Основные категории диалектики

Просмотреть  взгляды разных известных личностей по вопросу: «Принципы, законы и категории диалектики»,  используя интернет ресурсы https://www.grandars.ru/college/filosofiya/principy-dialektiki.html

 

Диалектика как учение о закономерностях развития представляет собой стройную систему логически непротиворечивых знаний, основу которых составляет ряд принципов, законов, категорий, характеризующих развитие и взаимосвязи объектов, процессов, явлений.

Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве Г. Гегеля, а затем приобрела материалистический характер в марксизме. Однако знания о закономерностях и принципах развития разного рода объектов и систем продолжают множиться и углубляться по сей день.

Принципы диалектики

В разных вариантах изложения диалектики как теории называют различное количество принципов диалектики (например, принцип системности, принцип историзма и некоторые другие). Два из них считаются основным: это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.

 

Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие — это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.

§ принцип всеобщей связи, который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

§

Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе.

§ принцип развития, который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;

Дополнительные принципы диалектики:

§ принцип системности, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;

§ принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;

§ принцип историзма, который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

 

Основные категории диалектики

В систему принципов и законов диалектики входят также категории.

Категория диалектики — наиболее общие понятия, используемые философией для раскрытия сути диалектических проблем.

Определяют эти категории так:

§ сущность — категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета — задача науки;

§ явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно-данные формы его существования;

§ содержание — определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;

§ форма — способ существования и выражения содержания;

§ причина — (от лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление;

§ следствие — явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;

§ возможность — объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;

§ действительность — объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей;

§ необходимость — категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;

§ случайность — категория, отражающая внешние, несущественные. единичные, неустойчивые связи.

Впрочем, далеко не все философские школы и направления придают высокий статус не только категориям, но и самой диалектике. Немало споров и по поводу того, что есть развитие. Так, может встретиться мнение о том, что развитие — это процесс, характеризующий только совершенствование системы (объекта), только изменения «по восходящей». Другими словами, развитие в данном случае сводится к прогрессу. Иногда развитие представляется как хаотичный процесс, не имеющий четкой направленности. В данном случае развитие оказывается тождественным движению.

Поэтому была приведена точка зрения, с одной стороны, наиболее распространенная, с другой — традиционная. Наконец, она представляется более взвешенной и точнее учитывающей реальность процессов развития.

 

2.Просмотреть  Видео-урок « Три законы диалектики . Г.Гегеля», ссылка:

          https://www.youtube.com/watch?v=o5-iaAC93IM

     а) Единство и борьба противоположностей. Противоположности едины, т.к. их существование взаимно обусловлено - мы не можем понять, что значит "большой", если не имеем представления о "малом", например. И также со всем - горячо/холодно, светло/темно, богатство/бедность и т.п.

Борьба состоит в том, что эти противоположности не только обуславливают, но и отрицают (исключают) друг друга. Ну это обычная формальная логика - если "А больше Б", то никак уже не получится "А меньше Б". Предметно - например, не получится одновременно быть сосредоточенным и рассеянным.

Кстати, именно борьба противоположностей - считается в диалектике источником развития.

    б) Количественные изменения переходят в качественные (и обратно). Частый пример - агрегатные состояния воды: нагревая лёд (увеличивая температуру количественно), мы в определённый момент достигаем превращения льда в воду. Продолжая нагревать уже воду - мы получаем пар. Таким образом, изменение количественной переменной (температура) привело к изменению качественной (состояние вещества).

    в) Отрицание отрицания. Новое явление - это развитие старого, которое его отрицает. Но, развиваясь далее - уже и отрицает само себя, становясь старым.

Для этого также есть устоявшийся пример - пищевой. Когда мы голодны, мы желаем насытиться, поесть, проще говоря. Поев - мы уже не голодны; сытость отрицает голод. Однако, наевшись и съев больше необходимого, мы уже испытываем пресыщение - т.е. отрицаем желание есть. Которое только недавно было актуальным.

 

3.Задание № 12 Ответить на вопросы:  

- диалектика – это…

- описать свои три примеры закона диалектики

а)

б)

в)

 

4. Обратная связь:

 Отправить ответы в напечатанном электронном виде на эл.почту 

ira_kamensk69@mail.ru или ВК https://vk.com/id48226210  ,

подписав ОП-213,_Фамилия_Имя , дата, номер задания 

(например: ОП-213 Иванов Иван, 25.01. 2021 Задание 12)

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!