Период расцвета Древнерусского государства (конец Х – первая половина XI вв.) Деятельность Владимира Святого и Ярослава Мудрого.



После гибели Святослава на территории Руси возникли, по сути три независимых княжения во главе с его сыновьями:

Владимир правил в Новгороде
Олег правил в земле древлян
Ярополк правил в Киеве в 972 – 978 гг.
    

 

 

В 977 – 980 гг. между братьями начинается междоусобная война. Победу в ней одержал Владимир, который в 980 г. стал киевским князем. Князь восстановил политическое единство Руси и приступил к расширению границ своего государства.

· 981 – 983 гг. пограничная война с польским королём, в результате которой в состав Руси вошли Червенские земли волынян и белых хорватов и пограничные земли «Чёрной Руси».

· 992 г. – удачный поход против печенегов.

· Строительство оборонительной линии на южных рубежах Руси.

· 984 – 985 гг. – удачные походы в земли вятичей, радимичей и Волжской Булгарии, в результате которых племенные княжения окончательно вошли в состав Руси, а Волжская Булгария подписала выгодный для Киева торговый договор.

Будучи незаурядным государственным деятелем, Владимир стал искать не только силовые, но и иные способы скрепления неустойчивого объединения различных племён в рамках его огромного государства. В целях обеспечения идейного единства русских земель, в 983 г. Владимир попытался провести языческую религиозную реформу. В результате этой реформы был определён единый общегосударственный пантеон из шести языческих богов (Перуна, Стрибога, Дажьбога, Хорса, Симаргла, Мокоши). Таким образом, вокруг верховного божества Перуна – громовержца объединялись пять самых значимых языческих богов, почитаемых у разных этносов, входивших в состав Древнерусского государства. Однако обязательное поклонение Перуну и человеческие жертвоприношения привели к конфликту между христианской и языческой общинами в Киеве и стали причиной краха реформы. Это обстоятельство побудило Владимира искать иную веру, которая могла бы сгладить идейные противоречия внутри страны.

Крещение Руси. Предпосылки принятия христианства.

1) Принятия монотеистической религии требовали интересы развивающегося государства – оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от европейского сообщества.

2) Новая монотеистическая религия соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. Великий князь становился представителем бога на земле, что легитимизировало власть князя, укрепляло его роль. Христианизация являлась способом укрепления государственности, формирования единого народа, скреплённого общей идеей.

3) Вызревание на Руси новых общественных отношений, быстрое социальное расслоение требовало новой идеологии. Язычество с равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение неравенства. В христианстве же смысл жизни определяется не богатством, а способностью души совершать добро, нравственно совершенствоваться.  

Однако восточное христианство не сразу получило преимущественное право на внедрение в русских землях. К Владимиру приходили религиозные миссии мусульман (Волжская Булгария), иудаистов (Хазария), западных христиан (немецкие земли), восточных христиан (Византия). (Т.н. «испытание веры»).

Особенностью византийской церковной организации было то, что во главе стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти – император, которому подчинялся патриарх. Эта традиция была перенесена на Русь.

В 988 г. Владимир и дружина принимают крещение в Херсонесе, где состоялся брак князя с византийской принцессой Анной (до этого у Владимира было около пяти жён и тысяча наложниц). Сначала крещение приняло население Киева. На месте капища была сооружена церковь Святого Василия. Позже был построен храм Пресвятой Богородицы (Десятинный храм), т.к. было установлено, что 1/10 часть государственных доходов отдавалась в пользу церкви. Утверждение христианства на Руси заняло несколько десятилетий и сопровождалось большой кровью. С трудом христианство утверждалось на севере и в сельских районах, где язычество долгое время сохраняло свои позиции.

Итоги принятия христианства.

1) На Руси возникло двоеверие: сочетание христианских догматов и традиций славяно-русского язычества. Это обусловило светлый и оптимистический характер древнерусского христианства, не знавшего крайностей религиозного аскетизма и мистицизма, воинственного настроя по отношению к инаковерующим. Русское православие не знало ни военно-рыцарских орденов, силой обращавших язычников в истинную веру, ни костров инквизиции.

2) Происходит укоренение на русской почве церкви, которая стала оказывать всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическую, политическую, духовную, культурную. (В дальнейшем церковь получила обширные земли, на которых стала вести хозяйство, используя труд зависимых людей. Укрепившись экономически и воспитав высокообразованные кадры, церковь стала участвовать в политической борьбе). В целом церковь выступала за единство Руси, за прекращение усобиц. Церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за политическую ограниченность, эгоизм, трусость. Церковь работала на укрепление семьи, общества, государства.

3) С принятием христианства начинают воздвигаться храмы, привозятся священные книги, иконы, приходит грамотность, при церквях и монастырях начинают создаваться первые школы. Монахи и церковные деятели являлись создателями летописей, светских и церковных сочинений, философских трактатов.

4) Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль и гуманность. Приобщение к христианству вело к развитию культуры и духовной жизни.  

5) Помогая экономическому и культурному сближению с Византией и православными странами, церковь боролась с латинством (1054 г. – окончательный раскол западной и восточной церквей), что способствовало изоляции Руси от духовных процессов, протекавших на Западе.

 

В 989 – 991 гг. Владимир провёл административную реформу. Была ликвидирована система прежних «племенных княжений», территория Руси была разделена на восемь административных округов. В каждую из волостей были назначены доверенные лица, впоследствии на смену великокняжеским посадникам пришли его сыновья. Правители волостей были полностью зависимы от князя и должны были исполнять его волю. В исторической науке это реформу оценивали не очень высоко, т.к. считается, что таким образом Владимир подготовил почву для бесконечных княжеских усобиц и развала Киевской Руси.

В 992 г. началась Великая русско-печенежская война, которая перманентно продолжалась до самой смерти Владимира и была отмечена рядом крупных столкновений.  

 

Междоусобица сыновей Владимира (1015 – 1019 гг.)

Из источников непонятно, кому князь собирался передать великокняжеский стол (у Владимира было 12 сыновей). Большинство историков считают, что наследником должен был стать любимый сын, ростовский князь Борис, а не старший сын (пасынок) Святополк. Однако так и не назначив наследника, в 1015 г. Владимир скончался. Святополк Ярополкович, первым узнав о смерти приёмного отца, занял престол. Вскоре по указу Святополка были убиты его братья: отказавшийся выступить против старшего брата Борис (как самый реальный претендент на престол), Глеб и Святослав. За убийство братьев Святополк был прозван летописцем Окаянным, и под таким прозвищем братоубийцы остался в русской истории. Однако существует версия, основанная на сообщениях из скандинавских саг, что истинным виновником гибели Бориса был новгородский князь Ярослав.

Заключительный этап междоусобной войны приходится на противостояние Святополка и Ярослава. В 1019 г. объединённое войско новгородского князя Ярослава, заключившего союз со шведским королём, вышло в поход против Святополка и союзных ему печенегов. На реке Альте Святополк был разбит. Потерпев сокрушительное поражение, Святополк бежал в Польшу, далее следы его теряются. Ярослав же вернул себе отцовский престол и титул Великого киевского князя.

 

Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.)

На период правления Ярослава Мудрого приходится расцвет Древнерусского государства. Ярослав был не просто Великим киевским князем, а являлся самовластным правителем Руси. Он носил официальные титулы «кагана» и «царя», которые ставили его вровень с византийскими императорами и возвышали над всеми королевскими домами Европы.

Особое место в истории правления Ярослава Мудрого занимала законодательная деятельность. В 1019 г. появляется Правда Ярослава (впоследствии она вошла в 1-ю часть Русской Правды – кодекса норм государственного права Древней Руси).

Правда Ярослава состояла из 18 статей, которые можно разделить на 3 части: узаконения об убийствах, узаконения о личных оскорблениях, узаконения о делах по нарушению собственности.

ü Преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального и морального ущерба. Поэтому система наказаний предусматривала в основном имущественные санкции: конфискацию, штраф (вира), возмещение ущерба. Высшей мерой наказания являлся «поток и разграбление», когда имущество преступника подлежало полной конфискации, а сам он отдавался в рабство. В кодексе отсутствовала такая мера наказания, как членовредительство (в отличие от византийского или европейского законодательства), оно заменялось денежными штрафами.

ü Ярослав ограничил кровную месть – «принцип талиона» (мстить убийце могли только ближайшие родственники), затем (1072 г.) кровная месть была заменена денежными вирами, а правовая ответственность стала носить более персонифицированный характер.

ü В делах о личных оскорблениях (побоях) действовало право частной мести. Побитый мог либо отомстить обидчику, либо взыскать с него вознаграждение (синяки руками – 3 гривны, удар мечом по руке или ноге – 40 гривен, за каждый отрубленный палец – 3 гривны, за вырывание бороды или уса – 12 гривен). В этих делах вводились судебные доказательства (знамение – след от побоев, видаки – свидетели). Нормы повышенной уголовной ответственности предусматривались за убийство представителя правящего класса (80 гривен).

ü Достоинство личности охранялось выше любой собственности (например, за кражу боевого коня сумма штрафа составляла 3 гривны (стоимость коня), в то время, как за нанесение побоев штрафы были в 4 раза больше.

 

· 1036 г. – разгром печенегов на р. Альте, после чего этот кочевой этнос исчез с южных рубежей Руси. На месте победы началось строительство Софийского собора. При соборе возникает книжная мастерская, где книги переводились на старославянский язык, а также школа для мальчиков. (Сын Ярослава Всеволод знал 5 иностранных языков, а внучка Ярослава Янка организовала при монастыре первую в Средневековой Европе школу для девочек).

· 1038 – 1043 гг. – Великий Западный поход Ярослава, в результате которого под полный контроль было взято междуречье Немана и Западной Двины, игравших исключительную роль в торговых связях Южной Прибалтики с Западной и Северной Европой.

· 1043 г. – последний поход русских дружин на Византию. Историки теряются в догадках относительно целей этого похода. Во время продвижения княжеской дружины во главе с сыном Ярослава Владимиром к Константинополю их ладьи были частично сожжены греками, а частично затонули во время шторма на Чёрном море.

· Обладая незаурядным дипломатическим даром, Ярослав преуспел в заключении династических браков (брак Анны Ярославны и французского короля Генриха I, после его смерти Анна являлась регентом при их сыне Филиппе I; брак Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха Марии; брак Изяслава и сестры польского короля Казимира I Гертруде; брак Елизаветы и норвежского короля Харальда III Сурового, брак Анастасии и венгерского короля Андраша I). Отнюдь не сам Ярослав направлял свои посольства в Европу, а сами европейские монархи засылали своих сватов в Киев, желая породниться с влиятельной великокняжеской семьёй.

 

В 1052 г. Ярослав распределил княжеские столы по старшинству между пятью сыновьями. При этом старшему сыну Изяславу Ярослав завещал стольный град Киев, наказав другим сыновьям слушаться старшего брата. В 1054 г. князь скончался.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!