Задание: Записать тему урока ,названия прослушанных произведений и определения.

Класс

Музыка

Дата урока: 28.01.2021

Тема урока: Музыкальные жанры эпохи просвещения

Цель урока: Познакомить детей с жанром – кант. Воспитание чувства патриотизма. Накопление слушательского опыта. Развитие у учащихся умения анализировать музыку.

Новые понятия: Кант; триумфальная арка; виват; марш

 

 

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории: защита Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII в., подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII в., военные победы Петра I, полководца А. Суворова в XVIII в., подвиги русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 г.

Очень часто в те времена эти слова можно было услышать в хвалебных песнях того времени, которые назывались КАНТ. Это многоголосная песня. Появилась она почти 300 лет назад. С латинского языка это слово означает песня, пение и созвучно с итальянским словом кантаре – пою.

Авторами кантов становились учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны. Этим они похожи на р.н.п.

Канты посвящались разным жизненным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость.

Канты были элементом различного рода торжеств.

Для празднования побед сооружались триумфальные ворота, наверху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие спец. сочиненные стихи и канты.

При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными и в них было уже нам знакомое слово ВИВАТ.

Вот кант того времени. Слушаем

«Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).

https://www.youtube.com/watch?v=TASFxVi2n-8

 

Как звучал этот кант?

Ребята, скажите, а музыка в канте звучала всегда хвалебной и торжественной? (нет, только вначале и в конце. Середина – тихая, печальная, скорбная, медленная).

Правильно. В кантах воспевали не только победителей. В них высмеивали трусов и предателей, а так же в них воспевали подвиг тех, кто остался на поле боя.

Этим этот кант не похож на простую песню.

9 июня 1672 - 8 февраля 1725

 

Русская музыка петровского времени хотя и изучена,но звучит у нас еще мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всего хоровой, музыки.

https://www.youtube.com/watch?v=o1dMhVm9Rb4

Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военначальников и царственных особ ("панегирические канты"), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.

При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий.


Во времена Петра I (1672-1725 гг.) в связи с выдающимися победами русского оружия большое распространение получили торжества и празднества с участием музыки.
Русские славильные песнопения в тот период представляли собой довольно пеструю картину. Появившиеся тогда светские и полусветские жанры музыки панегирического содержания: торжественные виваты и канты («виватные канты»), псальмы (псалмы) западного гомофонно-гармонического склада, прославлявшие деяния царя, но не порывавшие с церковной традицией, соседствовали с одноголосными величальными напевами-молитвами в традициях знаменного пения. По аналогии с богослужебными напевами, канты создавались к определенным датам и торжественным событиям. На одно событие, как и для богослужения, слагалось сразу множество (не один десяток) таких песнопений. Вместе с символикой триумфальных врат, с торжественной канонадой, с красочным блеском фейерверков и иллюминаций, трубными фанфарами, риторикой панегирических пьес и вышеупомянутыми более традиционными полуцерковными славильными напевами, они составляли атрибутику прославления, бытовавшую в то время.

Поскольку в эпоху Петра Россия много и успешно воевала, большое значение приобрела музыка маршей, наиболее торжественные из которых создавались по случаю побед и воспринимались как гимны — символы тех событий.

Канты, марши и духовные гимны эпохи Петра I еще не претендовали на роль единого гимна. Исполняемые «от случая к случаю» они не имели универсального значения вне конкретного праздника или сходных событий: годовщин побед, царских именин, триумфальных шествий. Функцию государственного гимна выполняла как бы вся музыка церемоний и празднеств в целом, созданная в тот период. Но некоторые гимны уже выделялись на общем фоне как более часто исполняемые или наиболее популярные.


Хотя официально в качестве гимна или «главного вивата» царь его не утверждал, естественным итогом царствования Петра I оказался «Преображенский марш Петра Великого» в качестве символа эпохи его победоносных войн.

Эта музыка как олицетворение величия и мощи России, «распрямляющей свои плечи», уже к концу жизни Петра I звучала в качестве победного гимна в годовщины побед русского оружия под Полтавой, в честь взятия Нарвы, в ознаменование морских побед у Гангута и Гренгама. Ее также исполняли во время Ништадтского триумфа, после возвращения царя из Персидского похода (1722) и т. д. Чтобы подчеркнуть значение побед Петра, к маршу-гимну спустя некоторое время были присочинены следующие слова:


Славны были наши деды,
Закаленные в боях.
Их парил орел победы
На полтавских берегах.

Били турка, били шведа
Под знаменами Петра.
Раздавался гром победы
И кричали мы Ура!

https://www.youtube.com/watch?v=y7lW_mnjStc

В XIX в. с появлением официальных гимнов «Марш Преображенского полка» остался главным маршем России. Кроме того, он, наряду с «Тебе, Бога, хвалим», участвовал в музыкальном оформлении коронации российских императоров. Знаменитый марш-гимн играли в конце церемонии в момент орудийного салюта.

В ХХ в. «Марш преображенского полка» продолжал оставаться и гимном, и маршем. С 1917 г. его использовали в качестве гимна в Белой армии, но, одновременно, он оказался и любимым маршем Красной армии. И поныне его играют в новой России в особо торжественные моменты, например, при выносе знамени, при встрече высоких персон.

Музыка «Преображенского марша Петра Великого» звучит не просто торжественно, но и как-то особенно задорно и победительно.

Задание: Записать тему урока ,названия прослушанных произведений и определения.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!