Описание картины Караваджо «Призвание апостола Матфея»

Класс Тема: Караваджо

 

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Картина Микеланджело Меризи да Караваджо «Лютнист», Караваджо имел очень скандальную репутацию человека вспыльчивого и несдержанного. Несмотря на это мир получил множество шедевров, вышедших из-под его пера, которыми восхищаются любители искусства.

Одно из таких произведений «Лютнист», которое находится в хранилищах Эрмитажа. Картина была написана в 1595 году, ее заказал художнику кардинал Франческо дель Монте. Он был покровителем художника и большим ценителем его творчества.

Некоторое время картина называлась «Лютнистка», так как современники художника были уверены, что на картине изображена девушка. Но в начале XX века специалисты все же сошлись во мнении, что художник изобразил молодого человека, играющего на лютне.

 

 

Предположительно моделью молодого лютниста стал друг Караваджо художник Марио Миннити. Лютня и скрипка в то время считались мужскими инструментами. Еще одним подтверждением тому, что на картине изображен юноша служит выбранная мелодия для исполнения.

На столе можно увидеть ноты с партией мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Эта партия предполагает наличия у исполнителя баса, вряд ли может сочетаться с хрупким женским голосом.

Историки так и не смогли четко сформулировать жанр картины. Караваджо одновременно изобразил музыкальную гармонию, вдохновленный звуками лютни и умением музыканта, и грусть о мимолетности и быстротечности жизни.

И в то же время на картине можно заметить некие христианские знаки — слева изображен букет цветов, в котором художник использовал их символическое значение для изображения криптограммы земной жизни Иисуса.

Описание картины Микеланджело Караваджо «Корзина с фруктами»

Микеланджело Караваджо, 1596 год, картина «Корзина с фруктами»

 

В шестнадцатом веке натюрморт считался простым незамысловатым жанром живописи, недостойным кисти настоящих художников. Микеланджело Караваджо, сам того не подозревая, вернул этому жанру художественную ценность. Он, будучи совсем молодым живописцем, написал корзину, полную фруктов, во всей ее непритязательной реалистичности, а позднее стал включать изображение спелых плодов в другие свои работы, привнося в них символическое значение.

«Корзина с фруктами» прекрасна в своей простоте и лаконичности, в ней нет ничего лишнего и отвлекающего. В плетеной корзине из виноградной лозы изображены осенние плоды: несколько гроздей винограда, яблоко, груши, инжир. Светлая стена с желтоватым оттенком и тонкая полоска стола орехового цвета служат идеальным обрамлением к композиции. Центральное положение корзинки, особенности освещения и даже тени, которые отбрасывают на стену увядающие листья, напоминают зрителю сценическую постановку.

Изображение решено с невероятной реалистичностью: на яблоке появились темные пятна, некоторые плоды тронуты гнилью, а виноград покрылся беловатым налетом. Даже листья, оттеняющие фруктовую композицию, начали засыхать и сворачиваться.

В каждой линии видно художественное мастерство Караваджо – так тщательно выписаны все детали, от изящно сплетенных прутьев корзины до прожилок на яблочной кожуре.

При этом, художнику удается создать практически трехмерное изображение. Для этого он использует баланс света и тени: яркий луч из левого верхнего угла плавно переходит в тень в правой нижней части. Позже этот прием станет частью уникального узнаваемого стиля Караваджо. Все элементы настолько объемны, что зрителю кажется, будто он может протянуть руку и взять любой из фруктов. Эта натуральность удается мастеру легко, без фальши и напряжения. Художник пишет не просто натюрморт, он изображает красоту увядания, бесконечный танец жизни и смерти.

Описание картины Караваджо «Призвание апостола Матфея»

 

 

«Призвание апостола Матфея», Караваджо, 1599 год

 

В 1559 году по заказу общины римской церкви Сан Луиджи дей Франчези Микеланджело Караваджи написал картину «Призвание апостола Матфея». Вся церковь была отделана фресками подобной тематики. Изначально церковь расписывал другой мастер, но из-за своей загруженности он сумел оформить только свод.

Договор с художником расторгли и остальная работа была доверена Караваджо. Такая обширная композиция была первой большой работой живописца. Микеланджело отказался от фресок, заменив их большими картинами.

Первой картиной в этом цикле стала «Призвание апостола Матфея», до сих пор она считается одной из лучших работ мастера. Никем не переписанный сюжет картины еще больше добавил ей уникальности.

Когда Христос увидел Матфея, то сразу же решил призвать его служить апостолом. Такова библейская трактовка, однако, мастер трактует сюжет по-своему.

В пустом полутемном помещении итальянской таверны сидят люди. Эти люди считают деньги. Это пересчитывают дневную выручку Левия мытаря. Самые молодые из охранников, оглядываются на вновь вошедших в помещение. Кроме Левия, никто и не понял даже на сколько бедно был одет Матфей.

Широкий луч света падает из окошка, где находятся Иисус и апостол Петр, как символ веры, ворвавшийся в мил людей. Глядя на картину, невольно смотришь слева направо. Иисус вошел в помещение лишь на минутку, и его ноги уже повернуты к выходу.

Считается, что не случайно в картине трижды изображена вытянутая рука. Трижды рука, как благословение.

По сюжету Иисус увидел около собора человека, назвавшегося Матфей и позвал его с собой. А когда Иисус с Матфеем вошли, лишь только мытарь догадался, кто стоит перед ним.

Картина в храме располагается на левой стене таким образом, что стена как бы является продолжением ее от направленного жеста руки.

Картина с одной стороны абсолютно реалистична и жизненна, а с другой стороны – все также загадочна. Луч света символизирует в ней веру, которая входит в темное забитое общество. Огромной популярностью пользуются картины Микеланджело из-за своей жизненности и ясности.

Караваджо — Обращение Савла (1600-1601)

Святой Павел (до обращения его звали Савлом) был поначалу ярым, гонителем христиан, но во время своего путешествия в Дамаск пережил встречу с самим Христом. Ослепительный свет пролился с неба, и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?» Хотя в самой Библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, традиция предписывала изображать его упавшим при виде божественного явления со своей лошади. Этот сюжет живописцы часто использовали и до Караваджо, но никогда еще он не показывался столь реалистично и драматично.

Возле Павла лежит меч, традиционно изображавшимся в виде символа — как орудие гонений на христиан. Однако здесь это обычное оружие, очень хорошо знакомое Караваджо в его полной опасностей жизни.

 

Мощный круп лошади занимает всю верхнюю часть картины. Это вполне революционный для того времени прием — на религиозных полотнах современников и предшественников Караваджо обычно доминировали библейские персонажи. Сморщенный лоб и редкие волосы на голове конюха, пытающегося удержать лошадь, а также уродливые, нагруженные ноги, входят в набор деталей, часто используемы Караваджо для создания образа простолюдина.

«Положение во гроб» Караваджо.

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.

В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальняя фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.

Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.

 

 

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Картина «Успение Богоматери» была написана Караваджо в 1606 году, за четыре года до смерти. Художник имел вспыльчивый и скандальный характер, был дуэлянтом и вел безалаберный образ жизни. Умер в тридцать шесть лет. Но сумел, за свою короткую жизнь произвести революцию в живописи и оставить нам неповторимые шедевры.

В день, когда Караваджо привозит законченную картину Кармелитам, которые и заказали ее для оформления своей церкви в Риме, они внезапно отказываются принять ее по причине непристойности. Но Рубенс, работающий в то время в Италии, при дворе Манту, советует своему меценату — принцу приобрести эту картину для частной коллекции.

Монахи ставят в упрек художнику то, что усопшая Мадонна слишком уж похожа на обыкновенный труп; впрочем, бытует мнение, что Караваджо использовал в качестве модели тело проститутки-утопленницы, распухшее и совсем белое.

Представлять Богородицу такой — это значило усомниться в том, что Мадонна вознеслась на небеса сразу после кончины. Изобразив косой луч света, пересекающий картину, мастер словно подчеркивает страдания и боль обступивших одр людей.

Богородица на холсте расположена так, как будто ее тело пересекает картину. Мадонна лежит в ярко-красной одежде. Очень реалистично изображение рук. Это, безвольно обвисшие, руки мертвого человека. У Богоматери безжизненное и бледное лицо, как будто она умерла от болезни, глаза закрыты.

Это – изображение телесной стороны жизни, но никак не духовной. Караваджо намеренно использует красный цвет, что бы подчеркнуть бледность Мадонны. За телом усопшей, мы видим комнату, практически лишенную света. Фоном картины служит черный цвет. Некоторые из апостолов, пришедших проститься с Богородицей, находятся в тени.

Но, в картине есть некоторые детали, которые говорят не только о телесной, но и о духовной стороне события. Над головой Мадонны сияет нибм. Этим Караваджо подчеркнул святость Богоматери. Мадонна на картине изображена так, вроде она умерла, но тело ее не просто лежит... Если присмотреться, то ложе есть только в изголовье, а дальше его нет. Так Караваджо создал эффект парения тела Богородицы в воздухе.

 

 

 

Влияние Караваджо на европейскую живопись шло двумя путями: с одной стороны, свобода в трактовке библейского сюжета, с другой стороны, точное следование живописной манере художника.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!