Гуго Гроций о справедливости, праве и войнах
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» |
( Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Прохоренко Юлия Вячелавовна
Доклад по дисциплине «Философия права»
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ГУГО ГРОЦИЯ
студентки МЗ14 группы 1 курса
заочной формы обучения
Вологда 2021
Оглавление
Введение. 3
Рационалистическая концепция естественного права Гуго Гроция. 4
Гуго Гроций о справедливости, праве и войнах. 9
Заключение. 12
Список использованных источников. 13
Введение
Говоря о философско-правовых течениях В XVI-XVII вв., нельзя обойти молчанием выдающегося голландского мыслителя Гуго Гроция (1583-1645г.г.) - основоположника рационалистической концепции естественного права.
Уникальность его философско-правовых идей во многом обусловлена феноменом слияния в его образовании и воспитании двух монументальных эпох - Средневековье и Новое время. Воодушевлённый идеями гуманизма, христианства, свободомыслия, он, стремился разрешить разнообразные конфликты, используя правовые категории, в основе которых лежали высокие нравственные принципы. Поэтому его правовая концепция охватывает обширный круг юридических вопросов, ранее не затрагиваемых в правовой литературе.
|
|
Стоит отметить трансвременной характер данного идейного течения, ведь и в настоящее время естественно-правовые теории вызывают у юристов особый интерес, в немалой степени обусловленный признанием в Конституции РФ неотчуждаемых прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения. В частности, В этой связи обострился интерес к анализу правовой концепции Гуго Гроция.
К сожалению, что касается освещения филосовско-правовых правовых взглядов Гроция в российских научно-исследовательских источниках, можно сделать о том, что на данный момент нет необходимого комплексного анализа, который позволил бы проследить развитие его правовых идей на протяжении всей жизни.
Общее учение Гроция о праве и справедливости может быть понято только при углубленном изучении всех его трактатов.
Рационалистическая концепция естественного права Гуго Гроция
Известно, что в XVII-XVIII вв. преобладала антифеодальная направленность юридического мировоззрения. Равенство перед законом стало основным лозунгом буржуазии. Ввиду чего, становится совершенно очевидно, что воплощением юридического мировоззрения явилась теория естественного права.
|
|
Теория естественного права основана на признание всех людей рождёнными равными (от природы их происхождения) и наделенными (по факту происхождения) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право.[1] Отсюда следует вывод – теория естественного права носит антифеодальный характер. Это подтверждается тем, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего права.
Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права нового времени. Ему принадлежит введение социальной аксиомы - человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежитие.[2] Эта аксиома противоречила тому, что было на практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл (революция 1640г. в Англии).
Кроме того, что было сказано ранее, стоит отметить, что Гуго Гроций
|
|
основатель школы естественного права
идейный основатель концепции гражданского общества
Также, Гроций был сторонником свободы вероисповеданий и стремился устранить религиозные раздоры между враждующими религиозными партиями.
Он является автором книги "О праве войны и мира" 1625 года, возымевшей немалый успех в эпоху истории политических наук. Книга написана, по выражению Гроция, в защиту Справедливости и посвящена Людовику XIII, который справедлив, милосерден к подданным, не творит насилия над совестью иноверцев, не посягает с оружием в руках на чье-либо право, не нарушает старинных границ, во время войны блюдет дело мира и начинает "военные действия не иначе, как с намерением окончить их возможно скорее". Это важным образом отражает идеи Гроция.
Нельзя обойти молчанием существенный вклад в фундамент концепции гражданского общества , который внёс Гуго Гроций.
Особый интерес представляет масштаб филосовско-правовой мысли, характеризующей естественное право по мнению Гроция. Принципы мирного сосуществования, проецированные на право народов, Гроций расширил от внутригосударственного до всемирного. Право лежит в основе безопасности любого общественного союза, поэтому нуждается в праве и тот союз, в который объединяется род человеческий или же несколько народов. Гроций разделяет мнение Платона о том, что "законы впервые изобретены из страха перед угрожающей обидой" и что к соблюдению справедливости люди принуждаются силой. Но даже лишенное поддержки силой, право сообщает совести спокойствие, несправедливость же причиняет терзания и муки.[3]
|
|
Во избежание нарушения человеческого общежития справедливости свойственно противиться любым соблазнам, воздерживаться от посягательств на чужое достояние и не вредить тем, кто даже не причиняет зла другим. И, напротив, вслед за Платоном и Аристотелем à
Гуго Гроций обусловливает возникновение и функционирование общества -появлением права. Право в собственном смысле, по мнению Гроция, отличает от безвозмездного распределения между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, поскольку "право в собственном смысле слова имеет весьма отличную природу, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности".
Право - как способность к общению из этого суждения вытекает более широкое право, свойственное разумной человеческой природе, наделенной способностью суждения о том «что способно нравиться или причинять вред, как в настоящем, так и в будущем».
Первоисточником внутригосударственного права Гроций считает самое обязательство, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права.[4]
При этом польза послужила только "поводом для возникновения внутригосударственного права, ибо как самое сообщество, так и подчинение возникли и установлены ради какой-нибудь пользы". И неверно было бы рассматривать вслед за Карнеадом пользу как "мать правды и справедливости".
Из этого следует, что гражданин, нарушающий внутригосударственное право ради своей ближайшей выгоды, тем самым подрывает основу собственного своего благополучия и благополучия своего потомства, так точно и народ, нарушающий право естественное и право народов, навсегда подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем. Право заслуживает того, чтобы из-за благоговения перед ним гражданин или целый народ поступились некоторыми своими преимуществами. Это характеризует еще одну грань философско-правовых трудов Гуго Гроция.
По мнению Гроция, ни один конфликт (правового характера) без соблюдения норм права и добросовестности. Также, фундаментальные принципы человеческого общежития поддерживаются чувством благодарности за оказанные благодеяния. Ничто до такой степени не расстраивает и не разрушает человеческое согласие, как порок неблагодарности.
Гроций полагает, что право внутригосударственное не следует противопоставлять праву народов, всего человечества.
Классификация права, соединяющего людей в сообщество, осуществляется по следующим критериям:
- по свойствам действия: право господства и подчинения;
- деление права в строгом смысле на власть, собственность и право требования;
- деление права как правила на естественное и волеустановленное;
- деление права человеческого на волеустановленное и право народов;
- деление права божественного на всеобщее и свойственное одному народу (например, право древних евреев не обязывало чужестранцев). Право определяется как-то, что не противоречит справедливости. Противоречит справедливости то, что противно природе разумных существ, например, причинять ущерб другому ради собственной выгоды, ибо при таком положении дела человеческое общество и взаимное общение людей неизбежно разрушились бы: «Люди должны щадить друг друга, потому что они рождены для общения. Один вид справедливости существует в отношениях между равными, другой - в отношениях между господствующими и повинующимися».[5]
Право в отношении лиц Гроций рассматривает как нравственное качество, присущее личности, в силу которого можно законно владеть чем-нибудь или действовать, так или иначе.
Правом в собственном смысле объемлется власть как над собой, что называется свободой, так и над другими лицами, а также собственность и право требования по договору.
Совершенное нравственное качество Гроций определяет как способность, менее совершенное как соответствие.
Способности делятся на низшие, то есть предоставленные в частное пользование, или высшие, которые имеют преимущество перед частным правом, будучи предоставленными всему обществу в отношении его членов и их имущества ради общего блага.
Гроций выделяет еще третье значение слова "право" - одинаковое с понятием "закон": - в значении правила нравственных поступков, обязывающего к выполнению какого-нибудь надлежащего действия. Во всяком случае, необходима обязанность, - пишет он, - ибо советы и какие бы то ни было иные наставления, например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают названия закона или права. Итак, обязанности - это непременные спутники закона.
Право естественное Гроций определяет как предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. При этом право естественное он распространяет на право собственности.
Размышляя о праве верховной власти, Гроций вводит такую дефиницию, как различение права и способа владения им:
1) на полном праве собственности;
2) на праве узуфрукта (пользовладения);
3) на праве временного владения.
Справедливость и право составляют основу благополучия человека и народов, поэтому справедливость нельзя ограничивать пределами только своего государства.
Гуго Гроций о справедливости, праве и войнах
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.
На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):
- Воздержись от присвоения чужого.
- Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.
- Возмести выгоду за пользование чужой вещью.
- Договора должны выполняться.
- Возмести ущерб, причиненный по твоей вине.
- Воздаяние людям заслуженного наказания.
Право волеустановленное, то есть имеющее своим источником волю, оно в свою очередь подразделяется на две ветви:
- право человеческое;
- право божественное.
Человеческое право складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов. Право традиционно делится на частное и публичное. Все производные от естественного права должны соответствовать его началам.
Проводя эти и другие разграничения внутри человеческого права, Г. Гроций постоянно подчеркивает, что прародительница такого права - "сама природа человека", и потому все производные от естественного права образования должны соответствовать его началам, т.е. человеческое право должно соответствовать естественному праву.
Божественное право - воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом. Божественное право должно соответствовать естественному праву.
Сколько-нибудь значительной роли божественному праву Гроций не отводит: "Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом..." Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).
Частная собственность не является естественным правом, а является позитивным правом, но в силу перечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя. Исходная, стержневая категория его доктрины - понятие и содержание справедливости и естественного права - раскрывается через частноправовые институты. Поэтому справедливость, как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательства на чужое достояние".
Естественные качества людей такие, как:
- общительность (люди тянутся к людям);
- разум (люди могут договориться и общаться между собой).
Эти качества побудили их заключить договор о создании государства.
Итак, государство создается на основе договора людей.
Гуго Гроций заложил теоретические основы международного права, как глобального договора людей основой международных отношений он считал не силу, но право и справедливость. Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Не сила, а право и справедливость являются определяющими в международных отношениях, даже если идет война.
Интересно, что по мнению Гроция, война не противоречит естественному праву, поскольку каждый является защитником своего права. Кроме того существуют войны справедливые и несправедливые.
Справедливые - войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий).
Несправедливые - захватнические, покорение др. народов. Представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.
Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войны:
1. Не допускать напрасных захватов.
2. Щадить женщин, детей, стариков
3. Военнопленных.
4. Не воевать против мирных граждан.
Войну надо вести из принципов естественного права и стремиться заключать мир, подчиняться принципам естественного права.
Такие правила позволят резко уменьшить количество несправедливых войн, и сократится само количество войн.
Учение Гроция о праве войны и мира было направленно на формирования нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества, справедливости и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между государствами.
Заключение
Суммируя всё ранее сказанное, становится совершенно очевидно, что в конце XVII-VIII веков концепция естественного закона претерпевает существенные изменения в трех направлениях.
Во-первых, разум не есть высшая форма бытия, а лишь субъективное начало. Теоретики школы естественного права настаивали на позиции, что естественный моральный закон, существующий во вселенной, осознается людьми благодаря их умственной способности, он очевиден и понятен всем разумным созданиям.
Естественный закон, таким образом, становится не проблемой подчинения человека воле высшего разума или воле Бога, а проблемой естественной способности человека проникать в природу вещей.
Во-вторых, к XVIII веку акцент перемещается с обязанностей на естественные права. Тем самым возобладала идея о данном природой праве действовать определенным образом, несмотря на приказы "гражданской власти".
В- третьих, - индивидуализм. На вопросы о том, кто владеет рациональной властью, и кто обладает естественными правами, XVII и XVIII века Гуго Гроций дал вполне конкретный ответ - индивид. Таким образом, право взяло превосходство над обязанностью, светский рационализм занял свое законное самостоятельное место наряду с религиозной верой, а индивидуальная независимость вытеснила корпоративную ответственность.
Следует заметить, что Гроций как основоположник теории естественного права, выводит его из начал природы, а право народов - из общего согласия и свободной воли народа. Право рассматривается как основа безопасности любого общественного союза, включая род человеческий или несколько народов. Источником права считается соблюдение разумных правил общежития.[6] Провозглашается вечность и незыблемость естественного права, которое служит основой права внутригосударственного и права народов.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 1076; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!