Таким образом, естественный закон появляется вместе с человеком, его источником является не законодатель, а природа.



В свою очередь, человек от природы награжден возможности творить добрые поступки на благо общества, различать плохое и хорошее, следовательно, нет необходимости законодателю разграничивать позитивные и негативные действия (правонарушения, преступления), которые преследуются по закону.

Различие в естественных (физических, эмоциональных и интеллектуальных) свойствах и качествах разных людей, разнообразие жизненных обстоятельств и т. и. приводят к неодинаковому пониманию и применению требований естественного закона и различному отношению к ним. Обусловленная этим неопределенность, которая связана с неконкретизированностью велений естественного закона, противоречит их общеобязательному и по сути своей единому для всех людей характеру и смыслу. Отсюда, т. е. из существа самого естественного закона, вытекает необходимость человеческого закона, который, с учетом потребности в определенности и дисциплине в человеческих отношениях к правилам и принципам естественного закона, берет их под защиту и конкретизирует их применительно к разнообразным обстоятельствам и частностям человеческой жизни.

То есть здесь Ф. Аквинский, на мой взгляд, доносит мысль относительно того, что все люди разные. Одни рождаются с благими намерениями, другие преследуют отрицательные цели. Именно поэтому требуется вмешательство человека в регулирование общественных отношений, следовательно, естественный закон имеет свои несовершенства.

Человеческий закон в трактовке Фомы — это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона.

Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Благодаря этому в людях развиваются прирожденные нравственные свойства и задатки, формируется прочная привычка действовать разумно, по свободной (т. е. доброй) воле.

То есть здесь мы ещё раз убеждаемся в том, что человеку с благими намерениями и целями не требуется указание государства о том, какие поступки являются плохими, так как этот человек от природы знает об этом. Следовательно, данные указания государства необходимы только тем лицам, которые не наделены от природы разграничением плохого и хорошего, добра и зла, либо преследуют плохие цели (воровство, убийство, причинение вреда и т.д.) То есть для них необходимо принуждение санкцией государства и страх наказания.

Человеческим (положительным) законом, согласно учению Фомы, являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления — не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано различение Фомой справедливого и несправедливого человеческого (позитивного) закона.

По моему мнению, данное положение защищает граждан от произвола законодателя.

Цель человеческого закона — общее благо людей, поэтому законом являются лишь те установления, которые, с одной стороны, имеют в виду это общее благо и исходят из него, а с другой стороны, регламентируют человеческое поведение лишь в его связи и соотнесенности с общим благом, которое выступает в виде необходимого (конституирующего) признака и качества положительного закона.

Здесь опять можно проследить сходство идей Ф. Аквинского с положениями законодательства нашего времени. А именно, в правовых государствах закон регулирует наиболее важные общественные отношения, которое являются «общим благом», то есть каждый человек в государстве сталкивался в своей жизни с данными правоотношениями, следовательно, возникает необходимость в их регламентации.

Из соответствия человеческого закона естественному вытекает также необходимость установления в положительном законе реально выполнимых требований, соблюдение которых посильно для обыкновенных, несовершенных в своем большинстве, людей. Закон положительный должен брать людей такими, каковы они есть (с их недостатками и слабостями), не предъявляя чрезмерных требований (в виде, например, запрещения всех пороков и всего зла).

С этим связана и одинаковость (равенство) требований, предъявляемых положительным законом в интересах общего блага ко всем людям (равенство тягот, повинностей и т. д.). Всеобщность закона, таким образом, подразумевает момент равенства, в данном случае в виде применения равной меры и одинакового масштаба требований ко всем.

По моему мнению, здесь Ф. Аквинский закрепляется один из важнейших признаков право – равенство права для всех. То есть положения закона должны быть равными для всех вне зависимости от расы, национальности, занимаемой должности. Данный принцип закреплен и в Конституции нашего государства, а также прослеживается в НПА всех отраслей права.

Положительный закон, кроме того, должен быть установлен надлежащей инстанцией (в пределах ее правомочий, без превышения власти) и обнародован.

Здесь закреплен важный признак закона - его санкционированность государством. То есть создание законов – прерогатива только специально созданных для этого органов, наделенных соответствующей компетенцией. Не каждый человек вправе создавать законы.

Только наличие у человеческих установлений всех этих свойств и признаков делает их положительным законом, обязательным для людей. В противном случае речь идет о несправедливых законах, которые, по оценке Фомы, не будучи собственно законами, не обязательны для людей.

Фома различает два вида несправедливых законов. Несправедливые законы первого вида (в них отсутствуют те или иные обязательные признаки закона, например, вместо общего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им своих правомочий и т. д.), хотя и не обязательны для подданных, но их соблюдение не запрещается в видах общего спокойствия и нежелательности культивировать привычку не соблюдать закон.

Ко второму виду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному и божественному законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должны соблюдаться и исполняться.

Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). При обосновании необходимости божественного закона Фома указывает на ряд причин, требующих дополнения человеческих установлений божественными.

Во-первых, божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека.

С данным мнением нельзя не согласиться. Так как, во многих религиях, в т.ч. и христианстве указано, для чего человек создан и существует, какая его цель пребывания в этом мире, чего он должен добиться в своей жизни, чтобы не потратить её впустую.

Во-вторых, божественный закон необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных (для несовершенных людей) спорах и разнотолках о должном и справедливом, о многочисленных человеческих законах, их достоинствах и недостатках, путях их исправления и т. д.

В-третьих, божественный закон нужен для того, чтобы направлять внутренние (душевные) движения, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека. Этот важнейший принцип позитивно-правового регулирования Фома весьма последовательно обосновывает и проводит во всем своем учении о праве и законе.

То есть здесь философ имеет ввиду наличие и существование так называемых «социальных норм», а именно религиозных норм, которые могут вступать в действие тогда, когда норма закона не регулирует какие-либо общественные отношения (отношения церкви и человека, брак (относительно недопущения неверности) и прочее.)

И, в-четвертых, божественный закон необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.[4]

Таким образом, несмотря на то, что Фома Аквинский был философом средневековья, актуальность его воззрений в наше время не оставляет сомнений.

Многие его положения, касающиеся признаков права (санкционированность государством, обязательное обнародование, выражение воли всего общества, равенство для всех), прослеживаются и сейчас и закреплены в теории государства и права.

Также, актуальным является и положения, касающиеся социальных норм. То есть право не может отрегулировать абсолютно все общественные отношения, именно для этого и вступают в действие социальные нормы.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить важность проблем, рассматриваемых данным философом, их актуальность в наше время.

 

 


 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. А.К. Голиков «Философско-политические и правовые основы учения Фомы Аквинского. Электронный ресурс : https://cyberleninka.ru

2. И.И. Куканова  «К вопросу о политико-правовых идеях Фомы Аквинского». Электронный ресурс : https://cyberleninka.ru

3. Философия права: Учебное пособие / Отв. ред.: Н.Н. Черногор, О.Ю. Рыбаков; Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. – М.: , 2018.


 


[1] А.К. Голиков «Философско-политические и правовые основы учения Фомы Аквинского. Электронный ресурс : https://cyberleninka.ru

[2] И.И. Куканова  «К вопросу о политико-правовых идеях Фомы Аквинского». Электронный ресурс : https://cyberleninka.ru

 

 

[3] Философия права: Учебное пособие / Отв. ред.: Н.Н. Черногор, О.Ю. Рыбаков; Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. – М.: Статут, 2018.


[4] См. там же.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!