Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.



Класс

Музыка

Дата урока:20.01.2001

Тема урока: « Небесное и земное в звуках и красках»

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки с живописью, показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки через воплощение образа матери в духовном искусстве, формировать художественную культуру личности ребёнка.

                 

На этом уроке мы продолжим рассматривать тему нашей четверти «Можем ли мы увидеть музыку»

В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу.

Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии.

Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура.

Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке.

 

Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак).Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста.

Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста.

Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные

«номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других система распевов.

Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором a capella.

Считалось, что одноголосное интонирование рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности. Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства:

1. не было конкретного автора. Их создавал распевщик, который считался интерпретатором,

2. песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.

Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты.

Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева.

В XY веке из Киева в Москву пришло партесное пение – многоголосное.

Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие.

Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада.

 

В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного.

 

Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент).

https://www.youtube.com/watch?v=kfmTy0CyP6A

«Аве, Мария» Ф. Шуберт

https://www.youtube.com/watch?v=rVY95W0IZmM

Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля,

Ло Спанья  «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне».

 

 

                                    

 

 

Прослушав «Ave Maria» И. С. Баха, и «Ave Maria» Ф. Шуберта, какие чувства передает эта музыка?

В чем сходство Ave Maria И. С. Баха, с музыкой Ф. Шуберта, а в чем различие?

Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений?

 Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с картинами этих художников ?

 

В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы. На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов.

 Песнопения исполняются только a kapella – без музыкального сопровождения.

Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

https://www.youtube.com/watch?v=ietqxE3cnOc

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!