Как определиться, какую из проблем положить в основу собственного сочинения?



В исходном тексте чаще всего рассматривается несколько проблем (2-7) (в этом случае говорят о проблематике текста), но ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НУЖНО ТОЛЬКО ПО ОДНОЙ из них.

Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текстов с такой же проблемой.

Самый оптимальный вариант – выбирать ту проблему, для комментирования которой можно без особого труда найти примеры-иллюстрации в исходном тексте, сформулировать позицию автора и подобрать аргументы для собственной позиции.

Как определить главную проблему текста?

Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

 1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.

2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.

3. Выберите главную из них.

4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.

5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.

Как отличить проблему от идеи и темы текста?

Достаточно часто обучающиеся смешивают понятия «тема», «идея» и «проблема» и вместо формулировки проблемы текста называют его тему или идею (основную мысль текста), или начинают пересказывать эпизоды текста.

Причиной появления подобных ошибок является незнание важных понятий, которые обучающийся должен использовать в сочинении.

Чтобы таких ошибок не было, надо уметь различать тему, идею и проблему текста, а для этого необходимо знать определение этих понятий.

Отличие проблемы текста от идеи и темы текста состоит в том, что

· тема текста отвечает на вопрос, о чём написано произведение;

· идея текста отвечает на вопрос, какие мысли автор хочет донести до читателя;

· проблема текста — это сам вопрос, решаемый писателем посредством содержания произведения.

Например, в тексте автор рассказывает о подвиге разведчиков Тумике и Корневе, которые готовы ценой своей жизни выполнить задание командира.

Тема текста: подвиг разведчиков в годы Великой Отечественной войны.

Идея текста: писатель в данном рассказе показал, как в годы войны люди готовы пожертвовать своей жизнью ради близких и родных людей, ради защиты Отечества.

Главная проблема текста: готовность людей к самопожертвованию во время войны. Решая данную проблему, автор отвечает на вопрос: «Ради чего или кого человек готов пожертвовать своей жизнью?».

Способы формулировки проблемы

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

1) Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)».

В случае если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).

Например:

Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека.

Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям.

Автор (ФИО автора) коснулся проблемы...

Автор (ФИО автора) уделил внимание проблеме...

Автор (ФИО автора) поднимает проблему отцов и детей

Проблема, обозначенная  автором (ФИО автора), заключается в следующем: …

Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.

2) С помощью риторического вопроса (предпочтительнее), например,

· Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

Над этими вопросами размышляет (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

· Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора).

· Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать,спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и автора, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...

· Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель (ФИО автора) в своей статье.

· В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста (ФИО автора).

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом:

Что дает человеку знание истории?

или Почему человеку необходимо знать историю?

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

 

Исходный текст 2.

Вечные духовные ценности

Бывают минуты в жизни людей, когда их тянет поговорить. Так было, видимо, и с моим собеседником. Лавируя в потоке машин, мчащихся по Садовому кольцу, он рассказывал о годах войны, о том, как его ранило под Минском, о фронтовых товарищах… Это были, в общем, обычные истории военного водителя.

И вдруг я насторожилась. И все, что мой собеседник сейчас рассказывал, стало впитываться в память. Вот его рассказ.

В конце войны, когда Советская Армия уже была на подступах к Берлину, мой собеседник, Иван Антонович Соколов, за рулем военной грузовой машины ехал по шоссе. Вдоль дороги, по обочине, тянулся поток беженцев. Затормозив, Соколов увидел у крыла своей машины немку, которая держала за руку мальчика лет шести. Это была еще молодая женщина, но, видимо, измученная дорогой, бессонными ночами, страхом, недоеданием: лицо у нее было бледное, глаза глубоко запали, одежда казалась грязной и измятой. Таким же худым и измученным выглядел мальчик.

В ту пору сынишке Соколова, живущему с матерью в Москве, было столько же лет, сколько этому немецкому мальчугану. Соколов долго молча смотрел на мальчика: многое прошло в эту минуту перед его глазами. Женщина, оцепенев, со страхом глядела на сидящего в машине русского солдата. Неожиданно русский солдат высунулся из машины, схватил мальчика и посадил рядом с собой. Немка помертвела от ужаса. Когда она увидела, что Соколов, порывшись в вещевом мешке, вынул большой нож, лицо ее исказилось, она заметалась, прижала обе руки ко рту, сдерживая крик. Но советский солдат вслед за ножом вынул из мешка большой кусок сала и буханку хлеба. Отрезав толстый ломоть сала, он положил его на хлеб и дал ребенку. Мальчуган тотчас же вцепился в сало, как мышонок.

— И тут я ей сказал… – задумчиво проговорил мой собеседник. – Чего пугаешься? Раньше надо было пугаться, когда твой муж воевать с нами пошел, совесть свою Гитлеру продал! А сейчас бояться нечего: советский солдат ребенка не обидит. Немецкого языка я не знаю, – продолжал он. – Да и она по-русски ни бум-бум. Но понять меня – поняла. Вот только не знаю – запомнила ли…

А запомнить ей надо было, навсегда запомнить. – Он почесал подбородок. – Отдал я ей мальчишку, отъехал от перекрестка, вижу: стоит мальчуган, мое сало жует, второй ломоть сала в другой руке держит. А мать на него смотрит. Смотрит и плачет.

…В это время мы подъехали к редакции. Соколов остановил машину. Но я не выходила. Раздумывала над историей, которую он рассказал. Он молчал и только курил. Молчала и я. Молчала и думала о его поступке.

Нет, это не была сладенькая доброта «всепрощения». Солдат, прошедший дороги войны, видевший своими глазами раны, нанесенные Родине врагом, проливший свою кровь, потерявший на войне многих товарищей, – помнил все, он ничего не простил. Но он думал не о мести за прошлое, а о мирной жизни в будущем. Это была подлинная гуманность, истинное великодушие мужественного, сильного, чистого человека.

 

(450 слов)                                                                                                (По Т. Тэсс)

Татьяна Тэсс (1906-1983) – советская писательница, журналистка и публицистка, многолетняя сотрудница газеты «Известия». Закончила Одесскую консерваторию по классу рояля. Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 1168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!