мировую культуру: крупнейший и богатейший центр мировой торговли, удивительная архитектура, которой нет равных в мире, ведические рукописи, изучение которых открывает все новые и новые аспекты истории и философии этой уникальной страны.

Культура Древней Индии начала складываться c III тысячелетии до н.э. Буддизм (как одна из мировых религий), индуизм, джайнизм, сикхизм, а в первом тысячелетии проникновение иудаизма, христианства и ислама сделали это государство, в котором по-прежнему проживает множество малых этноконфессиональных групп, разнообразным и в конфессиональном плане. Задачей данной главы является описание основных периодов истории музейного дела в Индии.

 Рассматривая периодизацию музейного дела в Индии, можно выделить три ключевых этапа его развития: 1. Домузейный период охватывает период с III тысячелетия до н.э. до 1814 года – года основания первого музея в Индии; 7 2. Период возникновения и развития музеев Индии колониальной эпохи (1814 – до 1940-х годов). Выделение данного этапа обусловлено значительными переменами в музейном деле и в политической ситуации страны. В 1944 г. была основана Museums Association of India (MAI – Музейная Ассоциация Индии). В 1947 г. Индия добилась независимости от Великобритании. 3. Индия в мировом музейном пространстве с 1940-х годов по настоящее время. Разумеется, эта периодизация условна, ввиду отсутствия четко регламентированного деления этапов развития музейного дела Индии.

В этих рамках более подробно рассмотрим деятельность Индии в музейном пространстве. История становления и развития музейного дела в Индии имеет ряд сходств с системой развития музеев в других странах, как самостоятельных держав, так и в странах, испытавших на себе влияние колонизаторов.

 Как и во многих странах Запада и Востока, музейное дело на территории Древней Индии началось со стихийного коллекционирования вещей, отвечающих эстетическим вкусам вельмож и правителей, и формирования коллекций предметов сакрального назначения при храмах. В период с III тысячелетия до н.э. и до VII в. н.э. были возведены архитектурные памятники (дворцы и храмы), многие их которых были украшены скульптурами и барельефами . 13 Возникли и развивались художественные ремесла, литература разных жанров, появился индийский театр, развивалась монументальная и станковая живопись.

 В эпоху средневековья развиваются стили и жанры различных видов искусств, что обусловлено вторжениями захватчиков и междоусобицами, большое государство становится территориально раздробленным, для каждой отдельной области характерен свой язык, свои традиции, своя идеология и эстетика.

Например, до прихода в Бенгалию европейских колонизаторов Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии. М., 1963. C. 13. 13 8 страна переживала как период расцвета в эпоху Моголов, так и период упадка после ослабления Могольской Империи, и к концу XVIII – началу XIX века представляла собой огромное поле для исследований. Там имелось много частных собраний и сокровищ, памятников искусства и архитектуры, разбросанных по всей территории государства.

 С британскими завоевателями связаны и первые попытки систематизировать собрания, создать единые музеи. Что характерно, первые музеи были комплексными и, что тоже типично для Британии, естественнонаучными. Первым музеем Индии (и Азии) считается Индийский музей в Калькутте (современная Колката), открытый в 1814 году.

Именно с этой даты в Индии принято отсчитывать начало музейной работы.

 Как сообщается на сайте ИКОМ, в 2014 году отмечалось 200-летие данного события, по случаю которого ИКОМ совместно с министерством культуры Индии провел в Колкате и Нью-Дели конференцию и семинар по вопросам, связанным с различными направлениями работы музеев этого государства в XXI веке.

14. Помимо комплексных музеев постепенно формируются и музеи отдельных профильных групп, чаще археологические и художественные . 15 Появляются университетские музеи. Предметы в музеях не просто собираются, но и изучаются, выступают в качестве наглядных пособий. Все это можно отнести к характерным чертам развития музейного дела в колониях: первоначально музеи создавались европейскими колонистами для себя, без учета потребностей и интересов местного населения. Экспозиции были построены в соответствии с уровнем развития научных знаний в Западной Европе.

 Постепенно при создании музеев власти начинают ориентироваться и на задачу повышения уровня жизни местного населения. В целом, в Индии внедрение музеев по британскому образцу прошло вполне успешно. India celebrates 200 years of museum work // International Council of museums (ICOM). URL: http:// 14 icom.museum/news/news/article/india-celebrates-200-years-of-museum-work/ (дата обращения: 04.05.2017). Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М., 2004. C. 259. 15 9 Освободительные движения 1940-х, обретение независимости в 1947 г. и провозглашение республики 26 января 1950 г. открывают новые возможности для музейной работы в Индии. Целый ряд новых профильных групп музеев в Индии появляется на волне революционных движений, например, мемориальные музеи, музеи национального искусства, научные музеи.

Страна вступает в международные культурные организации (ЮНЕСКО, ИКОМ), создает свои национальные комитеты (МАИ, ИКОМ Индии), присоединяется к международным организациям, которые одной из своих задач ставят развитие культурного сотрудничества (ООН, БРИКС, G20, ВТО).

 В музейном деле современная Индия стремится сохранить баланс между новейшими стратегиями развития музеологии и типично национальными традициями, адаптировать музеи в XXI веке для различных групп посетителей: и для индийцев, и для туристов из других стран.

 Отличительной чертой новой республики является то, что, развивая музейное дело в своей стране, Индия уже не обращается за помощью к бывшей метрополии, успешно справляясь своими силами. Бывшая еще 70 лет назад колониальной страна сегодня успешно развивается, динамично двигаясь навстречу европейскому миру, но в то же время она сохраняет культурную самобытность.

 Она не только активно развивает сферы науки, культуры и техники, считается страной, богатой интеллектуальными ресурсами, но и является мощной военной державой, имеет ядерное оружие. В целом, о современной Индии можно сказать, что наряду с типичным для традиционного Востока опытом и страна знаменита и инновациями, воспринятыми от Западного мира.

 

2.Музейное строительство в Турции.

3.Музейное строительство в Японии.

4.Музейное строительство в Китае.

 

Литература:

1.Губарева М.В., Ионина Н.А. Сто великих галерей и музеев. М., 2005.

2.Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». 2-е изд. М., 2004.

3.Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. Новосибирск, 2001.

4.Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М., 2011.

5.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.

 

ТЕСТЫ

1. Что такое мусейон?

 

в) святилище муз

е) место для занятия наукой, литературой, творческого общения

 

2. Что такое «скансен»?

 

а) музей под открытым небом

 

3. Назовите город, где располагался самый выдающийся мусейон

античности?

 

б) Александрия

 

4. Что такое пинакотека?

 

в) помещение для хранения живописных изображений+

5. Автор концепции музея под открытым небом?

 

а) Артур Хаселиус

 

6. Назовите имя основателя одного из крупнейших мусейонов

античности?

 

в) Птолемей I Сотер

 

7. Что означает название галереи «Уффици»?

 

б) канцелярия

 

8. С именем какого исторического деятеля соотносится появление

первой кунсткамеры в Европе?

 

б) Рудольф II Габсбург

 

9. Когда и где появляются первые музеи под открытым небом?

 

в) Швеция, XIX век

 

10. Основатель галереи Уффици?

в) Лоренцо Медичи

 

11. Назовите первый в Европе крупный музей, созданный изначально

как публичный, ориентированный на широкую аудиторию.

 

б) Галерея Уффици

 

12. Назовите ключевой фактор, оказавший влияние на появление музеев под открытым небом в Европе?

 

д) урбанизация и модернизация европейского общества+

 

13. Кто является одним из основных творцов и идеологов экомузея?

 

д) Жорж Анри Ривьер

 

14. Что такое антикварий?

 

б) коллекционер древностей

 

15. Что такое студиоло?

 

д) кабинет для гуманистических занятий, где размещалась библиотека

и художественное собрание+

 

16. Какой тип ООПТ изначально в своей деятельности ориентирован на

отдых и познавательный туризм?

 

в) национальные парки+

 

17. Прообраз всех музеев:

 

в) Александрийский мусейон

 

18. Где находится один из крупнейших музеев Японии Национальный музей западного искусства:

 

б) Токио

 

19. Какие виды музеев появились в ХХ веке:

 

а) Детский

б) Экомузей

 

20. Кто ввел в научный оборот термин «музеология»?

 

а) Дж.Грессе

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!