Симплексный Метод Решения ЗЛП

Введение в исследование операций

Литература:

1) Ловянников Д.Г. Исследование операций

2) Минько Э.В. Методы прогнозирования и исследования операций

3) Классика – Вагнер Г. Основы исследования операций.

 

1885 – Фредерик Тейлор – оптимизация работы землекопов

1916 – Фредерик Ланчестер – «квадратичный закон», количественно связывающий достижение победы с двумя основными факторами: численным превосходством живой силы и эффективностью оружия.

1917 – датский математик А.К. Эрланг – задача минимизации потерь времени на установление телефонной связи (формулы Эрланга).

1939 – Леонид Канторович – оптимизация распила фанерного листа. Один из создателей математического программирования.

1939-1945 – планирование боевых действий.

1949 – Джордж Данциг – эффективный метод решения задач линейного программирования (ЗЛП) – симплекс-метод.

 

Задача принятия решения характеризуется наличием:

1) Цели (целей);

2) Альтернатив действий (различных способов достижения цели);

3) Ограничений (ограничивающих факторов, например, материальных, финансовых, социальных)

Формула (1)

 

 

Цель *в широком смысле* - идеальное представление желаемого состояния или результата деятельности.

Решение – конкретный результат ЗПР (например, производственный план, инвестиционная или инновационная стратегия и т.п.).

ЗПР направлена на отыскание наилучшего (оптимального) способа действий для достижения цели.

Операция – управляемое мероприятие, система действий, объединенных единым замыслом и направленное на достижение конкретной цели.

Операции присущи целевая направленность и повторяемость

Примеры операций:

-формирование портфеля заказов фирмы;

-разработка производственного плана.

 

Исследование операций (operation research) – научный метод выработки количественно обоснованных рекомендаций по принятию решений.

Основной метод ИО – математическое моделирование операций.

Модель (modellus) – этой материальный или знаковый образ исследуемого объекта или явления, более или менее точно отражающий его существенные свойства.

Математическая модель – знаковая модель на языке математических соотношений.

Моделирование – исследование объекта с помощью его модели.

Исход операции оценивается с помощью некоторых критериев качества (критериев эффективности или критериев оптимальности)

Критерий оптимальности – мат. Выражение, позволяющее количественно определить степень достижения цели операции.

Выделение системы из окружающей среды

Система – множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое

Модель системы – формула (2)

Построение модели операции – формула (3)

Классификация операций

1) По числу целей

1.1 Одноцелевые или однокритериальные (4) – задача математического программирования

Если ЦФ линейна, т.е. (4.1), а ОДЗ – выпуклый многогранник R^n то это задача линейного программирования

1.2 Многоцелевые или многокритериальные (4.2)

2) Наличие / отсутствие зависимости критерия оптимальности и / или ограничений от времени

2.1 Статические (нет зависимости от времени)

2.2 Динамические (зависят от времени) (4.3)

3) Наличие случайных и неопределенных факторов, влияющих на исход операции. Этот признак назван «определенность-риск-неопределенность».

       3.1 Детерминированные

       3.2 Стохастические ЗПР (оперирование в условиях риска, причем вероятности известны).

       3.3 ЗПР в условиях неопределенности (вызванной недостатком информации о системе)

 

 

Лекция 2

Задача линейного программирования (ЗЛП)

Математическое программирование – совокупность методов решения задач оптимизации вида (1)

Где А – вектор параметров задачи;

F – некоторый критерий качества (возможно, векторный).

Линейное программирование – это подраздел МП, связанный с отысканием экстремальных значений линейных функций, на неизвестные которых наложены линейные ограничения.

Стандартная задача линейного программирования (СЗЛП) (2)

Каноническая задача линейного программирования (КЗЛП) (3)

Основные вычислительные методы разработаны именно для КЗЛП.

Общая ЗЛП (ОЗЛП) (4)

Приведение ЗЛП от одной эквивалентной формы к другой

1. Переход «минимизация-максимизация» (5.1);

2. Переход от ограничений-неравенств к ограничениям-уравнениям (5.2).

3. Переход от переменных произвольного знака к неотрицательным переменным (5.3).

4. Переход от переменных, ограниченных снизу (сверху) к неотрицательным переменным (5.4)

5. Переход от уравнения к неравенствам (5.5)

Решение ЗЛП

Задача линейного программирования называется разрешимой, если она имеет хотя бы одно оптимальное решение и неразрешимой в противном случае.

Алгоритм графического решения ЗЛП

1. Построить ОДЗ на плоскости x0y

2. Построить градиент целевой функции F= c1x1+c2x2 (вектор нормали к прямой c1x1+c2x2=F)

3. Построить опорную прямую, перпендикулярную вектору нормали – линию уровня целевой функции.

4. Перемещая опорную прямую в направлении вектора нормали, определить «точку входа» и «точку выхода». В точке входа: F>min. В точке выхода: F>max

5. Определить координаты оптимальной точки (точки входа или точки выхода) и найти значение целевой функции в ней

 

Лекция 3

 

Симплексный Метод Решения ЗЛП

Основная идея метода

Для n переменных, областью допустимых ЗЛП является многомерный выпуклый многогранник – симплекс.

Оптимальное решение – как правило, вершина такого многогранника.

Симплекс метод заключается в последовательном целенаправленном обходе вершин симплекса.

Подготовительная процедура СМ

Для применения СМ задачу следует записать в каноническом виде

Алгоритм СМ (с естественным базисом)

Шаг 1: Получение начального решения (опорного плана).

Выбирают m переменных, называемых базисными и обладающих следующим свойством: они входят с коэффициентом +1 только в одно уравнение и с коэффициентом 0 в остальные уравнения системы.

Шаг 2: Выражение функции f только через свободные переменные.

Шаг 3: проверка решения на оптимальность.

Шаг 4: получение нового решения.

4.1 Выбор переменной, вводимой в базис.

4.2 Выбор переменной, выводимой из базиса.

4.3 Выполнение симплекс преобразования.

Переход на шаг 3.

Пример

 

 

Лекция 4

Метод искусственного базиса

Суть МИБ заключается в том, что в ограничения задачи искусственно вводят несколько новых переменных с таким расчетом, чтобы полученная новая система уже имела полный единичный базис, которому соответствует опорное решение новой системы ограничений.

Пусть требуется найти максимум ЦФ (1) при ограничениях (1)

Составим к исходной задаче расширенную задачу (М-задачу) (2)

Пример СМ с искусственным базисом (3)

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!