Как при помощи инстинкта постигается суть вещей?
Все живое в отличие от человека инстинктивно постигает суть. Если злой человек заходит в дом, то домашняя живность непосредственно постигает это зло инстинктивно, а человек лишен такой способности. Однако, наблюдая за поведением домашних животных, осознавая их поведение, человек может насторожиться, что человек зашел с плохими намерениями.
11 Человек в контексте рационализма и иррационализма.
Рационали́зм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.
Иррационали́зм — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения и т. п.
Проведем сравнение человека в рационализме и иррационализма по таким позициям как понимание:
А) Духовность человека.
Б) Активность человека как культуросозидающей деятельности во внешнем и внутреннем мирах.
В) Характер самоутверждающей деятельности человека.
Г) Средства познания человека.
Д) Ценностные ориентации человека.
А) Духовность человека
В рационализме духовность может быть интерпретировано чисто рационалистически по Гегелю. В иррационализме, духовная отождествляется с бессознательными, спонтанными импульсами нравственно-практических и эмоционально-волевых структур субъекта, а все формы рационализма и целесообразного отношения к миру объявляются производными от досознательной основы.
|
|
Б) Активность человека как культуросозидающей деятельности во внешнем и внутреннем мирах
В рационализме активность человека понимается прежде всего, как социально-историческое активность, человека как существа, активно познающего законы бытия предметного, чувственного, видимого мира и активно преобразующего его, то есть человек активен как экстраверт. В рационализме, человек активен как интроверт, он постигает свой внутренний мир, субъективный мир, свою подлинность и самость, прежде всего в искусстве литературы, в художественном творчестве.
В) Характер самоутверждающей деятельности человека
Деятельность человека в рационализме характеризуется, как знаниепроизводящая, формирующая мировоззрение, предметно-преобразующая. В иррационализме, деятельность человека характеризуется, как ценностнопостигающая, нравственно-оценочная и самоутверждающая. Последнее нуждается в пояснении. В рационализме, человек утверждает себя как родовое существо, то есть он выступает как представитель всего человеческого рода.
|
|
В этом смысле он трансформируется в абстрактного человека. В иррационализме человек утверждает свою самость, подлинность, свою индивидуальность, конкретность неповторимость, то есть он остается живым человеком.
Г) Средства познания человека
В рационализме выступают формы чувственного постижения - ощущение, восприятие, представление и формы рационального постижения мира такие как понятие, суждение, умозаключение, то есть в интегральном виде можно утверждать, что человек постигает мир интеллектуально. Наука развивается в формах интеллекта. В иррационализме, в качестве средств достижения внутреннего мира используются:
● Любовь
● Вера
● Интуиция
● Переживания, как субъективный страх, отчаяние, тревога, забота и т.д.
Д) Ценностные ориентации человека
В рационализме, человек отличается от всего живого понятийным мышлением. Важнейший итог рационалистической философии состоит в том, что человек как социальное родовое существо снимает животное и природно-биологическое. В иррационализме, человек отличается от животного, прежде всего способностью к нравственной оценки и потому человек есть:
1. Воплощение ответственности и самостоятельности, то есть человек не объект, а субъект.
2. Воплощение предельной конкретности "здесь и теперь".
3. Воплощение конечности, то есть является существом смертным.
4. Воплощение Свободы, то есть у человека всегда есть право на выбор.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!