V.15. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СМЕСЬЮ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ (ДЭГ-1 ИЛИ ТЭГ-17) С РАСТВОРОМ ПОЛИАМИДНОЙ СМОЛЫ № 89 (72. С. 78—79)



 

Портландцемент (марка 400)................................ 1,0

Песок речной............................................................ 3,0

Пигменты (щелочестойкие)...................... 0,01—0,5

Смесь смол (40% смолы ДЭГ-1 или ТЭГ-17 в смеси с 60% 33%-ного раствора смолы № 89)................................................................... 0,006—0,007

Вода (до рабочей консистенции)............... 1,0—1,5

 

40% смолы ДЭГ-1 или ТЭГ-17 смешать с 60% 33%-ного раствора смолы № 89. Полученную смесь смол развести в воде затворения в соотношении 1:10 и на этом растворе затворить сухую смесь-колер, приготовленную и опробованную на цвет и тон по методике, описанной в V.3. Затем раствор-колер довести водой затворения до рабочей консистенции.

На 1 м3 цементно-песчаного раствора требуется 1,8 дм3 (1,8 л) смеси смол, на одно десятилитровое ведро (10 дм3) 0,018 дм3 (18 мл) смеси смол.

Водорастворимые смолы, особенно эпоксидные, очень дефицитны и дороги, но если учесть те средства, которые затрачиваются на создание крупных работ в стенописи, если учесть их значение и роль в монументальной пропаганде, то, видимо, следует признать разумным дополнительные расходы на смолы с целью создания работ долговечных, работ, способных нести многие годы в массы агитационно-пропагандистский заряд.

Оптимальными показателями насыщенности цвета и долговечности обладают произведения стенописи в технике сграффито, выполненные из цементно-песчаных растворов на основе цветных клинкерных цементов с модификацией их полимерными добавками, о которых речь шла в настоящем разделе.


VI МОЗАИКА

 

Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства. Мозаика сегодня живет, развивается и совершенствуется как по художественной выразительности и современному звучанию, так и по линии создания лучших составов грунтов (оснований набора) и разработок наиболее целесообразных технологических процессов ведения работ.

В настоящее время в нашей стране мозаикой выполняется подавляющее число произведений стенописи в архитектуре. И сегодня художественные возможности этой техники не исчерпаны, поиски ее художественного и технологического совершенствования продолжаются.

Древние римляне называли эту технику opus musivum — значит «сложенный из кусочков». В русский язык этот термин пришел из итальянского или французского языков, в которых он звучал как «mazaico» (ит.) и «mozaique» (фр.)[142]

Древнейший памятник мозаики, дошедший до нас,— остатки орнаментального декора облицовки стен и полуколонн древнешумерского храма в городе Ур (IV тысячелетие до н. э.), выполненного из обожженных глиняных клиньев, основания которых были покрыты цветными глинами.

Мозаики из камней-голышей (морская галька) в открытых двориках домов делали древние греки (V век до н. э.). Мастера эпохи эллинизма и древнеримские (IV век до н. э.— IV век н. э.) выкладывали мозаикой в основном из природных цветных (часто полудрагоценных) камней уже целые орнаментальные композиции и сюжетные вставки на полах и стенах дворцов и терм. В те времена довольно широкое использование в мозаиках находила и смальта (глушеное цветное стекло) — основной материал набора мозаик в последующие века и в наше время. Однако следует заметить, что цветное глушеное стекло знали еще древние египтяне (3200— 1200 гг. до н. э.), которые окрашивали его окислами металлов при варке и использовали для инкрустаций мебели и других предметов быта.

Небывалый расцвет переживает мозаика в Византии (IV—XV вв.), где смальтой выкладывают огромные площади, украшают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, создают целые ансамбли из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, как, например, в церквах Сан Витале в Равенне (547), Успения в Никее (1065— 1067), Кахрие Джами в Константинополе (1316—1321) и других (ил. 54).

На землю Древней Руси мозаика пришла в X веке и в течение двух столетий ею украшали основные помещения храмов, например в церквах Святой Софии (1043—1046) и Архангела Михаила (1108—1113) в Киеве. В XVIII веке в России мозаику возродил М. В. Ломоносов, разработавший самостоятельно рецептуру варки смальты и построивший фабрику для ее изготовления, создавший из этого материала известную картину «Полтавская битва» (ил. 55—57).

Большие работы по созданию мозаик в смальте велись во второй половине XIX — начале XX века в Исаакиевском соборе в Петербурге, велись непрерывно в течение 66 лет. За это время был создан ансамбль картин и орнаментов, отличающийся высоким мастерством.

В последней трети XIX века крупные работы в мозаике были выполнены в ряде городов России: в Москве (храм Христа Спасителя), в Новгороде, Костроме, Чернигове и других.

Дальнейшее развитие мозаика получила уже в советское время при создании станций московского метрополитена в работах таких мастеров, как П. Д. Корин (мозаика кольцевой станции «Комсомольская»), А. А. Дейнека (мозаики станции «Маяковская» и «Новокузнецкая»), и других. Охотно и много работают в этой технике и современные художники-монументалисты (ил. 58—60).

Многовековую сохранность мозаикам обеспечили материалы, из которых они создавались. Именно это их качество в сочетании с декоративностью, яркостью тонов, мерцанием поверхностей набора и заставляли обращаться к этой технике, не взирая на относительную трудоемкость, как приготовления материала, так и выполнения самих работ (набора), не взирая на высокие затраты. Естественный камень, керамика (клинья, плитки, кубики и т. д.) и смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона в течение веков, иногда тысячелетий. Слабым местом мозаик во все времена были их основания — грунты, в которые производился набор. Именно они более всего подвержены разрушениям от различного рода атмосферных воздействий — влаги, ветра, прямых солнечных лучей и т. д. В силу чего гибли и гибнут по сей день произведения искусства — памятники культуры, безвозвратно уходят в небытие свидетели и носители духа прошлых эпох и поколений, гибнут плоды многих лет их вдохновенного труда. И для предотвращения этого, во имя многовекового долголетия мозаик человеческая мысль неустанно и не менее напряженно, чем она работала над вопросами творческими, искала и находила (на уровне возможностей своего времени) соответствующие грунты мозаик, обеспечивающие это долголетие, искала и находила соответствующие приемы и методы ведения работ, исходя из свойств используемых материалов.

Древнешумерские мозаики в городе Ур набраны в глиняный (саманный) грунт, в известковые и известково-масляные грунты набирались мозаики в Древней Греции и Древнем Риме, цемяночно-масляными грунтами для создания мозаик пользовались мастера Византии. Для набора мозаик на стенах храмов и дворцов византийцы применяли известковые грунты. Подобными же грунтами-левкасами пользовались и древнерусские мозаичисты.

Цементно-песчаный грунт для набора мозаики. В конце XIX века был изобретен цемент и появились цементно-масляные грунты, в дальнейшем их вытеснили из практики грунты цементно-песчаные, которые используются при наборах мозаик и в настоящее время благодаря несложности их приготовления и весьма значительной прочности (ил. 63).

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!