I.21. ПОКРЫВНОЙ ЛАК ДЛЯ ЯИЧНОЙ ТЕМПЕРЫ



 

Олифа (натуральная).............................................. 1,0

Даммарный лак........................................................ 0,7

Воск............................................................................ 0,3

Копаловый лак......................................................... 1,0

 

Лаки смешать между собой в каком-либо сосуде, затем опустить туда же измельченный (мелко наструганный) воск. Взбалтывая содержимое сосуда, развести в смеси лаков воск. После этого влить в сосуд олифу и все его содержимое хорошо взболтать (перемешать).

Крыть лак следует мягкой кистью. Когда он высохнет, заполировать его лезвием ножа или шпателем.

Лак для покрытия красочного слоя яичной темперы можно получить из шеллака, растворив его в спирте.

 

I.22. ПОЛИТУРА (РАСТВОР ШЕЛЛАКА В СПИРТЕ)

 

Шеллак (белый)............................................. 1,0—1,5

Спирт........................................................................ 10,0

 

Шеллак засыпать в сосуд со спиртом, дать постоять несколько часов, затем взбалтывать до получения единообразной жидкости (без сгустков).

Работы, выполненные желтково-масляной темперой, покрывают политурой и в настоящее время. Но для этого красочный слой их должен быть совершенно сухим. Хранить и экспонировать такие работы следует только в сухих помещениях, в помещениях с влажным воздухом лак мутнеет.

Перед тем, как покрыть всю работу олифой или лаком, позолоченные места ее (позолоту) крыли политурой.

Яичной (желтковой) темперой писали (и пишут в настоящее время) главным образом на досках, специально их для этого приготавливая. Но начиная с конца XIX и первую половину XX века довольно много писали и на стенах, но, как правило, не непосредственно по штукатурным поверхностям, а по холстам, наклеенным на эти поверхности и уже потом загрунтованным.

 

I.23. ТРЕХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ХОЛСТА ПОД ЖЕЛТКОВУЮ И ЦЕЛЬНОЯИЧНУЮ ТЕМПЕРЫ (27. С. 231)

 

Первый слой:

Проклейка (желатинная, 5%-

ная)[43]........................................................................... 1,0

Мед................................................................. 0,05 (1/20)

Масло касторовое....................................... 0,05 (1/20)

Масло льняное (сырое)................................ 0,5 (1/20)

Белила масляные (свинцовые или цинковые, густотертые)........................................................ 0,5 (1/20)

    

В прокипяченную горячую проклейку при интенсивном ее промешивании влить мед. Льняное масло смешать с белилами и туда же вмешать касторку. Все хорошо размешать до получения единообразной массы.

Для лучшего смешения компонентов каждый перед введением его в проклейку подогреть.

 

Второй слой:

Проклейка желатинная (4—5%-ная)[44]................ 1,0

Мед................................................................. 0,04 (1/25)

Касторовое масло........................................ 0,04 (1/25)

Масло (льняное, сырое)................................. 0,8 (4/5)

Масляные белила (свинцовые или цинковые, густотертые)......................................................... 0,8 (4/5)

 

Приготовление грунта для второго слоя идентично вышеописанному (для первого слоя). Грунт прокипятить.

 

Третий слой:

Проклейка желатинная (3%-ная)[45]...................... 1,0

Масло (льняное, сырое)......................................... 1,0

Масляные белила (свинцовые или цинковые, густотертые)................................................................. 1,0

 

Смешать белила с маслом и затем ввести их в проклейку. Грунт прокипятить.

Для выполнения больших объемов работ по росписи архитектуры (панно, плафоны и др.) не всегда представляется возможным и целесообразным использование казеиново-масляной темперы промышленного производства или приготовление ее по вышеприведенной рецептуре (I. 1—3). Для этих целей можно с успехом применить более простые по рецептуре эмульсионные краски, использовав для их приготовления как менее дефицитные, так и менее дорогостоящие материалы. Краски эти, правда, стоят по своим свойствам ближе к клеевым, но, имея в своем составе эмульсионное связующее, являются эмульсионными, дают матовый и вполне атмосферостойкий красочный слой.

 

I.24. СОСТАВ КОЛЕРА (КРАСКИ) С ДОБАВЛЕНИЕМ ЭМУЛЬСИИ

 

Колер, или краска (водная паста пигментов или пигмента)................................................................... 1,0

Эмульсия (казеиново-масляная)[46]............. 0,1—0,2

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,2—0,5

 

Незаклеенный колер (водную пасту пигментов) развести водой до консистенции жидкой сметаны, затем добавить в него эмульсию. Если загустеет слишком сильно — еще воды. Сделать пробу — накраску. Подсушить, проверить на прочность красочного слоя. При необходимости добавить еще эмульсии и вновь проверить. Таким образом приготовить все необходимые колеры к работе. Если же в течение работы колеры загустели, разжижить их до рабочей консистенции смесью эмульсии с проклейкой, взятых в соотношении 1:1 и затем разбавленных наполовину водой. Если же речь идет о приготовлении красок, то в каждую водную пасту пигмента добавить оптимальное расчетное количество эмульсии и краску хорошо перемешать. Пользоваться краской как обыкновенной темперой, разжижая ее при необходимости водой на палитре и смешивая с другими.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!